Бум на МВА прошел на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Бум на МВА прошел

KUDA.UA > Отдых > Отдых в России > Бум на МВА прошел

В конце октября в Москву в очередной раз заехали проходящие в разных городах мира передвижные выставки World MBA Tour и Top University Tour. Эти мероприятия неизбежно вызывают огромный интерес, поскольку в числе прочих приезжают самые известные и престижные бизнес-школы и университеты. Поступление в последние требует огромных усилий и денег, но, как любой бренд, такой диплом возмещает все сторицей. Во всяком случае, так принято считать 

     Однако в этом году уже не наблюдалось того бума, которым сопровождались эти выставки прежде (раньше карьеристы, мечтающие о МВА, выстраивались в очередь, чтобы хотя бы коротко переговорить с представителями ведущих бизнес-школ). В этот раз толпой жадных до информации будущих и настоящих менеджеров были окружены лишь те учебные заведений, которые пригласили своих русских студентов и выпускников. Посетителей больше интересовала не информация о той или иной школе, а то, как ее оценивают студенты, как они устраиваются после ее окончания. Это особенно актуально сейчас, когда наблюдается сокращение рабочих мест для выпускников МВА в крупных компаниях, работающих в сфере телекоммуникаций, информационных технологий, консалтинге и банках. Все меньше рекрутеров приезжает теперь в бизнес-школы, а студенты и выпускники все реже получают несколько предложений о работе сразу. Поиск работы становится уделом самого обладателя МВА. 

     Тем не менее прогнозы относительно перспектив МВА не столь пессимистичны, как можно было бы предположить. Дипломы оказываются более востребованными там, где раньше о МВА не думали, – в средних и небольших компаниях в странах с развивающейся экономикой. К примеру, наличие диплома МВА все чаще требуется при устройстве на топ-позиции в российских компаниях. По словам директора службы карьеры Уортонской бизнес-школы Анджани Джайн, увеличился спрос на выпускников МВА в маркетинге, рекламе, торговле, фармацевтике и здравоохранении. Кроме того, эксперты прогнозируют очередной всплеск интереса работодателей к МВА уже в следующем году, когда, по оценкам, будут преодолены процессы рецессии, охватившие экономику многих развитых стран, включая США , Германию, Японию, и начнется этап экономического роста (см. график). Хотя нестабильность мировых фондовых рынков может отложить этот подъем до 2004 года. 

     Наблюдается и такая тенденция. Если раньше диплом МВА считался преимуществом, отличающим более перспективного кандидата на должность, то теперь во многих компаниях это обязательное условие приема на работу для каждого. Например, без диплома МВА практически невозможно получить должность аналитика в инвестиционном банке или должность старшего консультанта в ведущей консалтинговой компании. 

     Так или иначе, а МВА по-прежнему является заветной мечтой многих карьеристов. И тот факт, что этой осенью на выставке World MBA Tour в Москве посетителей было меньше, чем обычно, говорит не о спаде интереса к этому виду образования. Это всего лишь свидетельство того, что бум на МВА прошел. За бизнес-дипломом теперь рвутся не все без разбора, а только те, кому это действительно нужно, кто знает, как применить полученные навыки. Впрочем, это общая тенденция на образовательном рынке: выбор того или иного вида обучения становится более осмысленным. Вопросы “зачем”, “почему именно это учебное заведение”, “что мне это даст на выходе”, “где я буду жить и работать” являются ключевыми для нынешнего студента. 

     Поэтому неудивительно, что наибольшей популярностью на выставке пользовались учебные заведения, занимающие лидирующие позиции в рейтингах, те, что у всех на слуху: американские Wharton, Columbia, Fuqua, Michigan, Chicago, британская LBS, итальянская SDA Bocconi, испанская IESE, швейцарская IMD. Любопытство вызывали и бизнес-школы известных университетов, славящихся академическим образованием, например, Кембридж, Уорвик, Ноттингем. Школы с менее громкими именами пытались привлечь посетителей более низкими ценами и национальными особенностями. К примеру, Хельсинкская школа экономики кует кадры для местной телекоммуникационой сферы и других наукоемких отраслей стабильной экономики скандинавских стран. Чешские, словенские, польские и российские бизнес-школы, представленные на выставке, предлагали программы МВА, адаптированные для восточно-европейского рынка. Были и такие учебные заведения, которые собственно МВА не предлагали (несмотря на название выставки), а выступали с другими программами по менеджменту, например, гостиничному. 

     Вообще, участники выставки пытались представить как можно больший спектр учебных программ, не ограничиваясь МВА и бизнес-курсами. Поскольку большинство бизнес-школ и школ экономики открыто при университетах, то курсы предлагались университетские: магистерские программы MSc, MA и др. Что выглядело вполне логичным с учетом пресыщенности МВА и того обстоятельства, что выставок было две, а вторая – Top University Tour – была посвящена как раз университетскому образованию. 

     Правда, как заявили организаторы, акцент был сделан на так называемых FLAME (Finance, Law, Accountancy, Management, Economics) и SET (Science, Engineering, Technology) курсах. 

     Согласно данным, собранным организаторами совместно с ведущими мировыми исследовательскими организациями HESA, Open Doors и DETYA, за последние пять лет число иностранных студентов, поступивших на последипломные программы, выросло на 15%. Самые популярные страны последипломного образования – США и Великобритания , вместе они учат 340 тыс. студентов из-за рубежа, что составляет 70% общего числа в мире. На третьем месте – Австралия , и австралийский рынок, по оценкам экспертов, растет динамично. Среди предметов и учебных курсов, которые выбирают студенты последипломного образования в Соединенном Королевстве, на первом месте с большим отрывом от других идут бизнес, менеджмент, финансы и бухгалтерия (27%), затем следует инженерное дело (7,6%), компьютерные науки (6,5%), образование и педагогика (5,9%), биологические науки (5,2%) и гуманитарные науки (4,4%). Интересно, что в США , на родине бизнеса, расклад немного иной. Здесь на первом месте стоит инженерное дело (20,8%, выбор №1 студентов из азиатских стран, которых в США немало), далее идут бизнес и менеджмент (17,4%), математика и компьютер (11,9%), физика и биологические науки (11, 3%), социальные науки (9,6%). 

     Следующий раз остановку в Москве выставки World MBA Tour и Top University Tour пройдут весной 2003 года. 

     В статье использованы материалы компаний topmba.com, topcareers.net, topgraduate.com, организаторов описанных выставок 

Журнал “Обучение за рубежом”

№2 2003



Прочитайте еще про Отдых в России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.