Не утони в фонтане слез напившись крымской мадеры. на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Не утони в фонтане слез напившись крымской мадеры.

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Украине > Не утони в фонтане слез напившись крымской мадеры.

      Тоскливая московская зима, затянувшаяся в этом году 

до самого мая, опротивела настолько, что хоть на стенку лезь. Поэтому, когда друзья позвали “сгонять в Крым ”, 

мы немедленно согласились. Еще бы — там-то наверняка уже лето! Сборы в дорогу прошли вперемежку со светлыми детскими воспоминаниями — в первый раз я отправилась в Крым на машине в семилетнем возрасте с родителями и с тех пор бывала там не раз. Но с последнего моего крымского путешествия прошло уже лет восемь. Интересно, как там все, сильно ли изменилось?

      Едва выехав за пределы Московской области, вспоминаем, что у России две главные беды: дороги и те, кто их строит. Рекордно плохими дороги оказались под Курском. Похоже, их не ремонтировали еще со времен тяжелых боев лета сорок третьего. Наблюдая за попутными машинами, замечаю одну закономерность: если машина несется, не снижая скорости и не жалея подвеску, то скорее всего на ней московские номера. Местные ездят неторопливо. Во-первых, дорога — яма на яме, во-вторых, хитрые гаишники могут прятаться за любым кустом, за каждым холмом. Иногда, в целях маскировки, они, прихватив радар, даже зарываются в копну сена у обочины! Да и ритм жизни здесь гораздо более неспешный: вдоль дорог разгуливают непуганые гусыни с гусятами, лошади с тележками и огромные индюки. Мы были бы тоже рады не спешить и фотографировать всю эту красоту, но спешим. Спешим к морю.

      Лучшее место для ночевки по пути в Крым — Белгород. Тут можно нормально передохнуть, помыться, а с утра заправить полный бак (топливо дешевле на полтора рубля, чем в Москве, и на два с половиной — чем на Украине) и рвануть через границу. Она отсюда всего в 80 км. В самом же городе довольно много гостиниц разного ценового уровня, но с нормальными удобствами и круглосуточной подачей воды.

На границе люди ходят хмуро

      Утро. Картина границы и таможни наводит на грустные размышления. Очередь, в которой иной раз приходится стоять по семь часов, куча ненужных бумажек и откровенное хамство иных доблестных служак — вот что отпугивает современного автотуриста от крымских маршрутов. Для жителей близлежащих деревень очередь на таможне стала неплохим способом подзаработать, ведь ее можно продать. Не очередь, конечно, а место в ней. Впрочем, границу довольно легко пересечь, ничего не покупая. Надо только приехать с утра пораньше. Часов в пять или хотя бы в семь. А уж прикопаются ли к вам гарны украински хлопцы, зависит от вашей дипломатичности, их настроения и просто везения. В лучшем случае единственное, что от вас потребуют, — показать паспорт, документы на автомобиль и заполнить обязательство о его обратном вывозе. 

      За кордоном первое, что обращает на себя внимание, — дорожные знаки. Они какие-то более заостренные, что ли. Опасные повороты и примыкания обозначаются не палочками, как у нас, а стрелочками. Я их даже сначала не поняла. Кстати, дороги (те, по которым мы ехали) на самостийной и незалежной в целом лучше, чем у нас. Особенно порадовали крутые холмы: на всех подъемах по обочинам лежат аккуратные кучки песка, а одна полоса обязательно на время раздваивается, чтобы можно было спокойно без выезда на встречную обогнать медленно ползущий в гору большегруз. Зато на Украине полно желающих содрать деньги с наивных россиян, выдавая себя за милицию или ссылаясь на какой-нибудь экологический налог. Так вот, гаишники (вернее, даишники) на Украине носят серую форму, как и наши. Все синие, зеленые, желтые и иные специалисты машинного доения смело могут быть посылаемы по известному адресу. На их взмахи и свистки можно не реагировать.

      Еще одна проблема: плохое топливо. Несмотря на то что оно в среднем на рубль-полтора дороже, чем в Москве, после первой же украинской заправки бензиновые машины “скисают”, а у дизельных возрастает аппетит. Знающие люди предполагают, что все топливо тут разбавляют газовым конденсатом. Мы по привычке старались заправляться на ТНК. Оказалось — не зря. По словам местных жителей, да и по нашим ощущениям, на остальных колонках горючее еще хуже. 

      Посреди Мелитополя неожиданно упало давление масла. Первая мысль была самой пессимистичной: двигатель! Однако рядом оказался вполне приличный круглосуточный автосервис с ямой. За 10 гривен (63 рубля) разрешили ею воспользоваться. Осмотрелись: ничего страшного. От жесткой тряски вывернулся штуцер одного из масляных патрубков. Как назло, в самом неудобном месте. Мастер, увидав в чем дело, достает хитро изогнутый ключ и великодушно помогает. Заворачиваем штуцер, доливаем масло, проверяем все остальные ответственные места. В норме. Можно ехать. 

      В Крым въезжали уже глубокой ночью. В принципе так оно обычно и получается, когда рассчитываешь дорогу на два дня. В темноте не видно ни гор, ни цветущих деревьев. Стало немного досадно. Зато утром, когда занавес ночной тьмы раздернулся, полуостров предстал пред нами во всей красе. Прямо на пляже цветет вишня, небо ослепительно голубое, море темно-синее. Ветер растрепал волосы. На берегу забыта и долгая дорога, и накопившаяся усталость. Хотя, казалось бы, куда ей деться? Спали мы всего часа четыре, а утром, зайдя в ванну, выяснили, что вода из крана идти не хочет — ни холодная, ни горячая. Оказывается, нас поселили на небывалую высоту (аж на третий этаж!) и из-за слабого напора вода сюда просто не доходит. “Приятный” сюрприз для усталых автопутешественников! Но под ярко-голубым крымским небом все мелкие неприятности тускнеют и отходят на второй план. Говорят, есть гостиницы, где никаких проблем с водой нет. Но нас отсутствие воды всю поездку просто преследует: то трубу прорвет, то в расписание не попадаем и воду уже выключили или, наоборот, еще не включили. 

      Евпатория , с которой мы начали наш маршрут по Крыму, знаменита своими здравницами. Уже сам климат, вода и грязи делают настоящие чудеса. А если плюс к этому еще и питание правильное, и квалифицированный медицинский уход… Но, по правде сказать, санаторная атмосфера как-то плохо сочетается с таким бодрым и требующим изрядных сил занятием, как автотуризм. Пожалуй, стоит приехать сюда дикарем, снять комнату и просто побродить по городу. Ведь ему уже около 2500 лет. Есть здесь и старые улочки, и еще более старые развалины, и одноколейный трамвай. Поблизости от Евпатории множество прибрежных деревушек, где можно дешево снять комнату или даже койку на ночь. За доллар. Или вообще бесплатно разбить палатку где-нибудь на ровном пустынном побережье. 

Страшно, аж жуть

      Горные крымские дороги, где траекторию твоего движения определяют отвесная скала с одной стороны и пропасть с другой, — это нечто. В Крыму почему-то не встречаются машины со значками “У”, туфельками, восклицательными знаками и прочей дребеденью. Чтобы кататься по таким дорогам — ездить надо уметь. И никакие значки тебе не помогут. Иногда, с непривычки, даже жуть берет, когда на очередном повороте дорога резко уходит вниз и в сторону. Как, например, на старой дороге из Симферополя в Ялту через Большой Каньон. Но за каждым таким поворотом — отличная точка для фотосъемки. То нависнет над кронами голубоватый пик, то над головой покажутся скрюченные корни деревьев, неизвестно какой силой цепляющиеся за камни, то на склоне увидишь распустившуюся фиалку или примулу, то с обрыва заглянешь на дно глубокой котловины. Высота набирается как-то незаметно, и только когда мы поднимаемся наконец на Ай-Петри — понимаем, что действительно находимся на высоте более тысячи метров над уровнем моря. Море синее, сливается с таким же синим небом, и горизонта не видно. А далеко внизу — Ялта … 

      Теперь — вниз. Местами ограничительный брус покорежен так, что сомнений в том, что здесь произошло, не возникает. Движемся, ограничивая скорость двигателем, на второй-третьей передачах. Где спуск становится чуть плавнее, можно подоткнуть четвертую, но все равно особо не разгонишься. 

      Ялта — царица крымских курортных городов. Чехов писал здесь свои рассказы, а Сергей Соловьев снимал “Ассу”. На пляжах крупная, круглая галька и бетонные волноломы, а в городе и вокруг него множество мест, куда можно устроить культпоход. Здесь сохранился дом, в котором жил Чехов, отсюда недалеко до “Ласточкиного гнезда”, Воронцовского и Ливадийского дворцов. Можно полюбоваться Ялтой с высоты канатной дороги, а можно заглянуть в Никитский ботанический сад. Я, например, с далекого детства помню “Поляну сказок”, музей под открытым небом, где собраны скульптурные изображения различных сказочных героев. Жилье и питание в Ялте — самые дорогие на всем крымском побережье. 

      Соседняя Алушта — типичный курортный город. Главная достопримечательность — вечерний променад. По вечерам здесь прогуливаются курортники, а пока их немного, местные байкеры тренируются в эффектных разворотах на скользких плитах набережной. Дальнейший наш путь — в Судак . Одна из главных достопримечательностей города — генуэзская крепость, построенная в XIV—XV веках на фундаменте более древних византийских строений. Если бы не гигантский труд реставраторов, нам бы не пришлось любоваться ни ее древними стенами, ни видом с высоких башен. Это бросается в глаза, если сравнить Судакскую крепость с Балаклавской. Они были построены примерно в одно и то же время, но там не сохранилось ни стен, ни большинства башен. Время почти сровняло с землей цитадель, защищавшую когда-то побережье от непрошеных гостей. И только камни сыплются из-под ног… 

Большая винная дорога

      Крым известен не только памятниками самых разных эпох, но и своими винами. Массандра, Новый Свет — это такая своеобразная визитная карточка, кровь виноградной лозы, хранящая воспоминания о прогретой солнцем земле, о лете, море. Развитие местного виноделия связано с именем князя Льва Сергеевича Голицына. Это он построил здания Массандры, которые вот уже сто лет соответствует всем нормам виноделия. Благодаря тому, что подвалы завода прорублены в скале, естественным образом поддерживается температура в +13°С, и, попав туда в коротких шортиках, довольно быстро начинаешь испытывать дискомфорт. Так что если надумаете сходить в массандровские подвалы, оденьтесь потеплее, а то вам будет не до экскурсий. А там есть что посмотреть и есть что послушать. Глядя на уходящие в темноту ряды огромных дубовых бочек, сначала думаешь: “Сколько же тут вина!”. Зато потом, прикинув примерно объемы массандровских подвалов и количество магазинов, торгующих в одной только Москве знаменитым крымским вином, начинаешь понимать, почему экскурсовод утверждает, что на одну бутылку настоящей Массандры приходится 35 подделок. Причем это не обязательно какая-то химия, это может быть натуральное вино, но из совершенно другого винограда, выращенного на другой земле, под другим солнцем. И от этого вкус у него будет совершенно иным, потому что вино — это дар земли и солнца, каждый раз — неповторимый. 

      Здесь, в подвалах, хранится множество образцов вина из разных стран. На соседних полках покрываются пылью времен неудавшиеся образцы и подлинные шедевры, бутылки 300-летней давности и совсем новые, с такими знакомыми этикетками. Это уникальная коллекция. Во время Великой Отечественной наиболее ценная ее часть была даже вывезена из Крыма, чтобы уберечь от врага. Потом, когда опасность миновала, каждая бутылка вернулась на свое место. Тем, которые остались, повезло гораздо меньше: когда немцы попали в подвалы Массандры, ни одной из них не удалось уцелеть. Экскурсия заканчивается дегустацией, на которой объясняют, как нужно пробовать вино, чтобы его цвет, запах и вкус слились в одну солнечную картину.

      Но Массандра — один из многих крымских винных заводов. Князь Голицын построил также завод шампанских вин “Новый свет”, знаменитые винзаводы есть в Инкермане и Коктебеле, где делают великолепную мадеру. Но я не берусь судить, где делают самое хорошее вино: это дело вкуса. Но, что удивительно, подделки встречаются даже в Крыму. 

«…От римских блях и эллинских монет до пуговицы русского солдата…» 

      Севастополь — не курортный город, хотя очень старается им стать. Ему же тоже надо как-то зарабатывать деньги. Здесь строят гостиницы, восстановили собор, возведенный на месте предполагаемого крещения князя Владимира, развивают яхтенный спорт, а в Балаклаве, в пещере, где когда-то ремонтировали подводные лодки, собираются делать музей холодной войны. И все же, повторюсь, Севастополь — не курортный город. Для этого ему не хватает легкомыслия. А может ли оно быть в городе, который с момента своего основания был военным и, по сути, остается им до сих пор, городе, в окрестных горах которого можно провалиться в заброшенный дот? 

      Впрочем, доты, следы от снарядов на камнях набережной и даже памятник погибшим кораблям — свежая история. Ее еще не скоро поглотит земля, как в случае с Херсонесом, стоявшим когда-то на этом побережье. Ровно уложенные камни напоминают о том, что когда-то здесь были улицы, море выносит на пляж черепки греческих ваз, а в древних колодцах, как в огромных вазах, распускаются весенние деревья. Раскопки тут ведутся уже третью сотню лет, но, глядя на новые ряды камней, выглядывающие из зеленой травы, понимаешь, что раньше наша цивилизация прекратит свое существование, чем полностью откроется взглядам древний город. 

      Возможно, это и не нужно. Здешняя земля вся напичкана осколками и останками прошлых эпох, и тайнами, многие из которых никогда не будут расткрыты. Но они есть и, органично вплетаясь в атмосферу Крыма, притягивают туристов не меньше, чем свежеотстроенные гостиницы и возможность погреться на солнце. 

Газета “Московский комсомолец”

№6 2003



Прочитайте еще про Отдых в Украине:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.