Человек с камерой на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Человек с камерой

KUDA.UA > Отдых > Отдых в России > Человек с камерой

Человек с камерой      28 декабря 1895 года в парижском подвале “Гран кафе” братья Луи и Огюст Люмьер дали первый публичный платный киносеанс. Аппарат, который они при этом использовали, назывался тогда “кинетоскоп” и был результатом доработки изобретения американца Томаса Алвы Эдисона. Успех был налицо. Тогда братья Люмьер обучили работе с кинетоскопом несколько человек и разослали их по разным странам. Так появилась первая кинематографическая профессия – кинооператор. 

Фотография

     Склонность к профессии оператора кино и телевидения проявляется прежде всего через фотографию. Имеется в виду не просто любительская съемка, а художественное осмысление окружающего мира. То есть умение заметить то, мимо чего другие равнодушно проходят, выразить свою идею, отношение, эмоции с помощью картинки. Чтобы это получилось, нужно обладать не только фантазией, тонкой наблюдательностью, быстрой реакцией. Можно “щелкнуть” приятеля на Красной площади, получится фотография, представляющая интерес только для самого приятеля и его близких. Но вот другой снимок на том же фоне: на площади в одиночестве сидит уличная кошка с настороженным взглядом. 

     “Если человек не только фотографирует, а сам занимается проявкой, печатью – это уже хорошо, – говорит декан кинооператорского факультета ВГИКа Александр Рыбин. – Но он должен ходить на выставки, смотреть на работы мастеров фотографии. Кроме того, нужно разбираться в живописи, архитектуре, графике. Разумеется, интересоваться кино, знать не только и не столько известных артистов, сколько кинооператоров, кинематографические школы…” 

     Серьезные занятия фотографией нужны и для того, чтобы пройти творческий конкурс. Как минимум тридцать работ разных жанров обычно должен представить абитуриент кинооператорского факультета: постановочные и документальные портреты, натюрморты, пейзажи, фотоэтюды, жанровые работы, репортажные снимки. Предпочтение отдается черно-белым фотографиям, потому что они показывают умение не только снимать, но и самостоятельно провести весь процесс проявки и печати. 

     Конечно, сегодня многое в фотографии можно сделать на компьютере, и это дает нынешним школьникам ощущение безграничных возможностей. Но в действительности особенно ценятся те, кто умеет создавать высокохудожественное изображение без использования компьютерных технологий. Поэтому в учебных заведениях высокого уровня, вроде ВГИКа или Института телевидения и радиовещания, обучают всем тонкостям технологии фото и киносъемки. 

     Помимо увлечения фотографией как творческим процессом, кинооператору необходимо ориентироваться еще в двух науках – физике и химии. Чтобы правильно работать со светом в кадре, нужно понимать основные законы оптики, природу света, характеристику разных линз, объективов и т.д. А, кроме того, понимать химические процессы, которые происходят, например, при проявке пленки. 

Кино

     С одной стороны, кинооператор – не самая первая и главная фигура в процессе создания кинофильма. Все же замысел исходит от режиссера, актерская игра – от актера. Но без мастерства оператора все эти усилия могут быть сведены на нет. С другой стороны, именно оператор может сделать фильм шедевром. Вспомните знаменитые “Летят журавли” режиссера М.Калатозова. Оператор Сергей Урусевский совершил революцию в кино, применив новые и странные по тем временам приемы. Взяв довольно известную театральную пьесу, режиссер и оператор сделали шокирующий по эмоциональности и степени воздействия фильм. Известно, что внешности Татьяны Самойловой после этого фильма стали подражать во многих странах мира. Например, Урусевский впервые использовал в кино широкоугольный объектив, слегка искажая перспективу для того, чтобы подчеркнуть необычное лицо актрисы. Но благодаря его работе фильм приобрел феноменальную зрительную выразительность и повлиял на развитие мирового кинематографа. 

     Педагоги ВГИКа считают: человеку, который хочет стать кинооператором, необходимо знать фамилии людей, создавших русскую операторскую школу: А.А. Левицкого, Э.К.Тиссе (“Броненосец Потемкин”), А.Н.Москвина, А.Д.Головни. Не менее важно быть знакомым с представителями следующих поколений этой школы – Павла Лебешева (“Раба любви”, “Сибирский цирюльник” и др.), Вадима Юсова (“Иваново детство”, “Андрей Рублев”, “Солярис”), других операторов, которые тоже становились полноправными соавторами кинолент благодаря своему таланту. В американском кино легендарным стало имя Грега Толэнда (“Гроздья гнева”, “Гражданин Кейн”), в итальянском – Витторио Стораро (“Последнее танго в Париже”, “Апокалипсис сегодня” и др.) 

     Не стоит думать, что после окончания института кинооператор сразу приступает к свободному творчеству. Как правило, кинооператорская карьера начинается с работы ассистентом, помощником, вторым оператором. Работа этих людей подчинена замыслу главного оператора, который в свою очередь идет вслед за идеями и планами режиссера, помогая как можно ярче выразить эти идеи. Главный оператор занимается общим рисунком кадра, световыми решениями, настроениями. Второй оператор контролирует технологическую часть, соотношение разных уровней освещения площадки. Ассистент перевозит тележку с камерой, меняет фокус… 

     Сегодня наши кинематографисты приходят к западным технологиям, при которых главный оператор даже не смотрит в камеру. Он придумывает цветовое, световое решение, композицию – и наблюдает за получающимся в итоге изображением по монитору. А за камерой стоят люди, которых в американском кино называют "camera-man". 

Документальное кино

     Здесь, безусловно, есть свои особенности. Оператор-документалист – одна из наиболее сложных профессий. Она требует умения мгновенно ориентироваться, а это значит, что владение техникой съемок должно быть доведено до автоматизма. В ситуации, когда событие уже происходит, некогда готовиться к съемке, нужно очень быстро снимать. Кроме того, документалист должен уметь максимально использовать имеющиеся под рукой возможности. Он не может поменять декорацию или сделать второй дубль. Так что операторы, способные хорошо снимать документальное кино, считаются в киношном цеху профессионалами самого высокого класса. Правда, мало кто из них получает всемирную известность и признание (исключение, может быть, составляет Роман Кармен, знаменитый фронтовой кинодокументалист). И тем не менее российская школа документального кино считается одной из лучших в мире – во многом благодаря высокому уровню операторов. 

     Документальное кино предполагает наличие у оператора качеств исследователя, журналиста: с помощью камеры он может выразить свое отношению к тому, что снимает. Здесь важно обладать терпением, выдержкой, хорошим знанием объекта съемок. Иногда получасовой фильм снимается два-три года, и это считается нормой. 

Телевидение

     Оператор телевидения сегодня чрезвычайно модная профессия. Собственно, она была таковой всегда, с момента появления волшебного голубого экрана. Постепенно уменьшались и становились легче телевизионные камеры, появлялись новые возможности обработки изображения. Но по-прежнему на телевидении талантливые операторы – это “белая косточка”, неприкосновенный и бережно охраняемый запас каждого телеканала. 

     То самое слово “картинка”, которое терпеть не могут “киношники”, принесли в операторский труд именно “телевизионщики”. И этим не исчерпываются различия между трудом кино- и телеоператора. Первые всегда сетуют на снижение планки, на непрофессионализм и т.д. Тем не менее, даже на телевидении больше всего ценятся операторы так называемой классической школы, которой придерживается, например, ВГИК. Всем понятно, что даже в быстротечном телевизионном пространстве от того, насколько правильно будет выстроен кадр, выбраны освещенность и цвет, зависит общий художественный уровень передачи. 

     “Я должен многое уметь, – говорит оператор одной из телекомпаний, – правильно составить композицию, чтобы в кадре все гармонировало по форме, цвету, размеру, расстановке. Поймать момент – на нужные слова “взять” именно тот план. Знать все особенности камеры, с которой работаю. А еще быть немного режиссером, осветителем, постановщиком, художником, декоратором…” 

     Помимо общих для всех представителей этой профессии знаний, телеоператор должен обладать репортерскими навыками, умением схватывать суть и мгновенно выделять из общего вида главное. “Слиться с камерой” иногда означает работу в неудобных позах, в любое время суток, в самую ненастную погоду и так далее. Недаром операторами на телевидении чаще всего работают рослые и крепкие мужчины. Ведь камера весит около восьми килограмм, а оборудование к ней может тянуть еще на десять. А высокий рост позволяет снимать “поверх голов”… 

     Конечно, в работе телеоператора есть и приятные моменты. Например, самых успешных приглашают работать на съемках видеоклипов, а это неплохие заработки. Но большинство операторов на телевидении полностью зависит от воли режиссера, журналиста, продюсера. В случае неудачных съемок чаще всего оказывается виноват именно оператор. Потому что в конечном итоге зритель смотрит на события его глазами. 

     На телевидении у операторов есть специализации, которые приобретаются в зависимости от опыта и способностей. Футбольный матч снимают одни люди, ток-шоу – другие, в горячие точки отправляются совсем не те, кто “подглядывает” за светской жизнью бомонда. В разных жанрах телевизионной работы есть свои особенности и хитрости, обучить которым может только жизнь. 

Карьера

     Говорить о карьере оператора и просто, и сложно. Просто – потому, что в этой профессии сегодня почти нет безработицы. Снимаются сериалы, клипы, работают частные телеканалы. Грамотный, образованный оператор, как правило, не остается без работы. Правда, размер зарплаты здесь колеблется от $100 на провинциальных телеканалах до $2000 на съемках высокобюджетных художественных фильмов. Телевизионная работа считается более стабильной в плане денег, но гораздо более рискованной, нервной и забирающей здоровье. В кино оператор может быть в команде “своего” режиссера, а потому в перерывах между съемками зарабатывать на жизнь как придется. Свадьбы, юбилеи, корпоративные вечеринки – это лишь несколько видов подработки. 

     Шоу-бизнес, конечно, более денежная область. Но и здесь многое зависит от везения и случайности. И здесь лучшие места уже заняты: самых известных и востребованных операторов в этой области не больше десятка, и почти все они пришли либо из кино, либо из фотографии. 

     Иногда, правда, случается обратный переход – оператор становится фотографом. Самый громкий и скандальный пример – история Лени Рифеншталь, снявшей гениальный с художественной и операторской точки зрения фильм “Триумф воли”. Но его тема сделала Лени после войны почти изгоем, не позволив дальше снимать. И она была вынуждена сменить род деятельности, заняться исключительно фотографией. Ее африканская серия потрясла европейскую общественность, не прошли незамеченными и другие работы. 

     Но если говорить о карьере, то в операторском деле не стоит рассчитывать на известность, узнаваемость и баснословные гонорары. Эта работа для тех, кто согласен быть на вторых ролях, незаметным персонажем, но при этом заниматься любимым делом. 

Где учат на оператора

     ВГИК – Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А.Герасимова, кинооператорский факультет. Очное отделение – 5 лет, заочное – 5,6 лет. 

     Обязателен творческий конкурс, на который абитуриент должен представить 30-40 фоторабот в разных жанрах (фотопортрет с использованием осветительных приборов и выполненный в реальной обстановке при естественном освещении, натюрморт, пейзаж, фотоэтюды и жанровые работы). Формат фотографий – 18х24 м и более. К материалам прилагается автобиография в свободной форме, в которой желательно мотивировать выбор профессии. 

     Экзамены по специальности состоят из трех этапов. Первый – фотосъемка (на материале института): гипсовый бюст или натюрморт, портретная композиция, жанровые сюжеты по натуре и событийный репортаж. Второй – творческое собеседование, которое проводится индивидуально. Третий – экзамен по основам фотографии, включающий основные сведения по фотографическим процессам, правилам фотосъемки, фотоматериалам и аппаратуре. 

     Экзамены по общеобразовательным дисциплинам: литература (устно), русский язык и литература (письменно). 

     Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А.Литовчина, кинотелеоператорский факультет. Готовит специалистов для работы на телевидении. Срок обучения – 5 лет. Творческий конкурс: собеседование и анализ домашнего задания. Экзамен по общеобразовательным дисциплинам: русский язык (диктант). 

Журнал “Обучение за рубежом”

№7 2003



Прочитайте еще про Отдых в России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.