«Этот фарфор был вестью из прекрасного будущего» на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

«Этот фарфор был вестью из прекрасного будущего»

KUDA.UA > Отдых > Отдых в России > «Этот фарфор был вестью из прекрасного будущего»

«Этот фарфор был вестью из прекрасного будущего» Такую выставку британская публика увидела впервые. Экспонаты, разместившиеся в лондонском Сомерсет-Хаус — одном из правительственных зданий, обрушили на зрителей яростный Пафос революционных лозунгов, буйную фантазию футуристических поисков, или, напротив, поражали сдержанностью, лаконичностью, даже аскетизмом художественных форм.

      Выставка называется «Вокруг квадрата: авангардный фарфор из революционной России». Организованная совместными усилиями Государственного Эрмитажа и Института искусств Курто при поддержке российской финансовой корпорации «УРАЛСИБ», она включила около 300 изделий из фарфора и 70 дизайнерских эскизов периода 1918—1930 годов. «Британцы весьма интересуются революционным периодом в истории России и весьма благожелательно относятся к россиянам, — отметил в беседе председатель Фонда развития Эрмитажа лорд Ротшильд. — Нынешняя выставка, безусловно, вызовет большой интерес».

      Основу лондонской экспозиции составили сокровища Музея фарфора, нового отдела Государственного Эрмитажа, сформированного из знаменитой исторической коллекции Ломоносовского фарфорового завода. Невская порцелиновая мануфактура была основана еще в 1744 году императрицей Елизаветой, дочерью Петра Великого. Во время царствования Екатерины II мануфактура стала Императорским фарфоровым заводом, а его продукция соперничала с лучшими европейскими образцами. Завод не был, как сказали бы мы сегодня, коммерческим предприятием: его изделия практически не поступали в свободную продажу — их можно было получить лишь в дар, а право на частный заказ было особой привилегией лиц, приближенных ко двору. 

      В 1844 году, в ознаменование столетнего юбилея завода, император Николай I издал указ о создании музея для хранения заводских изделий, которые могли бы служить учебной коллекцией для здешних ремесленников и художников. В нем были собраны образцы лучших работ из хранилищ Зимнего дворца и других царских резиденций, а также продукция прославленных фарфоровых мануфактур Европы и керамика из Китая и Японии. С конца XIX века было установлено правило, согласно которому авторские проекты исполнялись в двух экземплярах — один обязательно передавался в заводскую коллекцию. В 1883 году в Зимнем дворце устроили «фарфоровый и серебряный музей», а в 1910 году на его основе открылась Галерея фарфора Императорского Эрмитажа. После 1917 года Императорский завод был национализирован и назван Государственный фарфоровый завод. 

      Именно к этому периоду и относится значительная часть нынешней лондонской экспозиции, отразившей Пафос и драматизм революционной эпохи. Любопытная деталь: на обороте многих вещей из запасов еще императорских времен соседствуют темно-зеленый вензель Николая II, увенчанный короной, и бледно-синяя послереволюционная марка в виде серпа, молота и части заводской шестерни. По образному выражению директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, «в годы революции толпы авангардистов как бы врываются на завод, куда приглашали раньше традиционных художников, и произошло сращивание традиций Императорского завода с авангардом». 

      В этот период сильно и властно заявили о себе художники-супрематисты — Казимир Малевич и его ученики — Николай Суетин и Илья Чашник, которые для художественного оформления фарфоровых изделий впервые соединили чистые цвета (палитра заводских красок благодаря работам доктора Карла Келлера в 1918 году насчитывала 120 оттенков) и абстрактные геометрические формы — квадрат, круг, крест. Результат их творческих усилий можно увидеть в лондонской экспозиции. Это знаменитые белые получашки Малевича, где вялый ажурный завиток ручки смело заменен непроницаемым прямоугольником. Кардинальным новаторством отличается и разработанная им форма чайника, представляющего собой сочетание абстрактных геометрических форм. «Геометрическим взрывом» назвал это произведение литературно-художественный критик британской газеты «Гардиан». По мнению эксперта Института искусств Курто Александры Герстин, среди истинных жемчужин выставки — тарелка «Москва кубистическая» работы Ивана Алексеева, которая экспонировалась на первой выставке советского фарфора в 1919 году, а также фарфоровые фигуры из серии «Месяцы года» работы Василия Кузнецова. Этот скульптор следовал традиции средневековых календарей, в которых месяцы года отождествлялись с сезонами сельскохозяйственных работ. На международной выставке декоративных искусств в Париже в 1925 году его творения были отмечены золотой медалью. 

      Координатор выставки Катя Филлипс особо отметила работы Кузьмы Петрова-Водкина — эскиз чашки и блюдца «Красные ромбики» и совершенно уникальное, изготовленное в единственном экземпляре блюдо «Свадьба» (роспись Ивана Назарова). Лица двух молодых людей, окруженные цветочным орнаментом, напоминают лики святых на древних иконах. И резким контрастом им — веселый многоцветный хоровод, пущенный художником в качестве внешнего обрамления. 

Специальный раздел лондонской выставки посвящен так называемому «агитационному», или пропагандистскому фарфору. В нем, в частности, представлены работы Сергея Чехонина и Зинаиды Кобылецкой «Декабристы» и «Портрет Ленина», выдержанная в красно-зеленой цветовой гамме работа Натана Альтмана «Земля — трудящимся» и его же проект по украшению площади Урицкого к первой годовщине революции, красочная миниатюра Любови Блак «Урожай». Заинтересовали зрителей темпераментные и самобытные работы художницы Александры Щекочихиной-Потоцкой. Ее талант смог переплавить впечатления от русской иконы, лубка, народного искусства и строить композицию по своим собственным, новым законам. Яркий тому пример — блюдо «Звонарь», на котором юноша, напоминающий персонаж русской народной сказки, звонит в колокола, и колокольный звон складывается в слова: «Да здравствует Съезд Советов». Потрясает расписанная желтым и фиолетовым ваза работы Марии Лебедевой под мрачным названием «Голод» — с изображением богатств земли с одной стороны и заколоченным продуктовым складом под замком — с другой. Ваза была создана по заказу Комитета помощи голодающим для продажи на аукционе. А рядом — тарелка 1920 года работы Сергея Чехонина с надписью «Царству рабочих и крестьян не будет конца» и его же тарелка «Кубистическая с молотом», в которой сочетаются новая для того времени символика серпа и молота с футуристическим оформлением борта тарелки. 

      Многие лозунги, украсившие тарелки, блюда, чашки, художники позаимствовали прямо у революционных панно и уличных плакатов того времени, некоторые взяли из библейских сюжетов. Примером может служить совершено «не советский» лозунг на одном из произведений — «Благословен труд свободный». Но большинство, конечно, несли на себе яростный Пафос революционных лозунгов. К ним относится работа Алисы Голенкиной «Красный гений», отправленная в 1923 году на продажу в Швецию: на фоне восходящего солнца скачет алый всадник на крылатом коне с факелом в руках, а центральная миниатюра окружена надписью: «Мы зажжем весь мир огнем III Интернационала». 

      Восприятие современниками нового фарфора передают слова известного в то время художника по фарфору Елены Данько, современницы и участницы заводских творческих экспериментов: «Этот фарфор был вестью из прекрасного будущего, за который билась советская страна в страшных боях с голодом, с разрухой, с интервенцией».

      «Самый важный компонент этой выставки — сохранение наследия и традиций, — считает Михаил Пиотровский. — Агитационность фарфора в этой экспозиции относительная — ведь эти произведения никогда не продавались внутри страны, они шли только за границу, только за валюту, делались для другого мира». Вместе с тем он считает, что это уникальное собрание демонстрирует «торжество традиций, которые сохранились, пройдя через революцию, и в то же время приобрели что-то новое». 

Нынешняя выставка, отметил он, стала результатом «интересного сотрудничества» с Ломоносовским фарфоровым заводом. В 1993 году он был приватизирован, а три года назад уникальная историческая коллекция заводского музея перешла в ведение Эрмитажа. «Получилось очень хорошее сочетание того, что нужно делать и что сейчас пытается делать весь мир: соединение культуры, частного бизнеса и государства, — считает Борис Пиотровский. — Музей — это государственная собственность, им управляет Эрмитаж в тесном сотрудничестве с заводом. Так что получилась очень хорошая вещь». 

      Председатель наблюдательного совета предприятия Галина Цветкова отметила, что музейная экспозиция на его территории будет периодически обновляться. «Сейчас у нас совместно с Эрмитажем проходит акция под названием «Академия фарфора», — сообщила она. — В июне мы пригласили художников, не работавших прежде на заводе, чтобы они попробовали проявить себя в фарфоре. Многие откликнулись, и сейчас пройдет предрождественская выставка, на которой завод преподнесет Эрмитажу ряд совершенно необычных и очень интересных работ». 

      Назвав этот проект «попыткой привлечь новые художественные силы», Пиотровский пояснил: «Мы работаем вместе над галереей, делаем совместные выставки, получается хорошая связка. Это полезно и для предприятия, и для самих художников. Они смотрят, копируют, вдохновляются прежними произведениями, восходящими к истории завода». В целом, по мнению директора Эрмитажа, «связка с ЛФЗ — это нормальное партнерство, где все получается. В отличие, скажем, от Завода художественного стекла, который тоже был приватизирован, и его больше не существует. Это даже лучше, чем социальная ответственность бизнеса, — добавил он. — Социальная ответственность — она всегда под дулом пистолета. Здесь же — просто обоюдовыгодное, интересное сотрудничество». 

      Эту тему продолжил президент «УРАЛСИБ» Николай Цветков, назвавший выставку «составной частью усилий по поддержке нашего общества и содействию социальной ответственности корпораций». «Мы должны выступать на международной арене не только со своими экономическими возможностями, но и демонстрировать наш культурный потенциал, — подчеркнул он на церемонии открытия экспозиции. — Тематика этой выставки не только дает возможность показать европейцам самобытное искусство, но и свидетельствует о стремлении сохранять культурные традиции. Тот период, когда создавались эти произведения, уже никогда не вернется, однако это — наше национальное достояние». 

      «Восхитительно», — такой эпитет употребила газета «Гардиан» для описания выставки. «По мере того как Советский Союз становится лишь воспоминанием, тот краткий период, когда вместо цензуры и уничтожения творческих индивидуальностей новое общество фактически вдохновляло их, также становится малоизвестным фрагментом культуры XX века, — пишет газета. — Однако этот период имеет значение — хотя бы потому, что он породил великое искусство. Выставка экспонатов из собрания Санкт-Петербургского Эрмитажа — одна из наилучших возможностей из имеющихся за пределами России увидеть модернистский мир наиболее радикального искусства. Это искусство уводит нас далеко за границы общих понятий, мифов и блестящих поверхностей старых фотографий и позволяет проникнуться культурой периода русской революции».

      Фото любезно предоставлены Государственным Эрмитажем

Игорь Борисенко ( Лондон )

 

Журнал “ЭХО Планеты”

№11 2004



Прочитайте еще про Отдых в России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.