Люди странных профессий – рикша. на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Люди странных профессий – рикша.

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Японии > Люди странных профессий – рикша.

У иных профессий есть очень любопытные судьбы. То они исчезают под напором модернизации и остаются лишь в фольклоре, то вновь появляются, как дань туристическому бизнесу, охотно эксплуатирующему национальную экзотику. Примерами этого в российской действительности могут послужить профессии резчиков ложек из деревянных баклуш, производителей медовух и сбитней, художников-декораторов, раскрашивающих матрешек, и т. п. Подобные процессы характерны и для Японии, делающей огромную ставку на привлечение в страну иностранных туристов.

      В списки местных достопримечательностей, рекомендуемых приезжим для посещения, ныне включаются мастерские по производству керамики, тканей, самурайских мечей — все на основе древних технологий. Возникли из небытия и рикши, которых автомобили, казалось бы, навсегда вытеснили сначала на обочину дорог, а затем из жизни.

      Его коляску чаще всего можно увидеть в центре Токио, в квартале Нихомбаси, на стоянках, отведенных для такси. Пока они не конкуренты — такси и рикша. Но Содзиро, так зовут владельца коляски, полон оптимизма. Он надеется на возрождение профессии. Сам он стал рикшей сравнительно недавно. Четыре года назад он уволился из акционерной компании, где работал менеджером. Экономический застой, как утверждает Содзиро, не давал надежд на успешную карьеру. Надо было искать новую нишу для бизнеса. И он ее нашел, приобретя коляску рикши и лицензию на право перевозить людей.

      Конечно же, Содзиро не одинок в своей борьбе за выживание в каменных джунглях столицы. Коммерческим извозом на колясках занимаются уже несколько транспортных фирм. Большинство из них делает ставку на иностранных туристов. Поэтому и предлагаемые маршруты пролегают около токийских достопримечательностей — императорского дворца, храмов, торговых центров. А Содзиро считает, что наиболее перспективной клиентурой для него являются пожилые, обеспеченные женщины. Они любят неспешно проехаться по городским улицам на рикше, особенно по старинным кварталам, облик которых сохранил очарование довоенного Токио. Иногда они нанимают рикшу, чтобы съездить в храм или магазин. Скорость рикши невелика — около 8 км/час, стоимость поездки чуть выше, чем на такси. Но для ностальгирующих по прошлому стариков — это как раз то, что надо.

      Еще лет десять-пятнадцать назад профессия рикши в Японии считалась безвозвратно утраченной. Иногда (очень редко, при большом везении) в переулочках столичной Гиндзы или другого крупного развлекательного центра страны можно было увидеть коляску темного цвета на велосипедных колесах, которую тащил за собой человек. Единственным пассажиром в такой коляске могла быть только гейша. Сама — воплощение далекого прошлого, гейша, направляясь к клиенту, заказавшему ее присутствие на вечеринке, ради поддержания традиционного имиджа своей профессиональной деятельности современному такси предпочитала рикшу. Тот привозил гейшу в ресторан и увозил ее домой после окончания мероприятия.

      Теперь же коляски рикш можно не только легко обнаружить в людных местах городов, но и при желании совершить поездку на этом экзотическом виде транспорта. Надо отметить, что советским людям езда «на живом человеке», естественно, была категорически запрещена. Теперь же это входит в набор традиционных туристических развлечений, наподобие езды в конном экипаже по старой Вене или на слоне по городским улицам Индии.

      Немного об истории рикш. Многим кажется, что этот традиционный для Японии транспорт должен иметь многовековую историю. Между тем рикша — не только явление сравнительно молодое, насчитывающее менее полутора веков, но и, вообще говоря, изобретено иностранцем. Авторство этой идеи обычно приписывают европейскому миссионеру Джонатану Гоблу. У проповедника была жена, страдающая каким-то недугом, и он где-то в конце 60-х годов XIX века соорудил коляску, на которой стал вывозить страдалицу на прогулки. Сначала Гобл рассчитывал только на свои силы, но потом нанял для этих целей слугу-японца. Правда, существует и иная версия. Борцы за национальный приоритет считают, что подобную коляску могли изобрести только японцы, называя при этом имена трех компаньонов — Ёсукэ Идзуми, Токудзиро Судзуки и Косукэ Такаяма, разработавших конструкцию коляски, наладивших в 1869 году производство и даже получивших лицензию на этот вид транспорта. Впрочем, определение авторства не столь уж важно. Главное — рикши сразу же стали пользоваться огромным успехом.

      Об этом свидетельствуют цифры. В 1871 году по улицам Токио бегали уже 15 тысяч рикш, а год спустя их численность достигла 40 тысяч. Это несколько насторожило городские власти Токио. Дело в том, что рикши стали успешно конкурировать с лодочниками, традиционно перевозившими пассажиров и грузы по каналам и водным протокам столицы. Но жалобы лодочников ни к чему не привели. Рикши постепенно стали основным видом городского транспорта. И в 1896 году численность рикш в Японии достигла 210 тысяч. Более того, идею успешно экспортировали в другие страны Азии. Свои рикши появились в Китае и странах Юго-Восточной Азии, а затем и в Индии.

      Однако сами японцы в те времена воспринимали рикш как некое иностранное нововведе-ние. И это понятно. После Реставрации Мэйдзи (1868) политика «закрытия страны» от общения с зарубежным миром была отменена. В Японию хлынули иностранцы — миссионеры, инженеры, медики, учителя, а то и просто авантюристы всех мастей, обладавшие знаниями европейских и американских технологий. В стране появились первые маяки, телеграфные линии, железная дорога, пивные заводы, ткацкие фабрики. И одновременно с ними — рикши. Что ж тут удивляться, что это нововведение приписали иностранному влиянию? Ранее в Японии большинство людей перемещалось пешком. Лишь для придворной знати было разрешено пользоваться паланкинами, которые таскали на своих плечах носильщики. Лошадей для перевозки грузов и людей японцы использовали, как правило, лишь в военных целях. К тому же труд носильщика был гораздо дешевле, чем использование лошади.

      Сначала людей, впрягшихся в пассажирские коляски, называли дзинрикися (дзин — человек, рики — сила, ся — повозка, то есть вместе — повозка, приводимая в движение человеком). Наши моряки и путешественники, побывавшие в то время в Японии, несколько изменили произношение — на дзенрикша. Так это непривычное слово и понятие дошло до России. Со временем термин сократился до ныне широко известного — рикша. Так же называли и саму коляску, двухколесную, с двумя оглоблями, без дверей, со складывающейся крышей.

      Труд рикш был достаточно тяжелым. В день им приходилось пробегать в среднем 35–50 км. На трудных участках дороги, круто ведущих в гору, к «кореннику» добавлялся «пристяжной», поджидавший у начала подъема. Не имеющий собственной коляски бедолага впрягался в оглобли или подталкивал коляску сзади, естественно, за дополнительную плату. Хорошо, если седок был маленького роста и легким. Но в коляску порой усаживалась пара пассажиров, иногда весьма тучных, постоянно подгонявших возницу. Рикш подчас просто загоняли, как лошадей. Они рано умирали от заболеваний сердца или легких. Жили рикши чаще всего там же, где и работали, — в коляске. Здесь они ели и спали. Все немногочисленные личные принадлежности — смена обуви, полотенце, курительный набор, плошка для риса — хранились под сидением коляски.

      Начало XX века стало временем расцвета и очень скоро — временем заката этой профессии. Появившиеся автомобили, а за ними — и городская электричка быстро превратили рикш в анахронизм. К 1938 году их количество снизилось до 13 тысяч. Некое оживление в этом секторе транспорта наметилось после окончания Второй мировой войны, когда автомобилей катастрофически не хватало. Но восстановление разрушенной экономики шло быстрыми темпами, и рикши ушли в прошлое, уступив свои места таксистам. И вот теперь — старые коляски вновь выкатились на улицы Токио, Киото, Осаки, Нары.

А. Лазарев

 

Журнал “Япония сегодня”

№1 2005



Прочитайте еще про Отдых в Японии:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.