Деньги вернут, но не все, не всем, и не сразу. на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Деньги вернут, но не все, не всем, и не сразу.

KUDA.UA > Отдых > Отдых в России > Деньги вернут, но не все, не всем, и не сразу.

Учитывая сложность ситуации, в которой оказались туристические компании, работающие с Юго-Восточной Азией, и особенности российского законодательства в сфере туристической деятельности, простого решения вопроса денежных компенсаций ждать не приходится. Предлагаем вам рекомендации генерального директора юридической консультации "Визит" Анны Самсоновой по досудебному разрешению спорных моментов.

      – Среди туристов распространено заблуждение, что турфирма в любом случае обязана вернуть все денежные средства за тур. На самом деле неважно, оплачен ли тур накануне поездки или за полгода, – деньги уже ушли из агентства к оператору и дальше по цепочке. Однако абсолютно неправильное утверждение тиражируется прессой и настраивает массы против турфирм. В такой ситуации турфирмам очень важно не потерять лицо.

      На основании действующего законодательства, обобщая различные договорные отношения с клиентом, можно предположить, что сумма, подлежащая выплате клиенту, не должна превышать общей стоимости тура за вычетом фактически понесенных фирмой расходов. Правда, после заявления Стржалковского турфирмы испугались. Возможно, на это и был расчет, ведь не все фирмы знают, что ответственность их на самом деле не так уж велика. Некоторые так прямо и говорят, что не хотят вступать в открытый конфликт с властью: "Мы будем правы, но чем это для нас закончится?" Государство всегда найдет способ наказать не принявшие участие в "благой" инициативе турфирмы.

      Сейчас в агентствах настоящий вал клиентских претензий. Он очень тормозит работу компании, направленную как раз на возврат денег. В итоге операторы сейчас самостоятельно или с помощью своей юридической службы пишут им письма, где после отсылок к законам и заявлениям МИД, главного государственного санитарного врача РФ, руководителя ФАВТ и т.д. предлагают поехать в страну позже либо отправиться в другое место. Они предлагают компенсировать туристу 100% стоимости тура, но не деньгами, а услугами, что в ситуации, когда ему практически не на что рассчитывать по закону, выглядит чистым альтруизмом. Но не все клиенты это оценили. Некоторые сейчас настроены агрессивно и неконструктивно. В ответ на письма фирмы получают требования вернуть им 100% денег. Еще раз спасибо нашим чиновникам. Ведь фактически о 100%-ном возврате денег речи вообще не может идти. Тут же клиенту предлагают компенсировать затраты в 100%-ном размере, только не деньгами, а услугами. Очень хороший вариант, а они не согласны.

      Кстати, похожая, но намного более продуктивная ситуация, складывается и в отношениях операторов с принимающей стороной. Как правило, их финансовые обязательства также ограничатся выплатой суммы за вычетом фактически понесенных ими расходов. Очевидно, что они на самом деле могут составлять почти 100%. Разумеется, кто-то из зарубежных партнеров думает о возвращении части денег, рассчитывая на дальнейшее сотрудничество. Тайские, ланкийские хотельеры готовы возвращать деньги, перезачитывать услуги, идет конструктивный диалог между партнерами. Иного выхода нет, ведь если подавать в суд, то делать это надо по месту нахождения ответчика. Редкая компания сможет себе позволить нанимать местного адвоката, терять деньги и время на разбирательство. Да и нужный результат такого дела маловероятен. Так что для всех в первую очередь важно "полюбовное решение", которое ставит собой целью не потерять клиентов. Сейчас тайцы и ланкийцы стараются именно таким образом решить вопрос с российской стороной. Которая, в свою очередь, должна полюбовно решать вопрос со своими партнерами и клиентами. Почему? Дело в том, что на этой стадии заканчиваются нормы права (которые ограничивают размер возмещения, как правило, фактически понесенными затратами или принципом справедливого распределения убытков между сторонами) и начинаются нормы делового партнерства, заинтересованности друг в друге. Если оператор заинтересован в агентстве, а умный оператор всегда в нем заинтересован, то он пойдет на диалог.

      Что касается агентств, то в плане законодательных возможностей и прав советовать сейчас агентству крайне затруднительно. У них у всех разные договоры с оператором: купли-продажи, агентский, комиссии, поручения, а у кого-то вообще договоров нет или они заключены ненадлежащим образом. Поэтому вся работа с операторами по компенсациям строиться может опять-таки на уровне человеческих взаимоотношений. Одно могу сказать точно: те фирмы, которые уже выплатили 100% денег своим клиентам, фактически проявили добрую волю. По закону большинство из них вовсе не обязаны были это делать.

      Сейчас я решительно не советую агентству доводить дело до суда – рекомендую вести себя вежливо, поддерживать с клиентами контакт, отвечать на письма. Все свои шаги фиксировать. Предложили один вариант компенсации – пусть человек подпишется, что он его получал, отказался или принял предложение. Самое важное, чтобы клиент расписался в том, что он его получил. Впоследствии это подтвердит хорошую репутацию и действительные намерения турфирмы.

      Далее в течение 20 дней недовольный клиент должен проявить свою волю (право подать в суд он имеет в течение 3 лет), в худшем случае – написать претензию. Агентство должно ответить на нее в течение 10 дней с момента получения. Отмалчиваться, уклоняться от общения с клиентами я бы не рекомендовала. Эта реакция будет не в пользу агентства, если дело дойдет до суда.

      Между прочим, турист также не заинтересован в том, чтобы спорные отношения разрешал суд. Ведь для того, чтобы было вынесено решение суда, требуется минимум 3-4 месяца. Если турфирма впоследствии обжалует его, то процесс рассмотрения может легко затянуться и на год-полтора. Затем следует исполнение вступившего в законную силу решения. Это отдельная стадия. После возбуждения исполнительного производства дается месяц-полтора на добровольное удовлетворение требований должника. И если на счетах турфирмы ничего нет, ей не принадлежит никакое имущество, то и взять с нее нечего.

      Если агентство решится подать в суд на оператора, это надо делать через арбитражный суд. Надо только учитывать, что при подаче искового заявления в арбитражный суд агентство уже понесет существенные расходы. Во-первых, заплатит госпошлину в размере нескольких минимальных окладов, во-вторых, потратится на оплату представителя в суде. К положительным моментам можно отнести то, что время рассмотрения подобных дел ограничено одним-тремя месяцами. Правда, с системой обжалования все это также может затянуться на год. Стоит учитывать и тот факт, что раз уж дело дошло до суда, то вернуться к нормальным деловым отношениям после этого обычно невозможно. Так что я бы рекомендовала подойти к этому вопросу более конструктивно. Более того, расторжение договора между оператором и агентством, как правило, происходит по причинам, связанным с "существенно изменившимися условиями договора" либо наступлением обстоятельств непреодолимой силы – и в качестве результата расторжения договора на основании решения суда скорее всего расчет между сторонами будет происходить исходя из принципа фактически понесенных сторонами расходов. Так что в любом случае я – за мирное договорное и досудебное разрешение конфликта.

Юрий Сухоруков.

 

Газета “Туринфо”

№1 2005



Прочитайте еще про Отдых в России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.