Побывала на родине каббалы на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Побывала на родине каббалы

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Израиле > Побывала на родине каббалы

Побывала на родине каббалы

      Когда я впервые собиралась в Израиль , приятель, частенько там бывающий, напутствовал: “Непременно съезди в Цфат! Это неописуемое место!”

      Он повторял это не раз с несвойственной ему горячностью. Я даже удивилась – что же там такого? О Цфате я знала только, что это небольшой городок на севере Израиля, в Верхней Галилее, за озером Кинерет. Приют раввинов, каббалистов и художников. Мои вполне светские друзья, как говорят в Израиле – хилоним (в противоположность ультрарелигиозным харедим и соблюдающим традиции месортит), на вопрос “как добраться до Цфата?” отвечали удивленным приподниманием бровей: “А зачем тебе?” Из всех них в Цфате бывал только один парень – он служил там в армии, и особо радужных впечатлений, легко догадаться, город в нем не оставил.

      Добраться до Цфата можно как проторенным туристическим путем – заказать экскурсию, заплатить за нее около 130 шекелей (примерно 30 долларов) и прийти вовремя к автобусу, так и “по-дикарски” – на общественном транспорте.

      Я выбрала второй: кинула в рюкзак фотоаппарат, бутылку минералки (без нее в Израиле – никуда, особенно летом – в жару можно получить обезвоживание, даже не заметив этого) и книжку-путеводитель и отправилась на иерусалимскую тахану мерказит – автовокзал. Как выяснилось на месте, автобусы в Цфат (цена билета около 10 долларов в один конец) ходят редко, и следующий должен был быть только после обеда. Так как я планировала вернуться в тот же день, что-то предварительно при свете дня повидав и сфотографировав, пришлось внести в план коррективы: добираться сначала до Тверии – города на берегу Кинерета (так в Израиле называют озеро, фигурирующее в Библии как Галилейское море, где Христос ходил по водам), а уже оттуда – местным автобусом или маршруткой до Цфата.

      Чистый кондиционированный автобус был наполовину пуст – несколько солдат, солдаток и офицер с капитанскими погонами, с которым мы мило побеседовали по-английски. Объясниться на этом языке здесь могут все – от таксиста до продавца на рынке; исключение составляют только некоторые харедим, принципиально не изучающие иностранных языков.

      Тверия очень красива. Даже жаль, что я смогла провести там всего полчаса. На берегу Кинерета, удивительного озера с бирюзовой водой (большого, но на звание моря никак не претендующего), шумели пальмы, тихо смотрели на воду окна чистеньких отелей. Сюда ездят в основном израильтяне – отдохнуть от городского шума, побродить по археологическому парку, полечиться на галилейских горячих минеральных источниках, да группы христианских паломников иногда заглядывают проездом. Им показывают место крещения Христа в реке Иордан (Ярденит), Гору Блаженства, где была прочитана Нагорная проповедь, и Табху – деревню на месте библейского чуда “умножения хлебов”.

      К тому моменту, когда автобус подкатил к бетонному причалу тверийской автостанции, я успела – и от собеседника, и из путеводителя – узнать о цели своей поездки много интересного.

      Например, о том, что город Цфат расположен на высоте 840 м и в хорошую погоду из него можно увидеть Кинерет на юго-востоке, Средиземное море на западе и белый снежный пик горы Хермон на севере. Цфат в Торе не упомянут, но тем не менее считается священным для евреев городом, наряду с тремя другими (главный из них, разумеется, Иерусалим ).

Прославился Цфат своими средневековыми каббалистами, переселившимися сюда из Испании после того, как там начались жестокие гонения на евреев.

До того, во времена Второго храма, Цфат был крепостью – оплотом еврейских повстанцев-зелотов, боровшихся против римлян. Городок буквально застроен синагогами. Самая старая из них – синагога Абохава, названная в честь рабби Ицхака Абохава (XV в.). Здесь хранятся древние свитки Пятикнижия – Торы. Они раскрываются только в большие праздники: Рош ха-Шана (еврейский Новый год , отмечается в начале осени), в Йом-Киппур (Судный день) и в Шавуот (праздник обретения Торы и праздник урожая). В мощное землетрясение 1837 года стена синагоги Абохава, обращенная в сторону Иерусалима, уцелела. Несколько позже Абохавы, в шестнадцатом веке, была построена синагога Алхеш (названная по имени рабби Моше Алхеша, комментатора Торы). Самой красивой считается синагога Сде Тапухим (“Яблоневый сад” – аллегория рая у каббалистов). Каббалисты и по сей день живут и занимаются своими духовными изысканиями в Цфате. Здесь открыт всемирный центр еврейской мистики, преподавание в котором ведется на иврите и на английском.

Маршрутка за двадцать минут доставила меня на центральную площадь Цфата. Улица Ерушалаим, вьющаяся по горе, соединяет старый город, занявший ее вершину, с новыми современными кварталами типовой городской застройки.

      Надо сказать, современность в Цфате не “лезет в глаза” – жилые дома невысокие, неброские. От улицы Ерушалаим, как ручейки, ответвляются узенькие улочки Хатам Софер и Суккок Шалом, ведущие в Старый город, к синагогам и в квартал художников – не менее знаменитой цфатской достопримечательности. Поднявшись по нескольким переулкам-лестницам почти на самую высокую точку города, я поняла, что привлекает сюда “деятелей искусства”. В паре километров к юго-востоку зеленым курчавым горбом поднималась гора, а за ней блестело в лучах уже склоняющегося на закат солнца озеро Кинерет. Небо переливалось нежными золотисто-розовыми красками, окрашивая в те же тона песчаник стен и мостовых Цфата, а по стенам вились плети плюща и дикого винограда (кстати, виноградная гроздь наряду с гранатом и колосьями – часть иудейской символики).

      Я бродила без экскурсии, “руля и ветрил” по узеньким цфатским улочкам, забредая в галерейки художников, часто занимающие переднюю комнату обычных жилых домов, и в мастерские ремесленников.

      В одной из них за гончарным кругом сидел настоящий живой горшечник, лепил горшок, а вокруг него на полках красовались уже готовые, покрытые бледно-голубой и зеленоватой глазурью изделия. Горшки были хороши, но недешевы: маленький – около 10 долларов, большие – 20-30. В большом магазине при местном свечном заводике продавались свечи всех форм и размеров. Свечи, которые у иудеев принято зажигать каждый пятничный вечер, благословляя наступающий Шаббат – Субботу, день отдыха и молитвы, должны быть кошерными, то есть изготовленными в соответствии с религиозными правилами. Но это не означает их стандартности: в магазинчике можно купить, например, большую фигурную свечу в виде статуэтки царя Давида. Набор маленьких свеч стоит 10 шекелей – около 2 долларов.

      В узеньком переулке ко мне подошла пожилая дама в обмотанном вокруг головы платке (замужним иудейкам предписывается скрывать волосы под головным убором или париком) и пригласила зайти в свой дом.

      Я зашла и оказалась в сыроварне. Мне гостеприимно предложили попробовать несколько сортов сыра – от рассыпчатого козьего до желтого, полупрозрачного, похожего на воск. Понравившийся сыр можно было купить.

      Неподалеку в маленьком дворике на истертых каменных ступенях сидело десятка три молодых ребят в солдатской форме и широкополых панамах. Они внимательно слушали барышню-сержанта, что-то им увлеченно объяснявшую. Потом солдаты (и я вместе с ними) вошли в небольшую синагогу с белеными стенами, кое-где украшенными яркой майоликой, и резными деревянными скамьями.

      Это была синагога ha-Ари, связанная с именем знаменитого раввина Ицхака Лурии, духовного отца каббалы, который жил и умер в Цфате.

      Его потомки и последователи, раввины из древних коэнских (первосвященнических) родов, и по сей день живут в Цфате. Нескольких я встретила – они важно и неторопливо шагали по улицам в своих круглых шапках-штреймлах из 12 кусочков лисьих хвостов, по числу колен Израилевых.

      На узкой улочке, в красноватом свете четырехгранных фонарей, я поняла, что имел в виду мой друг, агитировавший меня съездить в Цфат. Очарование этого места, пропитанного историей и мистикой, и в самом деле не поддавалось описанию.

      Завершилось мое странствие уже в темноте, разбавленной ярким светом витрин, на улице Бейт Йосеф, похожей на крытый пассаж, состоящий из сувенирных лавок. Картины и гравюры, культовые предметы (молитвенные покрывала-талиты, кубки-киддуши для благословения вина, ханукальные подсвечники, блюда для пасхальной трапезы etc.), одежда, керамика, украшения…

      У туристов разбегались глаза. Они на разных языках перекликались друг с другом – из магазинчика в магазинчик, как грибники в осеннем лесу.

      В небольшой лавочке с белеными стенами за прилавком сидел сам ее хозяин. Судя по вывеске у входа, его звали Джош Бурд. “Не отходя от кассы”, он постукивал по серебру маленьким молоточком и создавал очередное произведение искусства – чеканный киддуш, украшенный полудрагоценными камнями. Я купила у него серебряный талисман – ладонь с пальцами, разведенными в коэнском благословении, с ивритской буквой “hей”, первой буквой слова “hаим” – “жизнь”.

      Тут же неподалеку в небольших семейных ресторанчиках можно было поужинать: одни рестораны – сефардские – предлагали шварму, фалафель и блюда из баранины, другие – ашкеназские – знаменитую “гефилте фиш”.

      Я выбрала ресторанчик при отеле “Ruth Rimonim”. Он вполне оправдывал свои четыре звездочки. Холл и ресторан гостиницы, расположенной в “артистическом квартале”, выглядят, что называется, аутентично: каменные своды, светильники на кованых подставках, массивная деревянная мебель. Как уверял меня метрдотель, рыба, которую мне подали, еще утром плавала в Кинерете. Возможно, это было легким преувеличением, но и печеная рыба, и овощной салат из огурцов и помидоров, который в Израиле ничтоже сумняшеся называют израильским, оказались отменно вкусными.

      Обратно в Иерусалим я возвращалась прямым автобусом. Он был набит “под завязку” девочками-подростками из религиозной женской школы. Несмотря на чопорную одежду – длинные юбки, кофты с длинными рукавами, закрытую скромную обувь – девчонки вели себя точно так же, как их светские сверстницы: громко болтали, скакали по салону автобуса, фотографировались и отчаянно смущали двух серьезного вида молодых раввинов, беседовавших о высоком… 

Текст: Вероника Гудкова 

Фото: travellux.com, jew.spb.ru.

 

Gazeta.RU

№04 2006



Прочитайте еще про Отдых в Израиле:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.