Статуя Бодхисаттвы Фугэн на слоне на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Статуя Бодхисаттвы Фугэн на слоне

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Литве > Статуя Бодхисаттвы Фугэн на слоне

Статуя Бодхисаттвы Фугэн на слоне

      Немногие музеи Европы могут похвастаться образцами японской алтарной скульптуры раннего средневековья. В собрании Государственного музея Востока в Москве хранится интересный памятник буддийской храмовой пластики — статуя бодхисаттвы Фугэн на слоне. Подобные статуи получили распространение в Японии в хэйанскую эпоху (794–1184), когда буддийский культ в стране достиг необычайных высот.

      В буддизме направления Кэгон, а также эзотерических (то есть предназначенных для узкого круга посвященных) сект Тэндай и Сингон, определивших лицо японского буддизма того периода, поклонению образам и их медитативному созерцанию отводилось важнейшее место, так же, как произнесению определенных молитвенных формул и выполнению сложных ритуальных жестов. Если все три составляющие обряда были выполнены правильно, верующий, как считалось в то время, мог обрести высшую милость призываемого божества — его явление. Более того, в эзотерическом буддизме существует поверье, что, очищая тело, речь и мысли, призывая божество и выполняя ритуалы согласно предписаниям Фугэн (санскр. — Самантабхадры), верующий может сам стать этим божеством. Его изображение в скульптуре или на живописном свитке формировало желанный образ в сознании молящегося. Однако правильно выбрать соответствующие конкретному случаю тексты для произнесения, проделать нужные ритуальные жесты, и параллельно с углубленным созерцанием выполнить сложнейшие обряды было чрезвычайно трудной задачей, требовавшей как интеллектуальной подготовки, так и владения различными видами медитативных практик. Бодхисаттва Фугэн — это именно тот персонаж, который олицетворяет эти усилия и покровительствует им. В первую очередь он олицетворяет учение, медитацию и духовные усилия самого Шакьямуни, а после достижения Буддой просветления Фугэн стал помогать в этом и другим живым существам, распространяя его учение. В соответствии с сутрой Кэгон-кё, Фугэн сформулировал десять великих обетов, которые и поныне в буддийской общине рассматриваются как главные обеты (цели) Бодхисаттвы.

      В скульптурной алтарной композиции Фугэн традиционно располагается по правую руку от Шакьямуни, а по левую симметрично ему находится другое божество буддийской мудрости — Мондзю (санскр. — Манджушри). Они часто являются главными предстоящими Шакьямуни и могут возглавлять более многочисленную группу других сопровождающих его бодхисаттв. Знак между бровями Фугэн (ушниша) выполняется обычно из лазурита, похожих на него синих камней или смальты и указывает на его близость к Шакьямуни, владыке Лазуритового рая.

      Но если Манджушри — сама мудрость, то Фугэн — наставник в конкретных приемах, медитативных практиках, интеллектуальных и интуитивных усилиях, в составлении их сложнейших комбинаций, которые в хэйанском эзотерическом буддизме считались необходимыми для всех посвященных. Это бодхисаттва, управляющий бодайсин — умом, который стремится к просветлению.

      Фугэн — один из наиболее почитаемых в хэйанское время буддийских персонажей и истинное воплощение духа и изощренной религиозной мысли эпохи. Под стать его миссии — и сложная изысканная иконография божества.

В соответствии с двумя главами Лотосовой сутры — Кампацубон (Протсахана) и       Дарани-бон, бодхисаттва Фугэн описывается со сложенными перед грудью ладонями, сидящим скрестив ноги на белом слоне с шестью бивнями. Последняя необычная деталь заставляет вспомнить об эпизоде божественного зачатия Шакьямуни, когда в бок его спящей матери Майи вошел белый слон с шестью бивнями. В живописи на свитках эта особенность подчеркивает фантастичность, сверхъестественность облика божества. Но скульпторы из-за сложности ее практического исполнения часто ограничиваются двумя, иногда лишь обозначая на конце каждого из них подобие трезубца. Это животное, которое в Японии не водится, выглядит экзотично и причудливо. На фигуре его сохранились остатки кожаной упряжи, можно заметить и остатки вырезанной из дерева попоны, которая некогда, видимо, была богато орнаментирована. Вся скульптура была расписана по слою левкаса, а поверх росписи приклеивались в особой технике кириганэ тончайшие полоски сусального золота, образующие на скульптуре подобие мерцающей золотой сетки. (К сожалению, сохранились лишь следы росписи и позолоты.) Над попоной располагается седло, поддерживающее лотосовый трон.

      Общая высота этой деревянной скульптуры — 103 см. Она, по всей вероятности, входила в состав алтарной композиции в одном из храмов секты Сингон и была рассчитана на восприятие преимущественно анфас. Именно при такой точке зрения наиболее ярко выявляются ее вытянутые пропорции, изящная тонкость силуэта, его устремленность вверх. Статую венчает ажурная бронзовая корона со следами позолоты, которая первоначально могла быть дополнена бронзовыми коваными ожерельями и браслетами. Наиболее близкие аналоги этой прекрасной статуи можно, на наш взгляд, обнаружить среди скульптур монастыря Тодзи в Киото, которые японские исследователи датируют поздним XII веком — то есть концом хэйанского или началом камакурского периода.

Е.А.Сердюк

 

Журнал “Япония сегодня”

№10 2006



Прочитайте еще про Отдых в Литве:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.