Нагасаки кунти на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Нагасаки кунти

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Нидерландах > Нагасаки кунти

Нагасаки кунти

      Жители Нагасаки часто говорят, что в их городе очень много сака (холмов), хака (кладбищ, в том числе и иностранных) и бака (дословно: дураков, но в данном случае имеются в виду любители уклоняться от работы и праздновать по любому поводу). И в самом деле, календарь городских событий круглый год забит следующими один за другим празднествами, главным из которых считается Нагасаки кунти.

      О происхождении слова кунти немало спорят. Иные считают его искаженным произношением кунити (девятый день), ибо праздник издавна начинался в девятый день девятого месяца лунного календаря (9 октября по современному исчислению). Другие видят в этом слове сочетание кюнити (храмовый день). Но как бы то ни было, впервые этот праздник в Нагасаки провели в 1634 году во дворе крупнейшего в то время в городе синтоистского храма Сува дзиндзя. Его называли О-Сува-сама (Господин Сува). Первый праздник ограничился показом выступления приглашенных артистов театра Но на воздвигнутой специально для этого площадке. Так, кстати, начинались многие религиозные праздники (мацури) по всей Японии. Обычно их проводят после окончания уборки урожая. Но у Нагасаки кунти изначально была иная задача. Он носил ярко выраженный антихристианский характер.

      Дело в том, что до 1614 года Нагасаки считался сугубо христианским городом. Огромная католическая паства образовалась здесь усилиями португальских монахов, с 1571 года ведших в городе религиозные проповеди. Они была тем успешнее, что поверившим в Христа японским аристократам, воинам и купцам товары, привезенные из Европы, продавали с определенной скидкой. Среди прочих товаров было и огнестрельное оружие, способное изменить силовой баланс в стране в пользу принявших христианство феодальных кланов. Военные правители Японии, сёгуны династии Токугава взяли под свой контроль импорт оружия, изгнали из страны католических проповедников, а затем ополчились и против христианской паствы, сконцентрировавшейся на западе страны, вокруг Нагасаки. При этом в ход шли как методы силового принуждения, так и более тонкая пропаганда за возвращение к древним ценностям национальной религии синто и укоренившегося на островах буддизма.

      Альтернативой многолюдным пасхальным процессиям, проходившим в Нагасаки с 1571 по 1614 год, должно было стать что-то яркое, праздничное, притягательное для населения. Вот так и возникла необходимость в красочном мацури. Насущность проведения антихристианских мероприятий на крайнем западе страны была подтверждена восстанием крестьян, вспыхнувшим в 1637 году на соседнем с Нагасаки полуострове Симабара. Вызвано оно было непомерными, грабительскими поборами властей, но восставших объединили христианские лозунги. Восстание было подавлено самым кровавым образом. А в Нагасаки праздничные шествия 9 октября приобрели дополнительную массовость. В этом свои усилия объединили бакуфу (правительство сёгуна), жрецы синтоистской и буддийской религий, а также содержатели местных публичных домов, испытывавшие некоторые неудобства, в том числе финансовые, от распространения христианской этики.

      Со временем к празднующим японцам присоединились и голландские купцы, основавшие в гавани Нагасаки свою торговую факторию. Голландцы исповедовали протестантские догмы, не предусматривающие миссионерской деятельности среди инаковерующих. Поэтому они легко заполнили нишу, образовавшуюся в городе после изгнания португальских купцов. Приехавший в Нагасаки в 1690 году немецкий натуралист и историк Энгельберт Кемфер отметил в своих дневниках, что участие голландцев в празднике Нагасаки кунти стало «устоявшейся традицией». Активное участие в мацури со временем приняли и представители местной китайской диаспоры. Японские, голландские и китайские корни праздника в Нагасаки легко проследить, наблюдая за выступлениями отдельных танцевальных групп. Здесь присутствует и традиционная японская хореография, и танцы драконов, и макеты старых голландских кораблей, взгроможденные на колесницы.

      Организационно храму Сува дзиндзя было трудно проводить подобные массовые мероприятия. Поэтому основные хлопоты были возложены на общины, объединявшие жителей городских кварталов. Их в городе в то время было одиннадцать. Каждый квартал был обязан в дни мацури выставить свою команду, соответственным образом одетую, экипированную и подготовленную. Другими словами, все участники празднества от определенного квартала должны быть одеты в одинаковые кимоно, и привозить с собой во двор храма Сува дзиндзя празднично оформленную колесницу, на которой размещались музыканты, дети или некие символы вроде огромных рыб, птиц, мифических существ. Более того, каждая команда обязана была представить зрителям свой танцевальный номер. (Заметьте, это решение относится к 1672 году, когда о знаменитых карнавалах в Рио-де-Жанейро не было и речи!)

      Вопросы престижа — у кого одежда ярче и колесница богаче — волновали горожан. Командам приходилось месяцами, до полугода готовиться к предстоящему мацури. Для работающего населения это становилось серьезной обузой. Поэтому решено было в рамках каждого квартала создать по семь команд. Тогда каждая группа танцоров принимала на себя тяжесть подготовки к выступлению раз в семь лет. Итого, в городе было создано 77 (!) отдельных команд. У каждой — собственный стиль выступления, собственные методы развлечения зрителей. Поэтому чтобы познакомиться с полным творческим арсеналом всех участников Нагасаки кунти потребовалось бы приезжать в город семь лет подряд.

      Накануне праздника, 3 октября все участники будущего парада раскрывают свои дома для осмотра. На обозрение всех желающих выставляются наряды, веера, обувь, украшения, колесницы, все имеющее отношение к мацури. Это называется Нива-мисэ (показ сада). Столь странный обычай связан с тем, что в годы борьбы с христианством правительственные чиновники обходили дома участников праздника, чтобы убедиться в отсутствии там икон, крестов, библий и прочих запрещенных предметов культа.

      Праздник Нагасаки кунти проводится в течение трех дней с 7 по 9 октября. Каждое выступление делится на три фазы. Сначала во главе парада на площадь выносят касабоко. Это что-то вроде огромного складного зонтика. Когда-то это было именно так. Каждой группе предшествовал человек с раскрытым бамбуковым зонтом, на котором было написано название квартала. Другими словами, это — как знамя квартала. Теперь вид касабоко заметно усложнился. Его украшают драгоценными тканями с вышивками, бахромой. Сверху прикрепляют ленты с монетами, стразами, колокольчиками. В результате вес касабоко достигает нескольких десятков килограмм. Но подготовленный для этого знаменосец должен, демонстрируя свою силу, покачивать шестом в такт музыке и вращать его.

      Вслед за касабоко катят колесницу. Чаще всего на ней восседают дети квартала, исполняющие нехитрые ритмические мелодии барабанах и цимбалах. Эти звуки как бы задают такт двигающимся вслед рядам танцующих. Примечательно, что у каждой группы — свой танец, своя манера исполнения. Здесь сказывается последствия кровопролитной гражданской войны, вспыхнувшей на полуострове Симабара в XVII веке. После жестокого подавления восстания и избиения христиан население Нагасаки заметно сократилось. В город хлынули переселенцы из других регионов страны, люди с иными культурными традициями. Ведь в каждой провинции, в каждой деревне пели и танцевали по-своему. Вот это-то разнообразие и придает Нагасаки кунти ни с чем не сравнимую прелесть.

      Главная праздничная площадка по-прежнему сохраняется у храма Сува дзиндзя, на высоком холме, к вершине которого ведет длинная лестница из каменных ступеней. Там для зрителей к дням мацури возводят трибуны, заказывать места на которых приходится заранее. Но не сумевшие забронировать себе лучшую точку обзора не огорчаются. После выступления перед храмом группы расходятся по всему городу и дают представления в здании вокзала, на площадях, перекрестках, мостах, перед крупными магазинами. Все три дня город звенит и переливается яркими красками, а местные торговцы не успевают подсчитывать прибыли от продажи сувениров и еды. Ведь в дни Нагасаки кунти население города увеличивается на 350 тысяч человек за счет туристов.

М. Кавицкий

 

Журнал “Япония сегодня”

№10 2006



Прочитайте еще про Отдых в Нидерландах:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.