«Четыре Долины»: off-piste & ski-safari на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

«Четыре Долины»: off-piste & ski-safari

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Швейцарии > «Четыре Долины»: off-piste & ski-safari

«Четыре Долины»: off-piste & ski-safari

      Вербье , пожалуй, самый французский из швейцарских горных курортов. Не потому даже, что повсюду тут слышна преимущественно французская речь, а в ресторанах преобладает изысканная cuisine. Какое-то романтическое, легкое, как мелодия шансона, настроение витает над поселком…

      Сто семьдесят километров, около трех часов езды от Женевы. Сначала, обогнув озеро, надо добраться до Мартиньи. Потом направо – по живописной извилистой долине до городка Ле-Шабль. Затем налево – крутой, изматывающий серпантин, подъем в Вербье . 

      Столица швейцарских «Четырех Долин», огромного горнолыжного пространства: четыреста с лишним километров размеченных спусков и около сотни подъемников. Великолепное внетрассовое катание, одно из лучших в Альпах – Вербье недаром в чести у продвинутых фрирайдеров. А для обычных лыжников главный козырь региона, что роднит его с масштабными французскими «доменами», – это возможность увлекательных ski-safari, продолжительных путешествий из долины в долину.

      Впечатляющая панорама трехтысячников во главе с массивным Grand Combin (4314). Просторная солнечная терраса с сотнями разбросанных по ней, утопающих в снегу шале – Вербье поселок не маленький. Полторы тысячи метров над уровнем моря. С трех сторон белые горы, с четвертой – темная пропасть… 

      В XII веке один из савойских герцогов построил на неприступной скале над долиной Val de Bagnes сторожевой замок. Для большей защиты обнес его рвом, воду давал находившийся поблизости источник. Не помогло: в 1475 году, после битвы при Планте, замок был разрушен, сейчас от него сохранились лишь едва заметные руины. Первая приходская церковь в Вербье-Виллаж, нижней части нынешнего курорта, была построена в 1686 году; позже, в 1866-м, ее заменили новой, более просторной, но интерьер по-прежнему украшают распятие XVII века, изображения святого Варфоломея и раскаявшейся грешницы Марии Магдалины. У них замаливали свои грехи бывшие обитатели Вербье: как гласит легенда, жители высокогорной деревни издавна промышляли контрабандой. Что именно они переправляли в соседние Францию и Италию, сейчас уж толком никто не помнит, но силам правопорядка, по-видимому, нелегко было застать их врасплох: все подходы отлично просматриваются, в случае облавы всегда можно уйти за перевал в долину Роны.

      Не Санкт-Мориц , не Церматт и даже не Кран-Монтана – у Вербье репутация демократичного, тусовочного, по швейцарским меркам совсем не амбициозного места. Здесь всего один пятизвездочный отель, Porsche не главное средство передвижения, а недорогих супермаркетов, пожалуй, больше, чем модных бутиков. Хотя цены на проживание в отелях, аренду апартаментов или шале в последнее время значительно выросли и продолжают расти. То же касается и стоимости недвижимости. 

      Первые лыжники появились тут в 1925 году, еще через пару лет специально для них открыли отель. Однако первый бугельный подъемник (длиной всего 250 метров) был построен лишь в 1947-м. Охотников подолгу, обливаясь потом, карабкаться в гору ради нескольких минут спуска уже тогда было немного. В иных местах, в Церматте, например, Давосе или Гриндельвальде, желающих покататься доставляли на вершины целыми поездами – Вербье безнадежно отставал. Привлечь туристов могли только канатные дороги. Для их строительства в 1950 году была создана компания Televerbier, которую возглавил адвокат из Мартиньи, большой энтузиаст горных лыж Рудольф Тиссье. Вот ее краткая биография.

      В 1957-м запустили подъемник на Attelas (2727), его старые опоры можно видеть и сегодня; в 1961-м – фуникулер на Mont Gele, до отметки 3023 метров. Тогда же появилась возможность, спустившись в Tortin (2050), вернуться на канатке обратно, на перевал Chassoure (2740). В 1965 году фуникулеры, креселки и бугеля Вербье перевозили уже 10 000 человек в час. (Иметь бы нам в России в начале ХХI века хоть один горнолыжный курорт с подобной мощностью подъемных устройств!..)

      С 1975 года из долины, из Ле-Шабль (821), подняться в Вербье можно не только по шоссе, но и воспользовавшись гондольной дорогой. В 1981-м построили фуникулер на Col des Gentianes (2950) из Tortin, а через два года еще один, который забрасывает выше, на ледник Mont Fort (3330). Рудольф Тиссье оставался бессменным директором Televerbier 35 лет, о его выдающемся вкладе в развитие курорта напоминает мемориальная доска на нижней станции Medran. Начатое им дело продолжалось. В 1987 году между La Chaux (2260) и Gentianes начал ходить первый в Швейцарии 150-местный фуникулер Jumbo. В 1994-м в помощь гондолам на Attelas построили Funispace на двух тросах, перевозящий 2000 человек в час. Еще через четыре года был открыт восьмиместный гондольный подъемник на Chassoure. 

      Позже процесс строительства новых и модернизации старых канатных дорог, к сожалению, несколько замедлился. Первая 6-креселка на северном склоне Savoleyres (2354) была установлена лишь в 2002 году. Над Вербье, как и вообще в «Четырех Долинах», по-прежнему остается довольно много старых канаток, парнокреселок и бугелей. Стоя в очереди или поднимаясь на них, кроме приятных ностальгических чувств, испытываешь и досаду: путешествия по региону они сильно затрудняют.

      Непосредственно над Вербье 150 км маркированных трасс. В секторах катания, объединенных общим названием Printze, над курортами Ненда, Вейзонна и Тион, еще 175 км. В горнолыжный регион входит также Брюсон, расположенный над Ле-Шабль, – но на лыжах туда не добраться, только на автобусе.

      От центральной площади Вербье до подъемников Medran пять минут ходьбы; со всех концов курорта сюда подвозят бесплатные ski-bus. Место встречи и отправная точка наших путешествий по «Четырем Долинам» – в Ненду, Тион или Вейзонну. Но для начала осмотрим «домашние» трассы Вербье. 

      Две параллельные гондольные канатки, 6- и 4-местная, идут на Les Ruinettes (2200); выше, на Attelas (2727) – Funispace с большими кабинами, рассчитанными на 30 человек. Тем, кто не очень уверен в своих силах, здесь лучше остановиться. Покататься в районе очаровательного высокогорного озера Lac des Vaux (2546), кажется, готового выплеснуться в долину, или перебраться на широкие южные склоны La Chaux. Карта региона неточно передает особенности рельефа: судя по ней, на обратив внимания на высоты, можно подумать, что La Chaux расположено чуть ли не над Attelas; на самом деле – на полкилометра ниже. Подходящее место для тренировочных занятий. Рядом находится сноупарк (теперь он называется «1936 Neipark»), перманентная тусовка бордеров и тех приверженцев «новой школы», кто жить не может без всяких рискованных прыжков и переворотов: spin, flip, fakie-to-fakie… 

      Лыжники со средней подготовкой поднимаются на Col des Gentianes, воспользовавшись фуникулером Jumbo. Его мощность 1125 чел./час, в пик сезона тут нередко случаются очереди. Зато стартующая сверху пятикилометровая «красная» трасса с перепадом высот 700 м – одна из самых красивых в регионе. Другая популярная «красная» трасса юго-западной ориентации ведет с Attelas к Ruinettes; в средней части – будьте внимательны – есть жесткий скоростной участок. Спуски отсюда в Вербье крутые, узкие и многолюдные, особенно «черный» Mayentrzet; не хотите рисковать – держитесь как можно правее. 

      Внизу на выкате, где летом играют в гольф, зимой работают несколько бугелей – это территория тех, кто делает на лыжах самые первые шаги. Комфортно чувствуют себя начинающие и на солнечных склонах Savoleyres, куда вытягивает старенькая четырехместная гондольная канатка (800 чел./час, время в пути 12 минут). Профессионалам тут скучновато, даже прогулка на другую сторону горной гряды, в деревеньку Тсоума (1500) интересна главным образом с познавательной точки зрения. То ли дело широкий и бугристый северный склон Chassoure или внетрассовые спуски с «замороженной горы» Mont Gele (3023), где ратраки и не ночевали! Можно с Attelas по гребню пройти в направлении Col des Mines и оттуда по глубокой, чреватой лавинами целине двинуть в сторону Вербье. Или в долину Vallon d’Arbi, чтобы через десять километров выехать к той же Тсоума… Это лишь несколько подсказок искателям приключений. Их тут хватает – лыжников и бордеров с какими-то отрешенными лицами, явно свидетельствующими об адреналиновой зависимости. 

      Рискну высказать одну крамольную мысль: трассы региона в целом менее интересны, чем off-piste, внетрассовое катание в бесчисленных кулуарах и цирках. Именно это отличает Вербье от многих других курортов. Этапы Кубка мира, вообще соревнования по классическим горнолыжным дисциплинам здесь не проводятся. Зато проходит целый ряд популярных экстремальных «контестов». Настоятельно советую приехать в Вербье во время одного из них: будет о чем рассказать друзьям.

      В начале сезона, в декабре, если выпадает достаточно снега, стартует 24 Heures Freeride. Круглосуточная гонка, придуманная известным райдером Домиником Перре (тот самый Dominique Perret, кто разработал для Stockli модель лыж Stormrider), собирает большое число участников и болельщиков; все вырученные средства идут на благотворительные цели. В конце января – начале февраля обычно проводится Adrenaline Contest. Несколько дней в начале марта длится Verbier Ride, по сути, состоящий из трех разных соревнований. Первое – собственно фрирайд: старт на Mont Gele, произвольно выбранная траектория спуска с эффектными прыжками со скал, финиш в районе Lac des Vaux. Второе, возможно, самое зрелищное, так называемый Slope Style в сноупарке на La Chaux: свое мастерство демонстрируют виртуозы «новой школы катания». Иногда просто страшно смотреть, что они вытворяют за несколько секунд, болтаясь между небом и землей… Здесь же, на La Chaux, проходит и бескомпромиссный Skier Cross. Четверо гонщиков стартуют одновременно и сломя голову, толкаясь и строя друг другу разные пакости, несутся вниз по специально подготовленной трассе с трамплинами и крутыми виражами. Не важно время – важно во что бы то ни стало прийти к финишу первым, обойдя соперников.

      В середине марта на северных склонах Bec des Rosses (3222), известной своим крутым нравом (Bec – клюв, морда, Rosse – злюка, вредина), проводятся знаменитые соревнования, которые с недавнего времени именуются O’Neill Xtreme. Подъем на вершину с Col des Gentianes занимает около часа, канатки туда не завозят; перепад высот при спуске – полкилометра, угол склона – до 55 градусов… Экстремальный слалом между скальными выступами по праву считается одним из самых сложных состязаний подобного рода в мире; специальная комиссия приглашает для участия в этих рискованных заездах лучших про-райдеров со всего света, сноубордистов и лыжников. Сотни зрителей наблюдают за происходящим с перевала Gentianes. В 2006 году Xtreme прошел в одиннадцатый раз, призовой фонд составил 86 000 евро. 

      В начале апреля гости Вербье становятся участниками праздника Carlsberg High Five: в гиганте, параллельном слаломе, бордер-кроссе и других дисциплинах, наряду с чемпионами, могут выступить все желающие. В середине апреля ратраками выглаживают крутой бок Mont Fort и организуют чемпионат KL speed skiing: рекордное время, показанное на этой самой скоростной трассе Швейцарии, превышает 200 км/час. А завершается сезон в конце апреля традиционно шумной Ultime Session с разными аттракционами на склонах, вроде пересечения на лыжах или борде водной преграды и безостановочным весельем внизу, на курорте, в многочисленных барах и клубах.

      Mont Fort (3330), «Гора-Крепость», и впрямь напоминает неприступную цитадель с отвесными стенами и скальными бастионами по краям. Это верхняя точка региона, доступная для лыжников. С Col des Gentianes сюда забрасывает небольшой 45-местный фуникулер. 

      Желающих подняться всегда много, простоять в очереди можно около получаса. В хорошую погоду отсюда фантастический вид: Монблан, Маттерхорн, Юнгфрау, все главные альпийские четырехтысячники, – но когда дует пронзительный ветер фён и метет со всех сторон, делать тут абсолютно нечего. С тесной вершины уходит вниз бугристая «черная» трасса. У параллельных бугелей она выполаживается, но дальше – довольно крутой ski-route: ратраки его не обслуживают, на спуске возможны разные сюрпризы, приятные и не очень. Ski-safari в «Четырех Долинах», вообще говоря, развлечение для подготовленных катальщиков: отдельные горнолыжные сектора связаны не трассами, а именно «маршрутами».

      Спокойная «синяя» дорожка ведет от станции Tortin в местечко Сивье (1730), укрывшееся на дне ущелья. По правую руку подъемники на Greppon Blanc (2700): тут несколько «красных» и «черных» трасс, при хорошем снеге роскошное катание по целине; особенно увлекаться, впрочем, не стоит – можно проскочить выход к канаткам. Четырехкилометровый траверс, с которого открывается красивый вид на долину, приводит к Тиону, горнолыжной станции на высоте 2000 метров. Несколько отелей и туристических резиденций, рестораны и après-ski бары прямо на трассах… И над, и под Тионом много хороших учебных площадок, но начинающим лыжникам из Вербье сюда не доехать: не хватит ни времени, ни сил. Для экспертов имеется «черный» спуск с Etherolla (2450), куда поднимает парнокреселка, и отлично подготовленная, оборудованная большим количеством снежных пушек спортивная трасса в Mayens-de-l’Ours, на которой часто проводятся профессиональные соревнования. Длина ее два километра при перепаде высот 900 м, по краям защитные сетки, чтобы не вылететь в лес. 

      А вот достопримечательностью курортного поселка Вейзонна , расположенного ниже, на 1400 метрах над уровнем моря, до недавнего времени являлся старенький подъемник мощностью 650 чел./час, построенный сорок с лишним лет назад. Крохотные четырехместные кабинки, в которых и одному-то было тесно, служители на нижней станции запирали на ключ, а на верхней отпирали. Настоящий был музейный экспонат – даже жаль, что вместо него теперь установили современную 8-местную гондольную дорогу.

      По другую сторону от Сивье две очереди канатки, парнокреселка и бугель, вытягивают на Plan du Fou (2430). Вот уж действительно «безумная идея»: fou по-французски значит сумасшедший, дурак. Склон впереди буквально обрывается под ногами, крутейший бугристый спуск переходит в двухкилометровую «черную» трассу, приводящую в Prarion (1768). Особо рекомендую это место любителям пощекотать себе нервы. Но и всем остальным его обязательно надо пройти, поскольку это единственная возможность на лыжах перебраться в сектор Ненда. 

      Второй по величине после Вербье курорт региона рекламные проспекты называют «Сердцем Четырех Долин». В самом деле приятное, теплое, по-домашнему уютное местечко. Несколько отелей (у одного говорящее название «Дезертир»), десятки шале с апартаментами, магазины и ресторанчики. Современные 12-местные гондолы мощностью 1800 чел./час доставляют в симпатичный район катания на Tracouet (2200). Наверху расположен большой парк для маленьких лыжников, с игрушками и удобными детскими подъемниками. Вниз, к станции, ведут живописные лесные трассы средней сложности, каждая длиной пять километров. Правый спуск, Nationale, шире и спокойнее, на нем встречается лишь парочка крутых полок; левый, Jean Pierre, – довольно тесная и извилистая «труба», в которой лучше не разгоняться. 

      Далеко в долине дремлет в голубой дымке городок Сион, украшенный крепостью и замком, – столица кантона Вале. Снега там нет, мирно несет свои воды Женевскому озеру Рона, взбираются по теплым склонам виноградники… – прекрасная Швейцария для всех. «Четыре Долины» – для тех, кто катается.

Автор:

Юрий БугельSki 

Фото:

www.verbier.ch

 

SKI.RU

№11 2006



Прочитайте еще про Отдых в Швейцарии:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.