Турист всегда готов к нештатным ситуациям. Вот и сейчас: лето на исходе, от отпуска осталось всего ничего, а на море хочется. И я вычерчиваю на карте на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Турист всегда готов к нештатным ситуациям. Вот и сейчас: лето на исходе, от отпуска осталось всего ничего, а на море хочется. И я вычерчиваю на карте

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Украине > Турист всегда готов к нештатным ситуациям. Вот и сейчас: лето на исходе, от отпуска осталось всего ничего, а на море хочется. И я вычерчиваю на карте

18 августа 1998 г. отправляюсь в дорогу. Начало обычное: стремясь избежать околостоличной автомобильной сутолоки и копоти, выезжаю в Калугу электричкой. Подмывает желание сразу прорваться как можно дальше на юг. (В прежние годы электрички ходили до Брянска, и Антон Кротов теоретически обосновал бесплатное использование ж.-д. сообщения как “научный” метод путешествий. Уж если рыбалку и шахматы сделали видом спорта, а теперь хотят присовокупить к ним и игру в подкидного дурака, то почему бы не придать спортивный статус и шаромыжничеству? Вперед!) Электрички до Брянска сохранились, “научно” ездить на них учитесь сами или по книгам Кротова – я свои методы не афиширую. 

    И вот скупое предзакатное солнышко скатывается за верхушки бывших партизанских лесов. Но ни клочка соломы для ночлега! Для комфорта в таких условиях нужна палатка, спальный мешок и матрас под него. По весу и объему это не для велотуриста-одиночки, и у меня всего этого нет. 

    Но… турист всегда готов к нештатным ситуациям. Чехол из плотной ткани для перевозки в транспорте сложенного велосипеда превращается в гостинице “Соломис” – стоге соломы – в спальник. Палатку и спальник сымитируем, поместив в названный чехол герметический полиэтиленовый мешок (в багаже это легкий пакет с ладошку величиной). Полиэтилен не прорвется, если дополнить его ситцевым вкладышем – пленка окажется между двумя тканевыми оболочками. Вместо матраса всегда с собой вожу легкий пенополиэтиленовый коврик толщиной 5 мм (тонкий, но он и нужен только для аварийных ночлегов). Свернутый в рулон на багажнике под переметными сумками, он служит амортизатором, облегчая при езде ударные нагрузки на заднее колесо. При ночлеге, если нужно, под коврик можно подложить хвойных веток, а самому завернуться в плащ. На сей раз это не понадобилось: в паре километров от магистрали нашелся недостроенный домик лесного кордона – дощато, сухо, чисто, хотя и холодно. А в дальнейшем для ночлегов соломы хватало. 

    Как и всегда, в этой поездке, если не останавливался на ночь у друзей, старался бесследно раствориться в пространстве, выбрать стог соломы поукромнее, подальше от всяческих дорог. Время такое: “береженого Бог бережет”. Деньги на дорожные расходы рассовал в три потайных места. Сухарей, сахара, консервов и прочей снеди набрал в дорогу столько, что по возвращении домой из сумок и выкладывать было неловко. Август – время обилия даров природы. Осыпающиеся вполне съедобные груши я раньше услышал, чем увидел. Другие фрукты-овощи сопровождают велотуриста вдоль всех дорог. А на хлеб и молоко много ли надо денег?! Пока по России едешь, это в два раза дешевле, чем в Москве (в Рыльске, например, буханка хлеба стоит 1 рубль 80 копеек). На Украине курс гривны – 3,5 наших рубля. Российский финансовый шквал середины августа проявлялся здесь в виде повсеместной и сильной тревоги, но материальных очертаний еще не приобрел. 

Из Рыльска на Украину, как следует из дорожного указателя, два пути: вправо – через Глухов, влево – через Глушково (вот такая ирония). Глуховские места мне знакомы по прежним поездкам, и я направляюсь в Глушково. До него 30 км упоительной тихой дороги, украшенной по сторонам рябиной с завидно крупной пурпурной ягодой. Если Рыльск, подражая уважающим себя городам, карабкается на семь холмов, то Глушково – удивительно тихий и уютный равнинный российский райцентр, этакий “себе на уме”, но уже с украинской хитрецой. Официальная дорога уходит отсюда большим крюком на запад, через Теткино на Белополье. Аборигены же подсказывают мне прямой путь в Сумы через Елизаветовку – эта дорога отходит вправо за станционным переездом. Но и глушковцам не во всем повезло: их ж.-д. станция далеко от города, до нее больше десятка километров. Еще примерно столько же по асфальту за станцией – и вот прекрасный ночлег в виде стога свежей соломы. Пора отдохнуть после сегодняшних 150 км. В ночной тишине издалека доносится лай собак в Елизаветовке. Утром я поспеваю туда к парному молоку. 

    – Вот выедешь из деревни, и уже Украина , – говорят мне местные. 

    Выехал. Ни таможен, ни КП. Но на встречной стрелке дорожного указателя написано “Глушкове” – значит, точно Украина . К 11 утра был уже в Сумах – до них всего 30 км. Вот только деклараций о въезде в Заграницу никаких. Не повредило бы мне это при выезде. 

Сумский Лебедин, родина моих предков по материнской линии, понравился – тихий, уютный городок. Захотелось поговорить с местными Терещенко (такой могла бы быть и моя фамилия). Мне предложили познакомиться с начальником районного налогового управления. Э, этот меня за родню не признает! 

    Прямой путь на Полтаву оказался большей частью булыжным шоссе – сплошная тряска со скоростью 8 км/ч (даже щелясто-стыкастая брянская бетонка вспоминалась там с благодарностью). Спицы на таких дорогах, особенно в дождь, по необъяснимой причине рвутся. Но на этот раз я воспользовался советом московского веломудреца-механика Александра Смирнова, уговорившего меня зафиксировать пересечения спиц в колесе кордовой ниткой с эпоксидкой. Раньше кроме перехлеста спиц я ничего такого не применял, хоть и знал, что еще в 70-е годы в экспедиции по Памиру ленинградец Владимир Фитенко перевязывал пересечения спиц проволочкой (правда, мне было непонятно зачем – он и так каждую кочку объезжал). Теперь я сам убедился в рациональности смирновского приема: от тряски ни одна спица не порвалась, никакой разбалансировки! Всем советую взять это на заметку. 

    Как это сделать? Перекрестия спиц  обвить несколько раз прочной нитью и затянуть свободный ее конец заранее оставленной для этого петлей вовнутрь бандажа – рыбаки так привязывают крючок к леске. После затяжки бандаж нужно хорошенько, и не раз, пропитать эпоксидным клеем и дать ему затвердеть в течение нескольких дней. Способ сборки колеса – со свободным ли пересечением спиц или вперехлест, – на мой взгляд, значения не имеет. Я предпочел бандажом дополнить перехлест спиц. Кстати, представлен отечественный складной велосипед “Салют-С”, переделанный на 26-дюймовые колеса от “Примы”. На этом велосипеде в 1990 году я проехал из Москвы в Париж через Скандинавию. 

    Однако с тряской дороги лучше поскорее уходить. Так я и сделал, когда в Малом Бобрике мне подсказали 4-километровое грунтовое спрямление на Трещилино. Вскоре замелькали указатели на Миргород. Это не по пути, но заехать соблазнительно. Впрочем, впереди на полтавской дороге будет Диканька, а вся дорога на Опошню – сплошная Сорочинская ярмарка: непрерывное торжище овощами-фруктами, бахчевыми, керамикой и всякой всячиной! 

    В Диканьке вижу кафе “Эней” (ну конечно, почему бы и Диканьке не быть местным Габрово?). Однако диканьцы увлекли меня в места исторические, в остатки дубравы с дубами-патриархами XV века, к храму Св. Николая (1694 г.). Утверждают, что он перевезен от такого же храма-двойника классической архитектуры из Италии. По воле Кочубея (известного украинского государственного деятеля ХVII века), значительная часть орнамента внутренней отделки выполнена в восточно-мусульманском стиле. В подвальной части – усыпальница: 8 саркофагов с останками Кочубеев всех поколений. В правом приделе у алтаря место коленопреклонения князей. И Николай II здесь молился, и матушка Гоголя о ниспослании ей сына Николая… А за Кочубеевским лесом гранитным валуном отмечено место расположения КП Гвардейских минометов, где в сентябре 1942 года “Катюши” произвели первый на Украине залп. 

    Полтава начинается памятником павшим в известной битве шведам, монумент отечественным героям – в сквере в центре города. 

    Надо сказать, что быт мой на Украине не усложнился. Например, проехав Полтаву, ищу место для ночлега. На косогоре виднеется что-то сжатое в валках. Заворачиваю, проселок уводит меня в низину. Оказывается, там пруд-ставок. Годится – омовение после жаркого дня будет весьма кстати. Не успел высохнуть, как появилась “легковушка”. Спешно натягиваю шорты. Молодой шофер Николай со школьником Андреем: 

    – Половил бы, турист, рыбку. А для ночлега сена вон притащи, сухое. 

    Перебросились парой слов. Николай сходил к машине, принес пакет пирожков с яблоками. С пакетом протягивает две гривны: “Молока завтра купишь”. 

    – Не нужно, – говорю. – Не берут за молоко с меня денег.

– Ну, люди разные бывают. Взяли же с вас в Зенькове даже российский рубль, был случай, а? За полтора литра молока! 

    Оказалось, Николай – арендатор, хозяин этого пруда, организует здешнюю рыбалку. 

    За 10 дней пути дождь был только однажды, под Кременчугом, да и то в первой половине дня. Такой дождь не страшен – до вечера просохнешь, тем более что ночлег запланирован у велосипедиста Бакуменко. Однако привечала меня его добрейшая матушка, поскольку сам Анатолий Юрьевич успел уехать в путешествие. Порадуемся за него: он так долго искал спонсоров, а не найдя их, поехал поперек Украины с тем, что было в кармане. 

    Утром по длиннющему мосту переезжаю на правобережье Кременчугского водохранилища, радуясь поначалу довольно спокойному рельефу. Но радость была преждевременной – начались праводнепровские спуски-подъемы: вроде и виражей нет, а не разгонишься – дорога далеко не европейского стандарта. Вскоре стал проявлять себя индустриальный Днепродзержинск. Я уж не говорю о днепропетровской автомобильной сутолоке. В городе удалось разыскать старого приятеля-велосипедиста. Путь к его дому на левобережье проходит по удивительному мосту через Днепр – двухъярусному, едешь в потоке городского транспорта, а под тобой громыхают ж.-д. составы, и вся эта громадина тревожно сотрясается. 

    Ранним утром отправился в Лозовую. Туда следует приехать пораньше и разыскать единственный в СНГ всесоюзный (от тех времен) велосипедный музей “Глеб Травин” – даже на Западе несколько велоклубов носили имя нашего непревзойденного велопутешественника. Лозовчанин Алексей Потупин, географ и энтузиаст велосипеда, два десятка лет назад стал создавать велоклуб и музей при нем. За 15 лет Алексею удалось собрать множество оригинальных материалов по истории отечественного велотуризма, в том числе связанных с жизнью Г.Травина. Среди них печатные издания, плакаты и афиши о его беспримерном велопутешествии длиной 85 тыс. км вдоль границ Советского Союза в 1928-1931 годах с преодолением (преимущественно по льду) Великого Северного пути до мыса Дежнева. (“ВВ” в №25 рассказывал о Псковском краеведческом музее на родине Г.Травина, где выставлен легендарный велосипед и личные вещи путешественника.) Среди экспонатов музея в Лозовой упомяну лишь один. Это личный травинский экземпляр паспорта-регистратора со многими сотнями печатей и штампов – отметок на маршруте, в том числе и весьма экзотических: 3 апреля 1930 г. – Большеземский кочевой самоедский совет; 14 сентября – Карасинский самоедский совет; 25 октября – Авамский родовой самоедский совет Хатангского района; 6 ноября – Хатангский туземный РИК… Многими экспонатами пополнился музей и после смерти Глеба Леонтьевича. 

    Пожалуй, все ведущие велопутешественники страны успели побывать здесь. Дружат с музеем Павел Конюхов, Илья Гладун, Валерий Заславский. Неизменным участником велослетов и международных сборов, проводимых здесь Потупиным, стала нижегородская юношеская команда под руководством племянника В.Чкалова Алексея Александровича. Один из классиков отечественного велотуризма Александр Гершфельд передал в музей все свои архивы, медали и завещал похоронить себя в Лозовой. Завещание было выполнено. Попал в экспозицию музея и велосипед, который беспризорник Санька (еще до того, как был взят на воспитание Гершфельдом) стянул у кого-то в Харькове и на котором в 1930 году совершил свое первое путешествие в Севастополь. В год этого путешествия я только родился, но мой “Белый Лебедь” специального стенда в музее тоже удостоился! Пока музей ютится в жэковском полуподвале (313540, Харьковская обл., г. Лозовая, мкрн. 1, д. 17), но городской краеведческий музей выделил зал для экспозиции. 

    Простившись с гостеприимным Потупинским семейством, я углубился в донецкую степь. Удивительный край: налево глянешь – семь терриконов, направо – четырнадцать! Шахтеры на автомобилях едут к притихшим шахтам, а шахтерки активно разводят шустрых коз. Те стремятся перебежать дорогу в опасной близости от велосипеда – на спусках только три тормоза и выручают. Попутные ветры подгоняют меня к южному теплому морю. 

    Успенское. Таможня на пути к Таганрогу. Стайка грузовиков ждет проверки. Бодро стараюсь проскочить справа (декларации-то у меня нет). 

    – Дедушка, очень быстро едешь, возвращайся-ка сюда! 

    Не придрались, не проверяли. Только на выезде посмотрели в паспорт. Без проблем! А наши таможенники вообще ничего не спрашивают. 

    Ну теперь до теплого моря рукой подать. Миусские оборонительные рубежи, Самбек – памятники минувшей войны. Вот наконец и заливы Азовского моря – купайся сколько душе угодно. 

    Стоят чарующие последние дни августа. Еще бы несколько дней, и можно вернуться домой своим ходом или доехать до Воронежа, а там тремя электричками (“по-научному”) через Мичуринск и Рязань проторенным путем… Но на работу опаздывать нельзя, приходится поторопиться. И в Москву я возвращаюсь из Ростова-на-Дону адлеровским нефирменным поездом (стоимость купейного билета 270 руб.). 

 

Газета “Вольный ветер”

№36 10 1998

Автор: Гончаров Георгий



Прочитайте еще про Отдых в Украине:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.