Полярное сияние на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Полярное сияние

KUDA.UA > Отдых > Отдых в России > Полярное сияние

– Эй, кто там следующий по списку? 

    Одеваюсь. На ботинках – самодельные “бахилы” из старых джинсовых штанин, а поверх них – большие галоши, прицепляющиеся (чтобы не спадали) специальными ремешками. Три свитера, куртка, маска на лицо (если машина подъедет, нужно будет снять, чтобы не напугать водителя…), Облачился – пошёл! 

    Зима выдалась тёплая, прямо курорт. 25 градусов с ветерком – для этих широт не мороз, а жара. В обычные зимы здесь холоднее градусов на 10-15. Но нам и того, что есть, хватает. 

    Но вот вдали загорелись фары. Машина. Встречная. Казалось бы, всего в нескольких километрах по прямой, но зимник извилист, а скорости невелики: 200 км от Нарьян-Мара машина проходит за сутки. Фары медленно ползут по чёрному небу, сливающемуся с тундрой, то правее, то левее… Вот уже совсем близко. Захожу в балок: 

    – Народ, едет машина. Встречная! 

    Те, кому не лень, кто не спит и уже обут, выскакивают на улицу встречать машину. Но проходит ещё минут десять, прежде чем “совсем близкие” фары превращаются в реальную облепленную снегом машину. 

    – С Нарьян-Мара идёте? Как дорога? 

    Появление встречных машин улучшает наше настроение. В самом деле, если есть встречные машины, значит, пойдут они рано или поздно в нужную нам сторону. 

    – Счастливого пути! 

    Машина уезжает. Ещё долго в холодной темноте перемещаются её удаляющиеся фары. Вот они уже дальше, дальше… Но что за странные полосы на небе? 

    Нам уже приходилось видеть, как над источниками света в морозном воздухе возникают иллюзии: светящиеся столбы, видные издали. Но то, что вижу я сейчас – уже не отблески далёких фар и не обрывки Млечного пути, а какие-то небесные глюки. 

    И тут началось! “Глюки” превратились в светящиеся полосы звёздного цвета, в мазки и перья, которые заполонили половину неба. Да это же полярное сияние! Оно длилось примерно полчаса, становясь то ярче, то бледнее и непрестанно изменяясь по форме. 

Сюрпризы ко дню рождения 

    28 января – свой 24-й день рождения – я собирался отмечать в Нарьян-Маре. Однако пока что мы прочно осели на буровой, и момент, когда достигнем цели путешествия, был неведом. 

    Поэтому скромно отметили мой праздник, употребив дополнительную порцию сала и кое-каких вкусностей. Нас всё ещё было 13 человек. Как мы уже поняли, четырнадцатый – Болашенко – уехал на восточный зимник, в Ардалу: больше ему застрять было негде! 

    Остальные двое, Равве с Венедиктовым, по всей видимости, пытались улететь или уже улетели из Харьяги. Но вскоре один из водителей, приехавший за нефтью, сказал, что видел двоих “жёлтых”, голосующих в Пижме. Значит, они не улетели и ждут, как и мы, машину в Нарьян-Мар. 

    Но встретились мы сначала не с ними, а с Сергеем Болашенко. В своём оранжевом комбинезоне с зелёным рюкзаком, с которым никогда не расставался, он удивил нас всех своим появлением. 

    – Ты что, с Ардалы приехал? – спросили мы. 

    Так оно и оказалось. Сергей достиг Ардалы, но машин и вертолётов оттуда в Нарьян-Мар не ожидалось, он вернулся назад и теперь доехал до нас. Узнав, что за полутора суток на север прошло всего две машины (никого не взявшие), Сергей решил направиться в Нарьян-Мар пешком. 

    Никто не одобрил это. Пешие переходы по зимней тундре     опасны для неподготовленного человека: если поднимется пурга, легко сбиться с дороги. К счастью, через 10 км по зимнику находилась ещё одна буровая, и мы утешили себя мыслью, что в случае чего Сергей может остановиться там. 

    Сергей ушёл, а вскоре на Нарьян-Мар прошла третья машина – забитая битком “вахтовка”. Водитель не взял никого из нас, зато (как впоследствии оказалось) подобрал “снежного самоубийцу” Болашенко. 

    Тут на буровую приехал её хозяин – англичанин Саймон. Выглядел он уже почти по-русски, с многодневной небритостью, в синей куртке, меховой шапке и в очках. Буровые рабочие решили развлечь его, показав мудрецов автостопа. Митя проявил глубокое познание “буржуинского” языка, да и остальные не отставали, объясняя англичанину сущность автостопа в России. 

    – Creasy, creasy people!.. – дивился Саймон. 

    Только поговорили с англичанином – застопились ещё два “Урала”. Водители пытались отказаться от нас, мотивируя это тем, что на следующей буровой у ним в кабины подсядут какие-то люди, а в кузове ехать нельзя. С трудом удалось отправить троих – Марутенкова, Котова и Тима-Волкодава – хотя бы до следующей буровой. Мы надеялись, что по дороге водители подружатся с ребятами и довезут их до самого Нарьян-Мара. Так оно и оказалось. 

    – Сейчас ожидается пурга, – сообщил кто-то. – Машин больше не будет! 

    Но мы решили всё же продолжать дежурство у дороги. 

    Наступил вечер, и я уже думал, что мой день рождения мы так и проведём в напрасном ожидании новых машин, как вдруг очередной дежурный донёс, что на зимнике застопился “Урал” в нужном направлении. 

    – Двоих берёт в кабину; нужно уговорить, чтобы и в кузов взял! 

    Я выбежал на улицу в толпе остальных. Совершенно одинокий водитель ехал на север, несмотря на мифическую “пургу”. В открытом кузове он вёз несколько десятков газовых баллонов и моторную лодку. В принципе, туда можно было разместить всю компанию! Водитель постепенно поддавался уговорам. 

    – А сугрев-то у вас есть? 

    – Нет, мы непьющие, – гордо отвечал я, – мы салом греемся! 

    – Ну вы-то.., – отвечал водитель, – а мне тоже холодно! 

    Как всем уже было известно, Лера и Алекс везли с собой бутылку вредного напитка для лечебных целей. Пришлось пожертвовать “лекарством”, и мудрецы с криками побежали за рюкзаками. Теряя на ходу вещи, в незашнурованных ботинках, мы накинулись на “Урал” и полезли в кузов. 

    Хотя скорость передвижения была невелика, через пару часов мы пересекли “магистральный зимник” и даже догнали сперва один бензовоз, а потом и какие-то другие машины, идущие с отдалённых буровых. Как только мы остановились на минутку, самые резвые автостопщики перескочили в кабины; в кузове осталось всего двое “экстремальщиков” – Женя Лохматый и я. 

    Всего в пяти часах езды от нашей буровой находился пункт отдыха водителей, именуемый Шапки. Сюда-то и держали путь все водители, желая поесть, выпить и переночевать в тепле, чтобы назавтра продолжить путь. 

    Пять часов езды в открытом кузове по ночной зимней тундре не повредили нашему оптимистическому мироощущению. Тем более что прочие мудрецы, разбежавшись по кабинам, оставили нам кучу рюкзаков и полиэтиленов, заслоняющих от ветра. 

    Прибыв в Шапки, водители образовали в одном из вагончиков секту сильно пьющих, а мы – секту много едящих. Тракторист, угощавший нас заледенелой колбасой и мороженым хлебом, рассказывал кучу интересных вещей: о птицах и рыбах, живущих на местных озёрах; о зимниках, идущих по всем окрестностям; о всяких несчастных случаях на них; о свойствах местной охоты и зарплаты. 

    Почти все работающие здесь приезжали на Север на год или несколько лет на заработки, но оставались навсегда. Основная работа тут с декабря по июнь, когда держатся зимники; летом по тундре ничего не возят: экологи запрещают (местная растительность – мхи и лишайники – восстанавливается очень медленно). 

    Среди водителей, везших нас, были уроженцы Украины и Молдавии. Они уговаривали свою землячку, Леру из Керчи, остаться здесь на должности повара. Но Лера уклонилась от этого предложения, не соблазняясь даже на большую зарплату. 

    Мы окончательно отогрелись, наужинались и завалились спать на двухъярусных кроватях в самом большом балке. Судьба четырёх автостопщиков, ушедших впереди нас, тоже прояснилась: они были в Шапках раньше нас и уже двинулись в Нарьян-Мар. 

Ночной бросок  

    Ну и тепло же в нашем балке! Даже пуховой спальник в качестве одеяла был совсем не нужен. Я проснулся и вытащил из-под лежака ботинки, всю ночь стоявшие на полу (места на батарее не хватило). Вытащил и удивился: снег, накануне прилипший к ним, за ночь не растаял! Вот такие фокусы: пол ледяной, а весь тёплый воздух поднимается вверх! 

    С утра очень долго пили чай, ели и опять пили чай, ожидая, пока проснутся водители. Водители проснулись, но ехать не захотели до наступления вечерних сумерек. По их словам, в темноте снежную дорогу лучше видно, да и в снегопад фары друг друга легче различить именно ночью. 

    Я порадовался, что ночь здесь наступает в 15.00 – значит, ждать придётся не очень долго – и вышел на улицу, осмотреть и пофотографировать посёлок. По сути, это был даже не посёлок, а пункт отдыха водителей. Пять или шесть вагончиков были заселены и подавали признаки жизни; чёрный дымок вытекал из труб. Деревянный туалет на сваях возвышался над землёй, как избушка на курьих ножках. Так же возвышались и все вагончики, однако полярные вьюги уже намели сугробы по самую середину окон, в 2,5 м высотой и даже выше! 

    Вечером водители стали собираться в дорогу. Я оделся, предполагая поездку в кузове, но повезло: все рассосались по кабинам. По словам водителей, такой большой караван, состоящий из восьми машин, собирался здесь очень редко, во всяком случае, первый раз в году. На сей раз он включал: два "Урала", ведущих на прицепе ещё по одному "Уралу", только сломанному; два трактора "Кировец" (в одном из которых ехал я, а во втором – Игорь Лихачёв); один бензовоз; один "Урал" с моторной лодкой в кузове, где мы ехали вчера; и ещё пару грузовиков. Поехали! 

    …По занесённому снегом зимнику навстречу нам двигались две оленьи упряжки с ненцами. Оленеводы посторонились и уступили дорогу каравану машин. 

    Вскоре совсем стемнело. Машины двигались медленно, поджидая друг друга. За три часа прошли 25 км. Такая скорость сохранялась и далее. К счастью, в 60 км перед Нарьян-Маром началась нормальная дорога, отсыпанная ещё в давние годы. Здесь "Уралы" ушли впрёд, а два "Кировца" остались позади. Когда водители высадили нас с Игорем Лихачёвым на окраине Нарьян-Мара, было уже два часа ночи. Таким образом, за 12 часов мы проехали примерно 150 км, из них первые 90 – за 9 часов. 

    Решили не беспокоить никого своим ночным визитом и завалились спать в ближайшем подъезде двухэтажного дома возле батареи, на площадке между первым и вторым этажом. Жители, однако, ночью слегка беспокоили нас своим хождением, а потом оставили у наших ног недопитую бутылку водки. Ей мы не воспользовались, зато утром гостеприимные жильцы одной из квартир зазвали нас на чай. 

Под прицелом СМИ 

    Сегодня в полдень напротив деревянного здания почтамта остановилась машина с телевизионщиками, которые тотчас принялись снимать нас. Как оказалось, это было заранее договорено, ибо многие наши собратья обретались здесь ещё со вчерашнего дня, а Роман Равве с Мишей Венедиктовым – с вечера 28 января. Глава администрации Ненецкого АО г-н Бутов, летевший из Харьяги в Нарьян-Мар с какой-то комиссией, взял их с собой, и они первыми достигли Нарьян-Мара. 

    В нём все разместились успешно. Болашенко поселился в клубе дельтапланеристов; другие – в общежитии водителей; третьи – на лыжной базе. Посоветовавшись, все (кроме Равве с Венедиктовым) решили перекочевать на лыжную базу. 

    Это был деревянный дом из пяти комнат с горячим душем, городским телефоном, лыжами и парой снегоходов "Буран". Мы обнаружили и небольшую библиотеку литературы о путешествиях, преимущественно северной тематики. Хозяева базы появлялись здесь только в дневное время. Ночью весь домик был в нашем распоряжении. Все желающие из Москвы могли звонить и переговариваться с нами – свой номер телефона мы сообщили родным и друзьям. До Мезени, ближайшего города Архангельской области, здесь остаётся всего сотня километров. Однако зимника там не оказалось, а вездеходы, бураны и вертолёты ходили в Мезень недостаточно регулярно. Сергей пошёл пешком, выполняя свою давнюю мечту, и достиг Мезени за три дня. От Мезени существует уже вполне проходимый зимник на Пинегу и далее на Архангельск. Так Сергей Болашенко, довольный собою, вернулся домой. 

    Таким образом было заполнено одно из последних белых автостопных пятен на карте России. 

Газета “Вольный ветер”

№8 08 1999



Прочитайте еще про Отдых в России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.