В поисках самого лучшего на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

В поисках самого лучшего

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Великобритании > В поисках самого лучшего

В поисках самого лучшего     У нас уже сложилась традиция: если хочешь дать своему ребенку хорошее разностороннее образование и имеешь на это средства — отправляй его в Великобританию, в частную школу. В британских школах-пансионах учатся дети и внуки многих российских знаменитостей и политических деятелей. Определить своего ребенка в такую школу стало чуть ли не правилом хорошего тона. Как когда-то, кстати, было в самой Англии.

    Наши дети ездят учиться в Великобританию уже более 6 лет. Некоторые успели закончить школы и поступить в университеты (для кого-то и этот этап уже почти пройден). Судьба таких детей — тема отдельной статьи. Пока же мы хотим рассказать о том, к чему так стремятся преуспевающие родители и что они в большинстве своем очень плохо представляют, — о британских частных (или, как их еще называют, независимых) школах.

ЗАВИСИМОСТЬ НЕЗАВИСИМЫХ ШКОЛ

    Частная школа — это первая важная составляющая знаменитого английского классического образования (вторая — традиционный университет типа Оксфорда и Кембриджа). Школы-пансионы (boarding schools) существуют в Британии много веков и уже настолько срослись с культурой, историей и традициями этой страны, что без них Англию трудно себе представить. В прошлые времена было негласное деление школ по престижности, степени закрытости, академическим показателям, составу учителей и учеников. У каждой знатной семьи была "своя" школа, в которую отдавали детей из поколения в поколения. Эти традиционные представления сохраняются и сейчас, репутация некоторых школ не меняется на протяжении веков (таких как привилегированные Итон, Регби, Харроу), и иные англичане выбирают школу по старинке. Хотя справедливости ради надо сказать, что многое изменилось: теперь появились и новые критерии оценки школы, и новые лидеры.

    Современные родители смотрят на то, насколько высоки академические показатели школы (результаты выпускных экзаменов GCSE и A-level ежегодно публикуются, на их основе независимые эксперты составляют рейтинги школ, которые потом публикуются в газетах Financial Times, The Times и Daily Telegraph). Рейтинги разных изданий часто не совпадают. Но по ним можно определить, какая школа показывает стабильный успех или устойчивую тенденцию к улучшению результатов в последнее время. Кстати, уже несколько лет в Британии обсуждается необходимость составления рейтингов на основе другого критерия. Предлагается оценивать, какого прогресса достиг выпускник с момента поступления в среднюю школу в возрасте 11-13 лет, то есть сравнивать результаты вступительных и выпускных экзаменов. Многие полагают, что таким образом можно будет оценить, насколько усердно и успешно "вытягивает" школа каждого ученика, какой вклад она вносит в развитие ребенка. Согласитесь, что это гораздо важнее и ценнее, чем просто набрать способных учеников и таким образом обеспечить себе высокие показатели на экзаменах. Первый рейтинг по новой схеме планируется составить в следующем году.

    Обращают родители внимание и на атмосферу в школе, отношение к детям. Смотрят, какие дополнительные предметы предлагаются, как школьники проводят время, какие есть возможности для занятий спортом, музыкой, искусством. И, конечно, считают деньги. В условиях, когда школ много (в Великобритании более 2.500 частных школ), а студентов становится меньше (очень немногие англичане сегодня могут позволить себе дорогое частное образование), школы вынуждены что-то предпринимать: сокращать плату за учебу, выделять стипендии талантливым и малоимущим, принимать иностранцев. Независимые частные школы на самом деле более зависимы, чем государственные, — от благосостояния родителей учеников.

    Престижные школы, занимающие первые строчки рейтингов, конечно, проблем с недостатком учеников не испытывают, скорее, наоборот. К ним выстраиваются очереди, составляются листы ожидания, каждый поступающий сдает вступительные тесты по английскому языку, математике, естественным наукам и на интеллектуальное развитие IQ (см. №№ 2(3), 3(4), 5(6), 1999). Заметим, что массовые наборы в независимые школы происходят в возрасте 11 (часть школ) , 13 и 16 лет. Для иных возрастов в лучших школах могут быть свободные места, поступить на которые легче. Однако иностранному ребенку лучше начинать именно в "этапные" сроки: когда британцы переходят в среднюю школу (11-13 лет) и приступают к программе, ведущей к экзамену на сертификат о среднем образовании GCSE, или когда они ее заканчивают и начинают готовиться в университет по программе A-level (16 лет).

ЛУЧШАЯ ШКОЛА ТА, КОТОРАЯ ПОДХОДИТ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ

    По информации российских образовательных агентств, специализирующихся на частном образовании в Великобритании, в последнее время увеличился спрос на "самые лучшие школы, чтобы потом можно было поступить в Оксфорд/Кембридж". Именно последним и обусловлено стремление российских родителей к рейтинговым школам. Некоторые компании, например "Альбион", Edgecote English Education, в основном с такими школами и работают. В то же время, по мнению британских консультантов по образованию, российские родители должны руководствоваться не рейтингами, а индивидуальными потребностями ребенка.

    Сотрудник британской службы White House Guardianships Джейн Хьюм рекомендует нашим родителям игнорировать "так называемые табели о рангах" (британские рейтинги делят частные школы, как футбольные команды, на лиги и называются league tables). А консультант английской образовательной компании BESt Education Соул Файн советует не полагаться на мнение друзей и знакомых: школа, в которой учатся их дети, может не подойти вашему ребенку. Общая же рекомендация такая: узнайте, может ли школа составить для вашего ребенка специальное расписание, включив в него, например, ограниченное количество дисциплин британской программы и усиленный курс английского. Практика показывает, что такая программа поначалу требуется почти каждому ребенку, приезжающему из России. Нелишне будет узнать, и сколько русских учеников в этой школе. Если их много, процесс интеграции вашего ребенка в британскую систему образования значительно замедлится.

И главное — помните: вам есть из чего выбирать.

    Первые частные школы в Англии были именно пансионами (то есть детей туда отдавали "насовсем" — они там и жили, и учились, возвращаясь домой только на каникулы) и исключительно для мальчиков. Потом появились школы для девочек. Эта традиция раздельного воспитания очень сильна в Великобритании, и ее надо учитывать. Первые совместные школы открылись относительно недавно. Сначала мальчикам и девочкам разрешили учиться вместе только в старших классах — с 16 лет. Кстати, теперь и многие оставшиеся школы раздельного обучения принимают с этого возраста учеников противоположного пола в последние два класса. Потом появились полноценные школы для детей обоих полов.

    В частных школах сегодня учится около 7% британских детей, причем почти 85% из них посещают дневные школы. Дневные школы (где дети только учатся, а после занятий возвращаются домой) — это тоже дань прогрессу, а для многих и возможность выжить. Практически все британские частные школы сейчас предлагают и дневную форму обучения. При наличии друзей или родственников, готовых приютить вашего ребенка, вы тоже можете определить его в дневную школу. Найти принимающую семью может и любая солидная британская консультационная служба (типа уже упомянутых BESt Education, White House Guardianships), и российское образовательное агентство, давно и серьезно работающее с британскими частными школами.

    Частная школа по-прежнему считается лучше государственной. Что, в общем, не абсолютная истина. Есть хорошие государственные школы и плохие частные. Из приведенных выше цифр видно, что большинство — 93% — британских детей учится в государственных школах. Если британец может позволить себе отдать ребенка в частную школу, то он уж постарается выбрать действительно хорошую, а главное, подходящую его ребенку. Считается, что из частной школы прямая дорога в университет. Это действительно так: по статистике, более 90% выпускников частных школ получают высшее образование, они составляют треть всех студентов университетов.

    Каждая частная школа управляется советом учредителей, попечителей и директоров. В принципе, она в праве сама составлять программу, решать, как расходовать средства и т.д. Но все же ее свобода ограничена. Школа должна быть зарегистрирована Министерством образования и пройти проверку комиссией, возглавляемой королевским инспектором. Это значит, что ее программа, помещения, оборудование, квалификация преподавателей должны соответствовать государственным стандартам. Кроме того, школы регулярно инспектируются Объединенным советом независимых школ (ISJC), который, помимо прочего, проверяет, как соблюдаются права детей, записанные в законе Children Act.

    По правилам британских частных школ количество иностранных учеников в них не должно превышать 5-7%. Школы, заботящиеся о своей репутации, выдерживают эту квоту. Но есть и такие, которые из британских превратились в международные. В них половина, а то и больше учеников — иностранцы, иногда одной национальности, например, русские. Такие школы лучше обходить стороной. Другое дело, если школа специально создана для иностранцев и ее задача — подготовить иностранного ребенка к плавному вхождению в британскую среду. Для детей, не имеющих международного опыта общения и плохо знающих английский, это зачастую идеальное начало. Можно взять старт и с подготовительного курса, который организуют большинство образовательных, опекунских и консультационных служб Британии. Например, The English Tutorial Centre в Оксфорде предлагает иностранным школьникам курс совершенствования английского, общих знаний и подготовки к школе. Компания BESt Education (в частности, ее учебный отдел Benson Tutorial) еще и психологически готовит детей к новым условиям жизни, а кроме того дополнительно занимается с ребенком во время учебы и каникул (если наметилось отставание), помогает подготовиться к экзаменам.

    Для человека несведущего все английские частные школы на одно лицо. При том, что у них действительно много общего (в наборе предметов, факультативов, видов спорта, внешнем виде и интерьере классов и общежитий, столовой, в школьном расписании и т.д.), они все-таки разные. Как считает директор российской образовательной компании York Group Марина Красинец, британские школы можно разделить на несколько видов: академически сильные (иногда не самые аристократические), аристократические (иногда не самые удачные в академическом плане), добротные среднего класса (часто наиболее подходящие нашим детям благодаря своей комфортной семейной атмосфере) и остальные.

    Другие специалисты делят британские негосударственные школы на два "психологических" типа: для детей с разным уровнем способностей, так называемые comprehensive schools, и для детей со способностями выше среднего, так называемые selective schools. Первая категория школ принимает всех платежеспособных при наличии мест, вторая, как уже было сказано, только после интервью и тестирования.

    Кстати, не надо думать, что сами британцы стремятся отдать своих детей только в элитарные школы. Напротив, они реально оценивают возможности ребенка и, если он не обладает выдающимися способностями, скорее предпочитают хорошую среднюю школу. Практически любая школа среднего класса может подготовить ученика (в том числе и иностранного) в университет. А это, как показывают опросы, главная цель большинства российских родителей. Школа заинтересована в успехе своих учеников: это поднимает ее рейтинг и обеспечивает приток способных детей.

    Поступать в избранную (selective) школу стоит, если ребенок действительно талантлив и у него большой потенциал. Наши дети есть в самых престижных школах: и в Wycombe Abbey School, и в Rugby, и в Cheltenham Ladies. Нет разве что в Итоне и Харроу. Но чтобы попасть в Итон, надо быть принцем Уильямом или, по крайней мере, султаном Брунея. Кстати, согласно последнему рейтингу Financial Times по академическим показателям Итон занимает 6 место, а школа Харроу даже не вошла в десятку.

    Помимо деления на более и менее престижные, обычные и элитарные британские школы имеют несколько более очевидных категорий. Назову основные: школы раздельного и совместного обучения; дневные и пансионы; католические и протестантские (или вообще не исповедующие никакой религии); начальные и средние или сквозные (принимающие детей с 3 до 18 лет).

    Англичане по-прежнему считают, что раздельное обучение лучше для ребенка: он сконцентрирован на учебе и не отвлекается на посторонние вещи. Результаты экзаменов показывают, что в школах раздельного типа обучения успеваемость выше, эти школы занимают верхние строчки рейтингов. Женские школы более гибкие, восприимчивые к новому, не боятся экспериментировать. В то время как мужские более консервативны и традиционны. Это проявляется в спартанском устройстве быта и учебного процесса, преобладании мужчин в педсоставе и так называемом spirit of the school (духе школы).

    Решая, какую школу выбрать, следует, наверное, исходить из того, будет ли смена ситуации (в силу совместного образования в российских школах) болезненной для ребенка или, наоборот, в этом случае влиться в совершенно чуждый коллектив будет легче. Не стоит забывать и о возможных специфических проблемах, возникающих в чисто женском или чисто мужском коллективах. Это скорее касается тех, кто поступает в школу среднего звена.

    Относиться настороженно к религиозному воспитанию в школе не стоит. Британцы не навязывают детям-иностранцам свою религию (особенно, если у ребенка другая вера). Ежеутренние и воскресные службы в школьной церкви — это традиция, сложившийся веками ритуал, которую надо уважать. Посещение служб обязательно, если только это не противоречит убеждениям школьника. То же относится и к урокам религии: знать историю религии, которая является основой мировой культуры, необходимо любому образованному человеку.

О ЧЕМ ХОРОШО БЫ ЗНАТЬ

    Шестилетний опыт нашего присутствия в британских частных школах позволяет сформулировать рекомендации, полезные всем.

    Первое. Ребенка надо готовить к тому, что он едет в другую страну и должен научиться следовать ее правилам и традициям. По мнению директора лингвистической школы общения "Система-3" Арнольда Рубинштейна, ребенку надо объяснять особенности английского менталитета и специфику английской манеры общения. Например, не стоит ждать, что тебя встретят там с распростертыми объятиями и будут с тобой нянчиться. Британцы ценят независимость, самостоятельность и ответственность (это воспитывается в них с детства). Дружбу англичан надо завоевывать, а для этого самому раскрываться, идти на контакт, участвовать в общих мероприятиях.

    Второе. В большинстве британских школ по-прежнему сохраняются строгая дисциплина и порядок, обязательная школьная форма, более чем скромные условия проживания: многоместные комнаты-дормитории для маленьких, двух— или трехместные комнаты для старших (в некоторых школах старшеклассники живут по одному) с минимумом удобств (душ и туалет — общие). Многим нашим детям не нравится питание, то, что в любую погоду — и в дождь, и в снег — учеников в легкой спортивной форме выгоняют на улицу играть в футбол (так закаляется характер). Но все эти неудобства компенсируются сильными сторонами британского образования: живым преподаванием, большим выбором предметов и внеклассных занятий, развитием самостоятельного мышления и логики, умения находить и обрабатывать нужную информацию, приобщением к искусству, музыке, драме, физической тренировкой и обучением различным видам спорта и спортивным играм.

    Третье. Не стоит отправлять ребенка в Англию просто так, без цели, на непродолжительное время. Если задача — интегрировать ребенка в западную среду, то чем раньше он начнет там учиться, тем лучше (оптимальный возраст, как уже было сказано, 11-13 лет). Готовиться к поступлению в университет можно и во взрослом возрасте, после окончания российской школы (16-17 лет). Для иностранцев существуют годичные и двухгодичные предуниверситетские программы, например Foundation, и пройти их можно как в некоторых частных школах, так и в специальных колледжах sixth form colleges.

    Как говорят британцы, все образование в их стране нацелено на то, чтобы в конечном счете человек получил хорошую работу. Перед русским школьником, заканчивающим британскую частную школу, открываются те же самые перспективы, что и перед британцем. Все зависит от его личных качеств, способностей, знаний и желаний. Из школы — прямая дорога в университет, а дальше — у каждого она сворачивает в свою сторону.

Журнал “Обучение за рубежом”

№ 7 (8) Июль 1999г.

Автор: Коптелова Елена



Прочитайте еще про Отдых в Великобритании:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.