В Италию за свободой на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

В Италию за свободой

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Италии > В Италию за свободой

Нет ничего более убедительного, чем вид довольной мамаши, рассказывающей об университете, в котором благополучно обитает ее дитя. Лучшая рекомендация учебному заведению, особенно если последнее — за рубежом и сам его не посмотришь.

Дочь Вероники Самойловой уже два года учится в Европейской школе экономики (European School of Economics, ESE) и через два года получит государственный британский диплом. Об этом университете Вероника может рассказывать часами. Программа ESE действительно интересна. ESE ставит задачей создать новый тип предпринимателей, способных привести к гармонии такие несовместимые вещи, как бизнес и этика, действие и созерцание, деньги и любовь. Она готовит менеджеров для музыки, кино, телевидения, моды, политики, финансов, индустрии развлечений, искусства и спорта — всего того, что определяет бизнес постиндустриальной эпохи.

    Моя дочь росла закомплексованной и необщительной. Я все время была в разъездах — то в Москве, то за границей, так что большую часть времени дочь проводила с бабушкой и дедушкой в их квартире в Петербурге. Бабушка с дедушкой по-своему заботились о внучке: в 6 часов вечера запирали ее дома. Надо сказать, что времена были действительно страшные: в Питере происходили бандитские разборки и убийства. Вся жизнь Алены концентрировалась вокруг школы и дома. К 17 годам она ни разу не целовалась, ни разу не была на дискотеке, ничего не знала о реальной жизни. Представления об окружающем мире она черпала из книг, ну и я ей что-то рассказывала во время коротких наездов домой. Ее взгляды на жизнь представляли собой сплошную иллюзию.

    Я в то время работала в одной московской фирме, по службе мне пришлось ездить в Италию. Несколько раз я брала дочь с собой. Там она научилась итальянскому языку (в школе она учила английский).

    Когда Алена закончила школу, мы стали думать, куда ей поступать. Одна моя подруга, связанная с образованием, объяснила, что поступление на любой престижный факультет нашего вуза стоит приличных денег. Я подумала, что за такие деньги лучше отправить дочь за границу. Тем более государственные университеты в некоторых странах или совсем бесплатные, или очень дешевые.

    Я продала квартиру, взяла ребенка под мышку и махнула в Италию — эту страну я знала лучше других. Казалось, что все просто. В итальянские государственные университеты не надо сдавать экзамены, подаешь документы, платишь небольшой регистрационный взнос и — учишься.

    Но на самом деле все оказалось гораздо сложнее. Алене было 17 лет, а в европейские университеты берут с 18. Исключений ни для кого нет. Причем, это правило общее и для государственных, и для частных вузов. К тому же выяснилось, что дочери еще не хватает и образования для поступления в итальянский университет. Нашего аттестата недостаточно, требуется диплом о 12-летнем школьном образовании.

    Я стала искать школу, где моя дочь могла бы его получить. Но ни одна школа не хотела ее брать на последний год обучения, все в один голос заявляли, что Алене с ее российским аттестатом надо учиться еще три года. (Заключительный цикл обучения в итальянской школе длится 5 лет и называется Scuola Secondaria Superiore. Последние три года идет специализация, базовое профессиональное обучение и подготовка в университет — Ред.).

    Это нас никак не устраивало, и я начала обивать пороги разных департаментов местного министерства образования. Мне повсюду отказывали, пока я не ворвалась в кабинет одного начальника и буквально вынудила его подписать разрешение на прием в последний класс школы. Я смогла убедить его, что всю ответственность мы берем на себя, и если, допустим, дочь не справится с программой и не сможет получить диплом, мы никаких претензий предъявлять не будем.

    Алена начала учиться в школе. Слава Богу, что в последнем классе у них шло повторение. Хотя многие предметы, например французский, пришлось учить с нуля. Результат был совершенно неожиданным для меня: школу Алена закончила блестяще, набрала 57 баллов из 60, вошла в тройку лучших выпускников. Свой успех она объяснила тем, что программа итальянской школы оказалась намного легче российской. Она выбрала направление — общественные и социальные науки со специализацией в туризме (в Scuola Secondaria Superiore четыре направления: искусство; лингвистика / литература / история / философия; общественные и социальные науки; естественные и технические науки, внутри которых есть разные специализации — Ред.). Там изучались, в частности, экономика и менеджмент, а это она еще в питерской школе проходила. Географию она тоже знала, о туризме и путешествиях могла говорить и без специальной подготовки — столько книг было прочитано.

    Через год, уже с итальянским дипломом мы пошли поступать в университет. Выбрали самый известный — римский La Sapienza. Когда мы туда пришли, я решила поговорить со студентами. Выяснилось, что учиться в La Sapienza очень тяжело, идет большой отсев, в лучшем случае остается и доходит до диплома примерно четверть поступивших. Очень много всего приходится учить, перелопачивать огромное количество учебников. Там, как и у нас, стремятся подготовить широко образованных людей, но зачастую получается, что студент знает много лишнего и мало по существу.

    Учеба в итальянском университете — это в основном лекции и самостоятельная работа. Лекции проходят следующим образом. 3.000 студентов набивается в зал, профессор с кафедры читает лекцию. Те, кто на последних рядах, почти его не видят и не слышат. Если же хочешь быть в первых рядах, будь добр прийти заранее и занять место. Некоторые приходят чуть ли не в 6 утра (лекция начинается в 9.00). Я поняла, что моя дочь не будет вставать в 5 утра, не выдержит конкуренцию с более сильными и в результате будет отчислена. Когда я осознала это, мне стало так плохо. Стоило все бросать, продавать квартиру, ехать за границу?

    Все изменила случайная встреча. Я ехала в поезде. На одной из станций вошла дама с огромным багажом. Я ей помогла. Мы разговорились. Дама оказалась представителем Европейской школы экономики (ESE), частного итальянского университета. Узнав о моих проблемах, она посетовала, что мы потеряли целый год, так как, оказывается, в их университет можно поступить сразу после российской школы. То, что она рассказала о ESE, показалось очень заманчивым. Меня только смущало, что школа — частная, платная, в ней учатся дети богатых, преуспевающих родителей. Мне было не потянуть. Однако новая знакомая сообщила, что можно попробовать получить стипендию (их выделяется каждый год 11): "Мы ищем талантливых людей".

    Если честно, я не верила во все эти игры со стипендиями якобы талантливым детям и считала затею с ESE напрасной. Но дочь очень воодушевилась и пошла сдавать тест. Тест — это личное собеседование (оценивается способность быть лидером, жизненная философия, устремления) и вопросник. Тест Алена прошла, и нас пригласили на второе собеседование (оно проводится вместе с родителями). С нами говорили об устройстве мира, о том, как мы видим себя в нем, какая у дочери мечта, чего она хочет достичь.

    Поговорили и забыли. А через два дня раздается звонок: нам дали стипендию! Это был шок, я не могла поверить. Наверное, ее взяли потому, что их поразило, как она за один год умудрилась так хорошо закончить итальянскую школу. Решили, что Алена — вундеркинд. Сыграло определенную роль и то, что у них тогда не было ни одного русского студента и что мы уже жили в Риме. Хотя, как я потом узнала, стипендию в ESE получить сложно.

    Программа школы дочке очень понравилась. Обучение рассчитано на 4 года: первые два года учишься в Италии плюс 2 раза стажируешься в любой стране, третий год проводишь в двух других странах (учеба в любом университете плюс стажировка), последний год — снова в Италии. Это не академическое (в отличие от государственных университетов), а практическое образование. Студенты во время учебы узнают, что такое бизнес, с чем его едят, как занять в нем свое место. Они с самого начала сталкиваются с реальной жизнью и реальными проблемами и очень быстро взрослеют, приобретают профессиональный опыт, набирают очки для будущей карьеры. Например, на первом курсе моя дочь участвовала в коллективном студенческом проекте по организации дискотеки в городе. Они составили бизнес-план, просчитали прибыль, нашли инвестора и запустили проект (кстати, и сами там стали работать). Школа засчитала этот проект как курсовую работу.

    Сразу после первого курса идет стажировка — не менее 2 месяцев. Некоторые берут не одну, а две стажировки за лето (так, кстати, сделала моя дочь). ESE сотрудничает с 300 итальянскими и 600 международными компаниями — в них студенты стажируются, многие там же остаются работать. Место стажировки можно выбрать и самому, а школа поможет устроиться (хотя гарантий нет). Некоторые студенты рассылают свои резюме в крупнейшие компании и корпорации и часто получают приглашения. Кстати, первое чему научили студентов в школе, это подавать себя в выгодном свете, писать резюме. Помогают и личные связи: в школе учатся дети известных людей, по рекомендации последних некоторые и устраиваются на работу.

    Реально хорошие места получают те, кто к этому больше стремится. Хотя срабатывают и чисто экономические факторы: у кого больше денег, у того больше возможностей, например, можно выбирать страны, континенты. Если же ты ограничен в финансах, приходится отказываться от самых выгодных предложений. Например, одна русская студентка (сейчас русских в школе уже трое вместе с моей дочерью) мечтала стажироваться у кого-нибудь из известных дизайнеров и модельеров. Ей предложили на выбор Gucci в Нью-Йорке и Valentino в Париже. Но, к сожалению, от обоих предложений пришлось отказаться, зато в результате ей нашли оплачиваемую стажировку в бутике Gucci в Милане.

    Вообще, найти оплачиваемую стажировку возможно. Но большинство студентов ESE работает бесплатно. Самые известные, с мировым именем компании считают, что уже сам факт стажировки у них — бесценный опыт, и скажите спасибо, что вас взяли.

    Моя дочь после первого курса поехала работать в одну из крупнейших галерей Лондона. Когда она приехала, галерея как раз готовила большую выставку. Так что Алена прошла через все этапы галерейной работы, начиная с маркетинга, организации и проведения самой выставки до ее закрытия. В Лондоне Алена познакомилась с огромным количеством интересных людей из разных уголков Земли. В конце стажировки директор галереи предложила Алене постоянную работу после окончания школы. Но к этому моменту дочь поняла, что галерейная работа не для нее. В этом смысле стажировка была тоже очень полезной: Алена так мечтала работать в сфере искусства, но попробовав, она поняла, что всю жизнь заниматься этим не хочет. ESE дает студентам свободу выбора: они сами во время учебы ищут и находят то, что им действительно интересно. Для школы студент — главная, центральная фигура, все крутится вокруг него и делается для него (это суть педагогического подхода ESE, называемого student-centred).

    Задача школы — воспитать лидеров, людей, которые сами определяют жизненные приоритеты и свое место в мире. Поэтому вполне допускается, например, смена факультета во время учебы, продление стажировки или заключение контрактов и, соответственно, переход на свободное посещение. Более того, студентам внушают, что если они не будут активно действовать, искать, проявлять инициативу, то не добьются успеха.

    Моя дочь очень быстро прониклась этой идеей. Вернувшись из Лондона, она, вместо того чтобы отдохнуть, сразу же отправилась на другую стажировку. Ей предложили поработать на кинофестивале в Италии. В результате в школу она пришла на месяц позже начала занятий, но с массой впечатлений и новых идей. В принципе, если студент получает интересное предложение или выгодный контракт, например, год поработать за границей, школа даже поощряет его воспользоваться такой возможностью. А доучиться можно потом. Кроме того, Алена поменяла факультет. Первый год она училась на факультете коммуникаций и средств массовой информации, а на втором курсе перешла на факультет международного бизнеса со специализацией в маркетинге (см. схему ниже). Ей даже досдавать ничего не пришлось: на прежнем факультете она по собственному желанию изучила массу дополнительных предметов, относящихся к маркетингу.

    Я заметила, как моя дочь изменилась за первый год. Из закомплексованной и инертной она превратилась в общительную и энергичную девушку. Начала работать, следить за собой. В ESE преподают профессора из ведущих университетов мира, большинство из них — профессионалы-практики, бизнесмены, директора фирм. Они рассказывают о своем опыте, своей истории успеха, о том, как достичь вершин. Студентов учат, как себя вести, как избавиться от дурных привычек, как войти в большой бизнес. Никаких нравоучений нет, студентам просто рассказывают, например, как кто-то не сделал карьеру из-за избыточного веса или как кого-то не взяли в Америке на работу из-за того, что он курил. Для чтения лекций в школу приглашаются знаменитости со всего мира, нобелевские лауреаты, директора транснациональных компаний. Это сразу поднимает студентов на определенный уровень: они готовятся стать частью этого высшего общества, у них исчезает страх перед громкими именами. Кстати, каждый филиал ESE в Италии (их всего девять) — настоящий дворец, образец элегантности и стиля. Сама обстановка заставляет вести себя соответствующе и одеваться соответствующе.

    Стажировка тоже может выпасть самого высокого уровня: студенты ESE проходят практику и в ООН, и в НАТО, и в крупнейших политических партиях, информационных агентствах, СМИ, на самых известных киностудиях (например, двое студентов работали со Спилбергом), в крупнейших банках, автомобильных концернах и т.д. Хотя обучение в школе платное, студенты никак не окупают затраты школы на них. ESE спонсируют компании, которые заинтересованы в том, чтобы вырастить квалифицированные кадры для себя.

    Правда, самые лучшие стажировки достаются студентам, которыми школа гордится, и детям известных и богатых родителей (в последнем случае родители сами подбирают места). Например, в школе учится сын Труссарди, так он на такие стажировки ездит, какие другим и не снились. Школа всего лишь отражает мир: в нем нет равенства и справедливости. Это надо принять и постараться найти гармонию и свое место. Этому, кстати, тоже учат в ESE.

    В итоге из четырех лет обучения в школе студенты как минимум год проводят на стажировках. Понятно, что их шансы трудоустроиться после окончания школы очень велики: многим еще во время учебы предлагают работу. Стажировки занимают настолько важное место в процессе обучения, что под них даже подстраивают программу. К примеру, с этого года вместо обычной семестровой программы введены двухмесячные циклы. То есть два месяца вы изучаете два предмета, сдаете экзамены и переходите к следующим. Эти циклы можно разбивать перерывами на работу и стажировку. Программа школы вообще очень живая и гибкая, она постоянно меняется и совершенствуется. И в этом еще один плюс ESE.

    Сейчас Алена закончила второй курс и поехала на стажировку в пятизвездочную гостиницу на острове Сардиния . Не знаю, понравится ли ей это дело. Она по-прежнему в поиске. Следующий, третий год обучения студенты по программе проводят в двух других странах. Делается это для того, чтобы они могли попрактиковаться в языках (помимо итальянского, студенты изучают английский и еще один европейский язык) и приобрели международный опыт. Моя дочь выбрала университет в Лондоне, а стажироваться хочет в Америке. Для нее этот выбор так же естествен, как если бы речь шла о соседнем городе. У нее больше нет страха перед миром, границ тоже, по-моему, для нее не существует. И это, пожалуй, главное, что ей дала учеба в ESE.

Журнал “Обучение за рубежом”

№ 7 (8) Июль 1999

Автор: Кутузовская Елизавета



Прочитайте еще про Отдых в Италии:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.