Свой среди чужих на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Свой среди чужих

KUDA.UA > Отдых > Отдых в США > Свой среди чужих

Свой среди чужих     Программа "Академический год" напоминает затяжной прыжок в другое измерение. Российский старшеклассник или выпускник на целый учебный год попадает в зарубежную школу, безвыездно живет в другой стране и не видит папу с мамой. Как правило, такие дети возвращаются домой уже другими людьми. Зачем и кому это нужно — читайте в нашей статье.

    Программы академического школьного обмена родились после Второй мировой. Тогда около 50 школьников из Германии и Японии были приглашены в США на один год. Пригласив ребят из стран, которые совсем недавно были врагами, Америка как бы доказывала, что многолетняя вражда между ней и этими государствами закончилась.

    В Россию эта программа тоже была внедрена американцами. Если вы помните, на заре перестройки были очень популярны обмены школьными тургруппами в стиле People-to-People.

    Аналогичные программы существовали и до этого, но они были, что называется, "только для своих". Программа администрировалась посольством США , заявки рассылались по РОНО, а школы очень тщательно отбирались. Зато программа была совершенно бесплатной. Возможность поучаствовать в такой программе "за так" существует и сегодня. Американский совет преподавателей русского языка и литературы (АСПРЯЛ) до сих пор занимается бесплатными академическими школьными обменами в России. Однако гораздо больше детей едет по частично оплачиваемым родителями программам. Стоимость года обучения получается относительно небольшой, поскольку учеба и проживание в большинстве случаев обходятся бесплатно.

    Только в Америке обменными программами занимается порядка 90 организаций, часть которых принимает и "бесплатных", и "оплаченных" студентов. Чтобы никто не халтурил, существует CSIET (Council of Standards for International Educational Travel), который осуществляет надзор за всеми компаниями. Такие программы достаточно распространены и в Европе, и на международном уровне в целом. Например, организация "Молодежь за взаимопонимание" (Youth for Understanding, сокращенно YFU) занимается школьными обменами в 35 странах мира. Правда, европейцы не готовы принимать по обмену так много русских, как американцы. Например, во Франции и Германии программы академического обмена предлагают 3-4 организации, и лимит каждой — 5–15 российских студентов в год.

ГОД КОТУ ПОД ХВОСТ?

    В России сформировалось достаточно стойкое мнение, что академический обмен — это американское изобретение. Мол, американцы являются настолько обеспеченной нацией, что могут бесплатно принимать у себя иностранных граждан. Действительно, в США на районном уровне (а надо сказать, что все американские школы, принимающие детей по программе академического обмена, находятся в небольших городах) поощряется сам факт, что американская семья принимает иностранца у себя дома, — это показывает ее благонадежность, достаток, широту взглядов.

    Строго говоря, программа "Академический год" — это разновидность образовательного туризма. Основное в программе — вовсе не получение академического образования, ведь многие участники из России не получают иностранных дипломов, по сути, теряя зря целый год. Это опасно, особенно для юношей, которым может как раз этого года не хватить для того, чтобы поступить в институт и не пойти в армию. Вот почему девушки среди участников преобладают. Однако плюсы существенно перевешивают минусы.

    Главное, что дает программа детям, — это фантастический рывок в развитии. Попав в другую страну, они оказываются среди людей с другим менталитетом, представлениями и традициями и вынуждены подстраиваться. Фактически они приезжают другими людьми и существенно отличаются от сверстников широтой взглядов. Между прочим, в условиях глобализации, все большей интернационализации многих вузов и бизнес-школ это чрезвычайно важно.

    Другое следствие — это та закалка характера, которую дает год самостоятельной жизни вдали от мамы с папой в незнакомом доме и непривычном языковом окружении. Попадая в возрасте 15-18 лет в чужую страну, дети получают возможность реализовать себя, взрослеют, становятся самостоятельными. Принимающая семья ждет от ребенка самоконтроля, способности отвечать за свои слова и поступки. Как ни крути, ему приходится наравне со всеми участвовать как в семейных праздниках и поездках, так и в делах по дому.

    Наконец, огромная польза от таких программ — совсем другой уровень знания языка.

КАК ПОПАСТЬ НА ЭТУ ПРОГРАММУ

    По подготовке "Академический год" — самая трудоемкая программа. Начинать следует за 4-8 месяцев до крайнего срока, которым обычно является либо конец марта (если начало занятий — сентябрь), либо конец сентября (начало занятий — январь).

    Претенденты из разных стран проходят стандартную процедуру отбора. Перечень необходимых документов включает в себя анкету, заключение о медицинском осмотре с подписью врача, справку о прививках, выписку из школы об успеваемости за последние три года, письмо самого школьника к своей будущей приемной семье, сочинение, письма от родителей ребенка и его учителя иностранного языка, а также альбом с семейными фотографиями, по которому принимающая семья смогла бы составить представление о ребенке.

    Затем в Москве проводится предварительное тестирование по иностранному языку. На его основе даются рекомендации по улучшению уровня языковых знаний. Если ребенок живет далеко (например, во Владивостоке или Новосибирске), то ему могут предложить проверить свой уровень с университетским преподавателем и получить у него соответствующее резюме.

    Одним из условий участия в этой программе является изучение языка на протяжении трех и более лет. Никакой дополнительной языковой подготовки для вновь прибывших учащихся не предусмотрено, а ведь им предстоит слушать учителей и читать тексты на самые разные темы. Поэтому на последнем этапе подготовки к отъезду желательно пройти 4-месячный интенсивный курс разговорной речи. Именно недостаточное владение разговорным языком является основным поводом для отсева.

    Главную анкету следует заполнять с максимальной честностью, ничего не выдумывая. Например, если школьник указал, что будет помогать по дому — убирать посуду со стола или работать в саду, то надо держать слово. Для наших детей вполне естественно забыть о такой мелочи по приезде в другую страну, а принимающая семья будет от него этого ждать и, не дождавшись, возьмет да обидится, и еще нажалуется куратору, напишет в отправляющую организацию письмо. И это не из вредности — просто у них так принято — помнить, что ты обещал.

    После формирования всего комплекта документов, они высылаются в ту страну, куда едет учиться ребенок. Там ему подбирают семью. Только после того как семья найдена, подбирают школу. Поэтому сразу узнать местоположение школы практически невозможно.

    Затем ребенок, участвующий в программе, получает визу. Эта виза обязывает его вернуться по окончании программы в Россию. В США, если люди едут по учебным программам, им выдают визу F-1, а участникам обменных программ — визу J-1, которая предполагает год пребывания в стране и исключает продление.

    Исключения из правил бывают, но они очень редки. Виза может быть выдана повторно, если школа настолько заинтересована в ученике из другой страны, что готова сама подать документы на визу и найти спонсора для оплаты пребывания ребенка сверх срока. Еще один способ продлить визу — остаться на обучение. Если студент в течение года смог поступить в университет, он может на родине получить уже другую визу — студенческую, которую можно продлевать, не выезжая из страны обучения.

    Впрочем, если деньги на оплату учебы выделяет правительство США, то в силу вступают очень жесткие регулирующие правила. Студент обязан подписать документ, в котором сказано, что он не имеет права в течение последующих двух лет подавать документы на рабочую, гостевую и иммиграционную визы. Если же за программу платят родители, то подписывать такую бумагу не нужно.

ПО ПРИБЫТИИ В СТРАНУ

    Иногда, чтобы уменьшить культурный шок по прибытии, для участников обменных программ организуют специальные "вводные" семинары. На них могут в течение двух-трех дней рассказывать о стране, правилах поведения, законах и привычках.

    95% успеха программы академического обмена зависит от того, в какую семью попадет ребенок и как он сможет приспособиться к жизни в ней. Процесс подготовки ребенка к жизни в чужой семье — это самый сложный этап. Еда, распорядок дня, правила и устои нового окружения могут весьма отличаться от тех, к которым привык школьник. Например, может случиться так, что в принимающей семье шесть детей или их нет вообще. Семья может быть неполной, возраст "папы" и "мамы" может превышать 50 лет. Иногда дети в семье ревнуют к "приемному" ребенку, и тогда начинаются ссоры.

    Дело усугубляется тем, что менталитет иностранцев очень часто диаметрально противоположен нашему. Например, на понятном для нас языке американцы — стукачи. Каждый гражданин США считает своим долгом доложить, что ты нарушаешь правила. Для них это — всеобщая борьба за всеобщий порядок. Поэтому нужно быть готовым к тому, что если ты списал у своего товарища (что в России — нормальное дело) и об этом кто-то узнал, возможно, этот вопрос вынесут даже на собрание школы.

    Очень важно правильно поставить себя. Если ребенок сможет аргументировано объяснить, почему он поступил так, а не иначе (например, не "настучал" сам), возможно, он не только не будет наказан, но и заслужит определенное уважение со стороны педагога.

    Кроме трудностей привыкания к незнакомой среде, одной из основных проблем, с которыми сталкиваются наши дети по приезде, является непонимание на языковом уровне. Даже с великолепными знаниями иностранного языка очень сложно сразу начать понимать беглую речь. Из-за того, что ребенок чего-то не понял, не переспросил и кивнул, может возникнуть конфликт, в котором не виновата ни одна из сторон. Чтобы избежать таких случаев, надо научить ребенка переспрашивать, просить повторить или сказать то же самое помедленнее.

    Еще надо убедить ребенка в том, что он не должен бояться или стеснятся обратиться к локальному координатору программы, который всегда прикрепляется к каждому. Помогать решать возникающие проблемы — это его работа. У координатора может быть и два студента, и двадцать, поэтому надо использовать все возможности для общения с ним. Координаторы навещают детей в семьях, и такие визиты — подходящий случай, чтобы поговорить о наболевшем.

    Если семья принимает у себя ученика из-за границы, значит людям действительно интересны чужая культура, традиции, а также его взгляды на те или иные вопросы. Нужно быть готовым к тому, что приемная семья буквально закидает своего "гостя" вопросами о его стране. Если ребенок будет отмалчиваться, семья может даже обидеться. Ведь для многих иностранцев это не акт вежливости, им действительно интересно. Но бывает и наоборот — семья решила принять обменного студента просто так, и ничего у него не спрашивает.

    В школе такой ученик, как правило, тоже единственный представитель своей страны. Поэтому нельзя отказываться выступить на уроке, рассказать, "как это у нас". Причем следует быть готовым к тому, что учителя сами знают меньше вашего. Если обнаруживается такой вариант, нужно быть очень деликатным, иначе можно подорвать авторитет учителя в глазах остальных.

ЧТО ПОТОМ

    Каждая школа самостоятельно принимает решение о том, какой документ выдать студенту по окончании его обучения. Иногда выдают так называемый сертификат — просто выписку о том, какие предметы ребенок прослушал и как сдал тесты. Бывает, к нему прилагается комментарий учителя.

   Случаи, когда иностранный учащийся после года обучения получает наравне с одноклассниками диплом местного образца, очень редки. В США, к примеру, это возможно только, если ребенок учился в последнем 12 классе и вошел в десятку лучших выпускников школы (набрал достаточное количество кредитов). Да и то не везде. Например, в Техасе есть правило, что если ребенок учится в школе всего один год, ему никогда не выдадут диплом.

    Поэтому, чтобы не остаться без диплома вообще, лучше закончить школу в России и уже после этого, с нашим дипломом в руках, попробовать получить диплом "там". Например, одна школьница проучилась полгода в Новосибирском государственном университете, а потом поехала на год в предпоследний класс немецкой гимназии. Так вот, этот год и полгода в университете ей засчитали и выдали сертификат Abitur. Сейчас она учится на факультете политологии университета во Франкфурте. Поскольку европейские страны засчитывают курсы и признают дипломы друг друга, иногда возможен другой вариант: отучиться два года подряд в разных странах, говорящих на одном языке (например, в Бельгии и Франции или во фламандской части Бельгии и в Голландии).

    Надо отметить, что по своей сути академический год за рубежом не является ступенью подготовки в университет. Более того, нужно быть готовым к тому, что придется оставаться на второй год в российской школе.

    Тем не менее хорошо учиться — это зачастую обязательное требование программы. Если руководство школы обнаружит, что ваше чадо забросило уроки, оно начнет писать вам факсы и письма. Дело может дойти и до исключения. Например, в американской школе можно пропустить только три учебных дня в году без снижения общего результата по успеваемости за весь учебный год. Считается, если ты не был на уроке — ты потерял знания и не можешь их пополнить.

    Всегда необходимо помнить об опасности депортации за серьезные проступки. Таковыми считаются нарушение правил, которые подписал, доказанное употребление алкоголя или наркотиков, вождение машины без сопровождения взрослого ("обменный" школьник не может получить права), драка и даже академическая неуспеваемость. Если вы сдадите на F (самый низкий балл) все экзамены, то с большой долей вероятности лишитесь визы.

    Во всех странах школы, участвующие в обменных программах, как правило, находятся не в крупных городах, а в пригородах или вообще в провинции. Это не Москва с ее бешеным ритмом, к чему тоже придется привыкать. Как и к тому, что большинство однокашников будет разъезжать на машинах (американский школьник имеет право водить машину с 14,5 лет), а ты будешь ездить на школьном автобусе, общественном транспорте, а то и вовсе ходить пешком. Кстати, в Бельгии, по условиям программы, каждому обменному школьнику выдается велосипед.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

    Подводя итоги, можно сказать, что плюсов участия в программе "Академический год" набирается много. За год школьник практически полностью осваивает язык страны. У него есть возможность посещать те предметы, которым не учат или учат поверхностно в российской школе (например, Healthcare).

    Он постигает методику обучения в иностранной школе, которая существенно отличается от нашей. В российской школе получают огромный объем информации, но плохо представляют, как потом ее использовать. За рубежом дети получают гораздо меньше данных, зато их учат добывать, анализировать и использовать информацию. Грубо говоря, там больше внимания уделяют не содержанию книг, а тому, как ими пользоваться. Кроме того, школьник учится аргументировать и отстаивать собственный взгляд на ту или иную проблему.

    Что греха таить, минусы тоже имеются. Отрыв от школы и друзей часто происходит очень болезненно. Порой в силу разницы менталитета "приемная" семья и вновь приобретенные друзья не могут компенсировать дефицита общения на родном языке. Весь год пребывания в чужой стране школьник практически не имеет возможности говорить на родном языке, постепенно забывая его и даже приобретая акцент.

    Родная речь по возвращении на родину обычно восстанавливается достаточно быстро. Зато часто имеет место культурный шок: отвыкнуть от хорошей жизни оказывается сложнее, чем привыкнуть к ней. Ребенок на все смотрит по-новому, сопоставляет родное с виденным за границей. Через некоторое время все возвращается в нормальное русло, и о поездке напоминают только фотографии, переписка с друзьями и отличный уровень владения иностранным языком.

Журнал “Обучение за рубежом”

№ 8 (9) Август 1999 г.

Автор: Май Наталья



Прочитайте еще про Отдых в США:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.