ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ КАК ПРИТОК КАПИТАЛА на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ КАК ПРИТОК КАПИТАЛА

KUDA.UA > Отдых > Отдых в России > ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ КАК ПРИТОК КАПИТАЛА

Во всем мире экспорт рабочей силы – один из самых доходных видов внешней экономической деятельности стран. перед Россией, несколько лет назад вышедшей на международный рынок трудового обмена, открылся прекрасный способ интеграции в мировое экономическое сообщество. пока он остается не востребованным.

  Председатель бюджетно-финансовой комиссии Московской городской думы М.М. Вышегородцев.    Доктор экономических наук, профессор А.В.Сиденко

Явление гастарбайтера

    На конец ХIХ – начало ХХ века пришлась эпоха наиболее широкомасштабной мировой миграции рабочей силы. Десятки миллионов европейских рабочих переехали в Северную и Южную Америку, миллионы индусов и китайцев иммигрировали в Африку, Вест-Индию и Юго-Восточную Азию. С 20-х годов, когда появились первые ограничения в иммиграционных законодательствах стран, миграция населения перестала быть столь массовой. Однако, периодически стали “прокатываться” крупные миграционные волны, связанные с последствиями войн и кризисами внутреннего развития стран.

    Ярким примером миграции, вызванной чисто экономическими причинами, является перемещение рабочей силы внутри Европы. В период с 1950-х по 70-е годы миллионы рабочих из отсталых регионов: Португалии, Испании, Южной Италии, Югославии, Греции, Турции и Северной Африки – переместились в богатые страны Западной Европы. Оставив дома свои семьи, “гастарбайтеры”, как их называют, на время переехав в экономически благополучный регион, имели возможность заработать порой в десять раз больше, чем на родине.

    Феномен гастарбайтера наглядно иллюстрирует как плюсы, так и минусы, возникающие в процессе международной миграции рабочей силы. Последняя, являясь одной из форм международных хозяйственных связей (наряду с движением товаров и капиталов), обычно вызывает большие, чем другие виды внешней экономической деятельности (например, международная торговля), проблемы. Происходит это потому, что экспорт рабочей силы затрагивает не только коммерческие, но и политические, национальные, демографические, социальные, этнические и другие интересы.

    Отъезд на заработки за рубеж, с одной стороны, сокращает количество рабочей силы в конкретной стране и тем самым повышает в этой стране реальную заработную плату, с другой, уменьшает реальную заработную плату за рубежом. Одновременно падает предложение труда на родине мигрантов, и работодатели вынуждены искать более неприхотливых работников – тех, кто из-за отсутствия способностей, уверенности в себе, особого склада характера, невосприимчивости к переменам не смогли присоединиться к отъезжающим.

    Именно поэтому миграция рабочей силы подвергается большим ограничениям, чем торговля товарами или движение капиталов. Одно из такого рода ограничений – государственное регулирование иммиграционных потоков. Почти все страны в настоящее время ввели или вводят ограничения на перемещение трудовых ресурсов. Так, Франция в 1993 году ограничила въезд новых иммигрантов, Германия приняла решение не предоставлять вид на жительство претендентам на въезд и не признавать права гражданства за детьми мигрантов, работающих по контракту. Ужесточили иммиграционное законодательство Австрия , Италия , Испания , Португалия .

МИРОВОЙ ОПЫТ

    Активизация в современном мире, и прежде всего в Западной Европе, интеграционных процессов является важным фактором для формирования международного рынка труда. Европейским союзом в настоящее время достигнута высокая степень объединения национальных рынков труда. Начиная с 1992 года, все работающие по найму в странах ЕС получают единый документ о занятости, в котором указываются работодатель, место и продолжительность работы, величина вознаграждения и его условия, а также вид социального страхования. Обратная сторона этого процесса – значительная сложность при трудоустройстве в странах ЕС для иммигрантов из других стран.

    Почему же во всем мире такое внимание уделяется миграции трудовых ресурсов? Можно даже говорить об определенном круге государств, как бы “специализирующихся” на этом виде внешней экономической деятельности. Ведущее место среди них занимают Югославия, Пакистан , Турция , Египет и Филиппины . В последнее время к ним присоединились Польша , Израиль , Испания и Португалия .

    Самое главное: экспорт рабочей силы приносит государствам-экспортерам немалые доходы от перевода средств мигрантов на родину. Ведь суммы переводов могут достигать нескольких миллиардов долларов.

    Достаточно сказать, что из 80 стран, дающих сведения о своих платежных балансах в Международный валютный фонд, 52 страны имеют доходы от экспорта рабочей силы. В конкретных цифрах это выглядит еще внушительнее: за 1986-99 годы 37 стран имели ежегодные поступления по статье “переводы работающих за рубежом” в размере более $100 млн. У 4 стран ( Алжир , Бангладеш , Иордания , Колумбия ) этот показатель колеблется от $500 млн. до $1 млрд. ежегодного дохода. У 15-ти стран среднегодовой доход от экспорта рабочей силы превышает $1 млрд. Кроме того, по некоторым оценкам исследователей, реальные доходы страны-экспортера рабочей силы в два раза выше декларированных, поскольку мигранты, возвращаясь на родину, как правило, привозят с собой ценности и сбережения, технические новшества, оборудование.

    Эти факты свидетельствуют, что Россия имеет реальную возможность пополнить свой бюджет, включившись в мировую практику. По данным Международного валютного фонда, по средней норме прибыльности, экспорт товаров в среднем приносит 20% дохода, тогда как экспорт услуг – 50%!

    Получая от экспорта трудовых ресурсов миллиарды долларов ежегодно, многие государства, естественно, поддерживают свою экспортную специализацию, ставшую для них не только одним из основных источников валютных поступлений, но и способом поддержания социальной стабильности, не требующим, что важно, затрат государственных средств. Кроме того, развитие экспорта рабочей силы улучшает положение национальной валюты. Например, Турция и бывшая Югославия смогли сделать свою валюту конвертируемой в значительной степени благодаря тому, что их платежные балансы постоянно ориентировались на пополнение за счет переводов средств мигрантов из-за рубежа.

    Поэтому полностью оправдана политика, которую проводят большинство стран, направленная на поощрение как ввоза мигрантами средств производства (посредством снижения или снятия таможенных и других платежей), так и их дальнейшее использование в предпринимательских целях путем предоставления льгот и кредитов. Так, банки, получающие прямую выгоду от экспорта рабочей силы, оказывают финансовую поддержку трудящимся мигрантам, желающим приобрести средства производства для малого и среднего бизнеса. Поскольку цены на машины и оборудование во всем мире растут довольно быстро, они предлагают кредиты иммигрантам на весьма выгодных условиях, в некоторых случаях даже обеспечивая сбыт продукции, изготовленной на этом оборудовании.

ПЕРВЫЕ ШАГИ РОССИИ

    Международный рынок труда складывался и развивался, к сожалению, без участия бывшего СССР. Только в последнее десятилетие в России начали закладываться правовые, экономические и юридические основы, необходимые для выхода на этот рынок.

    Право на экспорт рабочей силы из РФ провозглашено Постановлением Верховного Совета СССР от 19.04.91 “О занятости населения РСФСР”, действующем на территории России и в настоящее время. В статье 10-й Закона о занятости (“Право граждан на профессиональную деятельность за границей”) говорится, что граждане “имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за границей”. Право на трудовую миграцию за рубеж было закреплено также в статье 42-й Конституции, определяющей право граждан на свободный выезд за пределы страны и беспрепятственное возвращение.

    С переходом России к рыночным отношениям процесс трудовой иммиграции за рубеж стал регулироваться и законом РФ от 12.08.93 “О порядке выезда за пределы РФ и въезда на территорию РФ граждан РФ”, а также отдельным Постановлением Совета Министров РФ от 8.06.93 “Об упорядочении деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за границей” (устанавливает порядок лицензирования деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за границей).

    Названными законами правовое поле деятельности в сфере экспорта рабочей силы ограничиваться не может. Увы, до сих пор отсутствуют важные межгосударственные договоренности, способствующие получению рабочей визы для россиян. Это приводит к тому, что многие наши соотечественники на свой страх и риск выезжают за рубеж по туристической визе (самостоятельно, через российских или иностранных посредников) и пытаются найти работу. По тем же соглашениям, которые заключены с некоторыми государствами ( Германия , Швейцария , Финляндия ), Федеральная миграционная служба России обеспечивает реализацию установленных этими соглашениями квот не более чем на 20-25%. Одно из существенных причин этому является не отсутствие претендентов, а слабое знание ими иностранных языков.

    Так, может быть, настала пора, когда государство должно не только разрешать выезд на заработки из России за рубеж, но и, с учетом мирового опыта, активно содействовать этому процессу и регулировать его.

Журнал “Passport to a Career” ( Паспорт в карьеру )

№ 5 (17) май 2000г.



Прочитайте еще про Отдых в России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.