Программа, которую благословил президент на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Программа, которую благословил президент

KUDA.UA > Отдых > Отдых в России > Программа, которую благословил президент

Программа, которую благословил президент     Что делать, если вы – менеджер на госслужбе и хотели бы повысить свою квалификацию, чтобы двигаться дальше, но вам уже 30 лет и денег на тренинги, а тем более на бизнес-школы, у вас нет? До 21 марта у вас есть шанс. Благодарите за него Бориса Ельцина, который в сентябре 1997 года объявил о начале реализации "Программы по подготовке управленческих кадров для организации народного хозяйства Российской Федерации". Еще одна программа для менеджеров реализуется организацией Европейского Союза Tacis. Подробности – в статье.

   Когда человек пересекает 30-летний рубеж, у него часто возникает чувство успокоенности. Все вроде уже устоялось, устаканилось, зачем рваться куда-то еще? Большинство людей в этом возрасте и не помышляет ни о каком образовании. В самом деле, какие могут быть экзамены и зарубежные стажировки, когда дома жена и двое детей?

   Однако не спешите ставить на себе крест. Жизнь – она только начинается. Существуют возможности повысить квалификацию… не тратя на это ни копейки собственных денег и даже сохранив на время обучения зарплату. И тогда повышение, о котором вы уже перестали мечтать, станет закономерным результатом хода событий. А у вас появится новый взгляд на происходящее, кураж достичь большего – словом, все то, чего так не хватает тем, кто плывет по течению.

   Самое главное – поверить, что все еще не поздно изменить. Что кроме телевизора и привычной бутылки пива после работы есть что-то ещё. Стажировка за рубежом приносит реальные дивиденды – новые должности, зарплаты, связи. Наконец, это просто хороший шанс "встряхнуться" за чужой счет.

   Вот вам несколько примеров из жизни. Закончив несколько лет назад Московский энергетический институт, Константин Чесноков пришел на работу в ОАО "Альфа Лаваль Поток" простым инженером. В 26 лет он уже занимал должность коммерческого директора сервисного отдела. Узнав в 1998 году о "президентской программе", Константин обратился в московское отделение Федеральной комиссии. Через некоторое время, минуя этап предварительной подготовки в российском учебном заведении, он был направлен стажером на одно из канадских предприятий. После полутора месяцев зарубежной командировки Константин Чесноков вернулся на родное предприятие уже в новом качестве и теперь возглавляет два ведущих отдела.

   Генеральный директор фирмы "СТЕРХ" Максим Пирогов – выпускник Московского авиационно-технологического института 1992 года. Многолетний опыт работы на руководящей должности позволил ему в 1999 году пройти в рамках "президентской программы" трехмесячную стажировку в Германии. Навыки, приобретенные на немецкой фирме, дали возможность подготовить открытие нового направления деятельности на его родном предприятии. В ближайшем будущем " СТЕРХ" планирует запустить производство упаковочного оборудования.

  Рядовой менеджер "Совинцентра" Александр Соковнин попал на переподготовку в Германию в составе первой десятки стажеров в январе 1998 года. Его стажировка проходила на одном из заводов концерна BMW. По возвращении 31-летний Александр стал членом правления ОАО "Совинцентр".

   Обобщенные данные выглядят следующим образом. Отчет, представленный региональными отделениями Федеральной комиссии по реализации "президентской программы", показывает, что за прошедший год в карьере 2.300 ее участников произошли следующие изменения: повышено в должности 577 человек, поменяли работу 436 человек. Еще 568 находятся "в процессе" поиска. Хуже, чем до стажировки, надо полагать, чувствуют себя только 96 потерявших работу, и те 25 человек, что проходят в отчете как "не трудоустроенные".

Президентские ученики

   "Программа подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства Российской Федерации" (позже получила статус Государственного плана), которую для краткости окрестили "президентской", возникла как ответ на кризис. Кому-то из окружения Ельцина пришла в голову мудрая мысль, что в стране плохо с менеджментом. Чтобы поправить дело, решили в короткие сроки ознакомить с западным опытом управления огромную массу менеджеров, которые по старинке неэффективно управляли государственными предприятиями. Проблема заключалась в том, что у этих предприятий и у России в целом денег на обучение персонала за рубежом нет. Выход нашли простой – попросить денег у западных стран, с лидерами которых Борис Николаевич был хорошо знаком.

   Первоначально речь шла о переподготовке 25.000 человек в течение пяти лет. Проект, поданный очень эффектно, получил поддержку во многих странах. О своей готовности принимать на стажировки менеджеров из России заявили Германия , Великобритания , США , Канада , Франция , Нидерланды , Япония , Италия , Швеция , Австрия , Ирландия , Португалия , Финляндия и Испания . Кроме того, проект был поддержан на уровне комиссии Европейского Союза.

   Некоторые страны подошли к делу очень серьезно. Например, Германия выделила национального координатора – Общество им. Карла Дуйсберга (Carl Duisberg Gesellschaft) и стала принимать большое количество стажеров. Только за девять месяцев 1999 года в этой стране прошли подготовку 750 специалистов. С нимим работают 12 немецких центров, отобранных на конкурсной основе.

   20 ноября 1997 года был образован "Партнерский клуб", в который вошли представители ряда российских министерств, вузов и посольств 14 перечисленных выше стран. Участники клуба согласовали ежегодные квоты, которые выделяли страны-партнеры. Они же полностью взяли на себя все расходы, связанные с оплатой зарубежной стажировки и проживания. Таким образом, российской стороне оставалось только организовать отбор претендентов и покупку билетов для проезда к месту прохождения стажировки и обратно.

   Чтобы вести отбор и всю координационную работу при Министерстве экономики была создана Федеральная комиссия по организации подготовки управленческих кадров. Ее секретариат из 12 человек (три эксперта плюс технические сотрудники) и взвалил на себя основную тяжесть разработки учебных программ, методик тестирования и контроля, ведения базы данных по специалистам, которые проходят или уже закончили стажировку по президентской программе.

   Чтобы претендентам не приходилось ездить на собеседования в Москву, были открыты 80 региональных отделений. Они же взяли на себя прием заявок и всю работу по отбору. Каждый регион получил свою квоту (например, квота Пермской области на 1998 год составляла 95 мест). Лучше всего удалось наладить работу в Татарстане, Краснодарском крае и Кемеровской области.

   Вопрос с финансированием решили очень оригинально. В первый год секретариат финансировался на деньги Фонда Сороса, а региональные отделения – из внебюджетных источников, изыскать которые было поручено администрациям субъектов федерации. Правда, потом все же пришлось хлопотать о выделении бюджетных денег. Так в бюджетах страны на 1999 и 2000 год появилась новая статья, по которой на эти цели ежегодно выделялось по 101 млн рублей. За исключением небольшой суммы (менее миллиона), они расходуются на оплату обучения участников программы в российских образовательных учреждениях и на покупку билетов для проезда к месту стажировки и обратно. Расходы на передвижения по России, оплата командировочных в пределах нашей страны и сохранение заработной платы были возложены на предприятия и регионы.

   Были разработаны и типовые требования к участникам. Кандидату необходимо иметь высшее образование, проработать не менее трех лет на руководящей должности, знать иностранный язык (за исключением особых случаев, о которых мы расскажем ниже), а также быть не старше сорока лет. Кстати, если вы отвечаете всем этим требованиям, до 21 марта у вас еще есть возможность подать заявление в региональное отделение комиссии по реализации "президентской программы" по месту жительства и пройти конкурсный отбор. Адрес можно узнать в администрации вашей области. Если вы живете в Москве, обращайтесь напрямую в секретариат комиссии (см. координаты на полях).

   Зарубежные стажировки, организуемые в рамках "президентской программы", обычно рассчитаны на срок от трёх недель до полугода. Стажировки для высокопоставленных руководителей "без языка" рассчитаны на месяц. Подавляющее большинство участников (около 95%) сначала проходят подготовку в России – полугодовые курсы по 500-часовой программе с выдачей диплома общероссийского образца о переподготовке с правом занятия профессиональной деятельностью по полученной специальности. Впрочем, если кандидат отменно знает язык и обладает хорошей квалификацией, его могут послать за границу сразу.

   Статистика показывает, что примерно половина из отобранных для участия в программе управленцев получает возможность пройти зарубежную стажировку. Это объясняется довольно высоким уровнем требований к иностранному языку, его квалификации и мотивации.

   Процесс отбора организован следующим образом. Первый этап – подача документов. Затем три вида тестирования – языковое, психологическое и профессиональное. В ходе психологического выявляется мотивация, нацеленность человека на получение дополнительных знаний, оцениваются его лидерские качества и стремление совершенствоваться как руководитель. Профессиональное собеседование позволяет оценить компетенцию кандидата в его профессиональной сфере и степень потенциального интереса, который к нему могут проявить иностранные партнеры.

   По словам ответственного секретаря Комиссии по организации подготовки управленческих кадров, заместителя министра экономики РФ Андрея Шаронова, основная проблема, с которой сталкиваются сотрудники при отборе кандидатов – языковая. "Люди, возраст которых приближается к сорока годам, обычно знают иностранный язык довольно плохо. А ведь речь идет о практике в зарубежной компании, среди иностранцев, совсем не говорящих по-русски, и переводчика там не будет", – констатирует он.

   Как мы уже упоминали, определенные шансы есть и у тех топ-менеджеров, которые не знают языка. В порядке исключения некоторые страны дают им возможность поучаствовать в программе. Например, немцы идут на формирование групп для VIP-персон – первых или вторых лиц крупных предприятий. Для этого подготовлена специальная программа "Презентация своей продукции на немецком рынке", включающая ознакомление с немецкими предприятиями той же отрасли и технологиями продвижения товара на рынке страны.

   А вот в Японию все стажеры едут без знания языка, поскольку он по праву считается одним из самых сложных в мире и владеющие им в достаточном объеме менеджеры – большая редкость. Учитывая это, японцы предоставляют российским стажерам переводчиков. Правда, это снижает темп общения и, как следствие, эффективность программ в целом. "Стажировка в Японии больше похожа на ознакомительную поездку, а не на повышение квалификации ", – говорит один из участников этой программы, попросивший не упоминать его имени.

    По словам Андрея Шаронова, его собственные взгляды и взгляды его коллег на то, как все должно быть организовано, с момента начала реализации программы несколько изменились. Первоначально программа не предполагала предварительной подготовки наших стажеров в России. Напомним, что, более того, речь шла о том, чтобы в год направлять по 5 тыс. специалистов на зарубежную стажировку. Но координаторы проекта были против этого, и им удалось добиться, чтобы наряду с западным обучением появился и российский этап. В 1998-1999 году базовую подготовку в 103 прошедших отбор вузах и образовательных консорциумах прошли 3.254 специалиста. На взгляд заместителя министра, без этого элемента обучение по программе, скорее всего, превратилось бы в эдакий профессиональный туризм, когда люди отправляются на зарубежные стажировки, имея в активе различные уровни образования и квалификации.

   Впрочем, введение этого этапа оказало и определенное негативное воздействие. Он предполагает только дневную форму обучения, а она неприемлема для многих, поэтому следуют отказы. Причины – личные (34%), производственного плана (28%), финансовые (24%) и "учебные" (14%). По условиям реализации программы за проезд специалиста к месту обучения и проживание его во время учебы должно платить его предприятие, но не все могут себе это позволить.

   На первых порах программа предлагала примерно равное число стажировок по менеджменту, маркетингу и финансам. Сейчас уже можно говорить о сложившейся структуре спроса. Примерно половина стажировок приходится на менеджмент, а оставшаяся половина распределяется между двумя другими направлениями. Между тем, как отмечает Андрей Шаронов, в реальном секторе экономики России объективно не хватает специалистов по маркетингу. Это отмечают также многие специалисты и исследователи, которые занимаются анализом экономической ситуации в нашей стране.

    Количество людей, желающих попасть на стажировку в рамках "президентской программы", постоянно растет (см. табл. 1). По информации из 54 региональных отделений в период с 15 января по 1 марта 1999 года документы для участия в программе подали 3.700 специалистов. А число поданных в региональные отделения заявок в 1999-2000 учебном году уже на 15% превысило прошлогодние показатели. В ряде регионов конкурс достигал четырех человек на место. Это связано с тем, что люди, уже побывавшие на стажировках, возвращаются и рассказывают о них коллегам.

    Андрей Шаронов считает, что при необходимости в рамках программы можно было бы организовывать даже более 5 тыс. стажировок в год. Но при этом он отмечает, что программа и так является довольно масштабным проектом, и если ее продолжать экстенсивно увеличивать, она может просто стать трудно управляемой. На сегодняшний день этот проект – самый крупный из тех, что реализуются при непосредственной поддержке федерального бюджета. В него вовлечены практически все регионы. "Сегодня актуально и целесообразно сохранить существующий формат этой программы и интенсифицировать ее, а не заниматься увеличением численности стажеров", – считает заместитель министра.

   Совершенно очевидно, что даже 25 тыс. подготовленных специалистов не сделают погоду в управленческом секторе. Ведь речь идет о сотнях тысяч предприятий, на которые требуются топ-менеджеры новой формации. То есть, при всех плюсах программы, она все же не в состоянии полностью решить проблемы управленческих кадров на производстве.

   Эту точку зрения подтверждают и результаты исследования, проведенного известной консалтинговой компанией McKinsey. Она установила, что основная проблема, мешающая развитию российских предприятий, – это общая нестабильность ситуации в нашей стране. За ней следует фактор "внутреннего протекционизма" – наличие неравных условий для разных бизнесменов и предприятий. Проблема отсутствия квалифицированных кадров названа в этом ряду третьей.

   Важно, что "президентская программа" дает толчок развитию бизнес-образования и других программ повышения квалификации. Некоторые из них действуют параллельно с ней. Например, осуществляются прямые контакты между предприятиями, а также между предприятиями и бизнес-школами, которые тоже обеспечивают подготовку некоторого количества менеджеров. Полная информация о других имеющихся программах стекается в секретариат комиссии.

    Реализация "президентской программы" благотворно влияет на динамику роста квалификации. Люди начинают интересоваться шансами получить дополнительное образование, пройти курсы и тренинги – словом, повысить свою подготовку. "Ясно, что программа не сможет полностью решить проблему нехватки управленцев современного уровня. Однако ее можно использовать как локомотив для запуска глобального процесса переподготовки специалистов, включая внутрифирменное обучение и привлечение консультантов для реструктуризации российских предприятий. Невозможно ведь все время обучать наших людей за границей", – считает Шаронов.

Европа нам поможет

   Существуют и другие варианты. Например, новая программа европейской организации Tacis (см. новости в №2(15), 2000). С февраля Межрегиональная общественная организация "Объединение участников программы ТАСИС "Повышение эффективности менеджмента" (PIP)"объявила набор на программу стажировок под названием "Программа подготовки менеджеров" (MTP).

   Последняя пришла на смену PIP и является самым крупным детищем Европейского Союза. Планируется, что в течение двух лет в ее рамках бесплатные 1-3-месячные стажировки в компаниях стран ЕС смогут пройти 1.020 менеджеров из России, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Монголии. Причем львиная доля стажировок – для 820 человек – предоставлена России. 500 стажировок достанутся менеджерам, рекомендованным комиссией по реализации "президентской программы".

   Суть МТР заключается в том, что стажер участвует в осуществлении конкретных управленческих проектов. Это позволяет ему приобрести необходимый опыт работы в условиях реальной рыночной экономики. Однако сначала стажеры должны прослушать вводный курс по общей теории бизнеса и экономическим проблемам ЕС, ознакомиться с актуальными аспектами практики управления и культуры бизнеса на Западе.

   Европейскому Союзу эта программа стоит 12,8 млн. евро. 10,7 млн. из этой суммы выделено на подготовку российских стажеров. Впрочем, как и в первом случае, у принимающих компаний есть свой интерес – установление новых деловых контактов, а также получение информации по конкретным вопросам бизнеса и управленческой политики в России.

   Программой руководит консорциум партнеров из восьми европейских стран. Это Deutsche Management Akademie Niedersachsen ( Германия ), Finnish College for SME Business Administration ( Финляндия ), Fomento ( Испания ), Formaper ( Италия ), Institut Francais de Gestion ( Франция ), Niels Brock Copenhagen Business College ( Дания ), Manchester Business School ( Великобритания ), WIFI der Wirtschaftskammer Oesterreich ( Австрия ). По количеству предоставляемых мест безусловными лидерами являются Германия и Великобритания .

   Требования к участникам программы вполне щадящие. Кроме высшего образования, достаточно иметь опыт работы по профессии от трёх лет, говорить на одном из языков стран ЕС и быть в возрасте от 25 до 55 лет. Как отметил в беседе с нашим корреспондентом руководитель проекта Тибериус Браун, у МТР есть несколько принципиальных отличий от предыдущей программы РIР. Во-первых, скорректированы возрастные границы для кандидатов – 25-55 лет вместо 25-40 лет. Во-вторых, МТР предлагает не только одномесячные и трехмесячные, но также и двухмесячные курсы. В-третьих, чтобы попасть в PIP, кандидату необходимо было пройти отбор в Федеральной комиссии, а МТР оставляет возможность "входа со стороны", то есть непосредственно через офис организации "Объединение участников программы ТАСИС "Повышение эффективности менеджмента" (PIP)". Это делает ее более открытой и доступной.

   Одномесячные стажировки предназначены для топ-менеджеров в возрасте от 40 лет. Для этой категории участников программы предусмотрена существенная поблажка: им не обязательно владеть иностранным языком. Двух- и трехмесячные стажировки предназначены для менеджеров среднего и младшего уровней.

   Как и во всех проектах Tacis, разработчики МТР уделяют большое внимание отслеживанию успехов участников программы после стажировки. Как и в случае с PIP, предполагает создать общественную организацию выпускников проекта. По мнению г-на Брауна, в этом случае после окончания стажировки стажеры не будут чувствовать себя потерянными. "У них будет свой клуб, где они смогут обмениваться опытом и информацией", – уверяет он.

   Мы описали только несколько возможных вариантов. Есть и другие. Главное – искать информацию, стремиться к совершенству и довести "до кондиции" хотя бы один иностранный язык. И тогда, очень может статься, ни возраст, ни отсутствие средств не помешают целеустремленному человеку пройти стажировку и подняться еще на одну ступеньку в карьере.

    Таблица 1. "Президентская программа" в цифрах

Показатели 1998 г. 1999 г.

Кол-во заявлений, поданных для участия в программе 12.600 14.500

Кол-во специалистов, успешно прошедших отбор в региональных отделениях 6.056 5.674

Приступили к предварительной подготовке в российских учебных заведениях 4.208 4.926

В том числе по специальности "Менеджмент" 2.421 3.060

По специальности "Маркетинг" 848 812

По специальности "Финансы и кредит" 910 903

По другим специальностям – 149

Рекомендованы к отправке на стажировку без предварительной подготовки 965 332

Протестированы в региональных отделениях и ожидают конкурсного набора 1999-2000 г. 146 19

Источник: "Отчет Комиссии по организации подготовки управленческих кадров", ноябрь 1999 г.

Таблица 2. Распределение специалистов по направлениям подготовки в рамках "президентской программы", %

Менеджмент 63

Финансы и кредит 18

Маркетинг 16

Прочее 3

Источник: "Отчет Комиссии по организации подготовки управленческих кадров", ноябрь 1999 г.

Дополнительная информация:

   Федеральная комиссия по организации подготовки управленческих кадров – адрес Москва, ул. Мясницкая, 20, тел. (095) 928-4429

Тacis – адрес Москва, 1-й Казачий пер., 7, тел. (095) 234-4960 Марина Гладаревская, Андрей Буховцев

Журнал “Обучение за рубежом”

№ 3. Март 2000

Автор: Гладаревская Марина



Прочитайте еще про Отдых в России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.