Дом, который построил Штайнер на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Дом, который построил Штайнер

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Германии > Дом, который построил Штайнер

Дом, который построил Штайнер     Возможно, вы слышали про "вальдорфские школы" (Waldorf-Schulen) – авторские школы, воспитание в которых базируется на концепции австрийского педагога и философа Рудольфа Штайнера (1861- 1923). Первая такая школа открылась 7 сентября 1919 года для рабочих фабрики "Вальдорф-Астория" в Штуттгарте. Сейчас в мире насчитывается уже около 600 школ этой модели – больше, чем каких-либо других школ "нетрадиционной" педагогики. Сегодня мы рассказываем, в чем суть "вальдорфской педагогики" и что дает ребенку обучение в такой школе.

    В 1875 году молодой Рудольф Штайнер подрабатывал частными уроками. Одним из его учеников оказался мальчик, больной гидроцефалией (водянкой головного мозга). Врачи считали его врожденным идиотом, но Штайнер, используя свои приемы, сумел добиться того, что его подопечный через два года смог учиться в обычной школе, успешно сдал экзамены и поступил в университет. Закончив его, он стал… врачом!

    Говорят, еще в семилетнем возрасте Штайнер обнаружил у себя экстрасенсорные способности, но никому в этом не признался. Позже, когда он стал работать с детьми, ему достаточно было взглянуть один раз на неисправимого озорника, чтобы придумать способ изменить поведение подопечного к лучшему. Решения были всегда разными – в зависимости от ребенка. Одному он прописывал ряд медицинских процедур, другому – специальную систему подготовки домашних заданий, третьему рассказывал сказку, и в главном герое ребенок узнавал себя. Однажды, когда к нему привели хулигана, Штайнер… распорядился купить ему ботинки. Рассказывают, что мальчик, ожидавший привычной порки и потрясенный добрым к себе отношением, стал образцовым.

    Философ и литератор, Рудольф Штайнер увлекся педагогикой уже в зрелом возрасте – после того, как окончил Высшую техническую школу, университет в Вене и оставил пост редактора берлинского "Литературного журнала". С 1899 по 1904 годы ученый работал простым учителем в "Школе для рабочих", основанной Либкнехтом. Постепенно Штайнер сформировал свою концепцию, ориентированную на "духовную свободу в культурной жизни, демократическое равенство в правовом аспекте и социальное братство в экономическом аспекте".

    В Германии тех лет, для школ которой были привычны зубрежка, палочная дисциплина и строгая социальная иерархия, педагогические лозунги Штайнера были восприняты как революционные. Но когда 23 апреля 1919 года на собрании рабочих сигаретной фабрики "Вальдорф-Астория" Штайнер выступил с речью о необходимости воспитания нового человека, аудитория, потрясенная его словами, пожелала, чтобы Штайнер создал авторскую школу. Первая "вальдорфская школа" открылась 7 сентября 1919 года.

Воспитание

    Базовый принцип методики Штайнера, изложенный в его программной работе "Курс народной педагогики" – принцип равенства и свободы, служащий для развития творческого потенциала и индивидуальности учеников. "В самом начале работы вальдорфской школы учителя и ученики испытывали много трудностей, – вспоминала одна из первых учительниц Каролина фон Хейдебрант в своих мемуарах. – Для детей все было совершенно новым. Даже в самых старших классах дети из разных сословий жили вместе. Естественно, были трудности с дисциплиной". И сейчас в "вальдорфских школах" исповедуется принцип отказа от деления по какому бы то ни было признаку – классовому, национальному, социальному или религиозному. В школе не травят неуспевающих или неуклюжих, и, возможно, поэтому здесь учатся те, кого в обычной школе "заклевали" бы.

    Здесь не выставляют оценок и не выстраивают иерархий. В школе проповедуются свобода и отказ от принуждения. Считается, что именно в такой обстановке могут нормально развиваться таланты ребенка. Преподаватели не ограничивают детскую активность. Поэтому во время перемен стены такой школы дрожат сильнее, но увечий причиняется меньше, чем в других школах. Задача учителя – не наказывать, а показывать детям, что есть множество более интересных, творческих способов проявить свою растущую силу и индивидуальность.

    В "вальдорфской школе" считается нормой, если ребёнок со своими самыми сокровенными проблемами приходит к учителю. Чем ставить двойки, лучше выяснить, почему ученик плохо учится. Кто, если не учитель с богатым педагогическим опытом, может помочь подростку преодолеть сложный период взросления. Беседы "о жизни" с классом и с глазу на глаз – постоянная практика вальдорфских педагогов.

Обучение

    Главной целью школьного обучения названа не зубрежка, а выработка аналитического мышления и умения творить. "Предметные знания можно получить в справочниках, а мыслить не переучишь", – настаивал Штайнер. Он утверждал, что накопление в памяти фактических знаний не так важно, как личностное развитие. Вместо того чтобы проверять, насколько дети усвоили фактический материал, он предлагал тестировать творческие задатки, коммуникабельность, доброту, аналитические и лидерские способности.

    Еще один принцип, на котором базируется обучение, – "наука и искусство едины". В программу включается одинаковое количество уроков по развитию интеллекта, изучению точных наук и духовному развитию. В свободное время организуются дополнительные уроки музыки, театра, классического рисунка, живописи. Желающие учатся играть на разных музыкальных инструментах. Для старшеклассников, уже выбравших себе профессию и проявивших определенные таланты, организованы углубленные занятия: кто-то глубже изучает физику, кто-то – литературу.

    "Что бы вы сказали о человеке, перед которым кладут на тарелку рыбину, а он тщательно снимает и откладывает в сторону мясо, оставляя себе только кости? – вопрошал Рудольф Штайнер. – Точно таким образом обстоит дело, лишь на ином уровне, в духовном руководстве, когда ребенку, воспринимающему мир преимущественно в форме образов, вместо вещей, которые способны целиком увлечь его, подсовывают сухие, абстрактные понятия". Педагог считал образность первым инструментом образования, поэтому в "вальдорфской школе" до последнего класса изучаются изобразительное искусство и музыка.

    "Образование – это детское индивидуальное творчество", – так считают последователи Штайнера. Например, Эйнштейн был тугодумом с плохой памятью. В "вальдорфской школе" не встретишь издевок в адрес умственных способностей и наклонностей – у каждого своя скорость и метод обучения.

    Огромное внимание уделяется изучению истории разных стран, а также основам мировых религий. Зубрежка дат и фамилий на этих уроках – дело второстепенное. "Почему так произошло?" – спрашивает учитель в первую очередь. Главное – понять причины и следствия, взаимодействие разных факторов в развитии человечества. Например, если ученик запомнит логическую цепь исторических событий, он без труда поймет, почему Великая французская революция произошла именно в 1799 году, и как это потом отозвалось пожаром Москвы. Для того чтобы ученики поняли причины движения истории, в школе устраиваются инсценировки исторических событий, в которых дети играют роли героев прошлого.

    В целом учителя не спешат лишить учеников элементов игры и детских фантазий. До третьего-четвертого класса в методике активно используются притчи, метафорические приемы, "анимизм", то есть одушевление окружающей действительности. На уроке может появиться воображаемый гость – например, автомобиль или огнетушитель – и начать рассказывать о своем устройстве. Рассказ от лица гостя-предмета ведет учитель. Ученики слушают рассказ "огнетушителя" внимательнее, чем на обычное объяснение. Иногда законы физики или правила математики пересказываются в стихотворной форме. Ученики могут получить задание открыть закон физики или продумать, почему роман классика заканчивается именно так. Когда дети приглашаются к творчеству, они запоминают втрое лучше, – а главное, сами учатся творить.

    Преподавание химии – предмета, который интересует далеко не всех детей, – начинается с красочного описания разных видов огня – пламени пожара, огонька свечи, жара полена в печи. А затем детям задается вопрос: "Как вы думаете, почему одно пламя сильное и светлое, а другое голубоватое и легкое?" Разбудив детскую фантазию и любопытство, можно переходить к более скучному описанию естественнонаучных процессов. После каждого урока школьники узнают, в каких практических сферах жизни используется то, что они изучали.

    Один из предметов программы – "Эвритмия" или "одушевленная культура тела". Она базируется на сочетании звуков, ритма и движения. Внешне занятия похожи отчасти на китайскую гимнастику, отчасти на аэробику. В особенный восторг от нее приходят девочки, которым не удалось попасть в балетную школу.

    Дети знакомятся с огромным количеством мифов, легенд, поэм. В частности, они изучают библейские притчи. "Вальдорфские школы не являются конфессиональными, однако во всей системе нашего образования присутствует значительный элемент христианства как основы современной европейской культуры, морали и собственно человечности", – говорит Анатолий Пинский, один из основателей и директор московской "вальдорфской школы" в Стремянном переулке.

    Все уроки связаны друг с другом смысловой нитью. После уроков литературы, философии и истории дети отправляются на уроки рисования, где рисуют Вавилонскую башню, переход Суворова через Альпы, все, что поражает их воображение. На уроках ритмики и в школьном театре ставят спектакль по мотивам древнегреческих трагедий.

Метод Штайнера в России и за границей

    Десять лет назад о вальдорфской педагогике в России почти никто не знал. И тут появились немецкие энтузиасты, которые начали пропагандировать метод Рудольфа Штайнера. Многие педагоги тогда заинтересовались этим направлением. Были попытки организовать отдельные классы, но полностью перешла на обучение по принципам вальдорфской педагогики только одна школа. Она находится в Стремянном переулке, недалеко от "Плехановки". Кстати, когда-то в этом школьном здании учился священник Александр Мень. Затем здание долго пустовало, и, наконец, его отдали под экспериментальную школу. В строительстве и оформлении принимали участие немецкие специалисты.

    Правда, в единственной московской школе, функционирующей по этой модели, катастрофически не хватает мест. Поэтому поступить туда труднее, чем в некоторые вузы: нужно пройти два собеседования и конкурс. Школа прошла несколько государственных аттестаций и официально признана всеми контролирующими органами Министерства образования.

    Общая структура школы такая же, как и в стандартных государственных: одиннадцать классов (в Германии – тринадцать классов). В программе – обычный набор предметов : чтобы выпускники получили аттестаты, с которыми их примут в любой вуз – математика, литература, биология, физика, химия, иностранный язык и прочее. Но стиль преподавания, атмосфера уроков, школьные правила и требования к поведению детей, сами понимаете, совершенно иные.

    Президент Ассоциации инновационных школ и директор Московской педагогической гимназии Анатолий Каспржак рассказал, что, зайдя в московскую "вальдорфскую школу", он ужаснулся: "Дети вели себя так свободно на перемене и даже в первые минуты урока, что, казалось, праздник непослушания перерастет в большую какофонию. Но никаких окриков и угроз не последовало. Несколько фраз, сказанных учителем, мгновенно заинтересовали детей, и они быстро втянулись в работу". Напомним, что именно эта терпимость и стремление заинтересовать, а не заставить угрозами, считается отличительной чертой вальдорфской педагогики.

    Конечно, за рубежом "вальдорфских школ" гораздо больше. Например, в Германии их насчитывается 146. В этой стране базируется и Всемирный центр вальдорфской педагогики, который развивает методику и помогает всем, кто интересуется этим направлением. "Это школа настоящего и ближайшего будущего", – считает Эрнст Вейсерт, бессменный председатель Союза Свободных вальдорфских школ.

    В частности, в Германии существуют три "вальдорфских интерната", в которых учатся иностранцы, в том числе и российские дети. Это стоит порядка 200 немецких марок в месяц. Если родители живут здесь же, то ребенок может посещать обычную (дневную) вальдорфскую школу или детский сад. Принимаются дети без знания иностранного языка, но попасть в такую школу нелегко, потому что они всегда переполнены. В Великобритании тоже есть "вальдорфские школы". Обучение в них стоит около 90 фунтов стерлингов в месяц.

    В заключение заметим, что в "вальдорфской школе" учится и сын актера Михаила Козакова. По признанию мэтра, теперь самое страшное наказание для сына – сказать ему: "Не пойдешь в школу!" Некоторые родители признаются, что отдали своих шаловливых отпрысков в московскую школу этой модели потому, что надеются получить назад настоящего интеллигента. Мама одного из старшеклассников сказала, что приятно удивлена целостным видением жизни и мудрой зрелостью своего сына. Он был сорванцом, а теперь часто дает родителям мудрые советы, как поступить в той или иной жизненной ситуации… Такая вот педагогика и жизнь.

Дополнительная информация:

    Всемирный центр вальдорфской педагогики в городе Штуттгарте – тел. (0711) 210-420, факс (0711) 210-419

Журнал “Обучение за рубежом”

№4 апрель 2000

Автор: Крюкова Елена



Прочитайте еще про Отдых в Германии:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.