Насколько безопасен наш туризм, в особенности детский на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Насколько безопасен наш туризм, в особенности детский

KUDA.UA > Отдых > Отдых в России > Насколько безопасен наш туризм, в особенности детский

Вопрос этот ни на один день не должен выпадать из поля зрения государственных органов управления туризмом и турфирм. Как и туробщественности в целом.

   В здании Госстандарта России работает Орган по сертификации туристских услуг и услуг гостиниц «НЕПРОСТ-ЦЕНТР», осуществляющий проведение сертификационных проверок туристских фирм и мест размещения туристов, а также инспекционный контроль за сертифицированными услугами. Корреспондент «РТГ» встретился с главным экспертом Центра Галиной ДЕХТЯРЬ.

— Галина Максовна, с какими государственными органами, кроме Госкомстата, «НЕПРОСТ-ЦЕНТР» взаимодействует?

— С Департаметом туризма Минэкономразвития, Лицензионной палатой, Обществом защиты прав потребителей. Трудность в том, что, если фирма занимается детским туризмом, у нее должен быть код именно детского туризма, но такого кода пока нет. Вписывать детей в «прочие» туры недопустимо.

— Ну, а какие документы по безопасности детского туризма действуют в настоящее время?

  Могу перечислить. Инструкция по организации и проведению туристских походов, зкскурсий и путешествий с учащимися и воспитанниками Российской Федерации, выпущенная в 1992 году, «Школа безопасности. Временные правила организации и проведения соревнований учащихся Российской Федерации» 1998 года. Ни один орган управления туризмом не принимал в подготовке этих документов никакого участия. Есть также Приложение об инструкторе детского и юношеского туризма. Многие работающие с детьми считают необходимым внести существенные изменения в эти документы, в частности в положение об обязательном обучении инструкторов.

— Насколько наш туризм считается безопасным?

— Такой вопрос недавно я задала студентам, изучающим эту дисциплину. И ответы были: 100, 80 и даже 20%…

— А на самом деле?

— На самом деле по вопросам безопасности туризма нет у нас ни убедительной статистики, ни современного законодательства.

— Примеры у вас есть?

— Примеров более чем достаточно. И по горным лыжам, и по другим видам активного туризма. А вот статистики по России после 1996 года действительно нет. Что беспокоит? Все документы по безопасности детского туризма создавались, как я уже отмечала, в недрах Министерства образования — РСФСР, потом РФ. Когда с ними знакомишься, быстро понимаешь, что они готовились педагогами для педагогов. Хотя активный детский отдых, включая организацию соревнований, имеет к туризму самое непосредственное отношение. Сейчас создаются новые документы. И может получиться так, что в них останется лишь детский выездной образовательный туризм. Если это произойдет, мы снова окажемся с точки зрения безопасности детского туризма в неблагоприятном положении. В Москве существует Центр детского и юношеского туризма, давно и успешно работающий. Многие турфирмы уже специализируются на различных видах детского туризма. По всей России школьники вместе с учителями ходят в краеведческие походы — их образовательное и воспитательное значение трудно переоценить, особенно в наше время, когда учителя нередко месяцами не получают зарплату… Безопасность этих видов внутреннего туризма, на наш взгляд, также должна найти отражение в ГОСТах: численность групп, инструктаж, необходимость сопровождающих, их квалификация…

— А как «НЕПРОСТ-ЦЕНТР» действует сейчас?

— Приносит та или иная фирма нам документы. Мы их просматриваем и говорим: «Вопросы безопасности прописаны у вас слабо». Приходится звонить или ехать и объяснять директору турфирмы, что ему необходимо привести документы в соответствие с существующим законодательством и ГОСТами, то есть прописать вопросы безопасности.

— Когда что-то случается, никакие документы пострадавшим помочь уже не могут. Как предотвратить несчастные случаи?

— Для того и существуют лицензирование и сертификация. Когда анализируешь документы, становится ясно, что нарушение безопасности часто начинается уже с получения билета на самолет. Однажды мне надо было срочно улететь. Звоню знакомой в одну авиакомпанию. А она: «Тебе билет или улететь?» И авиакомпании, и турфирмы прекрасно знают, что важно все: страна назначения, компания, рейс, самолет, страховка и страховщик. Или вот хотя бы такой пример. По санитарно-гигиеническим соображениям покупать продукты питания на улице можно далеко не всегда. Особенно это касается жарких стран. Но как это объяснить детям? Именно поэтому они нуждаются в сопровождающем, обладающем соответствующей подготовкой. И это также должно быть прописано в сертификате услуг и договоре, заключаемом родителями юных путешественников и турфирмой. Если клиент не был предупрежден, что предоставляемая ему услуга небезопасна, он имеет право потребовать у турфирмы возвращения всей потраченной им суммы.

— Между тем известно, что Правительство России планирует рассмотреть вопрос о добровольной сертификации услуг. Если она действительно станет добровольной, что тогда?

— Ничего хорошего в добровольной сертификации я не вижу. Сейчас как? Есть продавец услуг — турфирма и покупатель — турист, а если последний несовершеннолетний, то его родители. А мы наблюдаем за сделкой как бы со стороны, но не как теоретики, а как практики, гармонизируем интересы продавца и покупателя. Если же сертификация станет добровольной, фирмы получат возможность записывать в свои документы что угодно. А правовая грамотность у нас, сами знаете. Напишут, что собираются шить сапоги, а сами займутся валенками… Надеюсь, в федеральном правительстве найдутся люди, которые добровольной сертификации не допустят. Мы до нее еще не доросли.

— Но в любом случае возникает вопрос: насколько подробно должна быть прописана та же безопасность? Нельзя предусмотреть всего на свете…

— В том-то и дело, что прописать безопасность исходя из умозрительных соображений невозможно. Нужны статистика, ее анализ, обоснованные практикой рекомендации, их законодательное, то есть государственное, закрепление и, конечно, контроль.

— Не кажется ли вам, что неприятные происшествия турфирмами нередко скрываются?

— Если эти происшествия существенны, туристы находят нас. Так что скрывай не скрывай… Но я другое хочу сказать. Вот, держу в руках памятку туриста-горнолыжника. Здесь все расписано: как себя вести в горах в случае непогоды, как должна быть размечена трасса. Но мало какие турфирмы вручают своим горнолыжникам такие памятки… Существуют и закономерности, которые следует учитывать. Например, время схода лавин по месяцам.

— Для каждого горного района такие вещи известны…

— Но турфирмы своим клиентам что-либо об этом сообщают?

— Не слышал…

— Книжечки с картами горнолыжных трасс вручают всем, а о том, как в случае реальной опасности себя вести, — ни звука. Вот пример из личной практики, рафтинг на острове Бали . Никто ни о чем не предупреждает. Сначала крутой спуск с горы по скользким ступеням во вьетнамках. Потом в сорокаградусную жару на потное, смазанное к тому же кремом от загара тело — спасжилет, на голову — шлем. В одной лодке со мной полная-преполная дама, и весьма пожилая. Мы так понравились нашему проводнику, что лодку он пустил с хорошей скоростью. Она и перевернулась. Все в воде, а течение сильное. Нас, побитых о камни и наглотавшихся воды, еле вылавливают. А в больницу отвезти не могут, поскольку автомобильной дороги поблизости нет… В Москву возвращаюсь вся в синяках. Если бы знала заранее что к чему, ни за что бы не поехала на этот Бали .

Российская Туристическая газета (РТГ)

№48(83)

Автор: Осадин Борис



Прочитайте еще про Отдых в России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.