Воспитание по Френе: свободу – текстам! на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Воспитание по Френе: свободу – текстам!

KUDA.UA > Отдых > Отдых в России > Воспитание по Френе: свободу – текстам!

Селестен Френе родился в 1896 году в крестьянской семье на юге Франции. Закончить школу ему не удалось: началась первая мировая война, и 18-летнего юношу призвали в армию. Под Верденом он получил ранение и потом долго лечился. Свою педагогическую деятельность он начал только в 1920 году, в деревенской школе местечка Бар-сюр-Луп.

   В то время структура французской школы сохраняла жесткий иерархический характер. Начальная и средняя школы были жестко разделены. Полные средние школы, рассчитанные на достаточно узкий круг учащихся, вербовали своих воспитанников преимущественно из детей высокопоставленных чиновников, буржуазии и готовили их к поступлению в высшие учебные заведения. Что же касается начальной школы, то она в тот период представляла собой учебные заведения, ориентированные только на детей рабочих и крестьян. В сельской местности сохранялось множество маленьких начальных школ, где один учитель вел занятия одновременно со всеми учащимися, которым могло быть от 6 и до 14 лет. Именно такие школы прежде всего имел в виду Селестен Френе, разрабатывая свою педагогическую концепцию.

   Осознав, насколько оторван процесс школьного обучения и воспитания от реальной жизни, молодой педагог начал знакомиться с передовыми концепциями воспитания и вскоре увлекся идеями "нового воспитания". Это педагогическое течение, получившее в 20-е годы распространение в Западной Европе, выступало за то, чтобы "убрать учителя с пьедестала и поставить в один ряд с учениками", отменить обучение разновозрастных детей в одном классе и по одному учебнику на всех.

   В 1924 году Френе принял участие в конгрессе "Международной лиги воспитания", состоявшемся в Швейцарии. После этого его педагогические эксперименты получили известность. Уже в 1927 году во Франции возникло объединение учителей начальных школ "Кооператив сторонников светской школы", в котором разделяли идеи Френе. Впоследствии он стал основателем и лидером "Международной федерации сторонников новой школы" и ее французской секции.

Освобождение текстов

   Френе работал с детьми, которые были неграмотны, пассивны, не умели и не знали, как выразить себя. И поэтому будущий великий педагог начал с создания атмосферы в классе, чтобы развить в учениках способности к самовыражению. Например, он дал детям возможность свободно выражать письменно или устно свои мысли. Так появились первые "свободные тексты", в которых дети писали о чем хотели, когда хотели и где хотели. Это были небольшие сочинения, в которых дети рассказывали о своих семьях, друзьях, планах на будущее, описывали впечатления, наблюдения, сделанные во время прогулок. При этом ребенок, написавший текст, был вправе читать его или нет, показывать учителю или не показывать вовсе. Френе также предложил читать всем желающим тексты каждый день и выбирать из них лучший. И даже не просто выбирать, а дополнять и дорабатывать его сообща.

   Французский педагог указывал и на еще одно значение текстов. Оно заключалось в том, что "свободный текст" – это не столько учебное упражнение по родному языку, сколько важный социально-психологический тест, с помощью которого можно лучше понять взаимоотношения ребенка с окружающим миром, ведь составляя "свободные тексты", а потом печатая их, ребенок ощущает себя творческой личностью, действует методом проб и ошибок и начинает осознавать причины своих успехов и неудач.

   Потом возникла идея издавать эти тексты. Для этого использовалась самодельная типография. Долгое время типографская машина была обязательным предметом в каждой школе, работающей по методу Селестена Френе. Он считал, что работа с печатным станком имеет большое учебное и воспитательное значение, так как при наборе текста приобретаются навыки ручного труда, развиваются внимание и зрительная память, и самое главное – повышается грамотность.

   Перед публикацией того или иного текста дети и учитель собирались вместе, исправляли ошибки и создавали картотеку, куда заносились наиболее часто встречаемые ошибки. Постепенно Френе пришел к идее специальных карточек самокоррекции с упражнениями, по которым можно было заниматься каждому индивидуально в зависимости от своих грамматических пробелов.

   Так появилась система учебных карточек не только по родному языку, но и по другим предметам. Каждая карточка содержала определенную часть учебного материала, либо конкретное задание: текст для грамматического упражнения, вопросы по географии, истории, арифметическую задачу и так далее, имела свой номер и систематизировалась в специальной картотеке.

   На уроке ребенок с помощью учителя мог составить для себя определенный набор карточек для личных занятий. Таким образом, пока учитель уделяет внимание малышам, старшие могли самостоятельно заниматься по карточкам. Так произошел отказ от одного на всех учебника и единого ритма занятий, позволявшего каждому ребенку развиваться в собственном ритме. Френе полагал, что единый для всех учебник исключает возможность индивидуального подхода к обучению, что ученики должны иметь в своем распоряжении материал, с помощью которого они могли бы самостоятельно приобретать новые знания. При работе с карточками учащиеся приобретали навыки работы со словарями и справочниками, изучали материал в подходящем им темпе и уделяли больше внимания тем вопросам, которые их действительно интересуют.

Освобождение классов

   Учебные классы в школе, где преподавал Френе, были переполнены, педагогические и дидактические приемы обучения не оказывали нужного воздействия, а ученики в классе не проявляли и доли того интереса, который они испытывали во время прогулок. Педагог начал с того, что вместе с учениками стал покидать школу, чтобы понаблюдать за работой деревенских мастерских и заняться изучением окружающей природы. Эти наблюдения всегда давали материал для бесед и вызывали живой интерес детей к реально происходящим событиям, желание самим попробовать что-то сделать, в чем-то разобраться.

   В классе по системе Френе вообще отсутствуют уроки "от звонка до звонка" и общие учебные программы. Педагог придавал огромное значение именно составлению индивидуальных планов, считая, что при таком подходе ребенок четко понимает стоящие перед ним задачи и учится самостоятельно распоряжаться своим временем.

   При этом система Френе предусматривала четкое планирование учебного процесса. Для каждого класса составлялся месячный план работы, содержащий перечень тем по учебным предметам, которые необходимо изучить в соответствии с государственными программами для школ. Затем на его основе ученики с помощью учителя составляли индивидуальный недельный план, где указывалось, сколько "свободных текстов" он составит, какие карточки будет использовать и каким трудом (например, в саду или в столярной мастерской) заниматься.

   При этом граница свободного проектирования ученика заканчивается в том месте, где начинается свобода других, где он вторгается в коллективную жизнь или мнение группы, класса. Здесь наступает момент согласования своих действий. Например, ребенок может покрасить все стулья в классе в красный цвет, но должен предварительно обсудить этот вопрос со всеми на классном совете.

Жизнь без отметок

   В целом, вся деятельность детей в классе Френе основана на получении личного опыта, пропущенного через себя знания. И основой является не лекционное обучение, а сравнение, анализ, дискуссия, поиск путей разрешения проблем вне известных тропинок. Дети в классе Френе не знают, что такое ошибка. Здесь бывают лишь недоразумения, которые являются ценностью, поскольку разобравшись в них вместе со всеми, можно в дальнейшем их не допускать. Здесь задается и обсуждается любой вопрос, а затем все вместе ищут на него ответ. Поиски ведутся не только в книгах, аудиовизуальных или компьютерных средствах, но и в личном общении с владельцем информации. При этом у детей взращивается уверенность, что никто сегодня – ни учитель, ни директор, ни академик – не знает всего.

   Также как общие учебные планы, в школе по системе Френе отсутствуют и оценки. Педагог называл систему оценок "одной из самых отрицательных сторон школы" и был убежден, что они не служат критерием интеллектуального уровня ребенка и не отражают подлинного качества знаний, а лишь толкают детей к обману, показным усилиям и нездоровой соревновательности.

   Соответственно, в отсутствии привычных оценок в классах по модели Селестена Френе поощряются не конкурентность и соревновательность, а разнообразные формы кооперации. Хотя френетисты и понимают, что это идет вразрез с общей социальной и возрастной тенденцией, они все равно отстаивают приоритет сотрудничества. Согласно идеям французского педагога, дети должны твердо знать, что ничего в этом мире в одиночку сделать нельзя.

Воспитание на экспорт

    Нельзя сказать, что педагогика Селестена Френе получила большую известность и распространение в мировом масштабе. Если сравнивать ее с педагогикой Марии Монтесори или Рудольфа Штайнера, то школ, работающих по принципам Френе, гораздо меньше.

   Главная причина заключается в том, что педагогика Френе в принципе не может быть превращена в технологию. Например, классом Френе управляют не придуманные кем-то правила, а принятые самими детьми и изменяемые в случае необходимости нормы общежития. Эти нормы за года в год, для каждого отдельно взятого класса формируются заново.

   Придумывая свои правила, дети исходят из прецедента. "Допустим, бежит ребенок по коридору и кричит. Его останавливают его же одноклассники, начинают разбираться, почему и зачем он кричал, и спустя какое-то время выводят правило: в каких случаях можно, а в каких – нельзя кричать. И таких случаев, диктуемых самой жизнью, не счесть", – говорит руководитель консультационно-образовательного направления Центра взаимодействия общественных и государственных структур "Социальное партнерство" Владислав Редюхин, который в начале 90-х годов был одним из организаторов стажировок по педагогике Френе в России.

   Соответственно, система Френе не включает привычных российским педагогам методистов, не предусматривает рекомендаций и разработок по проведению тех или иных мероприятий в рамках класса, поскольку как только появляется нечто подобное, она перестает быть сама собой. Для ее масштабного развития необходимо создание профессиональных сообществ педагогов-исследователей особого склада, учителей-исследователей. "Чтобы работать в рамках педагогики Френе, учителю необходимо отказаться от всего традиционного и стандартного, а это весьма непросто, – утверждает президент Российской ассоциации "Педагогика С.Френе" Алла Шейнина.

   Даже на родине педагога количество преподавателей, работающих по его методике, никогда не превышало 5%. Сегодня же во Франции насчитывается всего 1-2% учителей, применяющих на своих уроках принципы Селестена Френе.

   Что же касается других стран мира, то как рассказала Алла Шейнина, классы по системе Френе особенно распространены во фламандской части Бельгии, в франкофонной части Италии, а также в Польше, Голландии и Швейцарии. Значительное число классов Френе насчитывается в испанской провинции Каталония и в Португалии. Наиболее активными сторонниками принципов Френе являются швейцарцы.

   В европейских государствах достаточно часто осуществляются обмены между классами Френе, а два года назад в Японии даже прошла международная встреча преподавателей, работающих по этой системе.

Френе в России

   Идеи французского педагога проникли в Россию достаточно случайно. Несмотря на довольно ярко выраженные прокоммунистические взгляды педагога, до конца 80-х годов в бывшем Советском Союзе не было опубликовано ни одной его работы.

   Знакомству с ними помог случай. "На Педагогическом салоне "Школа-91" во французском городе Рен я встретила двух преподавателей – Кристиана Лего и Пьеррика Дескотта, которые представляли методику Френе, – рассказывает Алла Шейнина. – Я пригласила их в московскую школу № 1203, где в тот момент я преподавала. Они приехали в феврале 1992 года и в течение десяти дней проводили уроки по Френе. Результаты этой импровизированной стажировки превзошли все ожидания и мы решили продолжать совместную работу".

   В результате сотрудничества посольства Франции в Москве, Минобразования и Ассоциации "Современная школа", руководимой Владиславом Редюхиным, был разработан проект "Педагогика сотрудничества". Суть его заключалась в проведении стажировок по педагогике Френе в России и во Франции. Первая стажировка в рамках проекта состоялась в Москве в апреле 1992 года. В ней приняли участие 20 педагогов из разных городов России. Вторая стажировка прошла через год в Санкт-Петербурге, и с тех пор подобные семинары стали традиционными. Последний прошел в феврале в Казани.

    Благодаря стажировкам сегодня классы Френе существуют в таких городах, как Москва, Набережные Челны, Таганрог, Кемерово, Саратов, Самара, Кисловодск и других. Если вы живете в одном из этих городов и хотите, чтобы ваш ребенок учился по этой системе, достаточно просто навести справки в соответствующих образовательных органах.

    "Хотя, как любая альтернативная педагогика, система Френе вступает в конфликт с традиционной, ее необходимость и актуальность в России для меня очевидны, – говорит Алла Шейнина. – Эта педагогика феноменальна, если смотреть не нее с точки зрения духовности, социального и общечеловеческого аспекта". Отметим, что в России до сих пор довольно много так называемых "однокомплектных школ", то есть школ с одним-единственным учителем в штате.

Журнал “Обучение за рубежом”

№ 10, 2000

Автор: Быстрицкая Яна



Прочитайте еще про Отдых в России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.