Как сделать выставку на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Как сделать выставку

KUDA.UA > Отдых > Отдых в России > Как сделать выставку

Ежедневно в столице и регионах проводится огромное количество выставок самой разной направленности. Посетители вряд ли догадываются, сколько сил, труда и нервов было потрачено, чтобы товары и услуги были представлены во всей красе.

     Специалистов, тем или иным образом задействованных в организации и подготовке выставок, только в столице несколько тысяч. Чаще всего это штатные менеджеры по маркетингу и связям с общественностью. Не секрет, что в выставочном деле все они – практики. Анализируют результаты первой выставки, выявляют существенные промахи и в следующий раз стараются их не повторить. Прошедших теоретическую подготовку очень и очень мало. Специальности "Выставочный менеджер" как таковой не существует, курс "Выставочное дело" включен в программу лишь некоторых институтов и университетов. Да и то, как правило, в раздел "Рекламный менеджмент". И хотя на Западе этому давно и успешно учат, в России, откровенно говоря, еще недостаточно число обучающих курсов, да и желающих не так уж и много.

     Тяжело в ученье…

     Профессионально выставками в России занимаются немногие. Но, наверное, в любом деле есть свои преданные служители, для которых именно это – смысл жизни. По словам основателя единственных в Москве курсов "Выставочное дело" Владимира Петелина, он не может "выбраться из этой темы" уже 30 лет. Пытаясь избавиться от навязчивой идеи, он писал книги и сценарии, по двум из которых даже были сняты фильмы. Только и это не спасло. Выставки так и остались его самым любимым занятием. Именно он создал первую выставочную библиографию, охватывающую период с 1829 года. Впервые в 1980 году стал вести курс "Выставочное дело" в Институте повышения квалификации информационных работников (ИПКИР) на кафедре научно-исследовательской пропаганды. Потом организовывал ряд фирм, которые консультировали новые выставочные центры и предлагали решения особо сложных и нестандартных задач. С 1995 года снова стал преподавать и с тех пор мечтал готовить специалистов выставочного дела. Сначала он предполагал "готовить кадры сверху" – от аспирантуры. Но проще оказалось создать курсы повышения квалификации.

     Курсы профессиональной подготовки выставочных работников существуют почти год. Они организованы на базе Московского института предпринимательства и права и имеют государственную аккредитацию.

     Основная сложность заключалась в определении специальностей, которые входят в понятие "выставочный работник". Потому что само понятие, как, например, понятие "менеджер", включает в себя слишком много, а по сути – ничего. Важны направления. Предлагаемые специальности можно условно разделить на две группы – устроители выставки и участники выставки. К первой относятся: менеджер – устроитель выставок, менеджер – оператор по комплектованию выставок и менеджер по выставкам и рекламе. Ко второй – менеджер по информации и рекламе выставочных программ и организатор работы персонала на стенде. Раньше вместо этого была специальность – "Стендист". Но после выхода в свет книги Петелина "Стендист торгово-промышленной выставки. Секреты мастерства" потребность в этой специальности отпала. Книга дает не только теоретические советы, но и практические рекомендации, а мелочи и нюансы "изучаются" на практике, при проведении выставки.

     Задача же организатора работы персонала на стенде сделать так, чтобы все участники действовали слаженно. Например, выкупает какая-нибудь большая компания огромную выставочную площадь. Естественно, что для работы на таком стенде требуется несколько десятков человек. Одни протокол о намерениях подписывают, другие договора заключают, третья группа – визитки раздает, четвертая – чаем угощает. В каждой группе есть свой старший, и есть руководитель, который держит перед собой "общую картинку".

     На самом деле выставочных специальностей гораздо больше. Например, "Менеджер – устроитель выставок за границей" или "Гид для сопровождения почетных гостей иностранных делегаций", Но, по мнению экспертов, эти профессии сейчас не востребованы.

     В прошлом учебном году на курсах можно было учиться только заочно (программа рассчитана на три месяца). Заочная форма обучения построена следующим образом. В начале слушатели выбирают тему выпускной квалификационной работы и "прикрепляются" к куратору. Научные руководители и преподаватели курсов – менеджеры и руководители крупных компаний и выставочных центров. Например, работники Экспоцентра. А генеральный директор ЗАО "Экспоцентр" Игорь Денисов участвует в аттестации слушателей. Кроме теории, слушатели получают и практический материал с выставок: образцы договоров, контрактов, документов, каталогов и т.д.

     Через три месяца студенты должны привезти свои работы с отзывом руководителя. В течение нескольких дней проводятся консультации, затем – защита работ и аттестация. Слушатели, удачно завершившие обучение, получают аттестат Московского института предпринимательства и права.

     С сентября этого года предлагается и очная форма обучения, но спрос на такие курсы ниже – они и стоят дороже, и длятся дольше (4,5 месяца). В новом 2001 учебном году в рамках второго высшего образования на базе Московского института предпринимательства и права вводится программа "Выставочный менеджмент".

     На сегодняшний день, за год существования курсов, удачно защитился 21 человек.

     Среди них, например, Наталья Кузнецова, главный редактор одного из отделений РИА "Новости". Иногда выставками решает заняться сам руководитель предприятия. Генеральный директор торгового дома "Меха. Меховые изделия" из Энгельса за время написания выпускной работы успел организовать и провести две выставки – в Саратове и Архангельске. Естественно, что его работа, основанная на свежем практическом опыте, получила высшую оценку.

     Окончил курсы по специальности "Менеджер – устроитель выставок" генеральный директор Волгоградского выставочного центра. Учатся дизайнеры, планирующие в будущем организовывать выставки. Много слушателей из регионов.

     Предприятия обычно сами отправляют своих сотрудников на курсы и оплачивают обучение. Хотя иногда приходят желающие "с улицы". Существует только одно ограничение. Поскольку это курсы повышения квалификации, то необходим хотя бы годичный стаж работы. Школьников и студентов здесь не учат.

     Мечта, воплощенная в реальность, перестает быть манящей целью. Зато появляется другая, возможно, более далекая. Новая мечта Владимира Петелина – выставочная журналистика. Он считает, что в последнее время появляется все меньше действительно интересных статей о выставках. Да и каталоги выставок постепенно превращаются в сборники рекламы участников. А когда-то давно, до революции, в положениях о выставках, утвержденных царем, был обязательный пункт – по каждой выставке делать обозрение, но чтобы в нем было не только описание хорошего и плохого, а чтобы стало оно настольной книгой купцов и фабрикантов. До 1917 года это удавалось: проходила выставка – издавалась книга. Не каталог, не обзор, а настоящая книга, со всеми достоинствами экспонатов, указанием, где и как выставлявшиеся вещи можно использовать, что сможет работу облегчить или усовершенствовать.

     За витриной выставки

     Начальник, фирма которого хоть раз участвовала в выставках, знает, что начинает происходить за несколько дней до открытия экспозиции. Как правило, что-то обязательно будет не так. Или сотрудников, работающих на стенде, окажется слишком мало, или часть экспонатов вдруг пропадет. Да мало ли этих "или"? Иногда происходят совсем забавные случаи.

     Однажды представитель португальской фирмы привез в Россию для демонстрации на стенде образцы обуви. Груз уже был растоможен и, соответственно, только владелец нес за него полную ответственность. Через несколько минут коробка с обувью пропала. Поиски ни к чему не привели. До открытия выставки оставалось пять дней. Расстроенный португалец даже поместил объявление в газете с просьбой вернуть потерянные экспонаты – использовать их все равно было нельзя, вся обувь была на левую ногу. Но и это не принесло результата. Пришлось звонить в Лиссабон – просить новые образцы, которые и были доставлены в срочном порядке.

     Другой пример, тоже негативный, учит быть внимательным и осторожным. Один предприимчивый немец организовал в России свой выставочный комитет и начал проводить в Сокольниках выставки, одноименные с проводимыми в Экспоцентре. Он успевал рассылать приглашения раньше других. Западные компании ориентировались на знакомое название, и денежные переводы текли не к центральному устроителю, а совсем на другой счет. Вычислили "предпринимателя" быстро, но вот только на то, чтобы выгнать его из России, потребовались годы.

     Иногда не достаточно хорошей информационной подготовки и тщательно оформленного стенда. Важнее порой узнать заранее о шагах, которые планирует сделать прямой конкурент.

     Две фирмы, конкурирующие между собой, изъявили одновременно желание принять участие в одной непрофильной выставке. Одна из фирм выкупила площадь в четыре раза большую, чем другая, и подготовила свой стенд "от и до": образцы для раздачи, свеженький прайс-лист компании, яркие, запоминающиеся экспонаты. Сотрудники, которым предстояло трудиться на выставке, штудировали по ночам дополнительную литературу. В день застройки (за день до начала выставки) подошли к стенду конкурентов. На маленькой площадке размещалась обычная экспозиция. Каково же было разочарование, когда в день открытия выставки тот самый маленький стенд конкурентов собрал огромное количество народа, к нему практически трудно было пробиться. На стенде "настоящий мужской товар" представляла девушка, оказавшаяся чуть ли не единственной девушкой на выставке (не считая фотомоделей). Она так бойко, четко и внятно рассказывала преимущества предлагаемой продукции, что мало кто из мужчин, основных посетителей выставки, проходил мимо. Заприметив перспективного клиента, она направляла его прямиком в офис, который буквально кипел в дни работы выставки от посещений и телефонных звонков. А "умненьким" представителям другой фирмы оставалось только сетовать на нестандартный ход конкурентов.

     На выставке "Реклама" можно столкнуться и с жирафом, и с медведем, иногда можно действительно испугаться "роботов" или повеселиться вместе с клоунами. Изобретательные рекламные и PR-агентства разрабатывают концепцию участия в выставке задолго до ее начала. Труднее всего выделиться как раз из "себе подобных".

     Часто в пример ставится компания "Майский чай", стенд которой привлекает внимание на любой выставке. То огромным роботом-слоном, то космической тарелкой, из которой с предложением отведать чая выпрыгивают "инопланетяне". Ведь какой бы серьезной ни была компания, элемент игры на выставке всегда привлекает огромное количество народа.

Завсегдатаи, участвующие в имиджевых выставках из года в год, как правило, уже знают друг друга в лицо и здороваются за руку. Но и здесь возможны свои хитрости. Одна компания однажды поставила на стенд аппарат "Чистая вода". Правда, мужчины, работающие на этой выставке и привыкшие к тому, что в конце дня сил не остается никаких, предварительно наполнили канистру водкой. Тем, кого они успели об этом предупредить, несомненно, повезло.

     Выставка – это не только несколько дней представления товара на стенде. Участие в экспозиции – это долговременная акция, занимающая несколько месяцев. Она состоит из трех этапов: подготовительного, собственно работы на экспозиции и заключительного. И на каждом этапе свои секреты и хитрости, знать которые человеку, профессионально занимающемуся выставками, просто необходимо.

     О том, как учат выставочному менеджменту за рубежом, читайте в одном из следующих номеров журнала.

Журнал “Обучение за рубежом”

№7-8. Июль-Август 2001 года

Автор: Седова Мария



Прочитайте еще про Отдых в России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.