Пора искать репетитора на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Пора искать репетитора

KUDA.UA > Отдых > Отдых в России > Пора искать репетитора

Осень – время выбора вуза для учащихся выпускных классов и абитуриентов – неудачников прежних лет. Именно осень, потому что зимой – уже поздно. Почти в ста процентах случаев из ста дорога в институт и университет лежит через страну репетиторов. Репетиторство, если и не вторая, то одна из древнейших профессий. Еще греческий ритор Лисий, пользовавшийся среди коллег репутацией беспринципного сребролюбца, давал за немалые деньги согражданам уроки ораторского искусства. Поскольку демократические порядки превращали рядового афинянина в привычного сутягу, внятное и убедительное выступление в суде стоило дорогого.

    Репетитора следует выбирать в зависимости от вуза. О репетиторах, учащих иностранным языкам, – разговор особый. Сначала поговорим о предметниках, поскольку они обслуживают более однородную массу заказчиков – школьников и студентов. 

Платные уроки во внеурочное время 

    Как-то не очень давно (года два назад), общаясь со студентами-лингвистами, я обратил внимание на странный феномен – многие девушки-пятикурсницы сообщали мне, что работают учителями, преподают иностранные языки в самых обычных городских школах. Понимая, что школьной зарплаты не хватит даже на пепси, я спросил представительниц поколения next, что влечет их в унылые классы. “Во-первых, опыт работы – для CV, во-вторых, частные уроки – для заработка”, – отвечали продвинутые филологини.

   Таким образом, школа рассматривается ими как перспективнейший рынок репетиторских услуг.

   Некоторые школьные учителя берутся и за подготовку к вузовским экзаменам. При этом лишь единицы действительно способны выполнить такую работу, это касается только заслуженных и именитых преподавателей из знаменитых гуманитарных или математических школ, где и без репетиторов дают весьма фундаментальные знания. В остальных случаях школьный репетитор, готовящий в вуз, – авантюра. 

Ремесло – резьба по дубу: в вуз с гарантией и без 

    Репетирующие абитуриентов – это каста. Она формировалась годами с начала шестидесятых. Вы думаете, что кандидаты и доктора наук – прежде всего ученые и преподаватели. Ошибаетесь, в новых экономических условиях (а во многом это относится и к старым) они прежде всего репетиторы. Первоначально репетиторство возникло в результате существенного разрыва между уровнем школьной подготовки и требованиями вступительных вузовских экзаменов. Скажем, на биофаке МГУ на экзамен по биологии приносили чучела птиц и предлагали абитуриенту определить подотряд демонстрируемого пернатого, если несчастному достался билет по зоологии птиц. Улавливаете?

    Складывался стиль репетиторства, набор любимых учебных пособий (“по физике – Ландсберг, по математике – Демидович”), устанавливались цены. Встречаясь с коллегой, репетитор спрашивал: “Как идет резьба по дубу, много набрал?” Под дубом разумели абитуриента. Занятия, как правило, шли в группах от двух-трех до шести-восьми человек по два-три часа.

    Все эти основополагающие принципы вузовского репетиторства сохранились и до сегодняшнего дня. С одним достаточно существенным отличием – раньше подготовка была чаще всего не строго целевой. Например, математик готовил группу “по программе технического вуза”. Программы институтов и вправду не слишком отличались: один и тот же задачник Сканави исправно обслуживал и абитуриента МИЭМ, и поступающего в МАИ. Поэтому за репетиторским столом сидели будущий электронщик бок о бок с будущим авиаконструктором. Сегодня такой широкий сектор желающих норовят обслужить разве что центры довузовской подготовки, всплошную вычесывающие рынок поступающих, то есть якобы готовящие во многие вузы различного профиля: “Континент” подготовит к поступлению в “ведущие ВУЗы” Москвы. Обратили бы внимание господа из “Континента” на орфографию их рекламного объявления – с такой орфографией претендовать на хорошую подготовку к “русскому устному и письменному” как-то уж очень самонадеянно.

    Нынешние репетиторы чаще работают по целевому заказу – в конкретный вуз, на конкретный факультет. Этому имеется официальное объяснение – преподаватель данного факультета лучше знает требования, предъявляемые к поступающему именно здесь, и неофициальное – местный репетитор ближе к приемной комиссии, а то и просто входит в нее (хотя легально заниматься репетиторством член “приемки” не имеет права). В последнее время все большее распространение получают экзамены в форме тестирования. Это еще больше стимулирует поиск репетиторов именно из вуза, на который нацелился абитуриент, – только такие хорошо представляют себе содержание и специфику местных тестов. Родители, оплачивающие репетиторские услуги, стремятся найти такого учителя, который был бы как можно ближе к принимающим окончательное решение. Это превращает репетиторство в некую разновидность взятки: мы вам платим – вы нас поступаете. Цены у вузовских репетиторов, работающих под конкретный престижный вуз, такие, что мало не покажется. В Москве два академических часа могут стоить до семидесяти долларов, а меньше тридцати с вас просто никто не возьмет. Разумеется, расценки определяются целью – самые востребованные вузы предполагают самых дорогих репетиторов. Впрочем, туда и клиент идет не бедный.

    Целевых репетиторов ищут, конечно, не по объявлениям, а по знакомству, поэтому уже начинает формироваться институт посредничества. Техника выхода на нужных людей кустарна. Нуждающийся в репетиторских услугах ищет среди знакомых вузовских преподавателей, те, в свою очередь, ищут в своем кругу преподавателей требуемого вуза, а уже последние отыскивают конкретных предметников, стоящих как можно ближе к приемной комиссии и готовых взять на себя абитуриента. Именно на третьем этапе возникает фигура посредника.

    Для того чтобы поступление было гарантировано, абитуриента должна обслуживать целая команда предметников – каждый отвечает за свой участок. Команды складываются в результате нескольких лет работы на ниве вступительных экзаменов. Эти дружные и пробивные коллективы не слишком заинтересованы в широкой рекламе, но приветствуют строго целевую.

    Занятия могут проходит в небольших группах (до четырех человек) и индивидуально. Иногда это сказывается на цене урока (а иногда – нет!). Не тешьте себя иллюзией, что вы единственный, кого обслуживает данный репетитор. Однако порядочный “подготовщик” берет на себя ответственность за судьбу каждого, попавшего в его руки. Именно поэтому гораздо лучше, если репетитора вам рекомендуют люди, уже прибегавшие к его услугам. Если предлагаются групповые занятия (даже с гарантией!), надо иметь в виду, что, скорее всего, всем репетитор обеспечить поступление не сможет, значит, уже заранее известно, что кем-то пожертвуют. Исключение составляют только занятия с такими могучими фигурами, как председатель и зампредседателя приемной комиссии. Обычно занятие, посвященное одному предмету, проводится один, реже два раза в неделю. Следовательно, если сдавать предстоит три предмета (джентльменский набор), приготовьтесь оплачивать от двенадцати до двадцати четырех занятий в месяц. Если предмет имеет устную и письменную версии (русский, математика), занятия могут совмещаться.

    Нельзя подходить к занятиям с целевым репетитором как к проформе – раз взял деньги, значит “сделает” поступление при любом раскладе. Гарантия не распространяется на людей, сдающих вместо решения чистые листы, вместо сочинения – десять строчек и молчащих, как партизан, на устном экзамене.

    Кроме репетиторства, существуют еще и курсы довузовской подготовки при конкретном вузе. Они предлагают готовиться два года или год (долгосрочные), полгода или чуть меньше (среднесрочные) и краткосрочные. Последние наименее эффективны. Первые два типа могут с успехом заменить школьные уроки по тем предметам, которые предстоит сдавать при поступлении. Рассчитывать на то, что курсы решат проблему поступления при условии добросовестной работы абитуриента, – наивно, хотя именно так себя позиционируют эти организации. Курсы приобщают к программе вступительных экзаменов, но не решают проблему конкурса. Многие из центров довузовской подготовки стремятся к превращению в подобие среднего учебного заведения – обзаводятся собственными именами (“Уникум”, “Медик” и т.п.), создают комплексные программы по подготовке на разные факультеты, формируют расписание, предполагающее ежедневные четырехчасовые занятия. Короче, занимают нишу тех самых обещанных реформаторами образования целевых одиннадцатого и двенадцатого класса. Способствуя повышению уровня подготовки, как инструмент, открывающий двери вуза, курсы малоэффективны. Зато именно здесь можно выйти на тех самых желанных репетиторов, о которых шла речь выше. Поэтому курсы разумно использовать как трамплин. В том случае, если стоимость обучения не превосходит всякое представление о разумном (в некоторых престижных вузах цена одного года занятий доходит до семи тысяч долларов). Оптимальное сочетание – репетиторство и среднесрочные курсы. Причем, сочетание нужно строить так, чтобы абитуриент прозанимался с репетитором не менее шести месяцев. 

Журнал “Обучение за рубежом”

№10 2001г.

Автор: Тушкин Марлен



Прочитайте еще про Отдых в России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.