Туризм как профессия на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Туризм как профессия

KUDA.UA > Отдых > Отдых в России > Туризм как профессия

О путешествиях мечтает каждый. А кто-то просто собирает чемодан и едет. Если бы не ограничения – формальные и материальные, русские давно бы уже стали самой путешествующей нацией, обогнав японцев и немцев. Но даже несмотря на различные препоны и рогатки, туристический бум захватывает Россию.

    Индустрия туризма считается одной из самых быстро развивающихся и перспективных. А это значит, что человек, избравший туризм своей профессией, никогда и нигде не пропадет. Но если раньше в этот бизнес приходили “с улицы” и учились всему на практике, то сейчас туристической индустрии во всем мире и у нас тоже требуются профессионально подготовленные кадры. На Западе специальность “Туризм” уже давно включена в программу многих учебных заведений. С недавних пор этому учат и у нас. 

Важная статья дохода 

    В общественном сознании понятия “турист” и “туризм” утвердились в начале XIX века. Тогда же во Франции в толковом словаре появилось определение туриста – “тот, кто путешествует из любопытства или для того, чтобы убить время”. Началось строительство железных дорог, появились морские лайнеры. Стали открываться гостиницы.

    Но лишь в конце XIX века в Швейцарии открылась первая школа по подготовке специалистов для индустрии гостеприимства – Ecole hoteliere de Lausanne. Вслед за ней, в начале XX века, стали открываться другие. Они уже расширяли рамки программы, не ограничиваясь лишь гостиничным менеджментов, – появилась специализация “Путешествия и туризм”. И до сих пор эти две программы (гостиничный и туристический менеджмент) остаются базовыми и предлагаются школами иногда порознь, а иногда совместно. Поэтому не удивляйтесь, если в числе предложений увидите программу Hotel Management, включающую специализацию “Туризм”, или программу по туризму со специализацией Hospitality Management.

    Туризм многогранен. И традиционно подразделяется на три вида: выездной, въездной и внутренний. Каждый из трех охватывает, в свою очередь, еще ряд областей: деловой, образовательный, познавательный, экстремальный.

   В России основное место пока занимает туризм выездной. Въездной только-только поднимается. Интерес к России у иностранных туристов растет, а мы не готовы к этому росту: нет нормальных гостиниц эконом-класса, продуманных турмаршрутов, цивилизованной сферы услуг. Хотя туризм мог бы стать, как и в других странах, значительной статьей дохода. Например, в Испании доходы от туризма составляют 60% общей суммы поступлений от экспорта, в Австрии – 40%. Некоторые страны только за счет путешественников и живут. В среднем же в развитых странах доля туризма в валовом национальном продукте составляет от 5 до 15 % (а иногда достигая и 50%). В России этот показатель всего лишь 0,01%. 

Кто сделает ваше путешествие приятным 

    В туристической сфере много специализаций. Специализированные учебные заведения выделяют для себя несколько направлений. Вот некоторые из них: маркетинг и продвижение продукта, менеджмент в туризме, организация встреч и мероприятий, финансовый менеджмент в туризме, управление человеческими ресурсами, туроперации. Однако есть и такие школы, которые предпочитают учить студентов всему понемногу, аргументируя это так: молодые люди не всегда четко знают, чего хотят. Пройдя практику или поработав какое-то время, легче понять, к чему лежит душа и что лучше получается. Профессиональное образование широкого профиля позволяет определиться со специализацией уже во время работы.

   Туризм – такой же бизнес, как и любой другой. И в этой сфере нужны профессиональные кадры разного уровня – от секретаря до управляющего. Поскольку туристическая деятельность тесно связана с работой с людьми, очень важно, чтобы все сотрудники составляли единое целое, одну команду, были дружелюбно настроены по отношению к клиенту, могли заменить друг друга.

   В круговороте фирм и компаний, работающих в сфере услуг для путешествующих, туристические агентства занимают одно из главных мест. Они тесно связаны с посольствами и авиакомпаниями, железнодорожными кассами и службами аренды автомобилей, с отелями и гостиницами, ресторанами и барами, театрами и музеями, экскурсионными бюро и страховыми компаниями.

   Менеджеры туристической сферы должны уметь составлять разнообразные групповые и индивидуальные туры, четко отслеживая предложения и спрос. Менеджерами по работе с клиентами могут быть только очень терпеливые люди: ведь им приходится рассказывать одно и тоже по несколько раз в день и угождать каждому клиенту (требование стандарта: клиент не должен ждать обслуживания более шести минут). Кроме того, нужно быть хорошим психологом, чтобы найти подход к каждому и каждого удовлетворить. Менеджеры направлений и туров, как правило, специализируются только на определенных странах или видах туров (например, VIP-поездки или экстремальный туризм). Работа в службе бронирования требует четкости, быстроты реакции, коммуникабельности и, конечно, отличного знания дела.

    В небольших турфирмах менеджеры, как правило, заняты всем понемножку – и турами, и бронированием, и получением виз и страховок. В крупных компаниях каждым из направлений занимается отдельный менеджер или группа менеджеров. 

Условия, максимально приближенные к реальным 

    Учиться гостеприимству не только полезно для будущей карьеры, но и просто интересно. Не удивляйтесь, если в поисках школы гостиничного и туристического менеджмента IHTTI в Швейцарии, вы попадете в обычный действующий отель. Там вы и будете учиться – и теоретически, и практически.

    Совмещение теории и практики – основная черта обучения туризму и гостеприимству. Во многих школах за границей на практику отводится столько же времени, сколько на теоретическую часть. Но даже если обучение предстоит не в отеле или туристической компании, не расстраивайтесь. Элемент необычности в ваше обучение внесут специализированные классы. Например, класс может быть оборудован как номер в гостинице. Здесь будущих горничных научат, с чего начинать уборку и как заправлять постель. А будущим администраторам покажут, как должен выглядеть идеально убранный номер. В классе reception можно потренироваться принимать и размещать гостей. Мечта многих – оказаться хоть раз за стойкой бара и залихватски смешать пару-тройку коктейлей. Но для этого необходимо знать не только, что с чем и как смешивать, но и в каком бокале подать. Всему этому вас научат в классе-баре. В классе-ресторане группа студентов делится на две части: одна учится обслуживать, а другая – дегустирует блюда и оценивает работу однокурсников.

   На базе школы может функционировать и небольшое туристическое бюро. Другими словами, учеба проходит в условиях, максимально приближенных к реальным. 

Заграница, которая нас ждет 

   Первая школа гостеприимства открылась в Швейцарии, и эта страна так и осталась лидером по подготовке кадров для индустрии туризма. За ней следуют Испания , Ирландия , США , Великобритания , Австралия .

Как правило, все школы гостиничного менеджмента и туризма предлагают программы бакалавриата, последипломное образование и разнообразные краткосрочные программы, оканчивающиеся получением сертификата или диплома. Поскольку школы и институты активно взаимодействуют между собой, для выпускников долгосрочных программ предусмотрена возможность завершить обучение в одном из вузов Швейцарии, Великобритании, США или других стран и получить соответствующий диплом.

    В учебную программу включена обязательная, чаще всего оплачиваемая стажировка. Ее значение трудно переоценить. Это и отличная возможность разобраться, что за работа тебя ждет по получении диплома, и проверить свои знания, и завязать знакомства. Кто знает, может быть, именно первая стажировка станет местом вашей постоянной работы. А кроме того, заработанные деньги могут покрыть часть расходов на обучение.

    Школы гостиничного и туристического бизнеса есть практически везде. Но лучшие расположены там, где эта индустрия хорошо развита и продолжает развиваться. Во многих странах школы стали появляться в ответ на выросший спрос на специалистов сферы гостеприимства.

   Так, начавшийся в 80-е годы туристический бум на Кипре породил создание Колледжа гостиничного и туристического менеджмента (College of Tourism & Hotel Management). На отделении гостиничного дела студенты учатся три или четыре года. А программа подготовки менеджеров турфирм и авиакомпаний длится всего два года. Выпускники получают диплом колледжа и международный сертификат IATA (Diploma of the International Air Transport Association). Привлекает учеба на Кипре относительной дешевизной ($4 тыс. в год). Кроме того, колледж заинтересован в студентах из России. Очень многие соотечественники отправляются отдыхать на Кипр , не зная иностранного языка. Поэтому русскоязычный персонал – находка для баров, ресторанов и турфирм.

   Как только в Ирландии начался экономический подъем и границ страны стали пересекать десятки тысяч людей, в ирландских учебных заведениях открылись программы по туризму. Например, Американский колледж в Дублине (American College Dublin) совместно с американским Линнским университетом (Educational Institute of Lynn University) предлагает 2-годичную подготовку будущих менеджеров индустрии гостеприимства. Программа включает модуль – туристический и гостиничный менеджмент. По окончании студенты получают диплом, утвержденный Американской ассоциацией гостиниц и мотелей, а это означает, что его обладателям будут рады повсюду.

    В Европейской школе экономики (European School of Economics) в программу включены такие модули, как политика и планирование туризма, принципы и практика работы туроператора, изучение путешествий и туризма, маркетинг и менеджмент туризма. Кроме того, здесь также предлагается программа МВА – “Менеджмент туризма и гостиниц”.

    Повысившийся за последнее время интерес к Австралии и дефицит высококвалифицированных кадров в этой стране гарантируют, что обучение в школах гостиничного и туристического менеджмента здесь может сослужить хорошую службу для дальнейшего карьерного роста. Например, система образовательных учреждений Holmes Colleges предлагает интенсивные годичные или 2-годичные курсы по наиболее востребованным специальностям. Естественно, что в их число входит индустрия гостеприимства: путешествия и туризм и гостиничное администрирование. Обучение начинается восемь раз в год и тесно связано с практикой в австралийских компаниях, отелях и ресторанах Сиднея. Студенты колледжа могут продолжить обучение выбранной специальности в одном из австралийских университетов сразу на втором или третьем курсе. Russo Institute of Technology предлагает программы получения диплома и сертификатов в области туризма: Diploma of Tourism Operations Management, Certificate IV in Tourism Team Leading и Certificate III и II in Tourism. Продолжительность сертификационных программ – от 11 до 32 недель, дипломного курса – 44 недели.

    Согласно статистике, Испания – вторая по посещаемости туристами страна мира. Проведя там три года под звук кастаньет в барселонской школе EUHT StPOL (Escuela Universitaria de Hosteleria y Turismo), расположенной в отеле Sant Pol de Mar, вы сможете получить диплом в области туризма (Diploma in Tourism) или диплом со специализацией “Гостиничный менеджмент”. Выпускникам открыта дорога в Америку – в Cornell University in Ithaca (New York). Хотя большинство предпочитает сразу начать работу. Благо, что EUHT – старейшая школа в этой сфере в Испании, и работу своим выпускникам обеспечивает. 

Журнал “Обучение за рубежом”

№10 2001г.

Автор: Степаненко Мария



Прочитайте еще про Отдых в России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.