Вам вокзал или шашечки? на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Вам вокзал или шашечки?

KUDA.UA > Отдых > Отдых в России > Вам вокзал или шашечки?

Государственное регулирование: бюрократия против демократии.

    10 февраля 2002 года вступит в силу закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”. В развитие этого закона Департамент туризма Минэкономразвития (есть, оказывается, и такой орган) наметил порядок выдачи лицензий туристическим фирмам. В частности, в туристической компании — для получения ею лицензии — не менее 30% сотрудников должны иметь в области туризма высшее или среднее специальное или дополнительное образование, либо стаж работы в этой отрасли не менее пяти лет. Идея понятна. Государство выдает лицензии, чтобы защитить интересы потребителей услуг туристических фирм.

    Возникает вопрос: что считать образованием в области туризма? Не сомневаюсь, что вскоре появится на эту тему инструкция. Из нее мы узнаем, что экономическое или юридическое образование не подходят. Нужен диплом того вуза, который получает от Департамента по туризму лицензию на то, чтобы быть вузом, дипломы которого департамент будет считать образованием в сфере туризма. Круг замыкается: я тебя лицензирую, если ты предъявишь диплом лицензируемого мною вуза.

    Есть критерий в 30% сотрудников. Тут Департамент туризма просто “догоняет” тех, кто уже ввел лицензии. Так, от частного вуза тоже требуют, чтобы в нем был такой-то процент постоянных преподавателей. Население России сокращается, надо по максимуму использовать работников, а лицензирование требует “прикрепить” их к одной организации. Остается дать этой организации право разрешать или нет постоянному работнику совместительство на стороне — и советская система воссияет в полном блеске. А пока нужна еще одна инструкция: как считать этот процент? На момент лицензирования? В среднем за год? Или как-то еще?

    И для справки об опыте — уверен — тоже будет разработана инструкция. Так как туризм был многие годы сферой свободной инициативы, то вряд ли чиновников удовлетворит справка от самой фирмы. Так что, догадываюсь, именно сам департамент и будет выдавать эти самые справки об опыте. И опять круг замыкается — справку требуем от тех, кому мы же ее даем.

    Ну а раз и документы об образовании в наших руках, и справки о стаже и процентах тоже, то мы наконец-то доберемся до этих туристических фирм. А то ведь чиновники федерального — высшего в России органа, подумать только! — сидят на одной зарплате, а фирмы, как жирные коты, купаются в деньгах!

    Фирмы начнут искать способы облегчить себе путь к лицензии. Пути эти нетрудно себе представить. От положения о лицензировании так и веет взяточничеством: сам пишешь правила лицензирования, выдаешь — и не отвечаешь, выдаешь — и никаких забот потом.

    Перспектива лицензирования туристических фирм выявляет еще раз типичные проблемы. Следует ожидать стремления проводить лицензирование почаще. Скажем, не раз в пять лет, а раз в три года. Лучше ежегодно. Как делает автоинспекция.

    Дальше. Закон принимают депутаты. Но потом выясняется, что закон — это одни слова. А законом становятся положения инструкций “в развитие закона”. И эти инструкции создает уже не законодательная, а исполнительная власть. В советской системе так и полагалось — исполнительная власть была хозяином всего. И исполнитель сливался с законодателем, создавая как раз то, что называют диктатурой. Сам пишу себе законы, сам их исполняю, сам себя контролирую.

    Сейчас в России имеет место повсеместное превращение исполнителей в законодателей. Проходим таможню — действует не закон, а инструкция. Платим налог — опять инструкция, но уже другого ведомства. Реальный закон, как и в советские времена, устанавливает орган исполнительной власти — Таможенный комитет, Комитет по налогам, Департамент туризма и т.д. И лозунг “диктатура закона” звучит издевательски: и по отношению к гражданам, и по отношению к автору лозунга. Есть диктатура инструкций, то есть диктатура исполнительной власти. А ведь демократия начинается там, где разделены законодательная и исполнительная власть.

    И еще одно чисто советское явление. Никакой ответственности перед гражданином выдающий лицензию государственный орган не несет. В туризме — как и везде. Мы знаем, что какие бы нарушения ни совершал водитель, органы милиции никогда, ни разу не привлекали к суду тех, кто выдавал ему права. И никогда не привлекаются к ответственности те, кто проводил ежегодный техосмотр. Это и понятно: права выдавала сама милиция, и осмотр она же делала. Ворон ворону глаз не выклюет.

    Вводя лицензирование, бюрократы якобы защищают интересы потребителя. Но потребителем чиновники Департамента туризма не интересуются. Ни его отзывами, ни его жалобами. Не интересуют их и итоги работы компаний — была ли прибыль, какие платили налоги.

    Лицензирование бюрократия исполнительных органов пытается сделать своей монополией — даже если регистрируется (то есть лицензируется) политическая партия, не говоря уж о частном вузе или той же туристической фирме.

    Сейчас все оправданно критикуют концепцию автоматического регулирования, где все решается само собой, под воздействием того, что Адам Смит называл “невидимой рукой рынка”. Для конца ХХ и начала XXI века эта самая “рука”, открытая почти что двести лет назад, оказалась явно недостаточной.

    Вот и наша бюрократия занялась регулированием. Но при этом она выбирает свой, выгодный для нее вариант регулирования. И под видом заботы о потребителе, под флагом введения государственной защиты его интересов возрождается советский вариант бюрократизма.

Возможен ли другой путь? Есть ли демократические варианты механизма регулирования?

    Конечно, есть. И в теории, и на практике.

Был я когда-то в Дании. Там прекрасные фермерские хозяйства. Сугубо частные. Но… Я узнал, что даже если твой отец фермер — сын получить ферму по наследству не может. Он должен закончить нечто вроде техникума. Далее, он должен отработать год-два у двух уже работающих фермеров и получить аттестацию от них. После этого союз фермеров решает: иди к отцу, принимай ферму.

    Тоже контроль. И за опытом. И за образованием. Но контроль не бюрократический, а самих фермеров, их союза. И поэтому не формальный, без липовых справок о дополнительном образовании или стаже, без взяток.

    Точно так же в Европе объединения гостиниц сами устанавливают категорию гостиницы: три, четыре, пять звездочек. Точно так же объединения авиационных компаний сами решают, что при взлете и посадке надо выключить радиотелефоны.

    Я далек от идеализации. Я слышал и о взятках членам комиссии союзов гостиниц, приехавших проверять работу отеля. И о том, что сразу же после отъезда комиссии в четырехзвездной гостинице переставал работать бассейн — тот самый, без которого не дают четыре звездочки. Но все же контроль конкурентов друг за другом — гораздо лучше, а главное, надежнее, чем контроль чиновников.

    Ну а если меня не устраивает оценка тех, кто представляет услуги? Тогда я могу обратиться за советом в независимые организации.

    Помню, как в Оксфорде с профессором, обучавшим меня английскому языку, зашел разговор о рекламе лезвий бритв, которую передавал телевизор. Он заметил: а я доверяю только той оценке лезвий, которые дает Союз потребителей Англии. Этот союз, оказывается, не только опросы проводит, не только проверки устраивает, но даже лаборатории свои имеет — для контроля.

Газета “Московский комсомолец”

№22884 от 28.12.2001

Автор: Попов Гавриил



Прочитайте еще про Отдых в России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.