Итак, демократические инструменты — это прежде всего лицензии и оценки или объединений производителей, или союзов потребителей. на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Итак, демократические инструменты — это прежде всего лицензии и оценки или объединений производителей, или союзов потребителей.

KUDA.UA > Отдых > Отдых в России > Итак, демократические инструменты — это прежде всего лицензии и оценки или объединений производителей, или союзов потребителей.

А какую роль должно играть государственное регулирование в лицензировании, и нужно ли государственное лицензирование вообще?

    Суть постиндустриального общества, сочетающего частную и государственную собственность, автоматизм рыночной конкуренции и регулирование подтверждают: нужно. Но не в советско-бюрократическом, а в демократическом, постиндустриальном варианте. Что такое демократическое государственное лицензирование?

    Прежде всего оно должно производиться по законам, принимаемым представительной властью, а не по положениям и инструкциям исполнительных органов. Депутаты должны до последней буквы все записать в законе. Если это физически невозможно — значит, надо передать составление закона или дополнений к нему депутатам региона или даже города. 

    Далее, само государственное лицензирование должно быть делом добровольным , необязательным и уж тем более незапретительным. Не хочешь иметь государственное лицензирование — твое дело. Никто тебя не ликвидирует. Ты можешь потерять клиентов, которые могут предпочесть тех, кто имеет гослицензию. И все.

    Добровольность нужна и в другом плане. Ведь без нее гослицензирование при его обязательности может стать инструментом подавления всякой альтернативы, инструментом навязывания гражданам того, что считают правильным сами чиновники — будь то содержание и методы образования, методы лечения или товары.

Рынок предполагает свободу выбора, в том числе и между государственно-лицензированными и не лицензированными туристическими фирмами. А если для самого доступа на рынок требуется виза чиновника — то это уже нечто далекое от постиндустриализма и нечто опасное для него.

    Демократическое гослицензирование предполагает, что Комитет по лицензированию должен быть устроен демократически, он не должен состоять только из чиновников.

    Поясню на близком мне примере. Вот ввели тестирование школьников. В заметке в “МК” я предложил тестировать и выпускников вузов. Но чтобы тестирование не вылилось ни в произвол чиновников, ни в вымогательство и взятки, Комиссия по тестированию, думается, должна только на 1/4 состоять из чиновников, 1/4 ее часть должны составить депутаты или их уполномоченные, 1/4 — представители вузов и 1/4 — представители союзов студентов, самой молодежи.

    Что-то подобное должно происходить и при определении состава Комиссии по государственному лицензированию. Кстати, я предполагаю, что при добровольности гослицензирования и при таком составе комиссии интерес очень и очень многих органов к выдаче лицензий упадет. Зачем нагружать себя делами, ничего не сулящими, кроме дополнительной работы?

    Страсть к гослицензированию еще более угаснет, если ввести обязательную ответственность — и материальную и персональную — тех, кто выдает гослицензию. Если фирма, получившая гослицензию, окажется некомпетентной, и — не дай бог — обманет туристов, то туристы должны подавать в суд не на нее, а на орган, выдавший этой фирме гослицензию. И пусть уж этот орган, заплатив компенсацию пострадавшим, потом взыскивает все с фирмы или со своих занимавшихся лицензированием сотрудников.

    Очень важно четко задействовать в демократической системе гослицензирования суд, третью власть. В лицензировании велика роль и четвертой власти — средств информации. Так, любую рекламу должна обязательно сопровождать информация о том, есть гослицензия или ее нет. 

    В постиндустриальном обществе государственное регулирование — один из инструментов. Методы государственного регулирования эпохи госсоциализма, когда оно было монопольным, командным, диктаторским, единственным инструментом, конечно, надо изучать, уроки из опыта учитывать — но и бюрократия, и страна должны четко и ясно понимать, что постиндустриальное общество требует иного, нового варианта госрегулирования.

    Подводя итоги размышлениям об участии государства в лицензировании, хочу напомнить один “бородатый” анекдот. Горожанин стоит на улице Одессы с чемоданом и машет рукой. Останавливается автомобиль. “Вам куда?” — “На вокзал”. — “Садитесь”. — “А вы такси?” Водитель заметил: “Вам нужен вокзал или “шашечки”?”

    Так и с гослицензированием. Если кто-то хочет иметь “шашечки”, веря в то, что они являются дополнительной страховкой, то это его право. Но все остальные тоже должны иметь право выбора: хотят — с “шашечками”, хотят — без них.

    Конечно, есть сферы, где я хотел бы иметь “шашечки” от государства: например, лечение или лекарства. Но даже в этих областях я не раз прибегал и к народной медицине, и к народным лекарствам — не говоря уж о гомеопатии, китайской или тибетской медицине. Так что даже в медицине делать гослицензирование обязательным и запрещать все, не подпадающее под него, — очень опасно.

    Подвожу итоги. Демократическое лицензирование в постиндустриальном обществе базируется на трех китах: оценка друг друга конкурентами в своих союзах, оценка коллективами потребителей, оценка соответствующими органами государственного управления. Фундамент демократического лицензирования — добровольность. Добровольность фирмы: не хочешь — не ходи за лицензией ни к кому. Добровольность потребителя — решай сам, какая и чья оценка тебе ближе или тебе не нужны ничьи оценки. Добровольность в работе госорганов — лицензируем тех, кто нас об этом просит.

    Усиление государственного регулирования в России и возможно, и необходимо. Но бюрократическим вариантам этого регулирования надо противопоставить демократические подходы

Газета “Московский комсомолец”

№22884 от 28.12.2001

Автор: Попов Гавриил



Прочитайте еще про Отдых в России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.