Томные аллеи на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Томные аллеи

KUDA.UA > Отдых > Отдых в России > Томные аллеи

Томные аллеи     В мире огромное количество парков, и все они – отличное место для отдыха. Но настоящее ощущение истинного сибаритства прошлых веков можно ощутить только в знаменитых дворцовых парках Европы. 

ПАРК! NO PARKING! 

    Даже в середине лета не все устремляются к морю, чтобы часами находиться под палящим солнцем, меняя одно за другим пляжные развлечения. Хочется в тень. Но не под полупрозрачный тент, а в густую тень, какая бывает только в средних широтах под вековыми деревьями любовно ухоженных европейских парков. Тем более если речь идет о всемирно известных парках, окружающих дворцы, в которых вершилась история Европы, да и всего мира тоже. 

    Версаль, Шенбрунн, Сан-Суси, Петергоф – в этих парках можно бродить целый день среди беседок и фонтанов, похожих на фейерверк или дрожащую скульптуру из воды, выходить с разных сторон к красивейшим дворцам, о которых знаешь еще по школьным учебникам. А пока послушный аудиогид ненавязчиво вещает в ухо об окружающих шедеврах, можно выпить пиво, или зайти посидеть в кафе в живописной рощице, или посмотреть игру в поло с возможным участием коронованных особ, или сделать ставку на скачках, к месту проведения которых ведет ухоженная аллея. 

    А вечером для праздной публики, к коей по праву принадлежите и вы, на открытой террасе будет дан концерт старинной музыки, навевающей размышления о “галантном веке”, оставившем эти чудесные парки. 

ВЕРСАЛЬСКИЙ МИР 

    Версаль, пожалуй, самый известный дворцово-парковый ансамбль в мире. Он знаменит новым принципом создания парка, великолепным дворцом, фонтанами и шикарной жизнью двора, о которой ходили слухи по всей Европе. При Людовике XIV роскошь и всевозможные развлечения достигли апогея. Пресыщенные утонченными удовольствиями дамы и кавалеры галантного века фланировали перед фасадом дворца в поисках любовных приключений, некоторые спешили уединиться среди аллей и деревьев. Но обитателей двора было так много, что ближайшая часть парка напоминала картину Антуана Ватто “Удовольствие любви” (см. фото внизу). Неудивительно, что во время Французской революции, пока парижане штурмовали Бастилию, разъяренные женщины из окрестных деревень, вооружившись вилами и косами, пошли громить Версаль – символ недоступного наслаждения, хотя в конце XVIII века он был уже довольно скучным местом. Многие обитатели дворца были убиты или арестованы. 

    Толпа искала королевских куртизанок: на них шла настоящая охота. Найденные были зарезаны и обезглавлены, а колья с нанизанными на них головами жертв были выставлены в парке. После революции в Версале был музей, а в 1918 году здесь подписали иллюзорный Версальский мир, подведший итог первой мировой войне. 

    Парк Версаля послужил образцом для многих парков мира. Это был так называемый регулярный парк, в котором весь пейзаж создавался искусственно – он был ровным и симметричным, но не слишком, а так, чтобы гармонировать с окружающей природой. Особую красоту ему придают прямоугольные стриженые лужайки – партеры и растительная архитектура – боскеты. Для создания последних в зелени специально выращенных деревьев и кустарника, как в камне, “прорубались” тоннели со сводами, арки, обширные залы для летних театров. Использовались только геометрические формы: шар, конус, куб. Конические боскеты достигали высоты двух-трех этажей, а шары – 5-6 метров в диаметре. Зелень боскетов так густа, что через метровую стену уже ничего не видно. И в то время, как опальные фаворитки короля томно расхаживали по партерам в надежде быть вновь призванными в высочайшую опочивальню, любовные пары из свиты уединялись среди боскетов. 

    Людовик XIV стремился сделать Версаль самым роскошным местом в мире. Для устройства фонтанов с общим числом струй 1400 было изменено русло реки и осушено 1600 га земли (примерно как московский район Чертаново). Для разбивки садов нужно было высаживать 150 000 растений каждый год и выращивать в оранжерее 3000 апельсиновых, померанцевых, лавровых и миртовых деревьев. В парке было поставлено 100 статуй. 

    В настоящее время комплекс Версаля занимает площадь 100 га (половина нынешней ВВЦ). Парковый фасад дворца – 680 м. Представьте, что вы стоите посреди Красной площади, а перед вами вместо почти однообразной Кремлевской стены – фасад красивейшего дворца. Сегодня в Версальском дворце устраиваются презентации самого высокого уровня, как государственные, так и част-ные. А когда-то в этих стенах царили довольно своеобразные нравы, впрочем, характерные для всех просвещенных стран того времени. Например, в огромном королевском дворце не был предусмотрен туалет, и кавалеры, чтобы не бежать на улицу, оправлялись прямо в камины. Борясь с запахом, “Король-Солнце” обязал своих придворных завести слуг, которые следовали бы за ними по пятам с ведром на случай возникновения нужды. В Версальском дворце в этикет впервые был введен книксен – почтительное приседание дам. Новация была вынужденной: дверные проемы из зала в зал не были рассчитаны на модные в ту пору высокие прически, и дамам приходилось приседать, придерживая платье. 

    Сегодня партеры и боскеты Версаля уже не так масштабны, как триста лет назад, тем не менее впечатляют своей красотой и геометрической точностью. Отсюда “растительная архитектура” распространилась по всему миру, добравшись до курортных городов совет-ского Черноморского побережья, где на вокзальных площадях до сих пор выстригают шары из самшита. К сожалению, парк Версаля сильно пострадал от пронесшегося в прошлом году над Европой урагана. Но все равно здесь приятно погулять по тенистым аллеям, выпить вина и покататься на лодках по каналам. Вдоль дорожек парка установлено множество скамеек, бронзовых и мраморных скульптур. 

     Летом в Версале часто устраивают шоу “Звук и свет” наподобие тех, что привозил в Москву в 1997 году Жан Мишель Жарр. Для удобства посетителей работает сеть ресторанов и кафе, расположенных в самых красивых местах парка.

ДВОРЕЦ ИМЕНИ МОЦАРТА 

    Если вы оказались в самом центре Европы – в Австрии, обязательно посетите замок Шенбрунн на западе Вены. Замок окружает живописный парк, но в отличие от Версаля он расположен на пологом холме, размеры которого почти вдвое больше Версаля. Но не в размере дело. Поднимаясь по аллее к вершине, которая едва угадывается, вы ощущаете, как парк раскрывает свою перспективу: сначала появляется скульптурная композиция, изображающая морского бога Нептуна, а еще выше – пруд, обрамленный стройной колоннадой. 

    Над всем этим царствут замок. В нем два с лишним века находилась резиденция Габсбургов. Первой хозяйкой замка была императрица Мария-Терезия, особа, очень восприимчивая к музыке и детворе, особенно той ее части, которая вырастала потом в прекрасных юношей. Однажды перед императрицей и ее двором играл шестилетний Моцарт, и Мария-Терезия, восхищенная его безупречным исполнением, взяла маленького гения на колени и осыпала подарками. 

    В 1752 г. по желанию императрицы на территории парка был создан зоопарк – один из старейших в мире. Его построили необычной круглой формы и завезли самых разных животных: от африканских слонов до индийских мартышек. Публика в напудренных париках дивилась живой экзотике и втайне отмечала свое сходство с братьями меньшими. Зоопарк работает и до сих пор, но, конечно, занимает гораздо больше места и считается одним из лучших в Европе. 

    Мария-Терезия была, можно сказать, “прорабом” Шенбрунна. Еще через три года она построила “Оранжерею” – самый большой павильон в стиле барокко 189 м х 10 м. Ее фасад по длине превзошел даже дворец. Там устраивались грандиозные гулянки и трапезы (длина стола была больше, чем мост через Дунай в Вене, – около 500 м). В 1805 и 1809 гг. в Шенбрунне останавливался Наполеон Бонапарт, но жил там очень скромно. 

    “Оранжерею” используют и по сей день для празднования важнейших политических и государственных событий, проведения международных конференций и очень солидных презентаций. 

    Если погружаться не в себя, а в окружающий мир, то делать это лучше в павильоне “Глориэтта”, бывшем когда-то местом многочисленных представлений. Отсюда открывается чудесная панорама Вены. 

    Гордость Шенбрунна – растительный лабиринт из боскетов. Через густые и идеально подстриженные его “стены” нельзя ничего увидеть, поэтому по его ходам можно бродить часами, за это время проголодаться, а выбравшись, отправиться в знаменитые вен-ские кондитерские, которые в Шенбрунне, кстати, тоже есть. Лабиринт открыт с апреля по октябрь, вход в него стоит 2.2 доллара. В замке Шенбрунна находится самая большая в мире коллекция карет (130 шт.). Некоторые из них по роскоши отделки не уступают “роллс-ройсу”. Собственно, как и должно быть. 

ЦАРСКИЙ ДВОР НА БОЛОТЕ 

    Петергоф (в переводе с немецкого “Петров двор”) знаменит прежде всего благодаря своим фонтанам. Они – душа и символ Петергофа. И если Санкт-Петербург считать “окном в Европу”, а Кронштадт его шпингалетом, то Петергоф – определенно рукомойник. Дворец и парк стали воплощением идей петровской перестройки – “важен не двор, а фасад”. Датой основания дворца считается 1714 год, а резиденцией царя он стал в 1723 году. 

    Общая площадь всего дворцово-паркового ансамбля немногим более, чем Версаль. Однако фонтаны Петергофа превосходят версальские и по мощности, и по красоте, да и работают они не только по воскресеньям. 

    Помимо двух мощных потоков, низвергающихся с лестниц, здесь работают фонтаны, из которых бьют 142 струи разнообразной высоты, формы и направления. В центре этого водяного фейерверка высится гигантская фигура Самсона, разрывающего пасть льву. А восемь дельфинов резвятся у ног победителя как символ спокойного моря. В летнее время фонтаны работают еже-дневно по 10 часов подряд, расходуя за это время около 100 тысяч кубометров воды. 

    Главное архитектурное сооружение Петергофа – Большой дворец, возвышающийся над 16-метровой террасой. Это блестящий памятник “русского барокко” – русской версии нерусского стиля. Со стороны Финского залива виден северный фасад дворца, раскинувшийся в ширину почти на 300 м и украшенный ризалитами, светлыми галереями и золотыми куполами корпусов. 

    Дворец с Нижним парком соединяет Большой каскад фонтанов. За ними пролегает Морской канал, рассекающий зеленый массив парка на две равные части. По склону симметрично проложены четыре аллеи, веером расходящиеся к морю. С южной стороны к дворцу примыкает Верхний парк. Он закладывался как регулярный и во многом напоминает Версаль. Здесь два пруда и несколько фонтанов. На берегу залива находится павильон “Монплезир” (“Мое удовольствие”), построенный в голландском стиле. Кстати, Петр I любил его больше, чем Большой дворец. 

    Парковое хозяйство Петергофа с первых же лет его существования было сложным и трудоемким. Немало хлопот доставили болотистая почва, подземные ключи, а также подача воды к фонтанам и каскадам. Из-за границы по приказу Петра I отправлялись грузы с деревьями для садов. Например, липы доставляли из Амстердама, яблони – из Швеции, барбарис, ветлу и розовые кусты – из Данцига и Ревеля, кедры – из Сибири, а буковые деревья – из Ростова. Некоторые растения привезли из Крыма.

НЕМЕЦКИЙ ГРОТ БЕЗ ВСЯКИХ ЗАБОТ 

    Идея создания резиденции германских кайзеров в предместье Потсдама принадлежит Фридриху Великому. Человек он был сильный, удачливый и понимающий в искусстве. Фридрих победил в Семилетней войне, но когда наступил мир, предпочел построить не крепость, а дворец. Произошло это в 1769 году. Еще при закладке парка в 1744 году он выбрал для него название, которое бы подчеркивало беспечность и блеск дворцовой жизни, на манер “Короля-Солнца” – “Без всяких забот”, то есть “Сан-Суси”. Фридрих хотел, чтобы новая резиденция отражала его преклонение перед французским искусством. Специалисты утверждают, что у него все получилось. По крайней мере приглашаемые сюда Бах и Вольтер оценили старания германского монарха. 

    Парковый ансамбль Сан-Суси весьма обширен по площади – он в три с половиной раза больше, чем ВВЦ, и в тридцать три раза приятнее. На его территории расположены дворцы, беседки, гроты, фонтаны, разбиты сады, имитирующие ландшафты и традиции разных стран: голландский сад, сицилийский, нордический – кому что нравится. За садами раскинулись обширные луга и рощи, которые также хороши, но пешком их не обойти. 

    Парк Сан-Суси принял свой тепе-решний облик в начале XIX в. и сегодня содержится в идеальном немецком порядке. Главная достопримечательность – Новый дворец. К нему ведет аллея от центрального входа в парк, который легко угадать по обелиску. Аллея, украшенная фонтанами и статуями, тянется примерно 2 км, и сделано это специально, чтобы дворец был виден еще издалека. Фокус в том, что он расположен на вершине довольно высокого холма, на склонах которого устроены шесть террас, поросших виноградом. По желанию Фридриха дворец был построен и украшен в стиле рококо и насчитывает 200 комнат. 

    Можно сразу подняться по лестнице ко дворцу, а можно и пройти по любой из шести террас. Ниже юго-западного склона находятся большие фонтаны. Самый известный – фонтан Гроссе. Он представляет собой круглый пруд, из центра которого бьет струя на высоту более 10 м. Есть и более затейливые композиции. Например, в одной из скульптур вода льется из пасти льва в мраморную ванну, откуда выливается через отверстие тоже в форме головы льва. Ванна примыкает к стене с барельефом музы, которая собирается войти в воду. То есть получается, что муза хочет принять ванну, надо полагать, после контакта с каким-нибудь борзописцем. 

    Недалеко от фонтанов стоит великолепный китайский чайный домик, а к западу от него расположены Коммуны – два здания в стиле рококо, соединенные колоннадой. Интересно, что они построены для прислуги. Получается, что императоры были не такими уж тиранами, как принято считать. В 1851 году, уже после Фридриха, в парке появились оранжерея в стиле позднего итальянского Возрождения и Картинная галерея. Их тоже стоит посетить. Но сначала – в парк. 

ХОЛМ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА 

    Западнее Лондона, на крутом холме над Темзой, стоит величественный Винд-зорский замок – резиденция английских королей с 1804 года. Сегодня там живет Елизавета II – четвертая представительница династии Виндзоров. 

    Охрану замка и всей территории несут королевские гвардейцы, одетые в яркую форму, чтобы хорошо получаться на фото, которые делают здесь туристы тысячами. Процедура развода караула тоже во многом ориентирована на публику: команды подаются нараспев, зычными голосами. Поневоле вспоминается выражение “луженая глотка”. 

    Но даже охрана не смогла уберечь дворец от пожара в 1992 году. Тогда выгорела примерно сотня дворцовых залов и других помещений. Все восстановительные работы финансировались из личных средств хозяйки. 

    При входе в замок всех подвергают досмотру. Проводится он вежливо, но намного более тщательно, чем в аэропорту: безопасность Ее Величества должна быть абсолютной. В личные покои замка туристов, естественно, не пускают. Но для особо любопытных сделан макет покоев в разрезе, и их можно внимательно изучить, вплоть до расположения кроватей в спальнях и посуды в столовых. 

    Рядом с замком находится “Маленький парк”, а далее к югу – “Большой парк”, занимающий более 1900 га, – примерно как московский парк Измайлово. Регулярные посадки деревьев и кустарников ведутся с 1580 года. В парке есть территория, предназначенная специально для пеших и конных прогулок. 

    Замок связывает с “Большим парком” “Длинная аллея” – 3,2 км. Она идет до “Снежного холма”, на котором установлена скульптура “Медного коня” – памятника Георгу III. Отсюда можно оглядеть окрестности, а по пути осмотреть сады и искусственные озера. 

    Парк пересекает единственная национальная шоссейная дорога, и на всем этом участке предусмотрены стоянки для машин с оборудованными местами для пикника. Ежегодно в течение второй недели июня в “Большом парке” проводятся Королевские скачки. Церемония открытия обставлена очень пышно. Королевская свита при большом стечении народа добирается до ипподрома Аскот в каретах. Кроме скачек, в течение лета и осени в парке проводится большое число самых разных мероприятий, включая чемпионаты упряжек, запряженных четверкой лошадей, игры в поло и другие. 

     В Виндзоре турист становится свидетелем трепетного отношения англичан к королеве. В магазинах сувениров продается огромное количество брелков, открыток, картин, фужеров, тарелок, пивных кружек etc с изображением замка, а также членов королевской семьи. Даже специальная наклейка на баночке знаменитого английского джема свидетельствует о том, что он сделан из ягод, собранных в королевском саду, а может быть, даже руками самой королевы. 

     В многочисленных кафе и пабах, расположенных на территории парка, можно перекусить и выпить пинту знаменитого английского пива. Правда, блюда вам подадут здесь без хлеба, если вы заранее не предупредите о своем желании официанта. Местные пабы внутри вполне соответствуют нашему о них представлению: с медными ручками пивных кранов, гравюрами на стенах, табачным дымом и особой аурой в зале. 

Журнал “Вояж”

№ 08, 2000

Автор: Савинич Владимир



Прочитайте еще про Отдых в России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.