Пламенная страсть художника Шилова

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Италии > Пламенная страсть художника Шилова
|
– Александр Максович, говорят, что вашей необыкновенной любви к Италии уже очень много лет? Говорят также, что и первое в вашей жизни заграничное путешествие было именно в Италию? – Это не совсем так. Об Италии я действительно мечтал с детства, но первое мое путешествие за границу было в Болгарию. В коммунистические времена так было принято: человека сначала посылали в социалистическую страну – на апробацию, а уже потом, если он вел себя хорошо, разрешали ехать в страну капитала. Так что в Италию я попал уже после Болгарии, а попав, был просто ошарашен. – Видимо, было чем. Что же вы там такое увидели, что делали? – Я изучал произведения классического искусства, написал несколько пейзажей во Флоренции и Риме. С тех пор, хотя и бывал во многих странах, Италия остается для меня самой удивительной и грандиозной – страной моей души и сердца. Я всматриваюсь в нее и буквально млею, и езжу туда обязательно два раза в год – смотреть и вдохновляться. Мне все там дорого. Даже обшарпанные, казалось бы, венецианские дома и то необычайно красивы и живописны. – А сейчас, приезжая в Италию, вы работаете? – К сожалению, нет. Я стесняюсь писать на улице. Хотя, честно говоря, очень хочется, но что делать: я так устроен, нигде работать на улице не могу, даже у нас в России. – Вы один из лучших в мире портретистов. Вы и за границей, наверное, писали портреты? – Да. Во Франции я много работал, особенно в те годы, когда денег вывозить разрешали мало. Ведь заработать всегда хочется… Французы обычно удивлялись, как это в России удалось выжить реалистическому искусству. У них же благодаря пропаганде процветает один авангард. Но людей все равно влечет к реализму. Кстати, всех, и не только во Франции, но и в Португалии, и в Японии, и в Канаде… Это я видел везде, куда приезжал с персональными выставками. – А как к вам относились французские, португальские, канадские художники? – Да там нет художников! Художники есть только в России. Россия – единственная страна, которая выше всех в отношении искусства: и в музыке, и в живописи, абсолютно во всем. – Многим русским художникам, которые, как и вы, приезжали в Италию учиться классическому искусству, позировали итальянки, Брюллову например, а вам? – Я разочаровался в итальянках. Они все страшные. Я, когда ехал в Италию в первый раз, надеялся найти там именно брюлловскую женщину: красивую, пышнотелую, но ни одну не нашел. Хотя дети там очень красивые и старики. – То есть вообще итальянцы вам нравятся… – Да. Хотя они и вруны, и обманщики, но они больше всего напоминают мне русских – такие же открытые. Среди них жить хочется. Хотя иногда посмотришь на современную Италию и подумаешь: ну неужели вот этот народ мог создать великое искусство Возрождения? Просто не верится, настолько изменился человеческий дух, поменялись идеология и нравственность. Такое происходит не только в Италии, но и во всем мире. – Судя по емкости ваших характеристик, вы любите изучать человеческую натуру. Вам много приходилось общаться с местными жителями? – К сожалению, меня очень сковывает незнание языка. Я даже чувствую себя ущербным. В свое время немецкий изучал: кое-как объясняюсь, но это так, не считается. Терпения хватает только на то, чтобы заниматься искусством. – А чем вы обычно любите заниматься, когда приезжаете за границу? – Хочется смотреть на искусство, на красоту. Я люблю ходить. Даже в Москве я люблю ходить по улицам, по старым переулкам. Я люблю бывать там, где есть искусство, вечная красота, которая не зависит ни от моды, ни от чего. – Итак, Европа, Италия – “одна, но пламенная страсть”. А вам никогда не хотелось погрузиться в экзотику? – Я вам отвечу откровенно. Я был на Востоке, в Южной Корее, писал портреты президента и его супруги. Я жил там сорок дней и чуть не сошел с ума от тоски. А что вы думаете? Там же делать нечего. Пойти некуда: западноевропейского искусства нет. Конечно, в Корее есть прикладное искусство, и по-своему цельное и красивое, но оно моего сердца не трогает! И куда мне прикажете идти? Вечером, после работы, из дворца? Предположим, я могу пойти гулять в парк, но сколько же можно там гулять? Для меня там, где нет искусства, там и страны нет. – Может это, так сказать, корейская специфика? – Бывал я и в Японии. И там – то же самое. Повеситься можно! Но опять-таки я говорю только о собственных ощущениях. Для меня лучше десять раз съездить в Европу, во Францию, Голландию или Италию, чем побывать в Японии или Корее, хотя я уважаю все страны. Вот Индия , я думаю, это другое дело, мне было бы там интересно. Просто, знаете, я не люблю на самолете долго лететь. А так мне очень нравится индийский народ: он такой выразительный и красивый, особенно женщины. Там они вообще очень женственные, наряды у них шикарные, в них есть то, что и должно быть, на мой взгляд, в женщине: мягкость, изящество, грация. И очень выразительные глаза – как маслины. Индия меня очень привлекает, и в последнее время у меня даже появилось желание поехать туда и написать портреты индийских женщин и стариков. – Ну, наверное, не одни только индианки так красивы. Вас как маститого портретиста должны, верно, привлекать все женщины Востока? – Нет, в Индии есть что-то особое. Я был и в Кувейте с выставкой, и в Арабских Эмиратах, там очень много выразительных лиц, но это все не то, другое. Зато какое там море… У меня в январе была выставка в Эмиратах. Я жил в 50 метрах от Персидского залива и, знаете, испытал большое наслаждение. Здесь зима, а там более 30 градусов тепла, перламутровый песок и потрясающее лазурное море. Персидский залив, изумительный по красоте. Изумительный! Я в Эмиратах прожил месяц, и хотя иногда бывало скучновато, потрясающие виды и море меня вдохновляли. – Александр Максович, вы – известный трудоголик, что и выражается в огромном количестве написанных работ. Но хотелось бы узнать, что вы любите делать в свободное от творческого процесса время. У вас же есть свои увлечения, хобби… – Вообще, я обожаю ходить по рынкам, и особенно в арабских странах. Там шикарные рынки! Но я и в Москве, кстати, рынки люблю: такие типажи, что с ума сойти можно. На рынке можно почувствовать историю и душу народа. У меня голова там сразу отключается: все мои волнения, тревоги – все куда-то уходит. – Вы туда ходите покупать или только смотреть? – Главным образом мне нравится просто смотреть. Ну и, конечно, если что-то приглянулось, я покупаю. Я обожаю барахолки. В Италии и Франции на этих барахолках можно, грубо говоря, купить все – начиная от спальни Наполеона. Там вся история лежит перед вами: часы, бронза, картины, подделки, кто-то обманывает, кто-то что-то предлагает. Идет настоящая боевая жизнь, без подмеса. – С вашим изысканным вкусом наверняка присмотрели и себе что-нибудь эдакое? – Из Франции, например, в 1981 году, когда у меня была там выставка, я привез двое каминных часов. Написал портреты, подзаработал и купил часы. – Вы вообще рисковый человек? Ну смогли бы, например, запросто так сесть в машину в Москве и в конце концов очутиться где-нибудь в своей любимой Италии? – Нет. Это же надо знать дороги, надо быть профессионалом, это все очень большие заботы. Лучше уж я на самолете, хотя терпеть не могу далеко летать. – А на поезде? Никогда не хотелось не спеша и основательно куда-нибудь съездить, рассматривая пейзажи за окном? – Тоже нет. Хотя в первый раз в Италию я добирался как раз на поезде, ехал трое суток: через Польшу и Югославию. Но это очень утомительно, а я по натуре человек нетерпеливый, долго сидеть на одном месте не могу, начинаю нервничать, надоедает. Я и за мольбертом-то с трудом сижу. – Как же вы пишете? – Вот так сижу и пишу, потому что такая большая любовь к искусству. – И что же, вы целый день сидите за мольбертом? – Работаю, пока есть силы. А потом иду гулять, люблю пройтись по антикварным магазинам, по старым улицам. – Вы настолько знамениты на родине, что и погулять в одиночестве, по-видимому, не получается, все время узнают? – Ну и что? Мне это не мешает. Подходят, просят автограф. Это и есть признание. Это великий главный стимул! ВЕХИ СЛАВНОЙ БИОГРАФИИ Будущий мастер реалистического портрета Саша Шилов родился в суровом 1943 году в обыкновенном доме в самом центре Москвы. Лихов переулок, где прошло босоногое детство художника, выходит на Садовое кольцо напротив образцовского Театра кукол. Но будущему художнику было не до марионеток. Рано лишившийся отца, он жил с мамой, братом и сестрой в беспросветной нищете, и единственной отдушиной, “лучом света” были для него занятия в изостудии районного Дворца пионеров. Уже в шестнадцать лет мастер “пошел в люди”. Он грузил мебель на мебельной фабрике, ткани на швейной, ящики с вином на заводе “Молдаввино” (это возле Цирка на Цветном бульваре). Но Шилов не был бы Шиловым, если бы не преодолел все трудности и не поступил в Суриковское училище. Именно здесь расцвел талант портретиста, который воплотился в его дипломных портретах Гагарина, Николаева, Севостьянова и других героев эпохи завоевания космоса. Эту галерею заметил Ленинский комсомол, вручивший выпускнику Шилову одноименную премию. Но настоящая слава пришла к нему после известной выставки, состоявшейся в зале на улице Горького в 1981 году. Тогда, обласканный главным партийным идеологом М. А. Сусловым, Шилов получил звание Народного художника России, а затем и СССР. Сейчас он еще и член Академии художеств РФ и кавалер ордена “За заслуги перед Отечеством”. А где-то в далеком космосе светит названная именем Шилова звезда. Журнал “Вояж” № 08, 2000 Автор: Байрамова Лилия ![]() Прочитайте еще про Отдых в Италии:
|