Дети под земелья на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Дети под земелья

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Великобритании > Дети под земелья

Дети под земелья     Это очень правильно, что метро есть там, где нам приходится много перемещаться. В чужом городе, густо нашпигованном достопримечательностями, оно помогает побывать всюду и сэкономить деньги. Но метро не только транспорт – это целый подземный мир. Побывать там – все равно что заглянуть на обратную сторону Луны. 

    Метро зарубежных столиц разительно отличается от московского. Или наше от него. Главное отличие, конечно, в архитектуре. Почти нигде в мире при строительстве подземных станций не вынимали на поверхность тысячи тонн грунта ради того, чтобы под высоким потолком сделать мозаичный медальон с изображением колхозницы или сталевара. Зато старались проложить линии так, чтобы они дотянулись до самых дальних окраин и даже до аэропорта, а расстояние между станциями в центре города было минимальным. У них считали, что главное достоинство подземки – функциональность. Поэтому в зарубежных метрополитенах, за редким исключением, нет межперронных залов, где так удобно назначать встречи. Метро у них – не место для свиданий. Для этого есть уютные кафе. Зато каждая линия имеет не два “хвоста”, как у нас, а четыре-пять, а Нью-Йорке есть даже линия с шестью “хвостами”. Таким образом достигается максимальный охват города сетью подземных дорог. 

    Но это отличия, что называется, в образах. Для туриста же важнее особенности “навигации” при передвижении под землей. У нас каждая линия имеет название, например, “Арбатско-Покровская”, причем никакой станции под названием “Покровская” нет и никогда не было. На Западе же все линии имеют на схеме буквенные, цифровые, буквенно-цифровые обозначения или никаких, а только цвет. На практике, то есть в переходах станций пересадок, пересекающиеся линии обозначаются или по крайней мере дублируются названиями конечных станций линии. Поэтому их всегда надо знать. 

    Остальные отличия зарубежного метро от нашего носят в основном технический характер, если не считать очень субъективных впечатлений, с которыми можно и не согласиться. 

МЕТРО – ДРУГ ЧЕЛОВЕКА

    Где бы вы ни находились в Париже, почти всегда увидите желтую букву “М” внутри круга или характерный металлический декор в стиле “арнуво” над входом в метро. В центре города выходы расположены практически на каждой улице, расстояние от любого дома до ближайшей станции не превышает 500 метров, на окраинах – километр. Выражение “До метро можно доехать на автобусе” звучит здесь абсурдно. 

В Париже 15 линий, 368 станций, из них на 87 можно пересесть на другую линию, хотя общая протяженность системы невелика – 199 км. Все станции пересадок имеют одинаковое название, не как в Москве. Заблудиться в парижском метро невозможно: огромное количество следующих друг за другом светящихся оранжевых (на пересадку) или голубых (выход в город) указателей выведет вас куда надо, идите по стрелочкам, как в детской игре в казаки-разбойники. 

   Оформление станций минимально. Но это не минимализм как стиль, а отсутствие отделки за ненадобностью: ведь она не повышает функциональности. Лишь несколько центральных станций фрагментарно оформлены мозаикой и еще чем-то. Единственное исключение – станция “Лувр”, в оформлении которой использованы копии скульптур из музея. 

    Торговля в метро ограничена. На станциях можно встретить только разносчиков газет, всяких сникерсов, жевательной и других резинок. В наземных вестибюлях есть лотки, где продают круассаны и прочую выпечку – кстати, очень вкусную, – какие-то платки и еще что-то. В метро часто можно увидеть музыкантов, мимов и даже целые мини-представления с куклами. Состав и репертуар самый разный – от рока до классики, уровень профессиональный. В вагонах вся эта самодеятельность изрядно действует на нервы. Представьте, заходит скрипач, играет секунд десять (перегоны очень короткие), снимает шляпу и обегает всех(!) пассажиров со словами “на суп”. На следующей станции входит кукольник с двумя куклами на руках, разыгрывает сценку секунд десять, достает кружку и обегает всех пассажиров со словами “на искусство”, на следующей станции входит негр с тамтамом, потом еще кто-то, и так все время пути. 

    В переходах, часто очень длинных, и на станциях попадаются клошары – бомжи по-нашему – и иногда попахивает сладковатым дымком (курить разрешается). Парижское метро работает с 5.30 до 0.30, и после закрытия всех выгоняют на улицу. Но когда температура на улице меньше 0о, бомжей не трогают и позволяют ночевать в метро. В последнее время, с введением скамеек новой конструкции, клошаров стало меньше даже зимой. На новых скамейках – узких и под наклоном – можно слегка присесть в ожидании поезда, но не поспать. 

   Парижское метро традиционно является местом самоубийств, да и убийств тоже. Поэтому в позднее время лучше избегать поездок по линиям № 2 и № 13. Плохой репутацией пользуются станции Pigalle, Barbes-Rochehouart, Anvers, Chatelet, Trocadero. Несмотря на то, что некоторые из них находятся в благополучных районах, на них часто орудуют карманные воришки и другие темные личности. Так что если вы оказались в метро в ночное время, садитесь в первый вагон, чтобы находиться поближе к машинисту. 

   Система оплаты в парижском метро “слабо зонированная”, то есть в пределах городской черты, которая примерно соответствует московскому третьему кольцу, билет стоит $1.2, а переходы с линии на линию бесплатные. Кстати, билет в метро годится и для проезда в городском автобусе. Система проездных дает возможность значительно сэкономить на проезде, например, книжечка из 10 билетов (на 10 поездок) стоит $7.5. 

   Проход на станцию осуществляется через турникет. На выходе турникеты могут быть или нет, но ревизоры часто проводят рейды, так что билет следует сохранять до конца поездки. Молодежь, арабы и африканцы лихо скачут через турникеты как на входе, так и на выходе и ловко ускользают от ревизоров, поэтому зайцев в парижском метро много. 

    Интервал движения поездов в час пик 1-1,5 мин., ближе к закрытию – до 10 мин. После подхода поезда, чтобы двери открылись, нужно потянуть за ручку или нажать на кнопку (на новых поездах). Сиденья в поездах старой конструкции, как в электричках, друг против друга или вдоль боковых стен, как в московском. Совсем недавно появились поезда нового дизайна. В них все вагоны соединены между собой, как в сдвоенных автобусах типа “Икарус”. 

АЛИСА В “ТРУБЕ”

   Самое старое в мире (построено в 1863 году) лондонское метро не так разветвленно, как парижское, 273 станции, хотя линий в нем почти столько же – 12. Общая протяженность линий значительно больше – 400 км, причем только 42% из них проложено под землей. Метро связывает все районы Лондона, но на окраинах иногда, чтобы доехать до станции, лучше воспользоваться автобусом. Лондонское метро иногда называют “трубой”, и действительно, ощущение, что ты находишься в трубе, появляется именно в лондонском метро, хотя тоннели делают круглыми не только там. Выходы из нескольких станций довольно необычны – это гигантские лифты, вмещающие человек 50, с раздвигающимися дверьми-стенами. Ни возле лифтов, ни тем более возле эскалаторов никакие “застекленные” тетки не сидят. 

   Лондонская подземка чище других, хотя там можно перевозить собак, а урн вообще нет с 70-х годов, когда ирландские террористы начали подкладывать в метро взрывчатку. На платформах установлены раздельные металлические сиденья – не “диваны”. Долго сидеть на них не принято, только подождать поезд. 

    При пересадках ориентироваться в лондонском метро так же легко, как и в парижском, если придерживаться тех же правил: идти по указателям и знать конечные станции той линии, на которой находится нужная вам станция. 

   Гранита, мрамора и металла в интерьере станций нет. Исключением является новая линия, построенная к Миллениуму и идущая от центра к музею “Миллениум Доум”. 6-7 станций этой линии имеют залы, как в московском метро, оформленные в стиле хайтека, с использованием современных материалов, включая что-то вроде фольги. 

   Кроме рекламы, в вагонах лондонского метро расклеено немало постеров со стихами, причем не в две-три строчки, как делал в нашем метро “АиФ”, а строк 15-25. У этих стихов даже есть свое название – undeground poetry. Это может быть классика или современная поэзия. 

   Из технических особенностей самая интересная – обратный отсчет времени до прибытия поезда на табло. Действительно, что вам до того, сколько времени прошло после отправления ушедшего поезда? Вместо этого показывают, сколько времени осталось до прихода поезда, который вам нужен (если с одной платформы поезда идут по двум маршрутам, то таких строк будет две). В вагонах на электронном табло высвечивается маршрут (конечная станция) и следующая станция. В час пик интервал 2 минуты, ночью перед закрытием – 10-15. Обо всех задержках объявляют по громкой связи с обязательным внятным объяснением причин. Чаще всего задержки случаются на северных линиях. Если обнаруживают подозрительный предмет, то поезда либо проходят блокированную станцию мимо, либо линия закрывается вообще. Такое бывает нередко. 

   Вход в метро обозначен эмблемой – красным кольцом с горизонтальной синей полосой или буквой “U”. Работает лондонское метро с 5.30 до 1.00. Стоимость проезда дифференцирована. Все линии разбиты на четыре зоны: первая соответствует самому центру, вторая – примерно как наше Садовое кольцо, третья – как третье московское кольцо, четвертая – окраины. Стоимость проезда в пределах первой зоны – $1.4, первых двух зон – $3.5. На протяжении многих лет каждый год 1 января лондонский метрополитен объявляет о повышении платы за проезд на $0.15. 

   На выходе из “трубы” стоят турникеты, которые не выпустят, если билет не соответствует зоне. Доплатить разницу при выходе нельзя, что создает неудобства: вдруг вам понадобилось проехать дальше? Пройти турникет в лондонском метро труднее, чем в парижском, особенно на выходе: и турникеты другие, и служители стоят на боевом посту, но к вечеру они покидают свой пост, и можно выйти и зайти в метро совершенно бесплатно. Хотя время от времени по вагонам ходят ревизоры и проверяют билеты. 

    Еще одна характерная черта лондонского метро – его надклассовость. Если не принимать в расчет потомственных аристократов и арабских миллионеров, “трубой” пользуются все. 

ПОДЗЕМНЫЙ ВОСТОК И ЗАПАД

    Пожалуй, самое непрезентабельное в Европе метро, да еще с выраженными классовыми признаками – это берлинское. Оно состоит из двух сетей: подземной и наземной, которые пересекаются в разных частях города. Обозначение для подземной – U, для наземной – S. После демонтажа Стены и восстановления единого городского пространства, сети Западного и Восточного Берлина были объединены и составили 145 км линий, на которых расположено 150 станций – не очень густо для столицы. 

    Различие между подземками западного и восточного секторов кое в чем сохранилось. Во-первых, оформление некоторых станций. В Западном Берлине есть несколько выдержанных в имперской стилистике 30-х: патриотические щиты-плакаты и надписи готическим шрифтом, относительно мало пассажиров, даже в час пик. Наоборот, все станции Восточного Берлина облицованы невыразительной плиткой, а народу всегда полно. Объясняется это тем, что в Берлине подземкой пользуются в основном люди малообеспеченные, а в восточной части их куда больше, чем в западной. 

    Впервые попав под берлинскую землю, теряешься от усложненности организации маршрутов и пересадок. Конечно, если знать язык и следовать по указателям, то не заблудишься, и все же, когда оказываешься на станции с несколькими платформами и путями, идущими в обе стороны, как в Москве на Курском вокзале, то невольно теряешься, даже стоя под подробными указателями. 

    На некоторых платформах стоят киоски, торгующие разной мелочевкой. Во время “лав-парадов” самый ходовой товар – презервативы. Правда, используют их уже наверху. А вообще, в метро поддерживается порядок: бомжей, наркоманов и прочих маргиналов на станциях нет. Зато на перронах установлены большие телеэкраны с рекламой, которая прерывается, когда подходит поезд. В вагоне на дисплее высвечивается информация о маршруте следования и следующей станции. 

    Проход в метро осуществляется через турникет по билету с повторным контролем на выходе. Причем на выходе контроль более тщательный, чем при входе, что вполне логично. Система оплаты в берлинском метро глубоко дифференцирована и усложнена. Поездка в пределах 1-й зоны (самый центр) стоит $1. Зато можно купить билет, который действителен на определенный маршрут в метро и последующую поездку на автобусе до конкретной остановки. 

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ САБВЕЙ

    По своему возрасту нью-йоркское метро уступает лишь лондонскому, но в отличие от него строилось оно в более сложных геологических условиях: Нью-Йорк стоит на скальном грунте, а его центральная часть расположена на острове. Поэтому залегание нью-йоркской подземки неглубокое, эскалаторов там нет, а через вентиляционные решетки видно крыши поездов, проходящих несколькими метрами ниже. Для обозначения входа в метро служит буква S, сокращение от subway, а не U, обозначающая подземный переход. “Большой” Нью-Йорк охватывается 9 сильно разветвленными линиями с 741 станцией. Общая протяженность этой паутины составляет более 3260(!) километров. 

    Так же, как в Париже и Лондоне, с одной и той же платформы на станции пересадки можно уехать по “альтернативным” направлениям. Заблудиться в сабвее еще труднее, чем в парижской подземке. На станциях пересадок указатели ведут вас с одной линии на другую, станции которых, кстати, имеют всегда разные названия. На платформе табло попеременно высвечивает название конечной и следующей станций, а обо всех изменениях маршрута, которые случаются очень часто, сообщает машинист. Линии и переходы позволяют легко попасть в любой, самый дальний район (продолжительность поездки по одной линии может составлять 2-2,5 часа), названия большинства станций повторяют названия улиц или районов над ними, интервалы движения днем небольшие, а после закрытия основного движения курсируют ночные поезда (интервал 1-1,5 часа). Стоимость билета единая по всей подземке – $1.25. Многие коренные ньюйоркцы даже не покупают себе машину, что в условиях Америки убедительно свидетельствует об удобстве метро. Мне говорили, что им пользуются даже миллионеры. 

    Станции нью-йоркского метро никак не оформлены, а только выложены плиткой. На платформе могут быть киоски, в которых продаются газеты, журналы, жевательная резинка, презервативы и хот-доги. Скамеечки на перроне есть, но часто они заняты или недавно были заняты бомжами, что сразу чувствуешь… Так что характерная черта в облике нью-йоркской подземки – вонь от бомжей и бумажный мусор. Урн как таковых на станциях нет, а только большие корзины, предназначенные для газет, которые можно взять оттуда, почитать и туда же положить – это нормально. Но грязи и пыли ни на станциях, ни на полу вагонов нет, и даже если сесть на пол (подальше от бомжей), то после этого достаточно будет просто отряхнуться. Курить в нью-йоркском метро не разрешается. 

    Вагоны поездов не разделены, и можно переходить из одного в другой на ходу. В старых поездах для этого нужно потянуть за ручку. В отличие от вагонов московского метро, плохо приспособленных для езды в час пик, в нью-йоркском много стоек, за которые легко держаться, находясь в любом месте вагона. Эти же стойки вечером используются для того, чтобы принять раскованную позу, например, задрать ноги выше головы. Это считается нормальным, если никому не мешаешь. 

    Нью-йоркский сабвей довольно криминогенное место, так что вечером лучше держаться подальше от подростков, особенно черных. Они запросто могут забрать у вас сумку, бумажник, часы или что-то еще в этом роде. На станциях процветает подпольная торговля всякими дешевыми подделками. Например, может стоять негр с открытым кейсом, в котором рядами выложены часы, в том числе Rolex. Если торговец успевает захлопнуть кейс до того, как к нему подойдет полицейский, то тот не имеет права задержать торговца и даже потребовать открыть кейс. Вообще, полиции в метро много, вагоны патрулируются, но ни о каких проверках документов речи нет и быть не может. 

     Утренний час пик в Нью-Йорке длится с 7 до 9 часов, вечерний – с 15 до 18. В это время в метро огромное количество народа, все спешат, но никакой толкотни нет. Поезда идут с интервалом 1-1,5 минуты на всех направлениях. В остальное время пассажиров немного, и в вагоне можно полностью расслабиться, вплоть до того, что сесть на пол. В эти же часы в метро появляются и музыканты, которые мало чем отличаются от парижских или лондонских. 

МЕТРОПОЛИТЕН ИМЕНИ ТРОЦКОГО

    Метро Мехико носит ярко выраженный классовый облик – это транспорт для бедных. Низкая плата – всего $0.3 независимо от дальности поездки – делает метро общедоступным: около 5 млн. пассажиров каждый день. При этом станции и вагоны поддерживаются в чистоте, и вообще метро Мехико не является криминогенным местом, хотя для этого муниципалитету приходится действовать довольно оригинальным способом: удалять бомжей на улицу, а в час пик полиция на станциях выстраивается в цепочку и пропускает в первые два вагона только наиболее “незащищенных” пассажиров: женщин, детей, пожилых людей и инвалидов. Есть даже такой поезд, в котором к тому же играют марьячес – музыканты, исполняющие пассажиркам традиционные мексиканские серенады. Курсирует такой поезд между площадью Гарибальди и историческим центром города. 

    Метрополитен в Мехико проложен в сейсмически активном районе, и его постоянно трясет. Поэтому все тоннели низкого залегания, а больше половины длины путей проложено по поверхности. По развитости сети мексиканское метро примерно соответствует московскому: 11 линий, 175 станций, 191 км путей. Но для Мехико этого мало. Дальше от станций метро проложены линии наземки, по которой ходят поезда из двух-трех вагонов, что-то вроде скоростного трамвая. Интервал их движения примерно такой же, как в Москве, отсчет времени ведется с момента отхода. 

     В Мехико поезда метро французского и канадского производства, то есть на резиновом ходу, отчего в вагонах не шумно. Работают они уже не один десяток лет, морально устарели, поэтому никаких технических новшеств, вроде бегущей строки, в них нет. Зато многие станции художественно оформлены – скульптура, барельефы, мозаика, фрески. Каждой станции соответствует свой символ, помогающий неграмотному пассажиру добраться куда надо. Например, неграмотный мексиканец скажет вам, что он едет от “орла” – станции, названной именем ацтекского вождя Куаутемока, до “кузнечика” – станции у самого большого городского парка Чапультепек. 

   Никакой торговли в метро нет, музыкантов тоже. Реклама самая обычная – щиты и постеры на стенах, которые через определенный срок просто обдирают и соскребают. Все это придает еще одну черту сходства с москов-ским метро. 

ТИКАТЭЦУ-САН

    Миф о наступившей в Японии технотронной цивилизации почему-то не находит своего подтверждения в токийском метро: скромная отделка станций, мало чем отличающаяся от бетона. Правда, есть линии, где и станции поярче, и поезда посовременнее. Токийское метро – единственное в мире, где часть линий принадлежит частным компаниям, причем разным. И когда по ТВ показывают какую-нибудь технику будущего, речь всегда идет о частных линиях. 

    Скучные беловато-серые станции токийской подземки имеют небольшие межперронные пространства, напоминающие наши новые станции. Урны на них есть, а скамеек нет. На станциях курят, в поездах нет. Большая часть стен завешана рекламными щитами и плакатами, которые меняются почти ежедневно – это очень прибыльный бизнес. То же самое и в вагонах. Кроме того, в вагонах к потолку в специальных двусторонних планшетах подвешены газеты для чтения. Но в час пик ни о каком чтении речи нет: такой давки не знает ни одно другое метро мира. 

    Странно, что гигантский Токио имеет столь неразвитое метро: всего 8 линий общей протяженностью 171,5 км (японская точность) и 158 станций. Неудивительно, что токийское метро давно работает с перегрузкой, и не с такой, как московское. Но никаких специальных “трамбовщиков” на платформах, конечно, нет, хотя дежурный по станции при необходимости может подтолкнуть вашу сумку, нажать на плечо или помочь двери закрыться. Не более того. Двери, кстати, всегда открываются автоматически, как у нас. 

    Почитание старости у японцев – чисто теоретическое, в соответствующий праздник. Японская старушка, стоящая перед развалившимся молодым оболтусом в наушниках, – типичная картина в вагоне метро. А вечером там много спящих пьяных людей. Дело в том, что в Японии не принято сразу после работы идти домой, не зайдя куда-нибудь выпить: так, а не медитацией или созерцанием сакуры японцы обычно снимают стресс. Этим вовсю пользуются карманники, которых под землей много. 

    Есть и другая метропроблема – “прикосновенность” женских тел. Иногда по этому поводу даже проводятся теледебаты. На одном из них пострадавшая жаловалась миллионам телезрителей, что в час пик злоумышленник залез ей в трусы. Кто-то из зрителей спросил: “А что она-то делала в это время?” Реже встречаются эксгибиционисты и мастурбаторы. Зато никаких наркоманов. 

    В токийской подземке полно бомжей и нищих. Денег им давать не принято: японцы считают, что человек может стать нищим только по собственной вине. 

   Нигде в мире в метро нет такого размаха торговли, как в Токио. В киосках (кстати, японцы утверждают, что взяли это слово из русского языка) продается буквально все: от галантереи и канцелярии до кефира и овощей. Торговые автоматы – страсть японцев, и их полно в метро. Но никакой подпольной торговли. И никаких зайцев. 

    Оплата проезда у каждой компании своя, и часто при переходе на другую линию приходится платить заново. Ни одна из линий не дотягивается до окраин, и при поездках на удаленные расстояния токийцы пользуются пригородными электричками, сеть которых очень удачно дополняет метрополитен – примерно так же, как парижское RER. Минимальная плата за проезд в пределах одной зоны – примерно $1.5. Вход в метро через турникет, выход – тоже или мимо контролера. Если вы проехали свою зону и хотите выйти, можно доплатить контролеру. 

    И последнее: японцы считают, что иностранцу в токийском метро легко заблудиться. Это не так. При входе на каждую станцию висят подробные схемы линий специально для того, чтобы заранее проложить оптимальный маршрут поездки. Переходы и выходы снабжены указателями с дублем на английском, так же как и бегущая строка в вагоне, где сообщается о следующей станции и маршруте. Так что пользоваться токийским метро очень удобно, если не попадать в час пик. 

Журнал “Вояж”

№12 2000

Автор: Давыдов Павел



Прочитайте еще про Отдых в Великобритании:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.