Революция продолжается? на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Революция продолжается?

KUDA.UA > Отдых > Отдых в России > Революция продолжается?

     Научно-практическая конференция “Рекреация и туризм” проходила в подмосковной резиденции Российской международной академии туризма под эгидой Госкомспорта России. 

К участию в ней были приглашены деятели физкультурно- оздоровительного движения, медицины, образования и туризма соответствующих министерств, ведущих образовательных, спортивных и медицинских организаций. Вопрос обсуждался один: как сделать туризм из дорогого удовольствия доступным отдыхом.

…Всем будет хорошо 

    Гости и участники конференции собрались в Сходне, чтобы услышать о революционных планах создания в России нового туристского движения. Имя ему – социальный туризм. Инициатор и идеолог движения, широко известный и уважаемый в туристском и спортивном мире ректор РМАТ Валерий Квартальнов, выступил с докладом, в котором осветил основные тезисы программы создания новой всероссийской туристской инфраструктуры. По сути дела, речь шла о проекте построения в России регулируемого туристского пространства как альтернативы стихийному коммерческому. По мнению авторов проекта, это пространство должно радикально отличаться от того, которое сложилось в России за последнее десятилетие. 

    Модель такого туризма, как подчеркивалось на конференции, будет социально-ориентированной, с акцентом на внутренний туризм и с главной спортивно-оздоровительной составляющей. Кроме того, планируется развитие культурно-просветительного и научного туризма. Как пример приводилась советская система организации отдыха и досуга, которая, впрочем, по словам Валерия Квартального, аналогична существующей и поныне американской системе социального туризма. А та, в свою очередь, охватывает до 90 процентов внутреннего туррынка США .

    Предполагается, что основой социального туризма станет исключительно российский капитал. “По расчетам экспертов, говорилось в докладе, сегодня и в России действует свыше 25 тыс. объектов спортивного, туристского и оздоровительного назначения. Вовлечение в хозяйственный оборот инфраструктуры спортивного и оздоровительного туризма способно дать годовой эффект 36 млрд долларов, что в полтора раза больше чем весь национальный бюджет России. А новый хозяйственный оборот… даст государству 164 млрд долларов. Сюда входит 72 млрд долларов США – сам спортивно-оздоровительный и социальный туризм. Плюс 86,4 млрд долларов США – мультипликативный эффект. Плюс 6 млрд долларов США – налоги за дополнительные услуги”. 

    К 2010 г. эти суммы планируется увеличить в пять раз. Причем программа социального туризма предусматривает базовый тариф на тур в размере 300 – 450 рублей в день. Планируется, что в год по программе социального туризма отдохнут примерно 30 млн туристов. Для того чтобы система должным образом функционировала, кроме прочего, планируется создание 2 млн рабочих мест. 

Какой закон лучше?

    Подобные данные впечатляют. Именно они и заставляют подходить к рассмотрению проекта умеренно-скептически. Однако г-н Квартальнов уверяет, что при “правильной постановке дела”, масштаб вполне реальный. Правильная постановка дела подразумевает, и об этом также говорится в программе, создание соответствующей нормативно-законодательной базы социального туризма. Здесь-то и проглядываются некоторые проблемы, от решения которых зависит состоятельность заявленной программы. Дело в том, что предложенный Госдумой проект закона “О туризме” ориентирован, по мнению Валерия Квартальнова, на сложившуюся в России модель туррынка. Ее характеристики вкратце: выездной тип туризма, ориентация на платежеспособное меньшинство населения, открытость для западных инвестиций. 

    По мнению авторов проекта, а также поддерживающего их Всероссийского народного туристского общества, эта модель будет губительна не только для туротрасли, но и для культурного и духовного наследия России. Ибо основная цель коммерческой политики “современных туристских боссов” зарабатывать деньги на России, а не для России. Данный закон за-крепит существующее положение, причем всеобъемлемость, заложенная в его названии, станет в будущем непреодолимым препятствием для принятия других туристских нормативных актов. Вот, мол, есть закон “О туризме”, там все сказано. 

    “Это в корне неправильно, так как ведет к монополизации туристской отрасли, – считает г-н Квартальнов. – Должно быть несколько законов. Предложенный проект нужно назвать “об иностранном или выездном туризме”. В дополнение к нему необходимо принять закон о социальном туризме. И о других видах туристской деятельности. Свою программу действий после ее тщательной проработки группа Валерия Квартальнова собирается представить в январе на Госсовете России. Одобрение этой программы президентом и членами Госсовета позволит уже к началу летнего туристского сезона приступить к ее осуществлению. Дата пуска программы социального туризма на “проектную мощность” – 2006-й год.

Вопросы, вопросы…

    Пока же программа существует только на бумаге. Это и порождает огромное количество вопросов, причем не все ответы на них кажутся убедительными. Как при условии частной собственности на почти все объекты туризма в России удастся сдержать цены на уровне, доступном большинству платежеспособного населения? За счет чего авторы “социально-ориентированной модели” туризма будут добиваться массовости турпотоков и мультипликативного эффекта? Каким при низких ценах будет качество обслуживания на объектах социального туризма? 

    Допустим, требуемое количество работников для нового туристского макрокомплекса можно подготовить на базе существующих туристских вузов, в том числе и РМАТ. Но как создать для них миллионы рабочих мест? Какова будет роль общественных фондов – Соцстраха, Пенсионного фонда, Фонда Минобразования и других?

    И, конечно, главный вопрос: откуда возьмутся хотя бы оборотные средства на реализацию проекта, если его создатели решили не брать денег из госбюджета? Частично на него ответил проректор РМАТ, заведующий кафедрой спортивного туризма и оздоровительных технологий Юрий Лагусев: “В первую очередь это средства регионов, средства товаропроизводителей, которые выпускают российский товар туристского и околотуристского назначения. И таких компаний и производителей много. Мы за последнее время инициировали более 15 программ развития туротрасли в различных регионах страны. Эти программы внедрялись под руководством региональных администраций, вплоть до губернаторов. Московская область может служить примером такого подхода. Везде мы опирались на средства хозрасчетного плана”.

    К сожалению, этот и другие ответы не являются исчерпывающими. В той же Московской области цены на места в санаториях и пансионатах уже сейчас значительно превышают тот максимум, который декларируют инициаторы новой концепции российского туризма. 

Впрочем, прогрессия вопросов к еще не родившемуся детищу вполне резонна. И на практике детальной проработкой аспектов программы социального туризма, видимо, займутся аналитики структур государственной власти, а основной ответ даст жизнь. Но случится это не раньше, чем осуществление программы перейдет из декларативной плоскости в прагматическую. 

    Расставаясь с Валерием Квартальновым, мы договорились встретиться на будущий год в мае, когда, как обещают он и его единомышленники, будет дан старт практическому выполнению проекта. И если это случится, многое станет ясно.

Российская Туристическая газета (РТГ)

№1-3 2002г

Автор: Зайвый Станислав



Прочитайте еще про Отдых в России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.