О грядущем – субъективно, но заинтересованно на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

О грядущем – субъективно, но заинтересованно

KUDA.UA > Отдых > Отдых в России > О грядущем – субъективно, но заинтересованно

Группа “ЭКСПАНС” по просьбе “РТГ” провела опрос туристских компаний. Цель опроса – определить, как турфирмы оценивают результаты минувшего года, что ждут от года наступившего.

     Сначала сотрудники группы “ЭКСПАНС” задавали вопросы, касающиеся отрасли в целом. Например, “Как вы можете охарактеризовать состояние туррынка на современном этапе?”, “Считаете ли вы, что за прошедший год российская туриндустрия испытала прогрессивный скачок в своем развитии?” или “Можно ли утверждать, что российский туррынок в минувшем году достиг мирового уровня?”.

     Затем рассматривались вопросы, касающиеся взаимоотношения компаний и клиентов. В частности, затрагивались такие важнейшие темы, как требования потенциальных покупателей, предъявляемые к турпродукту, или степень соответствия уровня обслуживания клиентов, а также изменения психологии приоритетов потребителей, проявившиеся в 2001 г.

    В этой же связи исследовалось отношение наших респондентов к рекламной деятельности турфирм. В заключение им были заданы вопросы о проблемах, волнующих профессионалов рынка с точки зрения организации управления, характеристики достигнутого уровня профессионализма.

Туррынок регрессирует?

    На основе проведенного опроса можно сделать следующий общий вывод: большинство профессионалов туррынка за прошедший год настолько устали от неожиданных потрясений, что близки к отчаянию. Вывод на первый взгляд достаточно эмоциональный, однако не лишенный оснований. 

    Подавляющая часть тех же самых респондентов считает, что туррынок в своем развитии не прогрессирует, а регрессирует. По мнению некоторых, ввиду целого комплекса объективных и субъективных процессов, он откатился на три-пять лет назад. Прошедший год для многих компаний как операторских, так и агентских, оказался тяжелым с точки зрения борьбы за выживание. 

    И, наконец, последний из главных выводов: от наступающего года, несмотря на его симметричность, игроки не ждут ничего такого, что могло бы в корне переломить ситуацию к лучшему.

Фирмы на шаг позади 

    Российский клиент, по мнению респондентов, стал богаче. Значит, появилась объективная возможность повышать цены, но он же стал и более требовательным к уровню обслуживания. А фирмы, тоже по объективным причинам, идут на шаг позади, не успевая создать такую систему обслуживания, которая была бы способна удовлетворить эти требования на все сто процентов. 

    И еще один важный фактор, выявленный в ходе исследования: на туррынок крайне негативно влияет неизбежная интенсивная интеграция России в мировое сообщество. Существенно повышается уровень осведомленности потребителей. На них все более непосредственно начинают влиять факторы мировой нестабильности, ввиду чего резко сокращается интерес к направлениям, которые раньше являлись для многих фирм наиболее прибыльными. В минувшем году кризис ударил по таким популярным ранее массовым маршрутам, как Турция , Израиль , США , некоторым европейским странам. 

    То, что осенний прошлогодний кризис обусловлен объективными экстремальными причинами, понятно. Но, как оказалось, туррынок на современном этапе фактически лишен страхующих механизмов, свойственных любому цивилизованному рынку. Таких механизмов, которые смогли бы сбалансировать кризисные процессы, найти альтернативу, противовес резко сокращающемуся спросу. 

Отечественный туризм как антикризисный противовес

    Как показало исследование, более 40 процентов опрошенных считают, что в качестве такого антикризисного противовеса смог бы выступить отечественный туризм. Однако сегодня привлечь массовые потоки российских туристов в данный сектор рынка крайне затруднительно – внутреннему туризму еще далеко до мирового уровня.

    Такое положение вещей, обозначившееся минувшей осенью, как полагают наши собеседники, сразу же свело все усилия рынка по своему развитию на нет. Специалисты опросили более 300 человек, 80 процентов из которых в разной форме выразили точку зрения, примерно сводящуюся к следующему: о каком мировом уровне рынка может идти речь, какого качественного скачка ожидать, когда фирмам вновь, как и годы назад, приходится заботиться просто о своем выживании. 

    Наиболее болезненным для большинства респондентов оказался вопрос о профессиональном уровне. Как показал опрос, в минувшем году ротация туристских кадров в среднем звене составила примерно 60 процентов. Это значит, что более половины профессиональных кадров, которые собственно и ведут основную “живую” работу, покинули фирмы. И, естественно, были заменены на менее профессиональные, нуждающиеся в обучении. Однако на обучение у большинства компаний нет денег – все свободные средства идут на рекламу.

    На соответствующий вопрос 73 процента ответили, что до мирового уровня их фирмам еще слишком далеко и что профессионализм менеджеров и даже руководства можно в лучшем случае оценить на “удовлетворительно”. Причем из этого количества большинство указало на то, что не располагает информацией о том, где, как и каким образом можно в нашей стране обучить менеджеров туриндустрии практическим навыкам работы.

    В рекламном планировании нет необходимости?..

На вопрос “Считаете ли вы, что для достижения большего эффекта компании необходимо профессиональное рекламное планирование?”, неожиданно 58 процентов респондентов дали отрицательный ответ. При этом подкрепили его достаточно распространенным в среде турбизнеса мнением, что ничего нового и оригинального в туристской рекламе создать невозможно. Однако чуть более 37 процентов опрошенных полагают, что именно реклама становится наиболее действенным антикризисным инструментом. И что в итоге выиграют те компании, которые научатся грамотно расставлять рекламные акценты. 

    Однако та же самая доля собеседников заявила, что их компания таким планированием не занимается. Причин здесь обнаружилось две. Первая – одна из наиболее распространенных – отсутствие средств на профессиональные исследования, необходимые для рекламного планирования. Вторая – более серьезная – психологическая неготовность руководства компаний к осуществлению подобных действий. 

    Весьма примечательным при этом оказался тот факт, что четверть опрошенных не может составить внятного представления о своих клиентах. Треть считает, что их фирмы работают на все без исключения слои населения и что портрет клиента и знание его приоритетов для компании не столь важны. Остальные судят о своих клиентах на основании личных контактов с теми, кто обращался в фирму. 

Перспективы оптимистические и не очень

    И, наконец, главный вопрос, заданный в конце опроса: “Какими видятся вам перспективы российского рынка туризма в 2002г.?”, продемонстрировал полярность мнений. 49,3 процента респондентов посчитали, что рынок будет и дальше пребывать в состоянии застоя. А кризис еще более углубится, в том числе и в связи с международной обстановкой. 44 процента, напротив, полагают, что уже весной последствия кризиса станут менее заметны и к лету-осени вовсе сойдут на нет. Рынок продолжит свое нормальное развитие, а ослабевшие было турпотоки на всех направлениях снова пополнятся.

И та, и другая точки зрения – и пессимистическая и оптимистическая, наверное, должны натолкнуть профессионалов туррынка на мысль о том, что ждать перемен, тем более позитивных, можно только в том случае, если приложить к этому немалые усилия. 

Российская Туристическая газета (РТГ)

№4 2002г



Прочитайте еще про Отдых в России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.