Искусство быть студентом на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Искусство быть студентом

KUDA.UA > Отдых > Отдых в России > Искусство быть студентом

Вот и сбылась мечта: бывший российский школьник или студент, а ныне зарубежный студиозус приступил к учебе. Но через месяц-другой эйфория по этому поводу сменяется недоумением и даже разочарованием. Оказывается, здесь все неправильно! Все то, за что в России хвалили и ставили всем ребятам в пример, то, что дома позволило успешно сдать выпускные или вступительные экзамены, почему-то не помогает. Что с того, что вы никогда не прогуливаете занятия, способны шпарить наизусть параграфы из учебника, охотно соглашаетесь с каждым словом преподавателя и следуете всем предписаниям учебной части! Здесь от вас ждут совсем другого. 

“Три R”* и др. 

    Различные зарубежные университеты и колледжи пользуются разными методами обучения. В одних упор делается на занятия в небольших группах и тьюториалы (занятия преподавателя с двумя-тремя студентами), в других больше внимания уделяется исследовательским и практическим занятиям. Но в любом случае оказывается, что инициативность и способность к самостоятельной работе ценится больше, чем посещаемость и зубрежка. К тому же целый ряд академических навыков на Западе прививается еще в школе; нашим же студентам приходится овладевать ими по ходу дела. 

    Самый простой пример: умение делать доклад или презентацию. Показать знание материала, пересказав его без ошибок, – это еще не все. Вы должны подготовить небольшую речь, логически безупречную, убедительную и непременно содержащую собственную точку зрения. Да еще произнести ее по всем правилам ораторского искусства: “с выражением”, с риторическими фигурами, с подобающими жестами. Кого тут волнует, что вы не Цицерон! А если не сумеете убедить аудиторию в своей правоте – будьте готовы к возражениям и вопросам. Во многих западных школах учат риторике и сценическому искусству – предметам, помогающим сформировать навык публичных выступлений. А российским студентам, к тому же говорящим на неродном языке, придется поначалу непросто. 

    То же самое касается письма. Письменные работы студентам задают постоянно, и самая распространенная их форма – это эссе из определенного количества слов, где нужно изложить свои соображения на ту или иную тему, обосновать собственное мнение или изложить известные вам факты. Такое задание можно получить по любому предмету, и то, что вы математик или химик, не извиняет дурной грамматики и стиля. В зарубежных школах написанию писать эссе уделяют огромное внимание, а вот мы привыкли, что сочинения бывают только по литературе, причем, как правило, безразмерные (чем длиннее, тем лучше). Наряду с эссе студенты пишут исследовательские работы – курсовые, семестровые, дипломные. Здесь свои тонкости – как излагать результаты собственных изысканий, как их обосновывать, как писать введение и делать выводы, как придавать работе междисциплинарный характер. И если студенту-биологу предлагают тему “Шекспир и ботаника” (это не выдумка), он неизбежно встанет в тупик, если не владеет навыками академического письма. Конечно, настоящее умение приходит в процессе работы, но представление о том, как это делать, требуется от студентов с самого начала учебы. 

    Гуманитариям, напротив, может показаться странной необходимость читать и составлять графики и диаграммы, вычислять проценты и решать пропорции – словом, пользоваться численными методами обработки информации. А для западного студента любого профиля это так же естественно, как знать азбуку. 

    Чтение дополнительной литературы- еще одна “головная боль”. Задавать могут до 500 страниц в неделю по одному предмету. Можно было бы плюнуть и не читать, но ведь въедливый профессор** наверняка устроит проверку, и вопросы будет задавать самые каверзные. А прочесть все, не пропустив ни страницы, порой физически невозможно. Значит, нужно уметь быстро ориентироваться в этом многопудье томов, отделять ключевые моменты от второстепенных и от обычного “трепа”. Так что академическое чтение – тоже особый навык, которому не мешает научиться. 

Профессор, вы сошли с ума? 

    Студентам задают на дом много, особенно на младших курсах. Бедолаги-“фрешмены”*** нередко жалуются, что им не хватает времени даже на сон. Чтобы не заработать переутомления и упадка сил, необходимо уметь планировать свое время. Это умение, впрочем, как и все остальные, полезно не только для учебы, но и для работы, и для жизни как таковой, и чтобы впоследствии не пришлось выбрасывать деньги на тренинги по управлению временем, стоит овладеть им уже в студенческие годы. 

    Но вернемся к домашним заданиям. Их, так же как и в наших вузах, желательно делать. Выполнение работы проверяют, причем тут не отвертишься, сунув под нос преподавателю тетрадку с конспектами или решенными задачками. А основное различие в том, что у нас обычно дают задания на закрепление пройденного материала, в зарубежных же вузах это как бы продолжение аудиторной работы, но уже самостоятельное: студент читает, исследует, открывает для себя новое без подсказки преподавателя. 

    Конечно, если вам что-то непонятно, вы можете задать любой вопрос – это не возбраняется. У преподавателей в расписании, как правило, предусмотрены специальные часы, отведенные на консультации: пожалуйста, приходите, спрашивайте. Только… не надейтесь, что вам ответят: вот это, дескать, так и так. Напротив, будьте готовы к тому, что профессор начнет сам задавать вопросы и доведет вас до того, что ваша проблема покажется вам простой как пряник. Вы решите ее сами, хотя, конечно, не без помощи педагога. Нельзя сказать, что в российских школах и вузах так не поступают, но все-таки, согласитесь, в большинстве своем наши учителя предпочитают “разжевать” материал так, чтобы понятно стало и дебилу. А западный преподаватель избегает давать готовые ответы, именно чтобы студент не ощущал себя умственно отсталым и привыкал думать головой. 

    Работа в группах – одна из самых распространенных форм занятий в зарубежных вузах. Это может быть дискуссионная, проектная или проблемная группа: смысл в том, чтобы студенты привыкали работать в команде, распределять обязанности, поддерживать друг друга. В процессе такой деятельности выявляются интеллектуальные и организационные лидеры, каждый студент осознает, на какую роль в общем деле он лучше всего годится. Надо сказать, что направление, посвященное групповой работе учащихся, хорошо развито и в школьной педагогике зарубежных стран; а вот в российских учебных заведениях группами работают пока разве что над сценариями КВН. 

    А что творится у них на лекциях! Начнем с того, что профессор может вдруг прервать спокойно журчащий рассказ и спросить: “Кто со мной не согласен? Попробуйте обосновать противоположную точку зрения”. После чего вы сами не замечаете, как втянулись в горячую дискуссию, – это на лекции-то, когда все порядочные российские студенты конспектируют, спят или играют в “морской бой”. Или представьте себе такую ситуацию: курс экономики у вас читает специалист, известный консервативными взглядами, которые он изложил в своем учебнике. Но в качестве учебного пособия он предлагает не собственный труд, а совсем другой, написанный леваком-модернистом! Голова пойдет кругом: ну-ка разбери, кто из них прав, когда оба такие умники и пишут так убедительно. А это делается для того, чтобы развивать у студентов критическое мышление и отучить их от слепой веры в авторитеты. К этому непросто привыкнуть, если до того от тебя требовалось нечто диаметрально противоположное. 

Не так страшен Гарвард, как его малюют 

    Вышеописанная система обучения придумана вовсе не для того, чтобы иссушить школяра как щепку. Практичные западники давно поняли: эффективная работа по окончании вуза определяется вовсе не знанием того, в каком году родился Кант (это можно посмотреть в энциклопедии), а умением самостоятельно мыслить, обрабатывать информацию, ладить с людьми и, что немаловажно, производить хорошее впечатление. Приобрести эти умения труднее, чем знания, поэтому учить им начинают еще в школе. 

    С другой стороны, в вузах понимают, что есть страны, где обучение основывается на других принципах (у которых другие достоинства). Поэтому специально для абитуриентов-иностранцев созданы подготовительные отделения при вузах, специальные подготовительные колледжи и ряд курсов, например “Язык для академических целей”. Они имеют несколько разное назначение: подготовительные отделения и колледжи (в англоязычных странах Foundation, в Германии Studienkolleg и т.п.) существует для тех, чей уровень образования не вполне соответствует требованиям к поступающим. В частности, для российских абитуриентов, которые учатся в школе одиннадцать лет, а не двенадцать или тринадцать, как в других странах. 

     Основное внимание в этом случае уделяется предметам, которые вы собираетесь изучать в вузе как профилирующие, и, разумеется, языку, на котором будут проходить занятия. “Язык для академических целей” – курс, посвященный исключительно изучению языка. Но и в том и в другом случае учебные навыки, о которых шла речь выше, составляют существенную часть программы – им учат целенаправленно. Окончив такой курс, вы можете смело приходить в аудиторию самого Гарварда, садиться за первую парту и, как рекомендует одно из американских руководств для студентов, “смотреть в глаза профессору. Внимание (даже притворное) будет ему приятно. К тому же вполне возможно, что, следя за его жестами и выражением лица, вы лучше усвоите материал”. 

Как не попасть впросак 

    Поверьте, не зря, совсем не зря советуют иногда перед поездкой за границу сходить к психологу. Даже если раньше вы еще ни раз путешествовали по миру. Новая поездка – совсем другая: вы едете на учебу, надолго. И очень важно понять, насколько вы к этому готовы. 

    Почти все, кто ездил учиться за границу, признаются потом, что очень боялись не найти по прилете встречающих и “застрять” в аэропорту. Были случаи, когда, проворонив представителя школы или университета, человек ждал в аэропорту больше суток. А одну девушку забыли предупредить, что вокзал, на который она прибывает, закрывают на ночь. Не войти, не выйти. Так она и металась, бедная, до пяти утра. Потом, правда, “попала на свободу” и сразу же наткнулась на встречающего. Чтобы избежать подобных ситуаций, лучше лишний раз созвониться или списаться с учебным заведением и выяснить все подробности – кто вас встретит, как он (она) будут одеты, что будут держать в руках, где будут стоят, как в случае чего добраться самостоятельно. 

    Отсюда, универсальный совет: не бойтесь показаться назойливыми. Не стесняйтесь спрашивать даже очевидные вещи. Поверьте, попав в общежитие, где не предусмотрены дополнительные теплые одеяла, вы потом сто раз пожалеете, что не уточнили условия проживания. Ведь придется или мерзнуть, тратиться на покупку. 

    Кстати, о покупках. Не стоит брать с собой в дорогу целый гардероб. Во-первых, это явный перевес багажа, за который придется платить (порой больше, чем стоили сами вещи). Во-вторых, вся ваша суперодежда может оказаться не к месту там, куда вы направляетесь. И пролежит “мертвым грузом”. Ну а в-третьих, почти во всех странах, не прекращаясь, идут распродажи. На которых можно пополнить гардероб вещами удобными и практичными. Их, кстати, тоже не должно быть много. Все-таки когда-нибудь придется уезжать… 

    Отправляясь учиться за границу, настраивайтесь на то, что окажетесь в интернациональной атмосфере. Не забывайте и про местные особенности поведения. Например, в Штатах афро-американцы иногда ведут себя очень развязно. И может сложиться впечатление, что они просто хотят вас выжить. На самом деле, это просто стиль поведения. И не стоит из-за этого менять учебное заведение. 

    Готовьтесь к ранним подъемам, напряженной домашней и библиотечной работе. Но не забывайте и о досуге. Студенческая жизнь – веселая. Постарайтесь, чтобы она стала такой и для вас. Чем больше вы будете проявлять инициативу, участвовать в вечеринках, пикниках, походах, тем проще и легче переживете “вхождение в новый коллектив”. Предлагайте что-то свое, угостите без повода соседей по общежитию традиционным русским блюдом, поинтересуйтесь, как празднуют Рождество в Китае… 

    Небольшой нюанс: внимательно отнеситесь к финансовой стороне таких мероприятий. Если большая компания отправляется в ресторан, то, даже при наличии общего чека, каждый будет платить за себя. А значит – надо помнить, что и сколько вы заказали. Иногда и придя на день рождение, будьте готовы оплатить свой заказ самостоятельно. Отправляясь в гости, поинтересуйтесь, что необходимо принести с собой. И научитесь не удивляться, услышав в ответ большинство ингредиентов предстоящего ужина. 

    Рассказывать можно долго. У каждого будут свои смешные (и не очень) ситуации. Избежать всего вряд ли удастся. Запомните только одно: количество курьезных моментов можно уменьшить, если во время получить необходимую информацию. 

Класификация преподов 

    Старик (он же маразматик)

Этот препод сидит в университете (колледже) со дня его основания. Глух как пень, требует, чтобы все делалось так же, как в последние 60 лет, и читает одну и ту же лекцию пять раз подряд. Если в один прекрасный день он не появляется, вы боитесь, что больше не увидите его никогда. 

    Юнец (неуверенный)

Эта особь, напротив, преподает без году неделю; лет ей около тридцати. Такой препод старается казаться крутым и очень хочет нравиться студентам. Готов пуститься в песни и в пляс, лишь бы на него обратили внимание. 

    Зверь

Считает, что его предмет – единственный, который ты изучаешь. Заставляет прочитывать 500 с лишним страниц в неделю, устраивает дискуссии во внеурочное время (посещение обязательно!) еженедельно дает контрольные без предупреждения и требует сдать 25-страничную работу вдобавок к семестровой и курсовой. Все его студенты – двоечники. 

    Зануда

Пожалуй, самая страшная разновидность (хуже бывает только “зверь”, и то как посмотреть). Отличается способностью усыплять лучше любого снотворного. Обычно читает вводные курсы. 

    Воображала (снисходит до студентов)

Единственно достойным учебником считает написанный им самим. Задает неразрешимые задачки и утверждает, что они легче легкого. Любимая присказка: “Когда я был приглашенным профессором в Йейле…” 

    Педант (играет строго по правилам)

Требует, чтобы на занятии каждый высказался хоть раз, а тех, кто не жаждет выступить, вызывает. Снижает оценку за каждую грамматическую и орфографическую ошибку. Проверяет посещаемость. 

    Иностранец

По-английски говорит плохо или вообще никак. Иногда, правда, лопочет бегло, но с таким акцентом, что понять его не легче, чем кухонную латынь. Обычно прекрасно знает предмет, но аудитории от этого ни холодно ни жарко. 

    Плюралист (считает, что все точки зрения одинаково ценны, следовательно, надо уважать мнение любого кретина)

Пример обсуждения в аудитории:

    1-й студент: “Я не согласен с точкой зрения автора, потому что он описывает данный процесс как двойственный, а это, если читать между строк, противоречит его концепции в целом”.

Препод: “Да, вы правы, очень ценное замечание. Есть ли другие мнения по этому вопросу?”

    2-й студент: “Ну, я согласен с этим автором, потому что он классный чувак. Представляете, вчера моя сестрица познакомилась с ним на тусовке. Говорит, он точно такой, как можно подумать по его книжкам”.

    Препод: “Да-да, прекрасно, это тоже очень интересно. Видите ли, коллеги, не бывает верных и неверных интерпретаций, главное – уметь обосновать свою точку зрения”. 

Аспирант

    Формально он не подпадает под эту классификацию. Но поскольку аспирант частенько ведет занятия, его нельзя обойти вниманием. Обычно наиболее спокойно относится к тем, кто сдает работы не вовремя (ведь он как-никак тоже учится!). Знает только тот раздел предмета, в котором специализируется. 

    Эмили Сиэ, Колумбийский университет. По материалам сайта www.campusnut.com

    * Три R (The three R’s) – на английском школьном жаргоне три основных предмета начальной школы: чтение, письмо, счет (Reading, ‘Riting, ‘Rithmetics).

    ** От амер.freshman – первокурсник.

    *** Профессором в зарубежных учебных заведениях называется любой преподаватель, независимо от ученого звания. 

    Все, о чем рассказано в статье, – правда. Но правда и то, что студент и в Африке студент. То же самое относится и к преподавателю. Как бы ни разнились системы образования, программы, требования, первый учится, второй учит. И интересы их не всегда совпадают. 

Журнал “Обучение за рубежом”

№12 2001

Автор: Степаненко Мария



Прочитайте еще про Отдых в России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.