Институт туризма и гостеприимства. на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Институт туризма и гостеприимства.

KUDA.UA > Отдых > Отдых в России > Институт туризма и гостеприимства.

В “РТГ” N27 сообщалось о знаменательном событии в жизни отечественного туризма – церемонии, посвященной первому выпуску в Институте туризма и гостеприимства. Рассказ об институте, его педагогах и студентах, а также о проблемах, с которыми они сталкиваются, мы решили продолжить. 

Собеседники нашего корреспондента – ректор ИТиГ Александр ФЕДУЛИН, преподаватель Марина НЕСТЕРЕНКО и выпускница вуза Наталья ПЛИС. 

    Александр ФЕДУЛИН: “Главное достоинство туристского образования в том, что оно востребовано”

    – Александр Алексеевич, не секрет, что высшее образование в России переживает не лучшие времена. Главный бич: в вузе получают одну специальность, а работают по другой.

– 80 процентов наших выпускников работают по специальности. Да и те, что формально работают не по специальности (таможня, милиция и др.), не так уж далеко от нее ушли. Главное достоинство туристского образования как раз в том, что оно востребовано.

    – Кто заменил выпускников на студенческой скамье?

– В основном те, кого мы уже знаем. Работали главным образом с абитуриентами, прошедшими подготовку на наших курсах. Было таких около 800. Связи с московскими школами у нас отлажены неплохо. В прошлом году, например, ИТиГ выступал в роли головного российского вуза при выполнении совместной с American Express программы “Туризм и путешествия” для старшеклассников Москвы и Санкт-Петербурга. Победители получили гранты для стажировки в США . 

    Недостатка в желающих учиться у нас мы не испытываем. И от нас никто не уходит. Возможно, потому что у туризма красивая этикетка. Хотя, конечно, и не все сразу понимают, насколько это непростая специальность. 

    – Дорого быть студентом?

– Бюджетники, а их 20 процентов, учатся бесплатно. Для остальных плата на дневном отделении 24 тыс. руб. в год, для лингвистов и гидов-переводчиков – 27 тыс., на вечернем отделении – 18 тыс. По сравнению с другими, наш институт – общедоступный вуз.

    – Вечный вопрос: чему и как учить?

– В 1991-93 гг. в качестве приглашенного профессора я работал в США . В те годы американцы высоко ценили нашу, то есть советскую, систему образования, в основе которой была глубокая, практически университетская, подготовка по фундаментальным дисциплинам. Ну, а потом в России начались реформы… бакалавры, магистратура… никто до сих пор не может объяснить, зачем они нам. 

Тем временем в мире возникла устойчивая тенденция создания институтов, делающих упор на практические знания. ИТиГ – в рамках именно этой тенденции: общая культура плюс специальные дисциплины. Но споры об образовательном стандарте продолжаются. Предлагался, например, курс “Человек и его потребности” – обо всем и ни о чем. Или 120-часовой курс “История туризма”. Вот в этом кабинете Владимир Игоревич Стржалковский спрашивал: “Зачем мне, практику, 120 часов в обязательном порядке слушать историю?” 

Но и с практикой есть проблемы. Мало времени отпускается в наших вузах на практическую подготовку. Зарубежный стандарт – минимум сезон. В октябре в Баварию поедет группа наших студентов. Именно немцы настояли на том, чтобы срок их стажировки был не менее 4-х месяцев. Придется учебный план для этих студентов менять приказом ректора. Нужен новый образовательный стандарт “Туризм и гостиничное хозяйство”, отвечающий современным требованиям. К счастью, это понимают и в Минэкономразвития , и в правительстве Москвы. К туристскому образованию относятся серьезно. 

    – А как бы ректор ответил на вопрос: кого выпускает ИТиГ?

– Отвечаю: пока полуфабрикаты. Как бы нас ни хвалили, существует реальность, которую я не хочу отрицать. Туристское образование в России проходит пока стадию становления. В Mittовские дни для преподавателей мы проводим ставшие ежегодными конференции “Проблемы подготовки кадров в туризме”. Две первых конференции, могу признаться, прошли как пиаровские акции. А вот на третью к нам приехали более 100 преподавателей из разных вузов страны. Потом те же вопросы обсуждались в Нижнем Новгороде. Интерес огромный. Многие ищут, не только мы. И не только преподаватели. Немало директоров гостиниц проявляет к образованию большой интерес. Если берут студентов на практику, то за ними как хвостики ходят. Ну, а слышали, что творилось на церемонии вручения дипломов в Центральном доме журналиста, когда среди других преподавателей прозвучала фамилия Марины Нестеренко?..

    – Как удается создать такую атмосферу обоюдной благожелательности? Это что – свойство специальности?

– Наверное, и специальности тоже. Но главным образом – следствие сознательно поставленной цели: не только дать знания, но и повысить общую культуру, научить современному общению. Наши студенты обслуживают туристские выставки, те же Mitt и “Отдых”. Общаются студенты и с дипкорпусом. Многие выпускники стремятся и работать вместе. В гостинице “Белград”, например, теперь целая команда наших бывших студентов, и там ими довольны. Словом, пытаемся не только учить, но и закладывать традиции. Одна из них – посвящение в студенты. В этом году оно пройдет в новом здании института. 

    – Последний вопрос личный. То, что ректор трудоголик – общеизвестно. Но как делит он свое время?

– Преподаю, к сожалению, преступно мало, хотя преподавательскую работу люблю. Даже курс целиком не могу взять – знаю, что буду срывать. А вот с дипломниками работаю с удовольствием, отдыхаю с ними от текучки. Заботы о развитии вуза отнимают львиную долю времени. Постоянно с людьми. Зато никто от меня не шарахается. И придти, и подойти ко мне может любой. В любое время. И с любым вопросом.

     Марина НЕСТЕРЕНКО: “От таких слов я и заплакать могу…”

     – Марина Юрьевна, вас в ЦДЖ не было, а я готов подтвердить слова ректора об отношении к вам ваших бывших студентов. Студенческую любовь не срежиссируешь.

– От таких слов я и заплакать могу… и зачем я им тройки ставила?

    – Но чем заработана популярность? Чему вы пытались научить будущих специалистов по туризму?

– Я читала в ИТиГ маркетинг и рекламу. Есть институты, где этому, на основе теоретических представлений и зарубежного опыта, учат 5-6 лет. У меня такого времени не было. Поэтому – очень тщательный отбор материала, только то, что необходимо практикам. И самое современное. Каждая лекция начиналась с “политинформации” об изменении положения на российском туррынке: наиболее популярные дестинации, куда какой чартер полетел, какая выставка открылась, что и кому она дает, кто выбился в лидеры, какие глубинные процессы происходят. Так же поступали и Натэла Шенгелия, и Ирина Петрова. Чтобы проводить такие “политинформации”, надо в туризме работать… А чему пыталась научить? В отношении рекламы двум вещам: где ее давать и на какой эффект при этом рассчитывать. У нас не только студенты не всегда понимают, что успешная реклама – это не единичная акция, а обязательно целая кампания. Что бессмысленно рекламировать отдельный санаторий, не рекламируя регион в целом. Что реклама должна быть рассчитана не только на потребителя, но и на партнеров…

    – И как реагировали студенты?

– В качестве своих дипломных работ половина студентов курса заявила маркетинг и рекламу.

    Наталья ПЛИС: “Практика – не то же самое, что теория”

    – Наташа, вы работу нашли?

– Да. Работаю в той же турфирме, в которой проходила дипломную практику.

    – Знания, полученные в институте, пригодились?

– Конечно. Прежде всего, тем, что позволили сразу, без раскачки, влиться в общий поток.

    – Кого из бывших преподавателей вспоминаете чаще других?

– Марину Юрьевну, у нее я делала диплом, Натэлу Отаровну – она дала нам всего понемногу, но в результате мы получили о туризме достаточно цельное представление, Бгатова Андрея Петровича, Соничеву Наталью Евгеньевну…

    – А как работается?

– В целом нормально. Но турагентская работа, которой я сейчас занята, не слишком для меня интересна. Хотелось бы заняться туроператорской. А вообще… Я уже успела понять, что практика – не то же самое, что теория.

Российская Туристическая газета (РТГ)

№35-122

Автор: Осадин Борис



Прочитайте еще про Отдых в России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.