Качество – главное требование к MBA  на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Качество – главное требование к MBA 

KUDA.UA > Отдых > Отдых в России > Качество – главное требование к MBA 

“… бизнесмен — серьезная, уважаемая профессия. Требует ума, проницательности, высоких моральных качеств. Настоящий бизнесмен умеет рисковать и проигрывать…

    Не к деньгам стремится умный бизнесмен. Он стремится к полному гармоническому тождеству усилий и результата”.

    Сергей Довлатов “Ремесло”.

    Бизнес-образование — достаточно новое направление высшего образования в России. Первые бизнес-школы в России и многочисленные краткосрочные курсы по маркетингу, финансам, менеджменту, стратегии бизнеса стали появляться у нас около десяти лет назад.

    Однако надо признать, что и у нас, и на Западе, где бизнес-школы существуют уже давно, не все они могут обеспечить своим студентам высокий уровень образования и блестящие перспективы. Например, в США существует около 800 программ MBA, но из них аккредитованы только 317. Получить действительно стоящую степень MBA в США достаточно трудно: это требует огромных усилий и больших материальных затрат (в среднем $15-25 тыс.). Тем не менее карьерный рост выпускника MBA идет значительно быстрее, чем тех, у кого нет этого образования. В США после окончания программы MBA зарплата выпускников составляет в среднем от $60 тыс. до $100 тыс. в год. В России уровень зарплаты выпускников программы MBA, например, Института бизнеса и экономики, вырастал в 2,5 — 4 раза.

    Но значение системного бизнес-образования, конечно, не сводится только к повышению благосостояния человека. Как и при любом обучении, на первом месте должно стоять качество и востребованность получаемого образования. До недавнего времени об этом в России думали в самую последнюю очередь. Усилия инициаторов и создателей отечественных бизнес-школ сводились главным образом к утверждению этого образования на государственном уровне и к пропаганде специалистов со степенью MBA среди работодателей. 

    Хотя потребность в квалифицированных предпринимателях была (и остается) у нас чрезвычайно высокой, уровень их подготовки не всегда был должным. В шутку квалификацию таких специалистов называли monkey business administration, то есть “бизнес-образование на уровне обезьяны”.

    Как же добиться высокого качества российских программ MBA?

    Первым условием должно быть четкое определение миссии каждой программы MBA, или, проще говоря, ее марки. Например, в Америке ведущие бизнес-школы имеют специализацию. Можно сказать, какая школа специалистов какой области лучше готовит: скажем, Чикагский университет считается лучшим по бухгалтерии и финансовой отчетности, Бабсон-колледж штата Массачусетс — по предпринимательству, Пенсильванский университет — по финансам, Северо-Западный университет штата Иллинойс — по маркетингу, Массачусетский технологический институт — по количественному анализу. 

    В России пока такой четкой специализации не существует. Хотя она уже наметилась. Например, ведущее направление Высшей школы международного бизнеса АНХ — подготовка специалистов в области менеджмента, Института бизнеса и экономики — финансы и маркетинг.

    В то же время в условиях, когда конъюнктура рынка непрерывно меняется, важно иметь более широкое образование в бизнесе. Многие бизнес-школы предлагают студентам выбрать несколько опций-специализаций. Разнообразие опций, большое число курсов и их содержательная насыщенность — одно из условий качества школы и ее программы MBA.

    Другое условие качества — эффективность учебной технологии, т.е. общая система организации и проведения обучения, складывающаяся из многих элементов. 

Укажем наиболее важные из них.

    Формы занятий. Помимо традиционных (лекций, семинаров, компьютерных игр), большую роль играют анализ ситуаций из деловой практики (case study), подготовка и презентация групповых проектов (team work), написание сочинений (essay). Важное значение имеет и самостоятельная работа студентов (на нее тратится в 1,5 раза больше времени, чем на аудиторные занятия). 

    Система контроля знаний. Здесь основную роль играют промежуточные и финальные экзамены (midterms и finals). Оценки ставятся не только за них, но и за выполнение конкретных заданий, нередко и за прилежание (активность на занятиях, посещаемость, дисциплину). Итоговый результат выводится из суммы всех этих оценок. Эта сумма накладывается на оценочную 100% шкалу, каждый отрезок которой соответствует той или иной отметке: от 90% до 100% — “A” (отлично), от 75% до 89% — “В” (хорошо), от 60% до 74% — “C” (удовлетворительно), от 50% до 59% — “D” (посредственно) и ниже 50% — “F” (неудовлетворительно). Контрольные работы — это решения задач и тестов, например, выбор правильного утверждения из нескольких вариантов (multiple choice), заполнение пустых мест правильными терминами (fill the blanks) и оценка истинности или ложности какого-либо утверждения (truth or false). В американских программах MBA все экзаменационные работы письменные. 

    Развитие коммуникативных навыков студентов. В этом смысле важны не только специальные предметы по способам коммуникации, написанию резюме, деловых предложений, но и специальные тесты, прежде всего GMAT и WST (искусство письменной речи). Чем выше средний показатель сдачи GMAT абитуриентами/студентами школы, тем больше у нее шансов занять достойное место в рейтинге. 

    Использование интегрированных критериев качества программ (на их основе составляются рейтинги программ МВА и школ, их предлагающих). На сегодняшний день это — академические показатели учебного заведения (на основе опроса нескольких сотен экспертов из числа президентов университетов, деканов, ведущих профессоров); оценка учебного заведения рекрутинговыми компаниями; средний уровень успеваемости абитуриентов; средний уровень теста GMAT (в Стэнфордском университете он равен 722!); вступительный конкурс (от 2 до 14 человек на одно место в престижных университетах); доход выпускников (от $60 тыс. до $115 тыс. в год); процент устраивающихся на работу сразу после учебы (от 70 до 98%), то же самое, но через три месяца (от 88 до 100%), ежегодный прием (от 250 до 2.900 человек). 

    К бизнес-образованию надо относиться так же, как и к изучению любой другой науки. На коротких курсах нельзя научиться ничему серьезному. Они могут быть эффективными только для совершенствования уже имеющихся знаний и навыков. Кроме того, бизнесу невозможно научиться, прослушав теоретический курс. Необходимо погружение в практику, хотя бы смоделированное на занятиях (на примерах тех же case studies и др.).

    Оценивая российские программы МВА, конечно, нужно ориентироваться на Запад. Но безоглядно копировать — неблагодарная задача, она не имеет перспектив. Надо учитывать местные особенности и создавать адаптированные к российской действительности курсы.

    Хотя бизнесу в России долгое время не учили, у нас есть все предпосылки, чтобы не только ликвидировать отставание, но и занять почетные места в мировом рейтинге учебных заведений, обучающих бизнесу. 

    Традиционно в России хорошо готовили специалистов в области фундаментальных и технических наук: математики, естественных наук, инженерного дела. Недаром на этих специалистов из России немалый спрос за рубежом. MBA — во многом аналитическая специальность, поэтому овладение этой наукой нашими специалистами, имеющими солидную подготовку по фундаментальным дисциплинам, может дать прекрасные результаты.

    С другой стороны, невиданные трансформационные процессы в нашей экономике открывают возможности для творчества, приобретения уникального опыта, завоевания новых позиций и, наконец, для прорыва в самых неожиданных направлениях.

Журнал “Обучение за рубежом”

№09(10) 1999г.

Автор: Гойзман Эдвард



Прочитайте еще про Отдых в России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.