А гражданином быть обязан! на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

А гражданином быть обязан!

KUDA.UA > Отдых > Отдых во Франции > А гражданином быть обязан!

А гражданином быть обязан!     Во Францию я поеду летом. Обязательно. Поем улиток, погуляю по Лувру, потом, может быть, познакомлюсь с бродячим художником на “Бульмише”. Наслажусь, короче говоря, всеми французскими тонкостями и прелестями. Но это летом. А поскольку до него еще жить и жить, займусь пока изучением французского образования. Во-первых, чтобы не скучать. Во-вторых, теперь все, что связано с Францией, напоминает мне о лете, о сказочном отдыхе, об улитках… Ну и в-третьих, чтобы по-настоящему понять французский национальный характер, надо проследить, как он формируется с самого раннего детства. Чему же учат своих детишек “губители карманов и сердец”? 

    Напомним, что система французского среднего образования состоит из трех этапов: подготовительные классы (maternelle, где учатся детишки от двух-трех до пяти лет), начальная школа (ecole primaire, от шести до десяти лет) и средняя школа (ecole secondaire). Третий этап обучения можно разбить на два цикла: college (от 11 до 14 лет) и lycee (от 15 до 18). Посещать классы maternelle, кстати, не обязательно, но традиционно 90% французов водят туда своих малышей. Maternelle не является аналогом нашего детского сада, поскольку там с детьми работают не просто воспитатели, а педагоги, прошедшие такую же серьезную подготовку, как и преподаватели начальной и средней школы. В maternelle за детьми не просто приглядывают, а обучают по специальной программе, соответствующей, разумеется, их нежному возрасту. 

    Во Франции вы не найдете такого учебного заведения, которое заключало бы в едином здании все три этапа школьного образования, это всегда отдельные учреждения. Но в Москве, к примеру, есть такой островок французского образования, где можно наблюдать вживе все стадии – от подготовительной до средней. В московском Французском лицее учатся дети тридцати пяти разных национальностей от трех до восемнадцати лет, и все они получают образование по французской единой программе, которая не претерпевает никаких изменений от того, что перенесена за пределы Франции. 

    Как считает директор лицея мадам Стефан, какой-то явной, резкой отличительной черты у французского школьника нет. Дети в любой части света остаются детьми. Но, пожалуй, можно выделить некоторые особенности воспитания и учебного процесса. 

    Во-первых, детей с самого раннего возраста пытаются научить правильно общаться друг с другом, оказывать друг другу поддержку. Кроме того, малыши должны уметь самостоятельно принимать какие-то решения (пусть даже пока на уровне игры), а не беспрекословно и бездумно делать то, что сказал учитель. Еще одна особенность в том, что французская школа всегда стремится воспитать настоящего гражданина. Раньше гражданственность в детях главным образом развивали преподаватели истории или государственного устройства, а теперь этим занимаются еще и преподаватели других дисциплин. Вообще, одно из новшеств французского среднего образования заключается в том, что все предметы должны быть чем-то между собой связаны. Это облегчает восприятие материала школьниками, делает учебный процесс увлекательней, но и требует от педагогов ежегодного повышения квалификации. 

    Естественно, для любой хорошей школы огромное значение имеет индивидуальный подход к каждому ученику. Дети с абсолютно разными характерами, способностями и склонностями должны быть равны в глазах учителя и получать достаточное количество ласки, внимания и заботы. Это понятно. Но что делать, если один ученик, скажем, сильно отстает по математике, а другому царица наук дается на удивление легко, и он уже шагает впереди всего класса? Тут может возникнуть проблема, ведь пока учитель объясняет материал отстающему, успевающий скучает, хотя мог бы двигаться по программе дальше. Мадам Стефан чарующе, совсем по-французски улыбается и объясняет, что решение проблемы существует. Просто преподаватель должен организовать урок таким образом, чтобы никто из учащихся не скучал и чтобы сильный ученик мог помогать слабому. Конечно же, под словом “помогать” не имеется в виду давать списывать или по-братски делиться шпаргалками. Когда успевающий пытается что-то объяснить отстающему, он, во-первых, сам повторяет и закрепляет материал, а во-вторых, помогает своему товарищу. Безусловно, такие плодотворные занятия – картина несколько идиллическая. В действительности всегда обнаруживаются ученики, которых почти невозможно заинтересовать или настроить на работу. Но преподавателю во французской школе многое по плечу, ведь занять эту должность он может, только пройдя серьезную подготовку и сдав достаточно сложные экзамены. 

    Каждый месяц классные руководители устраивают собрания, на которых обсуждают с учениками планы и цели, подводят итоги и пытаются решать различные проблемы. А после каждого триместра проходит школьный совет, возглавляемый директором. В этом мероприятии принимают участие все классные руководители, главный советник по образованию (что-то вроде завуча, только серьезней), некоторые мамы и папы, а также два делегата от каждого класса. Этих самых делегатов выбирают одноклассники, и перед советом все вместе тщательно обдумывают, о чем избранники будут говорить на собрании. Как подчеркивает мадам Стефан, на школьных советах не принято ругать и стыдить на чем свет стоит незадачливых учеников. Гораздо больше пользы от спокойного обсуждения и совместных поисков верных решений и ответов на вопросы. Такие собрания проводятся для того, чтобы подвести итоги, отметить успехи и достижения, выявить проблемы и постараться общими усилиями их решить, а еще поставить конкретные цели и определить средства. 

    Вообще, у меня сложилось впечатление, что одна из наиболее характерных черт французского образования – это целенаправленность. Ученик настроен не на абстрактно блестящее будущее, а ставит перед собой небольшие, но конкретные и реальные задачи и прилагает все усилия, чтобы их выполнить. Если не справляется сам, на помощь обязательно приходят учителя и одноклассники, но все-таки приветствуется самостоятельность (в разумных, конечно, приделах). Например, во Французском лицее в Москве изучение французского и русского языков для удобства разбили на три уровня: первый уровень для детей, которые говорят на языке дома, второй предназначается тем, для кого этот язык – иностранный, и последний уровень – нулевой. Сначала перед ребенком ставят конкретную задачу – как можно скорее сойти с нулевой отметки и перейти на следующий уровень. Потом, соответственно, идти дальше и не останавливаться на достигнутом. Хитрость в том, чтобы двигаться к цели небольшими шагами. Это психологически проще. Не нужно сразу в совершенстве овладевать всеми тонкостями и читать Гюго в подлиннике, достаточно просто перейти на другой уровень. А там уж… 

    Во французской школе дети плохо представляют себе, как можно приходить на учебу не раньше третьего урока и уходить не позже четвертого. Прогуливать занятия практически невозможно, ученики не могут входить и выходить из здания, когда им вздумается, посещаемость всегда под жестким контролем. Что и говорить, родителям так спокойней, да и детям только на пользу (хотя, вероятно, они с этим категорически не согласны). Если все же кому-то из юных франкофонов удалось нарушить внутренний распорядок лицея, неизбежен устный выговор или же письмо к родителям, где четко изложена суть проблемы. Самым суровым наказанием является отстранение школьника от учебного процесса на несколько дней. Это, конечно, не значит, что чадо за непослушание получает неделю каникул. Отстраненный продолжает ходить в школу, но не имеет права посещать уроки, а обычно сидит в кабинете директора, выполняя штрафные задания. В принципе, такого наказания можно избежать. Если на собрании в пользу “приговоренного к отстранению” проголосует большинство однокашников, его отпустят с миром. Вот так и развивается в детях чувство социальной ответственности. И либерте-эгалите, и кодекс Наполеона. 

Журнал “Обучение за рубежом”

№03 2002г.

Автор: Иванникова Мария



Прочитайте еще про Отдых во Франции:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.