В Крым с “черного хода”. на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

В Крым с “черного хода”.

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Украине > В Крым с “черного хода”.

Привычка московских туристов-школьников в осенние и весенние каникулы путешествовать по Крыму после пресловутого 17 августа сделала многие группы “невыездными”. В самом деле: плацкартный билет до Севастополя или Феодосии, следуя за долларом, прыгнул до 480 р. (не считая стоимости постели). Скидки школьникам иных государств Украина не даёт. Переезды на автобусах и троллейбусах по Крыму потребуют от 40 до 100 р., питание на 10 дней потянет ещё на 400; музеи, экскурсии, без которых Крым – не Крым – не менее сотни, поскольку билетов дешевле 3 гривен (около 15 р.) мы не видели. Таким образом, без учёта карманных расходов, поход в Крым обойдётся в 1500-1800 р. Такое даже не все взрослые могут себе позволить. 

    Поход на Кавказ стоит дешевле. Около 200 р. надо на билет до Анапы или Туапсе , рублей 30-50 потребуется на внутримаршрутные переезды, не более 30 р. на экскурсии, плюс оплата питания, и вот, пожалуйста – 900 р. для взрослых и 700 р. для школьников в период каникул. Это уже терпимо. 

    Однако Кавказ и даже Краснодарский край прочно ассоциируются в сознании родителей с Чечнёй. И попробуйте убедить их, что Западный Кавказ не более опасен, чем московские ЦПКиО или окрестности стадиона “Динамо”… 

    Обсудив ситуацию, мы решили летом, когда сроки не поджимают, разведать более дешёвый вариант проникновения в Крым – через Керченский пролив. Ведь билет до Анапы стоит лишь 200 р., а до Краснодара и того меньше. 

    Перво-наперво позвонили в Краснодар, чтобы узнать про автобусы до порта Кавказ (так называется причал на российском, некогда тьмутараканском, а теперь таманском берегу). Оказалось, что рейсы бывают раз по 5 в день, и мест свободных хватает. 

    Затем предложили родителям “обходной” вариант. Тут они почему-то забыли, что ехать придётся всё равно через Кавказ и дали “добро”, а вернее – деньги. 

    Но поначалу мы совершили ошибку: взяли в Краснодаре билеты на автобус Кисловодск – Ялта сразу до Белогорска, откуда хотели начать маршрут. Проезд обошёлся по 130 р. с человека и отдельно за паром по 93 р. Оказалось, надо было ехать до переправы и там садиться на паром самостоятельно. Это обходится в 54 р. На крымской стороне можно сесть в свой же автобус или ехать на городском до автостанции за 35 украинских копеек. Кстати, на автобусные билеты с сентября для школьников есть скидки, а курс гривны к рублю примерно 1:6,5. 

    Переезд к началу маршрута нашим обходным путём занял вместо обычных полутора двое суток, и потому в Белогорске мы оказались лишь к вечеру. Ночевать здесь лучше всего на берегу крупного водохранилища после моста через полноводную даже летом речку Карасу. Первая на пути из Керчи речка Танасу, протекающая по восточной окраине Белогорска, мелкая и грязная, да и жители местного дома для душевнобольных весьма агрессивны. 

    Пешую часть маршрута мы предполагали начать от села Межгорье. Автобусы туда давно не ходят, но нашёлся “левак”, доставивший нас до места за 30 гривен. Вышло примерно по 16 р. с человека. 

    От Межгорья двинулись в горы вдоль реки Суат. На группу с рюкзаками лесники смотрели с явным удивлением: давненько таких тут не хаживало. Неуверенно заданный кем-то из них вопрос о маршрутной книжке так и повис в воздухе. 

    Путь через Караби-Яйлу, Нижний Кокасан и Сахарную Головку в Громовку хорошо известен. Отмечу лишь, что расположенные вдоль него источники не пересохли, хотя было начало августа. В Громовку и многие другие сёла автобусы давно не ходят. До Морского мы шли пешком. Ночевали у моря вблизи реки на восточной окраине посёлка. Здесь, да и позже, никто нами не интересовался и денег за постой не требовал. Но дров нет, пришлось пользоваться газовым примусом. В Морском, как и во всём Крыму, дороги продукты и дёшевы вина, фрукты и овощи. 

    Дальнейший маршрут шёл по пляжам до Весёлого. Здесь тоже почти нет дров. Зато на следующий день, запасшись водой, мы остановились в “Верхнем Раю” – бывшем заповеднике Караул-оба. Народа здесь ходит много, заповедный режим не соблюдается, зато всё вокруг очень красиво и полно дров. “Верхний Рай” находится за волошинским “раем и адом” над тропой, ведущей в Новый Свет , почти на вершине горы. 

    В Новом Свете берут плату за вход в грот Шаляпина и на Царский пляж, но поборов при правильном выборе пути можно избежать. Палатки теперь ставят даже над Царским пляжем, правда, говорят, за деньги. В Судаке можно установить палатки около мыса Алчак на берегу ручья, но и там проблема с дровами. Из Судака по старинной заброшенной дороге мы спустились к виноградникам Солнечной долины. Эта дорога начинается от шоссе вблизи круговой развязки Судак – Феодосия – Солнечная долина и идёт по южным склонам горы Ай-Георгий через можжевеловый лес мимо непересыхающего источника. 

    Солнечная долина – угодья одноимённого винсовхоза. Восточнее посёлка за ветродвигателем есть водохранилище. Через его плотину идёт грунтовая дорога вверх, к виноградникам и роднику, отмеченному на всех картах. Здесь удобный ночлег с дровами. 

    Следующая ночёвка привязана к источнику над Лисьей бухтой под скалами горы Кара-оба, откуда виден Кара-Даг. Оборудованных источников здесь целых два. К ним ходят отдыхающие с пляжей Лисьей бухты, “заповедника” нудистов. Попасть в бухту от Солнечной долины можно и другим путём – вдоль моря от села Прибрежное через виноградники. 

    Карадагский заповедник при наличии соответствующих документов, денег и нахальства можно пройти насквозь до Коктебеля, а можно и обойти через Щебетовку. В последнем случае советую пополнить запасы воды у источника Лягушка рядом с домом лесника. 

    Коктебель не нуждается в рекламе. Остановиться можно в левой восточной части бухты вблизи бывшей погранзаставы. За пионерским лагерем есть дрова. Отсюда грунтовая дорога ведёт вдоль диких пляжей мимо мыса Лагерный до высоты 238. Дальше вдоль моря тянутся прижимы и уединённые бухты вплоть до пос. Орджоникидзе. Этот участок удобнее обойти по тропе, ведущей от конца дороги вдаль от моря. По пути есть оборудованный родник. Тропа вполне надёжная, местами укреплена. 

    За невысоким перевалом распахивается широкая долина, спускающаяся к бухте Двуякорной. За ней – высоты, образующие феодосийскую подкову. Пересекать их лучше не по асфальтовой дороге, а по старой заброшенной, выводящей к лесопосадке ниже радиолокаторов. На высотах дорога проходит мимо водохранилища, чуть ниже которого невдалеке от водопроводной трубы есть родник. В сосновых посадках достаточно дров. До феодосийского вокзала остаётся полтора часа спуска. С высоты открывается прекрасный вид на город и мыс Киик-Атлама. Стоянки просто идеальные! 

    Из Феодосии мы вернулись в Анапу. До Керчи добрались двумя дизель-поездами всего за 2,5 гривны с человека. Ещё 1,5 гривны стоил проезд до городского автовокзала и оттуда до порта Крым. Однако на поездах ехать долго – целых полдня. Автобус стоит дороже – около 10 гривен. Паром ходит и по ночам, но мы предпочли заночевать на крымской стороне, где есть удобные травянистые поляны прямо у таможенного поста. Автобусы от порта Кавказ уходят утром, от первого парома. 

    Переезд из Феодосии в Анапу обошёлся нам по 110 р. Если бы ехали автобусом, стоимость возросла бы до 160 р. 

    Подведём итоги. Дорога Москва – Белгородск: летом – 380 р., в учебное время школьникам – 250 р. Дорога Феодосия – Москва: 340 и 240 р. соответственно. По сравнению с традиционным заездом выигрывается 300-350 р. летом и 500-550 р. в льготный для школьников период. 

    Летом в Крыму очень жарко, что, конечно, портит впечатление от прибрежных городов. В горах прохладнее, но бывают дожди. Весной, а тем более осенью, ходить в походы намного приятнее. Отношение местных жителей в целом благожелательное, хотя надо постоянно помнить о возможности воровства на пляжах и особенно во внутренних лесных районах, где этим славится Бахчисарай , Баштановка, окрестности Мангупа и ряда других населённых пунктов, где живут крымские татары. 

    Отметим также, что стремление в Крым оправдано лишь тогда, когда участники хотят посетить музеи, исторические памятники и другие достопримечательности. Красивые виды, виноградники и море есть и в Краснодарском крае, где путешествия столь же безопасны, но стоимость похода гораздо ниже, подъезды короче, а оформление различных бумаг и прочие формальности сводятся к минимуму. 

Газета “Вольный ветер”

№42 01 2000г

Автор: Алексеев Алексей



Прочитайте еще про Отдых в Украине:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.