Проезжаем несколько тихих, почти безлюдных городков, и через 10 дней оказываемся на берегу Ботнического залива в г. Лулео. Он вроде нашего Череповца на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Проезжаем несколько тихих, почти безлюдных городков, и через 10 дней оказываемся на берегу Ботнического залива в г. Лулео. Он вроде нашего Череповца

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Норвегии > Проезжаем несколько тихих, почти безлюдных городков, и через 10 дней оказываемся на берегу Ботнического залива в г. Лулео. Он вроде нашего Череповца

Проезжаем несколько тихих, почти безлюдных городков, и через 10 дней оказываемся на берегу Ботнического залива в г. Лулео. Он вроде нашего Череповца – город металлургов. Но, в отличие от российского, здесь ни дыма, ни труб, ни даже самого комбината не видно. Просто стоит чистый, красивый, зелёный город. На самом берегу залива – многоэтажные ослепительно белые здания, соединённые застеклёнными галереями. Есть причалы для судов. 

    Огибая Ботнический залив, приближаемся к финской границе, которая проходит между городами Хапаранда и Торнио. По сути – это один город, расположенный по разным берегам большой реки. В магазинах и тут, и там с одинаковым успехом можно расплачиваться финскими марками или шведскими кронами. 

    Потратив много усилий и времени, мы всё же нашли таможню, где после настоятельных просьб у нас проверили документы и поставили в паспортах штампик о въезде в Финляндию. Дело в том, что при выезде в Россию финские пограничники очень скрупулезно проверяют не пробыли ли вы в стране больше времени, чем разрешено визой, поэтому въездной штампик весьма желателен. 

    По природе и ландшафту берегов Ботнический залив во многом напоминает Финский. Но в Ботнический залив впадают две крупные реки – Торниойоки и Кемийоки. В их устьях расположены довольно большие по финским масштабам города – Торнио и Кеми. 

    Река Торниойоки – одна из немногих крупных рек Европы, которые цивилизация обошла своим вниманием: сток её не зарегулирован, на ней нет ни одной плотины, водохранилища и электростанции. Полная противоположность – соседняя Кемийоки, энергия которой используется на все 100%. Здесь построено 14 электростанций, тем не менее берега водохранилищ весьма живописны и не обезображены деятельностью человека. 

    Ещё немного на север – и мы въезжаем в Рованиеми , столицу финской Лапландии. Этот красивый современный город расположен вблизи Полярного круга у слияния двух больших рек – Оунасйоки и Кемийоки. В окрестностях множество спортивных баз, всего в 8 км у самого Полярного круга расположена резиденция Санта Клауса с нескончаемым потоком туристов со всего света не только в Рождество, но и во все времена года. 

    От Рованиеми начинаем движение на юг, к дому. Впереди около 1000 км до Выборга, конечной станции С.-Петербургской электрички. Места, по которым проезжаем, очень красивы, природа напоминает нашу Карелию. Кстати, у финнов эта территория и зовётся Карелией. 

    Если у нас автомагистраль Петербург – Мурманск сотнями километров идёт по сплошной ненаселёнке, вокруг только леса да болота, то здесь через каждые 10-15 км обязательно проезжаешь мимо посёлка или фермы. Явно больше, чем у нас, окультуренных земель. Даже возле самого Полярного круга у финнов растёт ячмень. Попадаются поля, засаженные овощами, картофелем. Ближе к югу минуем плантации смородины и земляники. В этих местах у шоссе расставлены щиты с приглашением принять участие в уборке урожая. Лес в этих краях тоже рубят, но очень тактично, маленькими участками. Как ни странно, финские лесорубы никогда не убирают, не вывозят и не сжигают сучья на месте вырубок. 

    Едем по небольшим городкам Куусамо, Суомуссалми, Соткомо, Вуокатти , Йоэнсу, Парикала. Главное впечатление от них – это чистота, уют, обилие цветов и какое-то состояние вечной праздничности. В большинстве городков поперёк центральных улиц развешаны гирлянды разноцветных флажков. Характерный штрих – порой велосипедистов на улицах больше, чем пешеходов. 

    В г. Иматра – исток Вуоксы, той самой нашей Вуоксы, которая течёт по Карельскому перешейку и впадает в Ладожское озеро. Вытекает Вуокса из озера Сайма, расположенного на 70 м выше нашей Ладоги. Львиная доля падения Вуоксы приходится на первые несколько километров её течения. На этом участке и находится водопад Иматра . Сейчас русло реки выше него перекрыто плотиной, и вода идёт через турбины построенной невдалеке крупнейшей в Финляндии электростанции. Однако летом раз в день в 19 часов затворы плотины открываются, и на короткое время вода устремляется по своему исконному руслу, оглашая грохотом водопада прилегающую часть города и удивляя собравшихся здесь туристов грандиозностью зрелища. 

    C этой электростанцией связан удивительный эпизод. Стоило нам приблизиться к её зданию, как нас тут же почти насильно затащили внутрь. Нет, не для проверки документов и составления протокола, а просто предложили осмотреть станцию, пустили в машинный зал, оставили там одних, разрешив разгуливать вдоль шеренги работающих генераторов столько времени, сколько заблагорассудится. Потом поблагодарили за посещение и пригласили приезжать ещё. Трудно представить себе подобную ситуацию даже на небольшой электростанции в России, не говоря уж о крупнейших. 

    Близится конец маршрута. Уже проехали на велосипедах 2800 км, последний город на нашем пути – Лаппенранта ЦЫЦ?, растянувшийся вдоль берега Саймы почти на 15 км. Здесь начинается Сайменский канал, ведущий в Финский залив. Дорога всё время идёт вдоль канала, несколько раз пересекая его. 

    За весь наш вояж по Скандинавии с первого до последнего дня мы ни разу не съехали с асфальта, ежедневно наслаждаясь ездой по отличным дорогам. Выбоин и других дефектов там просто не существует. Качество покрытия таково, что на спусках можно ехать без риска с любой скоростью и, если нет серпантинов, не притормаживая. Даже несколько ремонтируемых участков дороги, которые мы проезжали, не создали заметных неудобств: ремонтируется раздельно правая и левая часть дороги, причём короткими отрезками по 200-300 м. 

    Интенсивность дорожного движения на нашем маршруте чаще всего невысокая, а на некоторых участках машин просто мало, от силы 2-3 в час. Удивляет очень уважительное отношение шоферов к велосипедистам. Например, при выезде с боковой дороги на главную, по которой мы едем, шофёр непременно будет терпеливо ждать, даже если до перекрёстка нам ещё ехать 100-150 м. Никакого сравнения с хамским поведением российских водителей. 

    Почти во всех городах и больших посёлках, которые мы проезжали, на велосипеде можно ехать по специальной велодорожке. Такие дорожки производят неизгладимое впечатление на всех российских велосипедистов, попадающих за рубеж. “ВВ” не раз приводил описание этих дорожек и помещал их фотографии (см. № 20, 27, 39). 

    На скандинавских автотрассах обычно нет километровых столбов, зато много толковых указателей. Ориентируясь по ним и располагая хорошей картой, можно никого не расспрашивать о дороге, всё ясно и так. В местных книжных магазинах и на многих бензозаправочных станциях продаются карты любого масштаба и назначения. Стоят они довольно дорого, но затраты окупаются с лихвой – получаешь приятное чувство независимости и уверенности при передвижении в чужой стране. Вероятно, наиболее оптимальна карта масштаба 1:200 000. 

    В информационных пунктах Turistinformation, которые размещены под вывеской “i” во всех без исключения городах и в крупных посёлках, можно бесплатно взять карту или схему этого города или района. Также бесплатно в этих пунктах дают прекрасно изданные красивые рекламные проспекты и буклеты на всех языках, иногда и на русском (редко – в Норвегии, чаще – в Швеции и совсем-совсем часто – в Финляндии). 

    С ночлегом в Скандинавии проблем нет. В каждой из стран – сотни кемпингов, где всегда можно поставить свою палатку на чистой травке и получить право пользования душем, туалетом, кухней с электрической или газовой плитой, стиральной машиной, сушилкой, иногда микроволновой печью. Но это дорого – $10-12 в сутки за одну палатку (как правило, независимо от количества проживающих в ней людей). 

    Мы пользовались кемпингами редко, почти всегда ночевали в лесу. Во всех скандинавских странах законодательно установлено “всеобщее право” или “право каждого”, позволяющее любому путнику на всей территории страны пользоваться землёй, независимо от того, является ли она государственной или частной. В любом месте можно останавливаться на ночлег, собирать грибы и ягоды. Исключение составляют поля, сады, огороды и территории в непосредственной близости от жилья. В лесах любой формы собственности запрещено лишь валить деревья и разорять птичьи гнёзда. Костры разводить не принято. За всё путешествие мы ни разу не видели ни одного кострища, сами же пользовались газовой горелкой. Разовые газовые баллоны продаются в спортивных, хозяйственных магазинах и на бензозаправочных станциях. В Норвегии и Финляндии – любого типа (с цанговым или резьбовым креплением горелки), а в Швеции – исключительно фирмы Primus (с резьбой). Баллон массой 450 г стоит примерно $6. По всему маршруту достаточно часто расположены магазины, где можно пополнить запасы продуктов. Причём ассортимент товаров в них совершенно не зависит от расположения или удалённости от столицы. Так, в магазине небольшого посёлочка (по-нашему, в сельмаге) можно приобрести любые овощи и фрукты, начиная от обычных помидоров, огурцов или яблок и кончая ананасами, авокадо и киви. Кроме того, еду продают на большинстве бензозаправочных станций. Возить приходится запас продуктов не более, чем на 2-3 дня, с учётом того, что в воскресенье, а кое-где и в субботу магазины бывают закрыты. 

    В пути мы неоднократно встречали велотуристов из разных стран – немцев, швейцарцев, поляков, американцев, японцев, а вот россиян, к сожалению, не было. 

    Около г. Йоэнсу мы пересекли “Голубую дорогу”. Это международная трасса, проложенная для моторизованных туристов. Начинается она на берегу Атлантики (см. схему) и ведёт через Норвегию, Швецию, Финляндию в российскую Карелию и заканчивается на берегу Онежского озера в Петрозаводске. “Голубая дорога” на всей длине промаркирована голубыми значками, вдоль неё расположены отели, мотели, кемпинги, рестораны. Обществом “Голубой дороги” издаются рекламные проспекты, путеводители, брошюры. Путешествуют по “Голубой дороге” в основном иностранцы, похоже, что российских автотуристов на ней не густо. В одной из брошюр для туристов, едущих из Финляндии в Петрозаводск, написано: “Мы приближаемся к финляндско-советской границе у местечка Вяртселя. Поднимается шлагбаум, и складывается такое впечатление, что мы переносимся во времени по меньшей мере на сто лет назад. Здесь можно всё увидеть в первозданном виде – не только людей, но и девственную природу…” 

    И вот перед нами тоже поднимается пограничный шлагбаум, и мы попадаем из сказки… домой. Как говорится, в гостях хорошо, а дома лучше. 

Газета “Вольный ветер”

№47 04 2001

Автор: Рыбаков Владимир



Прочитайте еще про Отдых в Норвегии:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.