Тайланд. По национальным паркам Таиланда. Часть 1 на kuda.ua

Тайланд. По национальным паркам Таиланда. Часть 1

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Таиланде > Тайланд. По национальным паркам Таиланда. Часть 1

2 марта 2003 г. Воскресенье

Очередное тропическое путешествие началось. Еще неделю назад я сомневался: по какой программе действовать. Программа-максимум предполагала поездку через Таиланд и Малайзию в Индонезию, на остров Суматра, и проведение основного времени там. Но после долгих размышлений я решил остановиться все-таки на программе-минимуме: только Таиланд . Причин несколько: финансовая (хотелось сэкономить побольше долларов для организации орнитологического тура для швейцарцев в мае-июне), безопасность (в Индонезии весьма велик риск заражения малярией, что поставило бы проведение тура под угрозу), и простота путешествия (в Таиланде не такие большие расстояния, как в Индонезии). В 11:40 на самолете компании «Дальавиа» я вылетел из Хабаровска в Сеул и был там через два с половиной часа. До рейса на Бангкок оставалось почти 7 часов. Провел это время перед телевизором, настроенным на русский канал НТВ. До Бангкока долетел без приключений, почти всю дорогу дремал, прерываясь лишь для приема пищи и напитков. На гостеприимную землю Таиланда я ступил вскоре после полуночи по местному времени. Поменял сразу 200 долларов (курс обмена – 1 доллар США = 41,82 бат). Тайская виза у меня уже была, поэтому все формальности я прошел очень быстро. Получив багаж, нашел себе кресло у телевизора и устроился в нем до утра.

3 марта 2003 г. Понедельник

Промаявшись в жестком пластиковом кресле до 6 часов утра, я отправился со своей поклажей на железнодорожную станцию Дон Муанг, расположенную рядом с аэропортом. На сей раз я решил вовсе миновать Бангкок и ехать сразу «в джунгли», в другую сторону от столицы. Ближайший поезд до нужного мне места отходил в 7:40. Оставшиеся полтора часа просидел на перроне, попил кофе. Поезд пришел по расписанию. Билет, хотя и в вагоне 3 класса, был с обозначенным местом, поэтому стоять не пришлось. Три с лишним часа пути я смотрел в открытое настежь окно, наслаждаясь контрастом между цветущим Таиландом и заснеженным Хабаровском. К тому времени, как я приехал в городок Пак Чонг, температура уже поднялась как минимум до плюс 30, и солнце припекало не на шутку. К счастью, поиски магазина «7/11», от которого отправлялся транспорт до национального парка Као Яй, заняли не больше десяти минут. Едва я добрался до магазина, как тут же был подобран «сонгтэо» (пассажирским пикапом, обычным транспортным средством в Таиланде), следовавшим в направлении национального парка. Кузов пикапа был «под завязку» наполнен пассажирами, но в национальный парк, как оказалось, ехали только трое: я и пара из Швейцарии (поболтал с ними немного по дороге). Шофер высадил нас у въезда в парк, в 30 км от Пак Чонга. С нас взяли плату за посещение парка, по 200 бат с каждого. До центральной усадьбы парка, расположенного в 14 км от «чек-пойнта», нужно было добираться на попутке. Это оказалось нетрудно: минут через пять уехали швейцарцы, а еще через 3-4 минуты и меня забрал проходящий мимо пикап. Прокатился в кузове с ветерком, рядом с сетками каких-то корнеплодов (то ли батат, то ли местная редька). От предложенного денежного вознаграждения (20 бат) водитель категорически отказался. В районе полудня я уже был, таким образом, в месте назначения – национальном парке Као Яй, первом и одном из самых известных и посещаемых (примерно 1 миллион человек в год) парке Таиланда. Его площадь составляет более 2 млн. га. Среди обитателей парка – дикие слоны, тигры, леопарды, гиббоны, птицы-носороги.

В визит-центре я получил схему троп и маршрутов (очень грубую и неточную, но бесплатно). Оставив там свой большой рюкзак, с маленьким рюкзачком и биноклем я пошел исследовать окрестности. Сделал два небольших маршрута (по 1-2 км каждый) в районе центральной усадьбы. В конце второго маршрута тропа вышла к шоссе, которое недалеко от того место пересекало ручей. Спустившись от моста к воде, я прошел метров двести вниз по ручью, кое-где переходя его вброд, и, наконец, нашел именно то, что надеялся найти – маленькую косу из мелкого гравия и песка в уютной излучине ручья, со всех сторон окруженную стеной джунглей. Эта коса, очевидно, была намыта в период муссонных дождей, но сейчас, в сухой сезон, она была просушена солнцем и безопасна. Сквозь гравий пробивались растения, в том числе маленькие кустики мимозы, ажурные листики которой немедленно съеживались, стоило только к ним прикоснуться. Поблизости держалась большая стая свинохвостых макак (Pig-tailed Macaque, Macaca nemestrina). Когда я подходил к косе, несколько обезьян перебежало на другой берег по стволу упавшего дерева. О лучшем месте для бивака трудно было и мечтать. Вернувшись к визит-центру и забрав свой рюкзак, я по уже знакомой тропе вышел к шоссе, добрался вдоль ручья до косы и разбил на несколько ближайших дней свой маленький нелегальный лагерь, поставил свою палатку по соседству с кустиком мимозы и стаей обезьян. Джунгли были полны звуками: трещали цикады, орали не видимые в кустах птицы, гавкали макаки, а в сумерках вовсю разошлись лягушки (их голос, правда, напоминал не кваканье, а кашлянье моего кота, когда он подавится костью). С наступлением темноты вместе с обычным звездным небом образовалось еще одно – из летающих звезд-светлячков. После захода солнца я соорудил маленький костерок и вскипятил себе воды для чая в специально взятом для такого случая микро-котелке (консервной банке с дужкой из проволоки). В половине седьмого вечера уже стемнело, и я полез на ночлег в свою палатку. Сначала было довольно душно, но к середине ночи посвежело, так что пришлось вынимать одеяло из-под себя и набрасывать его сверху.

4 марта 2003 г. Вторник

Проснулся в 7 ч. утра, когда уже совсем рассвело. Решив не возиться с костром, я собрал маленький рюкзачок, закрыл вход в палатку на «молнию» (от обезьян) и отправился в «поход». От лагеря я взял прямо вверх по крутому склону, и через какую-нибудь сотню метров вышел на перегороженный с двух сторон шлагбаумами километровый участок асфальтированной дороги, которая пересекает бывшее поле для игры в гольф. Это поле перестали использовать лет десять назад, решив «вернуть его природе», и теперь парк организует здесь «ночные сафари» с использованием мощных фар для наблюдений за оленями и другими зверями. (В том, что спрос на такие экскурсии имеется, я убедился еще вчера вечером, когда стемнело: то и дело был слышен шум моторов, а верхушки деревьев освещались иногда лучами прожекторов). Бывшее поле для гольфа оказалось идеальным местом для экологической экскурсии, с хорошим сочетанием лужаек, прудов и тропического леса. Едва я вышел на эту дорогу, как тут же на стволе дерева увидел новый для себя вид ящериц. Ящерица сама была маленькой и невзрачной, но на горле у нее имелся длинный красный вырост, который она то показывала, то убирала, словно лезвие складного ножа. Вскоре пришлось наблюдать и новый вид млекопитающих: на берегу озерка щипал траву маленький, размером с овцу, светло-коричневый олень-мунтжак без рогов, но с довольно длинным хвостиком, белым изнутри (Common Barking Deer, Muntiacus muntjak). Видел также новых для себя видов птиц – ярко окрашенных тропических чибисов. Дойдя до конца «гольфовой дороги», я завернул на территорию кемпинга, где можно было арендовать палатку (за 300 бат) или поставить свою (за 30). Это место явно уступало моему лагерю, так как там было многолюдно и шумно. Попив в ресторанчике кофе и перекинувшись несколькими словами с парнем из Австралии, я продолжил свой путь. Сначала по шоссе прошел пару километров до следующего кемпинга. Видел по пути очень красивую птицу зелено-желто-голубой окраски (Long-tailed Broadbill). От второго кемпинга начиналась 11-километровая тропа, по которой я запланировал сегодня пройти.

Первую половину пути тропа шла вдоль ручья с водопадами по 6-8 м. Возле первого водопада я отдохнул и сполоснулся в небольшой запруде. Последний водопад был самый красивый. Он находился дальше остальных от кемпингов и шоссейных дорог, поэтому ни на самом водопаде, ни на пути к нему я не встретил ни одного человека. Зато встретил недалеко от этого водопада семейство гиббонов (White-handed Gibbon, Hylobates lar): очень темные, почти черные, со светлыми оторочками вокруг мордочек, а также со светлыми тыльными сторонами ладоней и стоп. В группе было не менее 5 штук; двух или трех удалось хорошо рассмотреть в бинокль. Они скакали в кроне высоченного дерева, которое росло ниже по склону. Так что гиббоны были почти на уровне моих глаз. Один гиббон долго висел, уцепившись обеими руками за ветку, с болтающимися в воздухе ногами, и громко заунывно кричал (по этим заунывным крикам, слышным на расстоянии почти в километр, я это семейство и «вычислил»). У последнего водопада я сделал довольно продолжительную остановку и совершил заплыв в чаше под водопадом. Доплыв до самой водяной стены, я принял приятный водный массаж в облаке радужных брызг. В чаше под водопадом плавали косяки рыб, и я немного пожалел, что оставил в палатке крючок и леску. От водопада тропа шла через густые джунгли, местами пересекая распадки с крутыми склонами. После полудня стояла духота, время поджимало, и я шел почти без остановок. В 17 ч. я вышел к центральной усадьбе парка и сразу же возместил потери влаги в теле, выпив по банке холодного лимонного чая и «спрайта». Купил также полуторалитровую бутылку воды с собой. Утолив жажду, по вчерашней тропе дошел до «гольфовой дороги» и от нее напрямую спустился к своей палатке, замкнув тем самым дневной кольцевой маршрут в 15 км. До наступления темноты осталось как раз достаточно времени, чтобы развести костерок и приготовить ужин – корейскую лапшу с добавкой сушеного мяса (запас высушенного и измельченного на мясорубке мяса кенгуру я заготовил еще несколько месяцев назад). Кроме уже упомянутых животных, за сегодняшний день я встретил трогона (красивую птицу), крупную ящерицу с красной головой и оранжевым гребешком, а также маленькую змейку. Птицу и ящерицу удалось разглядеть хорошо, а змейка быстро уползла и спряталась под колодину, причем не одна, а с лягушкой в зубах.

5 марта 2003 г. Среда

Сегодня решил дать отдых своим ногам, уставшим после вчерашнего похода, а также коже, нахватавшейся слишком много ультрафиолета. Ограничился лишь короткими «вылазками», отложив дальние маршруты на следующие дни. Встал в начале шестого и, разведя костерок, около часа ждал рассвета. Попив кофе, совершил прогулку по «гольфовой дороге» до ближнего кемпинга. Сразу же с дороги увидел крупного рогатого оленя-замбара (Sambar, Cervus unicolor), который спокойно пасся у озерка. Затем произошла еще одна интересная встреча. Я решил обследовать небольшую грунтовую дорогу, отходившую от главной, асфальтированной дороги. Она привела вскоре к опушке высокоствольного леса. Среагировав на движение в кроне дерева, я навел бинокль, и в поле зрения попал гиббон. В отличие от виденных вчера, этот был весь светлый, бежевого цвета, лишь мордочка, ступни и ладони были темными (я думал, что это второй вид гиббонов из двух, обитающих в парке, но потом пришел к выводу, что это просто светлая форма того же самого белорукого гиббона, что я уже видел). Вскоре я заметил и второго гиббона. Оба непрерывно кормились какими-то плодами, время от времени перебираясь с ветки на ветку, и не издавали никаких звуков. Зато их родичи, находившиеся в нескольких сотнях метров в глубине леса, завывали на все голоса. Я сделал снимки этой парочки с расстояния в полсотни метров, использовав последний кадр в фотопленке. Потом мне удалось приблизиться к ним всего на 20-25 м, но, когда я решил вставить в камеру новую фотопленку, гиббоны скрылись в листве. Спустя пять минут они присоединились к общему концерту, только из завывания раздавались поблизости и поэтому были громче. Немного не доходя до конца «гольфовой дороги», я снова свернул на боковую дорожку, проходящую через маленькую рощицу к озеру, и добавил к своей «коллекции» новый вид млекопитающих – симпатичную белку с кроличьей окраской: серый верх, белый низ и серый в крапинку хвостик (Variable Squirrel, Callosciurus finlaysoni). Всего за эту утреннюю полуторачасовую прогулку я встретил 4 новых для себя видов зверей (включая два вида белок) и всего один новый вид птиц – крупного стрижа (Silver-backed Needletail). В ресторанчике при кемпинге я позавтракал (рис с острой курятиной), затарился водой и напитками, а также приобрел на память об этом национальном парке серую футболку с изображением птиц-носорогов (парочку таких я видел вчера вечером). Все удовольствие обошлось в 250 бат (6 долларов). Вернувшись к своему биваку, почти весь день провел там, сидя в тени возле журчащего ручейка, заполняя дневник и отмечая в определителе встреченных птиц. Под вечер я снова прогулялся по «гольфовой дороге», но ничего нового для себя не встретил. Правда, хорошо удалось рассмотреть маленького оленя – тот же самый вид, что был вчера. Видел в полете 6 крупных птиц-носорогов – уже третий вид этих птиц за время моего пребывания в парке (всего здесь отмечено 4 вида птиц-носорогов). Вернувшись к своей палатке, вскипятил на костре воды и сделал себе ужин из каши быстрого приготовления (купил два термостакана этой каши утром) – рис с курицей, точнее, с запахом курицы. Так как физической нагрузки сегодня почти не было, то после наступления темноты (а темнеет здесь рано, около 7 часов вечера) спать не хотелось. При свете фонарика заполнил дневник за сегодняшний день и почитал взятую из дома газету «Молодой дальневосточник».

6 марта 2003 г. Четверг

Встал затемно, попил кофе и в седьмом утра отправился по новому маршруту, который занял почти весь день. Сначала по шоссе, идущем мимо офиса парка, прошел 4-5 км до начала тропы и затем по этой тропе, петляющей среди гигантских деревьев, через десяток километров снова вышел к шоссе в районе офиса. Пополнил свой персональный список примерно десятью новыми видами птиц, в том числе красивой сизоворонкой и зимородком. Снова видел светлых гиббонов. С близкого расстояния наблюдал за парой огромных птиц-носорогов с желобообразными наростами на клювах. А в самом начале пути, едва лишь вышел от палатки на «гольфовую дорогу», видел новый для себя вид зверей – красного волка (Asian Wild Dog, Cuon alpinus). Сначала один, а вскоре и другой волк пробежал по лужайке мимо озера и пересек дорогу в сотне метров от меня. Волки выглядели как обычные коричневые собаки с более темными, почти черными хвостами. Выйдя по тропе к центральной усадьбе парка, первым делом выпил банку лимонного ледяного чая и подкрепился, взяв рис с курятиной и говядиной. Посетил затем визит-центр парка и «разорился» там почти на 400 бат, купив небольшую книжку о млекопитающих национального парка Као Яй, а также сумку для ношения на поясе за 250 бат. Когда вернулся к своему «лагерю», было еще довольно рано, часов 5 дня. Я сполоснулся голышом в ручье и потом до сумерек читал купленную книжку.

7 марта 2003 г. Пятница

Решил пройти еще один новый маршрут по вчерашней схеме, то есть сначала дойти по шоссе 3-4 км до начала тропы, а потом по тропе выйти к центральной усадьбе парка. Только на этот раз по шоссе я двинулся не на север, как вчера, а на юг. С шоссе наблюдал новый для себя вид дятла и новый вид млекопитающих – очень крупную белку (Black Giant Squirrel, Ratufa bicolor). Начало тропы я нашел без труда, но через полтора-два часа хода по ней я зашел в тупик. В том месте тропа упиралась в ручей, а на другом берегу начинались густые заросли. До этого тропа тоже иногда почти терялась, но благодаря помеченным красной краской деревьям найти ее не составляло труда. За ручьем же никаких меток я не нашел, как ни старался. Больше часа я пролазил по джунглям на обоих берегах ручья, но ни тропы, ни меток на деревьях, увы, так и не нашел. Пришлось возвращаться к шоссе тем же путем. К счастью, идти по раскаленному шоссе не пришлось: до центрально усадьбы парка меня подбросил пикап. В ресторанчике на центральной усадьбе я пообедал рисом с добавками из мяса и грибов, а также взял банку холодного лимонного чая. Мясо оказалось сильно заправлено перцем, пришлось после еды покупать еще одну банку чая. В свой «лагерь» я вернулся уже к трем часам дня. До вечера еще оставалось вдоволь времени, так что я не спеша помыл в ручье голову с шампунем, сполоснул без мыла одежду, сполоснулся сам, сбрил выросшую за 3 дня щетину, заполнил дневник и отметил в определителе встреченных за день птиц. В отношении новых видов этот день оказался не слишком результативным: добавил лишь пару новых для себя видов птиц. Зато встретил нескольких «старых знакомых», в том числе зеленого конька и синехвостку. Утром прямо с шоссе хорошо рассмотрел в бинокль пару черных гиббонов.