Тайланд. По национальным паркам Таиланда. Часть 2 на kuda.ua

Тайланд. По национальным паркам Таиланда. Часть 2

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Великобритании > Тайланд. По национальным паркам Таиланда. Часть 2

8 марта 2003 г. Суббота

Утром, попив кофе, прогулялся по «гольфовой дороге» до шоссе, ведущему к водопаду Хео Су Ват, и прошел не спеша 5-6 км до этого водопада, часто делая остановки для наблюдений за птицами. Видел с десяток новых для себя видов, в том числе аж 3 новых вида дятлов. В конце шоссе, у водопада, располагалась зона отдыха, с ресторанчиками и парковкой для машин. В одном ресторане я плотно перекусил, умяв половину курицы-гриль, только что зажаренной над углями (полкурицы – 80 бат, целая – 150). В отличие от предыдущих дней, сегодня небо с утра было затянуто тучами, вдалеке погромыхивала гроза, и несколько раз даже брызнул дождик, пока я шел к водопаду. Я уже было решил на попутке возвращаться обратно до «гольфовой дороге», но, подкрепившись и отдохнув, все же остановился на своем первоначальном плане на сегодняшний день: пройти по тропе до живописного водопада Хео Фатун, где я уже был 4 марта и где делал заплыв. Как оказалось, не прогадал. Дождь не возобновился, солнце сквозь неплотные тучи пекло не так сильно, как обычно, и идти было легко. Спугнул с тропы симпатичную змею примерно метровой длины. Передняя половина тела у нее была темно-зеленая, а задняя – красновато-коричневая. Хотел сделать снимок, но она спряталась в чащобе. У водопада Хео Фатун на сей раз я был не один: до меня туда подошла группа туристов в полтора десятков человек из разных стран, которые шли по маршруту под предводительством местного гида. Поговорил немного с одной туристкой из бывшей ГДР, которая уже три года живет в Бангкоке. Не став ждать, пока группа уйдет, я искупался под водопадом и принял водяной массаж. Плавки у меня, к счастью, были с собой. Никто из туристов не решился последовать моему примеру, они даже не стали спускаться к подножию водопада, расположившись на отдых в его верхней части. Вскоре они ушли, а я, устроившись в тени, отметил в определителе встреченных сегодня птиц.

Затем я решил пройти без тропы от водопада вниз по ручью. Метрах в трехстах я нашел уютное место среди громадных валунов и сделал там привал часа на два, позагорал и заполнил дневник. Наблюдал группу гиббонов с очень близкого расстояния. Трое из них были белыми (самец, самка и детеныш), а двое – черные. Подсмотрел даже спаривание. Когда я отдыхал на берегу ручья, один черный гиббон вылез из зарослей на лиану, образующую что-то вроде мостика через ручей, всего в 10-12 м от меня. Остальные члены этой группы перебрались по мостику раньше, когда я был еще в полусотне метров от него. Отставший гиббон не решился лезть на другой берег так близко от меня. С минуту он посидел на лиане, глядя со страдальческим видом то на меня, то в сторону своих соплеменников, и в конце концов упрыгал вразмашку (на одних руках) назад в джунгли. Возле ручья было очень красиво, солнце светило как раз в меру, чтобы не адаптировавшаяся еще кожа не обгорела. Донимали только дикие мелкие пчелы, которые лазили по телу и слизывали капельки пота. Они не кусались, но были довольно назойливы. Одна, правда, все же меня ужалила, когда я случайно раздавил ее локтем. Наши пчелы жалят больнее. К вечеру гроза все-таки потихоньку добралась до меня. Я едва успел вернуться к палатке, как пошел дождь. Из-за этого стемнело рано, уже в 6 часов вечера ничего не было видно, кроме вспышек молний. О костре, естественно, пришлось забыть. Но после сытного обеда ужинать и не хотелось. К счастью, дождь был не слишком сильным, и почти не пробивал ненадежную ткань сделанной в Китае палатки. На галечной косе дренаж был отличный, поэтому и снизу в палатку не подтекало. К полуночи гроза утихла, и дождь прекратился. Несколько раз за ночь совсем рядом со своим лагерем я слышал хлопанье крыльев и звуки общипываемых веток. Пытался высветить «гостей» фонариком, но безуспешно. Предположительно, это были крупные растительноядные летучие мыши, которые прилетали к росшему над ручьем дереву, усыпанному крупными желтыми ягодами.

9 марта 2003 г. Воскресенье

Не став разводить костер и заваривать кофе, в последний раз я прошелся по «гольфовой дороге» до кемпинга и обратно, сделав в одном месте порядочный крюк в сторону по тропе. Ничего нового для себя не встретил, кроме не поддающейся определению птичьей мелочи. Правда, наблюдал какого-то ястреба, но не успел его разглядеть. В ресторанчике при кемпинге я хорошо позавтракал рисом с курятиной и молодыми початками кукурузы, попил кофе и кока-колы. Вернувшись к лагерю, свернул палатку, побрился, собрал рюкзак, уничтожил следы кострища и, никем не замеченный, вылез вверх по склону на дорогу. По тропе дошел до центральной усадьбы парка и минут десять голосовал там на обочине шоссе, пока меня не подобрал пикап с целой компанией молодых таек. Пока ехали, пытались друг с другом разговаривать. Хотя их словарный запас в английском был не лучше, чем мой в тайском, тем не менее нам как-то удавалось поддерживать разговор и познакомиться. Рассказал им, откуда я приехал и какие места собираюсь посетить в Таиланде. (Удивительно, но факт: многие тайцы не знают, где находится Россия или вообще не слышали о такой стране. Я неоднократно убеждался в этом во время своих путешествий по Таиланду. Однако, слово «Москва» они знают, поэтому на вопрос, откуда я приехал, я часто просто отвечал “from Moscow”, если они не понимали, что я “from Russia”.) В конце концов мы даже обменялись адресами электронной почты. Ехать пришлось долго, около часа, потому что в трех или четырех местах мы делали остановки для фотографирования: у въездных ворот в парк, у маленького придорожного храма, вокруг которого весь лес был уставлен скульптурами зверей, и т.д. Меня довезли до того места, где можно было остановить нужный мне автобус. Когда пикап уже отъехал от меня на сотню метров, я вспомнил про оставленную в кузове шляпу. Она меня здорово спасала от солнца с самого первого дня поездки. Более того, в маленьком кармашке внутри шляпы была заначка в 150 бат (около 4 долларов). Но долго жалеть о потере не пришлось: пикап затормозил, и от него мне навстречу побежала одна из девчонок с моей шляпой в руке.

Перейдя на другую сторону шоссе, я остановился у придорожной забегаловки и заказал фанту со льдом. Не прошло и десяти минут, как с помощью хозяйки этого «заведения» я остановил нужный мне автобус. Через час я сделал короткую пересадку на другой автобус, а еще через 5 часов я уже был в северном Таиланде, в городе Лом Сак, примерно в 400 км к северу от Бангкока. Разыскав недалеко от автовокзала упомянутую в моем путеводителе гостиницу, снял там номер на ночь за 200 бат (5 долларов). Номер без особых удобств (с вентилятором вместо кондиционера, с видавшим виды стареньким телевизором и без горячей воды), но по сравнению с палаточной жизнью это все же был явный прогресс. Поскольку время приближалось к 9 часам вечера, а я еще не обедал, то первым делом, оставив вещи в номере, я прошелся по ряду расположенных возле гостиницы лотков и накупил еды на целых 70 бат: жареных мясных шариков, жареных колбасок, маленький арбуз и банку пива. Вернувшись в номер, устроил себе роскошный ужин, посмотрел телевизор (шел фильм на английском языку по индонезийскому каналу, судя по субтитрам и рекламным вставкам) и вскоре «отрубился». На арбуз сил уже не хватило, оставил его на завтра.

10 марта 2003 г. Понедельник

Проснулся в седьмом часу утра, съел арбуз, сделал небольшую зарядку, принял душ, прогнал в угол огромного таракана, побрился и с полчасика поработал над дневником. Затем прогулялся по окрестным улочкам и «напромышлял» себе с продуктовых лотков припасов на завтрак: жареную колбаску, жареную куриную ножку и мини-шашлык из жареных кусочков мяса, вставленных в расщепленную с конца палочку. Часов в 11 утра покинул свое временное пристанище, без труда нашел нужный мне автобус (о том, где находится остановка, я осведомился еще вчера) и через час уже был на пункте пропуска в национальный парк Нам Нао («Холодная Вода»), в 50 км к востоку от города Лом Сак. Там меня ждал приятный сюрприз: входная плата в этот парк составляла всего 20 бат вместо 200 бат, которые мне приходилось платить при входе в национальные парки Таиланда в течение последних двух лет. Пару километров от шлагбаума до центральной усадьбы парка меня подвез пикап, ждать попутки даже не пришлось. Нам Нао разительно отличается от национального парка Као Яй. В отличие от влажного дождевого леса, через стену которого ничего не было видно, здесь преобладал светлый сосново-дубовый лес, причем и сосен, и дубов было по нескольку разных видов. Кое-где встречались растения типа древовидных папоротников (семейство цикадовых), плоды у которых были в виде шишек размером с приличную дыню. Вообще, первое впечатление об этом парке было очень хорошее: уютный визит-центр с библиотекой и с бесплатными схемами маршрутов, пара ресторанчиков по соседству, и при этом практически не было посетителей (я удачно подгадал, приехав сюда в понедельник: днем раньше здесь, конечно, было гораздо многолюдней).

На сей раз я не стал углубляться «в джунгли» и искать место для лагеря, а устроился в официально отведенном для палаток месте, благо оно целиком было в моем распоряжении (правда, кроме моей палатки на лужайке стояла еще одна, но, по всей видимости, она сдавалась парком в аренду желающим, а на данный момент таковых не имелось). Я поставил свою палатку под дубом с совершенно не дубовыми листьями (типа лаврового листа). На земле лежало много таких листьев, и я нагреб под палатку целую кучу, чтобы мягче было спать. Устроив свой быт, я выбрал из схемы маршрутов один из самых ближних и прогулялся по нему с биноклем пару часиков, делая частые остановки для наблюдений за птицами. После джунглей парка Као Яй делать это было очень легко. Сразу же пополнил свою «коллекцию» несколькими видами, среди которых оказалось два видами поползней, один вид синиц и еще несколько других, названий который в русском языке, похоже, не существует. Завершив этот 3-километровый маршрут и выйдя по нему к визит-центру, я выпил в ресторанчику кружку душистого жасминового чая и до темноту успел пройти по еще одному маршруту в окрестностях усадьбы, самому короткому из всех (всего около 1 км). Эта тропа была даже заасфальтирована, и вдоль нее установили с дюжину небольших стендов с текстами на тайском и английском языках о местной природе и отдельных видах растений. Так как уже смеркалось, то ничего нового из птиц на этом маленьком маршруте я не увидел. Вернувшись к своей палатке, при свете лампы, горевшей у входа в туалет, я с часок просидел над определением птиц и над своим дневником. В половине восьмого вечера я нанес визит в местный ресторанчик и выбрал из меню кокосовый суп с курятиной (50 бат). Вкуса кокосов я не уловил, зато приправ в виде каких-то корешков, побегов и листьев в супе плавало гораздо больше, чем мяса. Впрочем, кушанье было вполне съедобным, а порция достаточно велика. После сытного обеда и небольшого общения с хозяевами ресторана (общались, как обычно, с помощью жестов), уже в полной темноте я отыскал с помощью фонарика свою палатку и благополучно заночевал на ложе из дубовых листьев.

11 марта 2003 г. Вторник

Встал с рассветом, в начале седьмого, и сразу отправился в 5-километровый маршрут по обозначенной на схеме тропе. Тропа шла в основном через бамбуковые заросли вдоль ручья, поэтому обзор для наблюдений за живностью сводился к минимуму. Добавил в свой список лишь пару новых видов птиц, а также понаблюдал за местным бурундуком, прыгучим, как блоха. Утром было довольно прохладно, и я вышел на маршрут в трико и энцефалитке. К обеду потеплело, сквозь тучи стало проглядывать солнце. Дойдя до обзорной площадки, где стояли широкие скамьи из бамбука, я расположился на одной из них, раздевшись до трусов. Отметив в определителе встреченных птиц (два новых для себя вида я добавил уже на площадке: черного дятла и хохлатого стрижа), я с часок позагорал под не очень жарким солнцем. Часам к двум дня я вернулся к центральной усадьбе парка, наскоро перекусил в ресторанчике кофе с чипсами и решил исследовать еще одну тропу, протяженностью около 4 км, которая ведет к пожарной вышке (одновременно – к обзорной площадке). Ничего нового не встретил, зато попал под приличный дождик и получил опыт хождения по мокрым джунглям. Приятного мало, особенно когда скользишь вниз по крутому склону на толстом слое мокрых бамбуковых листьев. Обновил дождевик-пончо, купленный год назад в Непале. Дождевик оказался невысокого качества и пропускал воду. Дождь продолжался минут 15-20 и закончился как раз тогда, когда я дошел до обзорной площадки. На мое счастье, там оказалась бригада из 5 работников парка, которые, судя по инструментам и лестницам-стремянкам, приехали подремонтировать соломенные крыши над двумя беседками. Сделав свое дело, работники устроились в одной из беседок и азартно резались в карты на деньги. Я обратил внимание на то, что по крайней мере у двоих игроков монеты были засунуты в складки ушей; довольно необычный способ хранения денег, зато не нужно карманов. Я хотел заснять всю компанию на фотопленку, но работники резко замотали головами. Минут через 10 они закончили играть в карты, покидали в пикап оставшиеся соломенные маты и сами разместились сверху. Я воспользовался их предложением и тоже заскочил в кузов. Иначе пришлось бы топать по шоссе еще несколько километров.

Возвратясь к центральной усадьбе, я решил подкрепиться более основательно и заказал себе в ресторанчике тайский салат с ветчиной. Однако, мне не посчастливилось узнать, что это за блюдо. Вместо него мне принесли полстакана яиц, сваренных всмятку и очищенных от скорлупы. Я предположил, что это является сопроводительным блюдом к салату и тут же его «оприходовал», добавив в стакан соевого соуса. Но салата после этого не последовало. Я уже успел выпить чашку кофе, сходить к своей палатке, переодеться и понаблюдать поблизости за птичками, а еды по-прежнему не несли. Где-то через полчаса я понял, что тут что-то не так, и стал жестами выяснять у хозяйки, в чем дело. Оказалось, что в меню, половина которого была на тайском языке, а половина – на английском, напротив английского названия салата с ветчиной стояло тайское название того изделия, которое мне принесли вначале. Заказать блюдо заново не представлялось возможным по причине отсутствия ветчины. Никакого мяса на тот момент в ресторанчике вообще не было, поэтому я заказал суп «том ям» с рыбой. Суп принесли в большой чаше вместе с тарелкой вареного риса. Без риса есть суп было невозможно, настолько сильно он был заправлен красным перцем. Пробовал без риса – тут же начиналась икота. Кое-как осилив этот жгучий суп, затушил пожар в желудке банкой холодного пива. Вернувшись к своей палатке в седьмом часу вечера, залез в нее до утра. Приспособив под «потолком» фонарик на проволоке, от нечего делать начал читать специально взятую на такой случай распечатку текста из Интернета мелким шрифтом (эмигрантскую работу Льва Троцкого, написанную в 1936 г., с анализом ситуации в Советском Союзе того времени). Днем «лагерь» потерял свой уютный облик. Всего в 10 м от моей палатки тайская парочка поставила свою, а немного подальше расположилась большая компания, допоздна смеявшаяся и певшая под гитару. Если утром у меня еще были сомнения, остаться ли в этом национальном парке еще на день или двинуть завтра в следующий, то вечером эти сомнения исчезли.