Тайланд. По национальным паркам Таиланда. Часть 3 на kuda.ua

Тайланд. По национальным паркам Таиланда. Часть 3

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Великобритании > Тайланд. По национальным паркам Таиланда. Часть 3

12 марта 2003 г. Среда

Утро выдалось погожее. Встав в 6:15, сразу же отправился на обзорную площадку (около 3 км от центральной усадьбы), где уже дважды бывал ранее. Видел по пути несколько новых видов птиц, а на самой площадке долго наблюдал с близкого расстояния за красивой сине-зеленой мухоловкой. Расположившись на бамбуковой скамейке, больше часа позагорал в приятных лучах утреннего солнца, а также заполнил дневник. Вернувшись к центральной усадьбе парка, свернул палатку, собрал рюкзаки и вместе с ними пошел на завтрак в ресторанчик. Завтрак состоял из кофе и 4 яиц, зажаренных и украшенных луком и помидорами. Пока готовилось это скромное блюдо, собравшаяся поблизости компания пригласила меня попробовать «тайское виски». В большой пузатой банке основную часть занимало не «виски», а щепки и зеленые веточки какого-то растения типа можжевельника. Из-за этой добавки вкус «виски» (которое на деле являлось просто самогоном) был довольно приятным, градусов практически не ощущалось. Я не стал злоупотреблять радушием хозяев и попросил налить только на дно стакана. Со своей стороны я презентовал им бутылку популярного в Таиланде пива «Сингла», «разорившись» на 70 бат. Два километра от центральной усадьбы до шоссе идти не пришлось: меня довезли в кузове пикапа две работницы того ресторанчика. Устроившись на обочине шоссе, я принялся ждать автобус, чтобы двинуть в направлении следующего по списку национального парка. Хотя национальный парк Пу Крадунг почти граничит с парком Нам Нао, чтобы добраться из одного в другой, нужно проехать более 100 км и сменить 3 дороги. По плану я должен был сменить также 3 автобуса. Уже первого из них пришлось ждать на обочине шоссе минут 20 – необычно много по здешним меркам. Причем так его и не дождался. За это время в нужном мне направлении прошел всего один автобус, да и тот почему-то не остановился. Но в конце концов моя поездка сложилась очень удачно. Первую дорогу (до поворота на вторую) меня подвезла на машине тайская парочка – та самая, что поставила вчера свою палатку рядом с моей. Как выяснилось из разговора, они оба – студенты-медики из расположенного в 200 км от Нам Нао города с труднопроизносимым названием. Девушка неплохо говорила по-английски. Они сначала притормозили возле меня, когда выезжали из парка на шоссе, и спросили, куда мне нужно. Узнав, что я добираюсь до поворота на такую-то дорогу, они сказали, что едут к водопаду, расположенному гораздо ближе того поворота, и уехали. Но минут через десять они появились снова и пригласили садиться в машину. Оказалось, что они передумали ехать к водопаду и специально вернулись за мной (путь к их городу лежал мимо нужного мне поворота на вторую дорогу). Лишний раз я убедился в радушии тайцев и пожалел, что в России люди совсем не такие. (Конечно, об оплате за проезд не было и речи, как и во всех других случаях до этого, когда меня подвозили на легковых машинах или пикапах.) У поворота на вторую дорогу мы расстались.

Второго автобуса ждать вообще не пришлось. Я купил в придорожной закусочной жареной курятины про запас (полкурицы всего за 20 бат) и не успел положить ее в свой маленький рюкзак, как рядом со мной остановился пикап, и водитель спросил, куда я еду. Наши направления совпали, и я занял пассажирское кресло. Водителем пикапа оказался 63-летний житель Бангкока, который уже около недели совершает на своей машине что-то вроде паломничества по буддистским храмам. По-английски он почти не говорил, но с двух-трех попыток можно было друг друга понимать. «Паломник» довез меня не только 40 км до начала третьей дороги, но и оставшийся десяток километров по этой третьей дороге, так как по ходу дела он и сам решил заглянуть в национальный парк Пу Крадунг. Мне это было весьма на руку. Опять о деньгах за проезд никто и не заикался, я заплатил лишь 30 бат за въезд на территорию парка. В визит-центре выяснилась интересная деталь относительно проживания в этом национальном парке. Сам парк Пу Крадунг представляет собой почти плоское круглое плато, поднятое в среднем на 1200 м над уровнем моря, с диаметром плоской части около 10 км. Со всех сторон плато круто обрывается к подножью, что хорошо было заметно издалека, когда мы туда подъезжали. Оказалось, что все маршруты и тропы (кроме одной), а также центральная усадьба и палаточный городок располагались на вершине плато, на расстоянии около 10 км от визит-центра. Исключением являлась как раз та тропа, что вела от визит-центра к вершине. Расставшись со своим «благодетелем» в визит-центре (в его возрасте и с больным коленом не плато он, конечно, не полез), я заплатил пошлину в 200 бат за вход в национальный парк (пропускной пункт был в самом начале тропы) и примерно в 13:30 начал восхождение. Перепад высоты на протяжении тропы составлял почти километр, и пять с небольшим километров пути пришлось идти где-то 3 часа. За это время с меня сошло семь потов, и футболка в конце была совершенно мокрой. В начале пути солнце палило немилосердно, но вскоре, к счастью, пошли облачка, а с подъемом высоты стало заметно прохладней. Подъем, действительно, был крутым. В некоторых местах были установлены даже сварные железные лестницы с поручнями. Но в целом тропа была хорошо набитой, а во многих местах были сделаны ступеньки из каменных плит на цементном растворе. Примерно через каждый километр вдоль тропы располагались крохотные закусочные. В первой из них я выпил фанты со льдом, во второй съел парочку кисленьких звездных фруктов (“star-fruits”) всего за 5 быт (фрукты в разрезе, действительно, выглядят как пятиконечная звезда), остальные закусочные проходил без остановки. Пара рюкзаков (один – спереди, другой – сзади) ощутимо давили на плечи.

На подъеме я не раз вспоминал добрым словом пробежки по снегу, которые я устраивал себе 1-2 раза в неделю, начиная за месяц до путешествия. Без этой подготовки я, вероятно, вообще бы «спекся». Допыхтев помаленьку до вершины плато, оставшиеся до центральной усадьбы парка четыре с половиной километра я докатился, как колобок, по ровной дороге. По ней даже ездили на мотоциклах и мини-тракторах (потом я выяснил, что технику доставляют сюда вертолетами, поскольку ни одной дороги наверх нет). Палаточный городок оказался намного многолюднее, чем в предыдущем национальном парке. Там стояло десятка два однотипных 3-4-местных палаток, сдаваемых парком в аренду, а также около десятка разнокалиберных палаток, поставленных самими туристами. Среди палаток меланхолично бродил самец оленя-замбара, позируя туристам. Я тоже запечатлел его с помощью своей фотокамеры. Установив с краю свою палатку, я выпил в ближайшей из многочисленных (более десятка) закусочных баночку пива и, поскольку до темноты оставался еще с часок времени, прогулялся по одному из ближних маршрутов, до водопада и обратно. По причине сухого сезона воды в водопаде было немного, но все равно он смотрелся прекрасно: вода стекала с огромной каменной плиты, на которой росли деревья. Снизу под этой плитой был грот метров пять глубиной и метра четыре высотой, огороженный занавесом из падающей воды. Часов в семь вечера я уже устроился на ночлег в палатке. Обстановка мало способствовала сну. Тут и там веселые компании громко болтали или пели под гитару. Особенно старалась компания в ближайшей от меня палатке. Вообще-то тайские песни в большинстве своем очень приятны на слух, но «солист» в этой группе молодежи обладал на редкость противным голосом. Несмотря на ощутимую усталость, заснуть я не мог. Чтобы хоть чем-нибудь заняться, я без особой охоты разделался с купленной днем курицей (из-за дневного перенапряжения аппетит отсутствовал, хотя после завтрака я ничего не ел, не считая «звездных фруктов»). В конце концов часов в 10 вечера вырубили прожектор, освещавший палаточный городок, и компании мало-помалу «убавили громкость».

13 марта 2003 г. Четверг

Мои соседи по палаточной стоянке возобновили нешуточную активность уже в пять часов утра. Так как спать уже было невозможно, я с часок почитал при свете фонарика интернетовскую распечатку. Дождавшись рассвета, в начале седьмого утра я отправился в путь и за день прошел больше половины маршрутов, обозначенных на приобретенной вчера в визит-центре схеме. К вечеру «намотал» километров 25-30, но по ровным тропинкам плато это было нетрудно. Хотя в целом вершина плато почти плоская, все же ее микрорельеф обеспечивает существование нескольких ручьев с живописными водопадами. Я посетил один из них, отмеченный на карте. На остальные сворачивать не стал, поскольку для купания воды было явно недостаточно, да и день для этого выдался слишком прохладный. Вместо этого прошел по середине плато до дальнего утеса, расположенного на противоположном конце плато (около 10 км от лагеря) и вернулся назад по краю плато, обследуя другие живописные утесы (все они имели свои имена и были обозначены на схеме, а также имели соответствующие указатели на тропах). На одном из утесов я позагорал с полчаса, растянувшись на гладком плоском камне (как раз начало проглядывать солнышко, но вскоре опять скрылось за тучами). Пополнил свой персональный список несколькими новыми видами птиц. Рано утром снова видел красного волка, на этот раз с расстояния всего в полсотни метров. Он не спеша шел впереди меня по тропе, но, услышав мои шаги, бесшумно скрылся в кустах. Растительность на плато весьма необычна. В брошюре с описанием парка данный тип леса был назван «сосново-дубовой саванной». И, действительно, основную площадь плоской вершины занимали травянистые растения и папоротники, а среди них попадались отдельные рощицы и возвышались отдельные живописные сосны. Во многих местах цвели розовые, красные и белые рододендроны. Особенно крупными были белые, с цветами размером с кофейную чашку. С прошедшей ночи я вынашивал идею насчет обустройства где-нибудь на плато своего «персонального лагеря», чтобы перетащить туда потихонечку свою палатку и переночевать в тишине и покое. Я даже подыскал парочку подходящих мест. Но к вечеру стало погромыхивать сверху, а невдалеке повисла нехорошая тучка. Поэтому я решил остаться на прежнем месте, а завтра с утра двигать вниз. (Первоначально я собирался провести в этом национальном парке три ночи, но сегодня решил, что хватит и двух: почти все тропы я уже прошел.) Вернувшись в лагерь в вечерних сумерках, я расположился за столиком в ресторане и сделал сразу 2 дела: заполнил дневник за вчерашний и сегодняшний дни, а также сытно поужинал, взяв омлет с прозрачной лапшей, свининой и овощами. С определением птиц я разобрался еще раньше, во время одного из «перекуров» на дневном маршруте. Когда я подошел к ресторанчику, возле него ошивался вчерашний рогач-замбар. Не удержался и сделал еще несколько снимков. За соседним столиком заканчивал свой ужин молодой парень из Швеции, немного с ним поговорили. Он путешествует по Юго-Восточной Азии уже два с половиной месяца, до Таиланда был в Лаосе.

14 марта 2003 г. Пятница

Вчера я поступил правильно, не став в вечерних сумерках покидать официальный палаточный городок и ставить свою палатку в другом месте. Часов в семь вечера начался дождь, который с небольшими перерывами накрапывал до половины седьмого утра, когда совсем рассвело. От сильного ветра палатка ходила ходуном. Зато по причине ненастной погоды шумных компаний вечером не наблюдалось. Как только утром дождик стих, я вылез из палатки и прогулялся 4 км (туда и обратно) до ближайшего утеса, который уже посещал вчера. Обычно с этого утеса туристы наблюдают восход солнца, но сегодня солнце было спрятано за низкими серыми тучами. Из птиц и зверей ничего нового не встретил. К 9 часам вернулся в лагерь, побрился (в туалете имелись умывальники с проточной водой) и заказал в ресторанчике то же самое блюдо, что отведал здесь вчера вечером. Позавтракав, свернул палатку и, нагрузившись двумя рюкзаками, около 10 часов утра отправился «на выход». Вниз идти было гораздо веселее: уже через два часа «с копейками» я был у подножия плато, в визит-центре национального парка. Оттуда мне предстояло добраться до города Питсанулок, расположенного примерно в 200 км к западу, если по прямой. Но ехать пришлось вовсе не по прямой, а почти по спирали, при этом сменив одно «сонгтэо» (пассажирский пикап) и три автобуса. Причем последнего автобуса пришлось ждать на автостанции целых полтора часа. Правда, эта автостанция оказалась очень уютной и спокойной, почти без автобусов. Расположившись в пластиковом кресле в мягких лучах вечернего солнца, я подкрепился купленными тут же мини-шашлычком из свинины (10 бат) и грейпфрутом, уже разделенным на дольки и упакованным (15 бат). Остаток времени посвятил заполнению дневника и чтению своего путеводителя. В Питсанулок прибыл часов в 8 вечера, когда уже совсем стемнело. Сведения в путеводителе оказались устаревшими: теперь автовокзал был не в центре города, а на окраине. Пришлось тратиться на такси (пассажирский микрогрузовичок), сторговавшись с хозяином за 40 бат. Поселился в гостинице «Лондон», сняв примитивный номер с вентилятором и холодным душем, но всего за 100 бат