Марокко. Не ходите, дети, в Африку гулять… Часть 2 на kuda.ua

Марокко. Не ходите, дети, в Африку гулять… Часть 2

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Марокко > Марокко. Не ходите, дети, в Африку гулять… Часть 2

Мекнес

На следующее утро поезд уносит меня в Мекнес, из Рабата ехать всего лишь 2 часа. Заселяюсь в гостиницу у вокзала – Маджестик, 12 долларов за комнату. Иду гулять по городу – очень спокойный и тихий городок, население 200,000 человек. На улицах со всех сторон слышу: Salut! Sava? Но я не реагирую, и ко мне никто не пристает. После недолгих сомнений, сажусь в придорожном кафе выпить чайку. В кафе была единственной дамой, но марокканцы держались хорошо и даже делали вид, что это для них обычное дело. Из достопримечательностей в Медине есть очень приятная Медерса Бу Инания (теологическая школа) – оазис тишины и покоя среди шума и гама улиц; очень красивые инкрустированные ворота (Bab el-Mansour) – главный вход в старый Имперский город. В самом городе, главная достопримечательность – мавзолей Муллы Исмаила, который вознес Мекнес на вершину славы в марокканской истории. Еще я посетила хранилища зерна для 12,000 лошадей императорской свиты, площадь, где проходили торжественные парады и искусственное озеро Агдал, любимое место отдыха местной молодежи. В очередном кафе знакомлюсь с Норисом. Он учитель французского в гимназии, но говорит и по-английски. У них в школе сегодня театральный вечер, студенты будут декламировать басни Лафонтена. У меня – никаких планов, так что решаю тоже послушать басни… «Ворона и лисица»… по-французски… да еще с выражением… вобщем, я почти все поняла, хорошо, что представление не затянулось. После представления – обязательно отмечать! Хатаби (друг Нориса) устраивает ужин. У него девушка – итальянка, поэтому на ужин спагетти и красное марокканское вино под аккомпанемент местной самодеятельности – Хатаби играет на скрипке, еще один парень – на лютне, все говорят на всех языках сразу и объясняют мне, как Зигмунд Фрейд позаимствовал все свои самые гениальные идеи у Достоевского… Очаровательная компания!

Волюбилис

1 мая – у народа выходной. Мы все вместе вчерашней компанией едем смотреть Волюбилис – самые известные римские развалины в Марокко . Находятся они примерно в 30 минутах езды от Мекнеса на общественном такси. По дороге – бескрайние поля цветущих маков, большие стада жирных овец, и опять же все кому не лень верхом на осликах. Я любуюсь веселыми видами. Доезжаем до развилки – такси едет направо в деревню Мулла Идрис, это место паломничества для многих марокканцев; мы же направляемся пешком к развалинам (еще примерно 3 км). Самое знаменитое в Волюбилис – это мозаики. Полы римских вил выложены мозаикой 2000 летней давности, многие хорошо сохранили свои рисунки и краски. Фантастика! Мы прибыли около 9ти утра, основные туристические группы еще не появились. Вход стоит 2 доллара, бродить можно везде без ограничения. Снова аисты, вьющие гнезда на могучих колоннах, триумфальная арка, древние бассейны и фонтаны с инкрустацией, а с холма открывается чудесный вид на долину. Развалины довольно большие, и мы с удовольствием провели там почти три часа. Находить среди этой груды камней новые и новые прекрасные мозаики – захватывающая вещь. Только прибывшие автобусы с роем туристов заставили нас повернуть к выходу. На обратном пути заехали в Мулла Идрис – колоритная деревенька – белые домики лепятся на склоне холма. В самой деревне находится несколько мусульманских святынь, но не мусульманам вход к ним воспрещен.

В Мекнесе наблюдаем за первомайской демонстрацией. Народу довольно много – все толпятся на центральной площади, размахивают флагами ислама и кричат что-то в поддержку Палестины. Настроение мирное. Я фотографирую, мне только улыбаются в ответ.

Норис приглашает нас к нему домой на обед. У его родителей в Медине большой красивый дом, которому более 200 лет. Пробираемся узенькими улочками старого города – повсюду видны приготовления к обеду. Юркаем в очередную подворотню, толкаем тяжелую кованую дверь, и мы оказались во внутреннем крытом дворике, от которого во все стороны расходятся комнаты с диванами. Мама Нориса хлопочет на кухне, гости воспринимаются как самая естественная вещь на свете. Мне показывают дом – он великолепен! Дом состоит из нескольких внутренних дворов и около 20ти комнат. Все стены выложены мозаикой, а в одном из двориков находится фонтан. Просто королевское жилище. На обеденный перерыв приходят сестра и брат Нориса, оба чиновники в городской администрации. Мы все вместе садимся за стол. Едим фаршированные перцы, мясо со специями, салаты и тушеные овощи, как всегда из общих тарелок, без приборов.

Ближе к вечеру я снова на перроне, отправляюсь в Фес – еще одна бывшая имперская столица. На поезде из Мекнеса туда ехать около часа. На перрон пускают только по билетам. Но Хаттаби прорывается, да еще несет кофе в фарфоровых чашечках, из соседнего кафе. Мы пьем за расставание и обещаем поддерживать связь. Фес

Фес знаменит своей Мединой (старым городом). Говорят, что такой Медины нет нигде больше в мире, и что это уголок средневековья, затерявшийся на нашей современной планете. Еще говорят, что по Медине лучше не ходить одним – очень легко заблудиться, и туристов довольно часто преследуют зазывалы и попрошайки, сильно портящие впечатление от увиденного. Медина же представляет собой лабиринт из более чем 9ти тысяч улиц. Улицы очень узкие, поэтому машин и мотобайков в Медине нет – все грузы перевозятся на специальных «такси Медины» – конечно же, на осликах. Ослы там повсюду, и погонщики покрикивают на праздно шатающихся людей «Балек!» – «Осторожно!», чтобы те вовремя успели увернуться и не попасть под «колеса». Медина делится на 40 районов. Раньше каждый район закрывался ночью на замок, теперь только большие арочные ворота указывают о переходе из одного района в другой. В каждом районе обязательно присутствуют своя мечеть, школа и пекарня. Из пекарен разносится умопомрачительный аромат. Рано утром многие семьи, живущие в Медине, приносят сырой хлеб в местную пекарню. На лепешках стоят отличительные знаки той или иной семьи, чтобы хлеб не перепутали. Перед обедом свежевыпеченный хлеб забирают.

Я остановилась в гостинице Амор в новом городе. Номер стоил 15 долларов за комнату с душем. С горячей водой в Марокко не всегда хорошо. Во многих гостиницах она бывает только утром и вечером, в некоторых вообще не бывает. Все эти факторы обычно влияют на цены номеров. Самый дешевый и сердитый вариант – это жить на крыше гостиницы. Многие отели предлагают матрас на крыше за 2-4 доллара, багаж можно хранить на ресепшн, и пользоваться общественным туалетом и душем. Я так и не решилась попробовать.

На следующий день с утра я с замиранием сердца направилась на такси к Медине. Городские такси в Марокко радуют своей дешевизной. Поездка по городу обычно стоит меньше доллара, на более длительные расстояния – полтора доллара. Только в Марракеше при поездке с ж/д вокзала в центр и наоборот таксисты пытаются брать фиксированную таксу – аж 2 доллара! При этом, если им возразить, то без разговоров включат счетчик и поедут за 1,5. Дешевые такси сильно облегчают передвижение по городу – о расстояниях, как правило, даже не задумываешься.

Только я выхожу из машины, ко мне с поклонами приближается усатый тип и начинает шептать: мадам наверное нужен гид, у нас есть первоклассные гиды – студенты, все говорят на иностранных языках. Я к тому времени уже решила, что гида возьму. Хотелось узнать о Фесе больше, чем написано в путеводителе, и насладиться этой волшебной Мединой. Я вступила в торги – сошлись на 10 долларах за экскурсию на полдня. Ну что ж, по рукам. Тут тип заявил, что гидом будет он сам, я пожала плечами, и мы отправились. С любопытством наблюдаю за моим спутником. Дело в том, что по Медине могут водить экскурсии только лицензированные гиды. Так называемых «ложных» гидов туристическая полиция безжалостно отлавливает, жестоко штрафует или даже сажает до 3х месяцев за решетку. Интуиция мне подсказывает, что у моего проводника лицензии нет. И действительно, как только мы вошли в ворота старого города, мой гид начинает ерзать, озираться по сторонам, что-то бормотать…, в конце концов, останавливается и просит подождать, пока он позвонит. Звонит он своему знакомому – лицензированному гиду, тот милостиво соглашается выручить «собрата» и поводить меня по Медине. И так я знакомлюсь с Халидом – теперь еще одним хорошим приятелем в Марокко. Экскурсия была очень интересная, растянувшаяся на весь день. Туристов практически совсем не видели, многие опасаются заходить далеко от основных улиц Медины. Посетили один из старых домов – похож на дом Нориса в Мекнесе, только еще больше и помпезней – потолки, канделябры, мозаика на стенах… а в комнатах гуляет ветер. Владельцы многих домов – богатые марокканцы – уже в этих домах не живут, но и не продают их никому. Когда в Медине звучит призыв к молитве, со всех сторон – с 40ка минаретов одновременно, создается ощущение, что тебя пронизывает на сквозь, а дома вибрируют от гула голосов муэдзинов. Еще мы зашли в музей берберской культуры Бельгази – очень интересный. Халид сел пить чай, а меня по всем залам сопровождал милейший мальчик, который на хорошем французском мне рассказывал об экспозиции. Я, как могла, с ним общалась, задавала вопросы – «Кес ке се?» J Хотела дать ему денег после экскурсии, а он не взял! С крыши этого музея открываются потрясающие виды на всю Медину. Дальше мы отправились смотреть кожаные мастерские и красильни. Многие века Фес знаменит своими изделиями из кожи – особенно туфлями-шлепками, они продаются повсюду, и многие местные жители в них ходят. Мужчины обычно в белых или в желтых, а женщины – в нарядных, разноцветных. Красильни впечатляют – первобытное кожаное производство! Ванны для окрашивания кожи до сих пор делаются из земляных кирпичей, в Медине существует гильдия кожаных мастеров, в нее традиционно могут входить только мужчины. Рабочие смотрят хмуро, но я им сказала «Салам Алей кум», и они подобрели.

По всей Медине стоят прилавки, где что-то готовят: сендвичи, кебабы, сладости, свежий апельсиновый сок… Мы уже проголодались и зашли перекусить. Я заказала жаренные ягнячьи колбаски с красным перцем, к ним мне подали тарелку с жаренным луком и помидорами, острый соус, тарелку картошки фри и лепешку. Вкусно – неимоверно. Все удовольствие обошлось в 1,5 доллара. Экскурсия затянулась весьма и весьма. Халид повел меня еще в магазин берберских ковров ручной работы. Магазин – красота! От узоров и расцветок разбегаются глаза. Мне понравились ковры из шелка, но покупать я ничего не стала. К моему удивлению, продавец даже не обиделся, расцеловал меня в щеки, напоил чаем и пригласил заходить еще. Следующий пункт – магазин марокканского платья. Здесь на меня померили несколько нарядов, но я сама себе в них не понравилась. Все, думаю, пора и честь знать. Уже бродим по Медине часов восемь. Только вот как отсюда выбираться… У Халида затрещал мобильник, ему надо было срочно идти в «семейный» магазин и делать презентацию для испанской группы. Ну что ж, я тоже пошла. Магазин был чеканных изделий, как из 1001 ночи. Я пообщалась со всеми менеджерами, на меня померили всякие берберские украшения и подарили оберег на дверь дома, приносящий удачу. Появились испанцы, их начали обрабатывать, они – сопротивляться. Я вышла ждать на улицу. У магазина толпилась группа пацанов уличного вида, они со мной поболтали о том о сем, очень милые мальчишки. Тут из магазина потянулись испанцы. Неожиданно мальчишки повытаскивали из-под полов сувениры и ринулись на испанцев в яростную атаку. Те, ошалело косясь на меня, как будто это я ими руковожу, бросились за своим гидом дальше по Медине. День закончился. Мы с Халидом поехали в новый город и пошли в бар. Там я познакомилась с его друзьями – все играли в бильярд и пили местное пиво Специаль (производство Фес). Несколько ребят были с девушками. Интересно, что всем девушкам (возрастная категория от 17ти до 30ти лет) нужно было в определенное время быть дома. Иначе… Начиная с семи часов вечера, спутницы, грустно вздыхая, покидали своих кавалеров, последняя ушла без четверти девять. Все очень строго. Бары закрываются в районе 11ти. Есть еще дискотеки – почти на всю ночь, но сил у меня не было.

На следующее утро мы с Халидом гуляем вокруг Королевского дворца, посещаем старый еврейский квартал, красивый парк посередине города и пьем много-много фруктовых коктейлей. Коктейли напоминают мне Бейрут – там их виртуозно делают в Армянском квартале. В Марокко тоже класс – от простого апельсинового сока, до клубнично-авокадо-йогуртовых комбинаций. Ням.

Опять мне пора. На завтра заказана экскурсия в пустыню из Марракеша, а туда еще 8 часов ехать на поезде. После обеда я выезжаю. Поскольку поезд прибывает в ночи и расстояние большое, решаю ехать первым классом. В моем купе сидят марокканцы и разговаривают между собой по-французски. Так же с ними разговаривает и кондуктор, и разносчик напитков. Я по-французски не говорю, поэтому помалкиваю.

На вокзале Марракеша – столпотворение! Уже час ночи, и мне не терпится добраться до гостиницы. Соглашаюсь на 2 доллара – поехали. Я заказала тур в самом тусовочном и популярном отеле среди бэк-пэкеров – Отель Али. Хочется написать: чтобы вы ни делали в Марракеше – не останавливайтесь в этом отеле! Возможно, несколько несправедливо, но у меня сложилось впечатление, что они не справляются с потоком туристов, который на них обрушивается. Вдобавок, комнатка оказалась каморкой, белье на постелях – грязное, по стенкам бегали тараканы, а завтрак выглядел так неаппетитно, что я просто не смогла позавтракать. Из плюсов – бесплатный интернет, большая дружелюбная международная тусовка, помощь в организации всевозможных туров, дешевое проживание (11 долларов за комнату с душем). Ну, одну ночь как-нибудь переживу.