Марокко. Не ходите, дети, в Африку гулять… Часть 3 на kuda.ua

Марокко. Не ходите, дети, в Африку гулять… Часть 3

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Марокко > Марокко. Не ходите, дети, в Африку гулять… Часть 3

Поездка в пустыню

На следующее утро мы выезжаем на 3х дневную экскурсию в сторону пустыни. Поездка стоила 100 долларов, включено все, кроме обедов. В группе 6 человек: пара из Бельгии, Ги и Бернадет, (около 40ка лет, очень спортивные, уже пробежались по горам Атлас, меня по началу шокировали тем, что оба были в шортах и майках – для Марокко очень нетипичная одежда), две девушки из Японии (тихие и стеснительные, на иностранных языках говорили с трудом) и еще один парень из Японии, Томоки, проживающий в Ирландии, очень классный и веселый, немножко хиппи. Первый день пути – мы выдвигаемся в сторону Уарзазата. До Уарзазата ехать примерно 4-5 часов, дорога очень красивая, проходит через горный перевал Тишка. Сначала едем по долине – опять маки, овцы, живописные деревеньки. Потом поднимаемся все выше и выше в горы. В почве большое содержание железа, и горы розово-оранжевого цвета. Все постройки ставят из земляных кирпичей, и они сливаются с местностью, только выделяются рельефы крыш и минаретов. Недалеко от Уарзазата находится одно из самых живописных и хорошо сохранившихся укреплений – Касбах Аит Бенхадду. Здесь снимали такие фильмы, как Лоренс Аравийский и Гладиатор. Касбах стоит на горе, карабкаясь по ее склону до самой вершины. В некоторых частях еще живут люди – пытаются зазвать туристов посмотреть их жилища и просят потом за это деньги. Сверху открывается захватывающая панорама окрестностей и хорошие виды на всю крепость под ногами. Из нашей группы только бельгийцы и я полезли на самый верх. Я умираю от жары. После севера Марокко , на юге просто душегубка. Дальше едем обедать в Медину Уарзазата. В этом районе страны население в основном берберы (а не арабы). Берберы более темнокожие и по-другому одеваются. Особенно наряды женщин интересны своими красками и разнообразием. Во время обеда мы с Томоки знакомимся с берберами за соседним столиком. Болтаем о жизни, Томоки говорит одному парню, что у него классные часы. Тот тут же их снимает и предлагает поменяться. У Томоки часы сломаны, и он отказывается. Но парень не отстает и вручает свои часы Томоки. Наш путь лежит в деревню, где каждый год в начале мая проходит фестиваль роз. Фестиваль представляет собой огромный рынок и народное гулянье, на концертной площадке идут выступления – берберские песни и пляски. У всех людей на шеях висят ожерелья из роз. Мы тоже такие покупаем и сливаемся с толпой марокканцев. Люди опять очень любезны, каждый хочет пообщаться, что-то рассказать и показать. Незнание французского сильно затрудняет общение. Ближе к вечеру мы едем на место ночевки – маленький уютный отельчик буквально висит над пропастью в ущелье Дадес. Мы бросаем вещи и спешим прогуляться вдоль ущелья. Внизу течет речушка, над головами парят грифы. Ущелье очень глубокое и красивое. На ужин нам подают кус-кус с курицей и, конечно же, мятный чай. После ужина мы поднимаемся на крышу отеля – там стоят кресла и лежат матрасы, а над головами – завораживающее звездное небо. Я сижу долго-долго и смотрю на падающие звезды.

Типичный марокканский завтрак, который подают и в гостиницах и в семьях, – это лепешки с маслом, сыр, джем и чай/кофе. Едем дальше. Через пару часов прибываем в долину Тодра – водой из местных колодцев орошается территория примерно 30х15 км, и на ней чего только не растет. Немножко погуляли по долине, посетили берберскую деревню и очередной касбах (крепость) и зашли в магазин ковров. Лекция о коврах очень интересная и познавательная. Рассказали нам много – о значении цветов и узоров. Например, синий цвет – символ свободы, зеленый – семейная история. Ковры, которые девушки ткут в приданое к свадьбе, обычно имеют главный орнамент в центре и четыре одинаковых орнамента по углам – это указывает на то, что жена признает многоженство и знает о своих правах/обязанностях в супружестве. Я приценилась – начальная цена за шелковый ковер примерно 1,5 на 2,5 метра была 180 долларов, с этой суммы начинается торг. В нескольких километрах от долины Тодра находится ущелье с одноименным названием. На этот раз мы прошлись по дну ущелья, а над нами вздымались каменные стены. День был воскресный, и мы застали очередное народное гулянье. На травке у ручья семьи раскладывали на траве еду и устраивали пикники. Очень много молодежи – играли на барабанах, плясали кружочками, играли в волейбол, плескались в воде и флиртовали. Мы тоже побродили по воде, а потом уселись в одном из кафе и отобедали шашлыком с салатом Ну и наконец-то мы держим курс на пустыню, к городу Мерзуга. Встречаем мото-ралли, гонщики несутся прямо на нас, выскакивая из-за хребта очередного холма. Водитель говорит, что здесь часто проводят гонки. Часа через три, дорога кончается, едем по одной из многочисленных грунтовых дорог по серой и пыльной местности. По сторонам пасутся верблюжьи стада, попадаются грязные девчушки, размахивающие какими-то сувенирами, и мальчишки на велосипедах. Потом мы видели, как один из таких мальчишек ехал перед машиной с туристами и показывал дорогу к дюнам. Посередине пустоты стоят указатели, объявляющие, что в НН километрах есть приют или ресторан. Неожиданно прямо перед нами мы видим, как серая местность кончается, а за ней начинаются оранжево-желто-коричневые дюны. Как будто кто-то насыпал на землю горку песка, только краев не видно. На границе серого и желтого стоят гостиницы-приюты. Мы остановились в гостинице Жасмин – приземистое здание, похожее на бункер, внутри все в коврах, большая терраса с видом на дюны. Комнаты без удобств, туалет, душ и умывальник – в отдельном сарае на улице. Конечно же нас встречали чаем на террасе. Мы все не могли насмотреться на дюны. В каждой такой гостинице вам помогут организовать поход по пустыне – пешком, на верблюдах, на мотоциклах, на джипах. В Жасмине были предложения от нескольких часов (закат/рассвет) до экспедиций на неделю с посещением разных оазисов, деревень кочевников и т.д. Еще предлагали покататься с дюн на доске (как сноуборд). Наша программа предполагала только одну ночевку. Около шести вечера мы погрузились на верблюдов и отправились в дюны. Шли караваном (это значит больше трех верблюдов). Очень весело смотреть на свое отражение на дюнах. Солнце медленно опускалось, песок из оранжевого превратился в розовый, потом в красно-коричневый. На одной из дюн мы остановились и наблюдали закат. Еще минут сорок шли до лагеря. Лагерь представлял собой несколько шатров с матрасами и одеялами внутри. Между шатрами довольно большая площадка под открытым небом была выложена коврами и матрасами. Там мы и сели в кружочек за очередной чашкой чая – поболтать с нашими проводниками. Ребята очень общительные – на барабанах классно играют, еду хорошо готовят, говорят на 5-6 языках – выучили со слуха, общаясь с туристами. Только японский, говорят, не знаем. Японцы всегда спешат, не остаются в пустыне больше, чем на одну ночь, поэтому не удается с ними как следует пообщаться. Еще один из гидов с чувством неподдельной досады сказал: раньше иностранцы знали в Марокко только Марракеш и пустыню, и сюда ехало много туристов. Нашлись же такие умники – понаписали книг и путеводителей о бывших Имперских столицах, о горах Риф и Атлас, так что у туристов появился слишком большой выбор, и к нам едут меньше! Ну что ему возразишь…, осталось только посочувствовать. Слово за слово – и ужин готов. Нам вынесли огромные блюда с тажином. Мы сошлись с бельгийцами во мнении, что это был лучший тажин за всю поездку по Марокко. Действительно незабываемое пиршество. Поужинав, мы все разлеглись на матрасах, уставившись в бескрайнее звездное небо. А проводники нам устроили концерт на барабанах. Кстати, Южный крест в Марокко не видно, а на коврах они его постоянно изображают, как символ ориентации в пустыне. Спать все возжелали на свежем воздухе. Вынесли из шатров дополнительные матрасы и одеяла, оделись потеплее. У Томоки были какие-то специальные термо-салфетки, их нужно было прилеплять на кожу, и они действовали как грелка. Я лежала и не могла поверить, как же хорошо. Хотелось вечно смотреть в небо, но глаза сами закрылись, и я заснула. Начало светать около пяти. Мы все встрепенулись и поползли на ближайшую дюну – встречать рассвет. Не легкое это дело – лазить по дюнам, но вознаграждение того стоит. Солнце взошло потихоньку, разливая тепло, играя тенями и заставляя дюны оживать и меняться на глазах. Смотреть на это можно вечно. Томоки решил побежать вниз по склону – сумасшедший. Конечно, он не смог остановиться и сбежал до самого лагеря. Это было страшное зрелище, хорошо, что шею не свернул. Постепенно мы все спустились вниз, собрали вещи и отправились в обратный путь, еще 1,5 часа на верблюдах. В Жасмине умылись и позавтракали, и пора в дорогу. До Марракеша 600 километров, ехали весь день с остановкой на обед. Хотя дорога очень красивая и много интересного, я думала, что одурею или умру от жары. Но нет, мы все выжили и на закате прибыли назад, в отель Али.

Марракеш

Томоки, так же как и я, не сохранил теплых воспоминаний о проживании в отеле Али, поэтому мы вместе отправились искать счастья в других местах. Гостиниц в центре Марракеша видимо ни видимо, этим выбор и осложняется. В результате остановились в гостинице Central Palace, номер стоил 10 долларов без душа и 15 – с душем. Гостиница очень приятная, светлая, с большим внутренним двориком, где много зелени, а стены выложены мозаикой. С крыши открывается прекрасный вид на Медину и на Мечеть Кутуби – символ Марракеша. Это та самая мечеть, минарет которой имеет близнецов в Севилье и в Рабате. Мечеть Кутуби является одним из основных ориентиров в Марракеше, ее видно ото всюду. Наша гостиница располагалась в 3х минутах ходьбы от Кутуби, на пешеходном променаде, который упирался в знаменитую площадь Джемма эль Фна. Туда мы в первый вечер и направились. Как мне поведали некоторые марокканцы – жители Марракеша, Площадь переживает свой упадок, по сравнению с 20ти-30ти летней давностью. Мне трудно об этом судить, но ожидала я несомненно большего. Правда, сама виновата. Ожидала я чего-то невероятного, что нельзя ни описать ни представить, а только почувствовать, другими словами – сказки и волшебства. Наверное, это слишком большие требования даже для Джемма эль Фна. Что же там происходит? С наступлением темноты на площадь ежедневно уже многие века стекаются толпы народа. Марокканцев там намного больше, чем туристов, что создает впечатление «реальности» происходящего. На площади выступают многочисленные актеры, певцы, танцоры и музыканты. Вас зазывают гадалки и ясновидящие, какой-нибудь ушедший в себя человек наизусть цитирует коран, а рядом идет настоящий курс анатомии – «народный целитель» с указкой ходит вокруг плаката с разными картинками и объясняет завороженной толпе, какие травы полезны для каких человеческих органов. Каждого выступающего окружает плотное кольцо публики. В этой толпе плохо быть иностранцем, к вам сразу тянуться руки, постоянно просят денег, и не оставляют в покое. Некоторым, правда, удается расслабиться – видела, например, девушку-туристку, скачущую в кругу вместе с местными музыкантами и срывающую бешенные аплодисменты. Рядом с шоу-менами располагаются ряды с едой. Чего там только нет! На возвышениях стоят «повара» в белых халатах, а рядом с ними жаровни или булькающие кастрюли со снедью. Повара зазывают народ попробовать их стряпню. Стоит «это» около доллара за порцию. Мы попробовали улитки – в пиалу нам положили по два половника вареных улиток, выдали палочки, и мы пристроились за одним из маленьких столиков, разбросанных вокруг, наблюдая за дрейфующей толпой. Кстати, все лотки с едой пронумерованы – их там около сотни. Без «номера», как бы без «лицензии», никто не имеет права продавать еду на Джема эль Фна. После толкотни и сомнительных улиток, мы зашли в одно из кафе с террасой, нависающей над площадью, – заказали ужин и смотрели на разворачивающееся внизу действо.

Утро в Марракеше прекрасно. Я поднимаюсь на крышу нашей гостиницы, чтобы позавтракать. Солнце заливает Медину, играя на розовых стенах домов. Марракеш очень красивый город. Весь старый город и крепостные стены выстроены из розово-красного камня. Эффект получается потрясающий, это трудно представить, это надо видеть. На многих площадях и улицах разбиты клумбы с розами, их благоухание и краски дополняют праздничную и веселую атмосферу, царящую в городе. Из разговоров с местными жителями понимаешь, что они своим городом очень гордятся и его любят. А сами жители Марракеша славятся по всему Марокко своими острыми языками и чувством юмора. Я провела в Марракеше всего два с половиной дня, и это очень мало. Там хорошо бы пожить подольше – ходить по этим улицам, дворцам, садам и паркам и каждую минуту думать – как же здесь красиво. Марракеш славится своими садами. Я посетила сад Менара. Это оливковая роща, посередине которой находится искусственное озеро с павильоном для отдыха. Возле озера очень приятно посидеть и помечтать за чашечкой чая. Кстати, в этом саду, единственный раз за поездку, я видела группу туристов из России. Надеюсь, что им тоже понравилось в Марокко. Еще один очень красивый сад – Мажорель. Сад был основан французским художником в начале 20го века, теперь принадлежит Ив Сен Лорану. Это маленький рай, поражающий красками, разнообразием и главное гармонией. Скамейки, дорожки и цветочные клумбы оформлены в ярко- желтых, оранжевых и фиолетовых тонах, и эти краски на удивление хорошо сочетаются с разнообразными цветами, собранными со всех уголков планеты. В саду также находится музей исламской культуры – коллекция ковров, каллиграфии, украшений и керамики. Еще я посетила дворец де ля Бахия – хорошо сохранившийся дворец, принадлежавший одному из Великих Визирей. Дворец открыт для публики только частично, другая часть до сих пор используется королевской семьей. Больше всего запомнились мозаичные витражи на окнах, красивые потолки, тишина внутренних двориков и сад с «райскими» птицами.

Надо позвонить очередному пен-пэлу, живущему в Марракеше. Времени, как всегда, не хватает. Ахмед – очень спокойный и приятный молодой человек, работает системным администратором. Мы решаем вместе посетить деревню в горах Атлас под названием Май Брахим (My Brahim). Ехать туда около 40ка минут на общественном такси. В этой деревне находятся святыни, которым приписывают целительную силу, поэтому туда стекается много марокканцев, желающих вылечиться от разных недугов. Мы едем просто прогуляться подальше от толп Марракеша и полюбоваться горными видами. Деревню обступают несколько пиков со снежными вершинами. Я сначала поверить не могла – неужели снег!? А здесь внизу +35 С! Над деревней величественно возвышалась мечеть. Мы пошли посмотреть поближе. Между стенами мечети и горным обрывом было обнаружено футбольное поле, послышался свисток судьи. К моему изумлению (глубочайшему) играли две команды девушек. Девчонки, лет по 14-15ть, большинство – в платках, и все до единой – в брюках и кофтах с длинным рукавом, с веселыми криками и пересмешками гоняли мяч на жаре. Судил какой-то пожилой марокканец. Меня, конечно, сразу заметили, усадили на стул, и я с удовольствием досмотрела тайм. Жаль, что в футбол я не умею играть, а то бы обязательно попросилась поучаствовать. Потом мы с Ахмедом поднялись на смотровую площадку над деревней, уселись в местном кафе и скушали очередной тажин с большим количеством шафрана и черного перца.

Вечером опять тусуемся на Джемма эль Фна. Встречаем Томоки, он зовет пить свежий апельсиновый сок по супер цене – 1 дихрам (3 рубля) за стакан. Томоки долго вглядывается в лица продавцов, они при этом нас усиленно зазывают к своим ларькам. Наконец, мы у цели. Томоки подмигивает молодому марокканцу и заговорщически шепчет: «Специальная берберская цена, не так ли?» Тот улыбается, кивает и разливает по стаканам только что выжатый сок – как же хорошо J. Гуляем по узким улочкам Медины. По сравнению с Фесом, здесь гораздо больше магазинов, рассчитанных на туристов. Нужно отдать должное, что многие магазины – настоящие галереи искусств, и по музеям ходить не надо. Вопреки ожиданиям и рассказам других туристов, торговцы были совсем не агрессивные, скорее умиротворенные и дружелюбные. Может быть, помогло присутствие Ахмеда.