Словацкая осень и токайские вина (Польша-Словакия-Венгрия). Часть 2. на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Словацкая осень и токайские вина (Польша-Словакия-Венгрия). Часть 2.

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Венгрии > Словацкая осень и токайские вина (Польша-Словакия-Венгрия). Часть 2.

На следующий день мы покинули нашу уютную “обутовну” (общежитие) и двинулись в Татры. Там, в горах, в местечке Старый-Смоковец мы собирались провести оставшиеся 3 дня. К сожалению, нашим плана было не суждено свершиться. Уже на подьезде к Попраду (откуда отлично просматривается Татраньский хребет), стало ясно, что погода совершенно не располагает к отдыху в горах. Туман покрывал буквально все вокруг, шел мокрый снег, а дороги были забиты пробками. В итоге мы сошли с автобуса в Попраде, пересели на электричку до Кошице и в несколько расстроенных чувствах, углубились в изучение путеводителя.

Было решено, что этот день мы посвятим Кошице, а следующий – каждый из нас отправится по своему собственному маршруту (Оксана – в Левочу и Спишский Град), а я – в соседнюю Венгрию. В Кошице мы очень быстро сориентировались и уже через час отыскали очередное общежитие, в котором остановились на ночлег, ул. Медицна 2. Это в юго-западной части города, на возвышении, современный 9-этажный дом. Туда можно попасть как на трамвае от вокзала (номера 4 и 9), так и пешком (ок. 25 минут, через Старый город).

Кошице – второй по величине город Словакии с населением в 500 тысяч жителей. По моему мнению – это наиболее живописный город страны. Именно здесь вы увидите максимальное число красивейших архитектурных и исторических памятников. Особенно поражает громадный собор Святой Елизаветы, что посреди главной площади. Он сильно напоминает Собор Св.Стефана в Вене. Напротив собора находится потрясающе красивый городской театр, постройки 18 века, а также множество других достопримечательностей.

Следующий день явил собой совокупность природных катаклизм и борьбы на выживание. Причем последнее явилось результатом моего собственного авантюризма. Рано утром мы с Оксаной вместе дошли до вокзальной площади и каждый из нас отправился по своему маршруту. Я – бегом, опаздывая на электричку, а Оксана – спокойно и не торопясь на автобус, до отправления которого оставалось еще не менее получаса.

План был таков – на местном поезде доехать до местечка Словенске-Нове-Место, что в 65км к юго-востоку от Кошице, возле границы с Венгрией. Там я планировал перейти границу пешком и уже в Венгрии сесть на местный транспорт. Все это – с целью избежать покупки сравнительно дорогих международных билетов.

Однако, мало того, что я не успел купить билеты на вокзале и переплатил вдвое (!) за обычный билет у кондуктора (при покупке у кондуктора платится двойной тариф), так еще и погода испортилась настолько, что видимость ограничивалась несколькими десятками метров, плюс снегопад. Выходя на нужной станции уже через час, я был в некотором смятении, которое впрочем несколько спало после посещения вокзальной уборной. Съеденный накануне гусь, с треском высказал свое последнее “кря”, и я, в свою очередь, облегченно вздохнув, выполз на свет божий.

К моему крайнему изумлению граница оказалась прямо за зданием вокзала. Там тянулся неглубокий овраг, на противоположной стороне которого была уже Венгрия . О наличии границы извещали невысокие полосатые столбы с надписью “Pozor ! Hranica !” (Внимание, граница). Следуя за местными жителями вдоль оврага, я уже через пару минут оказался у перехода, представляющего из себя небольшую будку и мост через вышеупомянутый овраг в Венгрию. Народ выстроился в очередь, и один за другим проникал внутрь, а уже через минуту-другую выходил с другой стороны и счастливо топал через мост в соседнее государство.

За столом сидят двое – словак и венгр. Люди подают паспорта первому, тот не глядя шлепает штамп, передает паспорт второму, тот добавляет свой штамп и очередной сельчанин весело исчезает за дверью. Мой же паспорт вызвал некоторое удивление у дружных пограничников. Те долго его изучали, а потом, на ломанном англо-словацком языке обьяснили, что сей переход действует исключительно для граждан соседних стран – Словакии и Венгрии. Все остальные, вне зависимости от визового, или безвизового режима, должны пересекать границу через международный погранпереход, что в 5 км отсюда.

Вдобавок ко всему, городишко настолько Мали удален от основных дорог, что выбраться из него можно лишь на электричке назад в Кошице, которая будет только через 3 часа. Никакого другого транспорта нет и за неимением выбора, я решаю идти пешком к погранпереходу. Это был настоящий “переход через Альпы” ! Холодный ветер со снегом буквально сбивал с ног, а идти приходилось по грязной обочине проселочной дороги.

По левую сторону от меня тянулась граница с Венгрией – покосившийся сетчатый забор, со знакомыми уже табличками “Pozor ! Hraniza !”. Несколько в стороне стоит сторожевая вышка, впрочем давно покинутая пограничниками. На одной из опор виднелось гнездо аистов. Бог ты мой, насколько все это символично ! Действительно, о каких границах может идти речь, за полгода до вступления в обьединенную Европу ? Теперь бдительных “часовых Родины” можно встретить лишь на восточных рубежах их маленькой страны, на тех самых рубежах, откуда в 1968 году пришли “дружеские” колонны советских танков, силой подавившие зачатки демократии и вернувшие тоталитаризм на долгие два десятилетия.

…Неожиданно со стороны Венгрии показалась стая собак, несущихся в мою сторону. Это был крайне неприятный поворот событий, ибо псы явно были настроены очень агрессивно. Уже через полминуты псы пролезли под забором и со злобным лаем окружили меня. Их было не меньше пяти – здоровенных дворняг. Они бесновались прямо у моих ног, а их морды то и дело тыкались в меня на уровне колен.

Я стоял без движений, прижав руки к груди, что бы случайно не спровоцировать их к нападению. Зажмурившись, я повторял про себя “Спокойно, спокойно, главное не бояться, ибо псы почувствуют мой страх и нападут”. Минут через пять, те понемногу успокоились и для порядку облаяв меня еще раз, умчались обратно на венгерскую территорию. Я так и не понял – были это пограничные собаки, или просто стая бродячих псов. В любом случае, уверен, что мне крупно повезло, ибо бежать было некуда и помощи ждать не откуда.

Примерно через полчаса я выбрался наконец к погранпереходу. Словацкий пограничник, увидев мой паспорт усмехнулся “Это вас там не пропустили, а ?”. Я грустно кивнул. Тот с пониманием вздохнул “Что делать – такие правила, вы уж не обижайтесь”. Я снова кивнул.

На венгерской стороне удалось поймать попутную машину c молодой девушкой на “Шкоде-Октавии”. Она ехала до ближайшего приграничного городка с труднопроизносимым названием Шаторальяхелей (Satoraljauhely). Там я собирался сделать только лишь пересадку на Токай – старинный городок, куда и лежал мой путь. Но, в какой-то момент, спросив у одного из прохожих, где тут автовокзал, был поражен, ибо этим прохожим оказался израильтянин венгерского происхождения по имени Шломо. Тот приехал в этот город к своим родителям.

Он рассказал, что в этом городе до войны существовала большая еврейская община, что тут есть древняя синагога и еврейское кладбище. В подтверждение своих слов, тот предложил прокатить меня по городу на своей машине и показать основные его достопримечательности. Я поблагодарил парня от всей души, а тот, в свою очередь высказал свое крайнее удивление тем фактом, что израильтяне добрались уже и сюда, в это венгерское захолустье. Кроме того, Шломо объяснил мне, как удобнее всего добраться до Токая.

P.S.

Позднее я узнал занятную деталь про это место. Городок Нове-Место-у-Шятора (позднее переименованный в Шаторальяхелей), упоминается в Швейке Ярослава Гашека. Именно здесь имела место комическая сцена, в которой подпоручик Дуб обьяснял солдатам, указывая на подбитый австрийский аэроплан, что это сбитая русская машина. Предоставляю слово Гашеку – 

“…Подпоручик был настолько глуп, что после ухода Швейка снова обратил внимание солдат на подбитый австрийский аэроплан, на металлическом колесе которого был четко обозначен австрийский герб.

-Этот русский самолет мы сбили под Львовом ! – твердил он.”

К сожалению, синагога оказалась закрыта, как и старинное кладбище. Парень, сославшись на занятость умчался, а я направился к ж.д вокзалу. Там купил билет на ближайшую электричку до Серенча, узловой станции северо-восточной Венгрии, что в 50км южнее Шаторальхелея. Там у меня вышла стыковка с ожиданием в два с лишним часа. За это время я прогулялся по центру Серенча, посмотрел его средневековый серый замок, окруженный заполненным водою рвом, а кроме того пообедал в местном ресторанчике.

От Серенча до Токая еще 20км, но сообщение тут довольно слабое. Автобусы курсируют раз в 2-3 часа, поезда – еще реже.

Токай – это столица одноименного винного края, известного своими Токайскими винами. От станции до городка – примерно четверть часа пешком, а сам город представляет из себя исторический центр, полный 1-2 этажных изящных домиков постройки 18-19 веков, несколько церквей и даже синагогу. Все максимально вылизано и подогнано под массовый туризм. Горожане занимаются исключительно двумя вещами – выращиванием винограда с его последующей переработкой в вино и продажей своих творений. Что ни дом – вывеска “Wine”, тут много десятков винных погребов, а еще больше – небольших магазинчиков, где каждый токаец может выставить на продажу свое собственное вино.

Туристов – тьма тьмущая ! Большей частью немцы. В целом, резюмируя посещение Токая, я бы сказал так – это город, который следует посещать с семьей, или на худой конец с подругой. Тут можно остановиться на пару дней, по вечерам отдыхая в тавернах и дегустируя десятки сортов вин. В плане достопримечательностей, Токай явно не тянет на уже виденные нами словацкие средневековые города. Поэтому, это – место для ценителей и гурманов, искателей смысла жизни и романтиков-растаманов.

Меж тем время начинало серьезно поджимать. На часах четвертый час дня и с учетом сложностей с транспортом, я всерьез начал тревожится, как бы не пришлось ночевать в Венгрии, в то время, как все мои вещи и моя спутница – в словацком Кошице.

На станции меня ожидало разочарование – ближайший поезд в Серенч отправлялся лишь только через 2 часа, иными словами около шести вечера, но, при этом я не успевал на последнюю электричку из Серенча в исходную точку поездки – Шаторальяхелей, где бы я мог пересечь границу в Словакию. Единственным вариантом возвращения оставался Мишкольц – крупный современный город в 70км к западу от Токая. Оттуда, судя по информации, полученной из интернета (http://reiseauskunft.bahn.de), ежедневно в 21:41 отправлялся поезд “Краковия”, по маршруту Будапешт – Краков . Он идет с остановками в Мишкольце, Кошице и рано утром прибывал в польский Краков .

До Мишкольца добирался в компании с местными студентами – чрезвычайно веселые ребята, они возвращались в свои общежития в Мишкольце, после выходных у родителей в Токае. Путь был короток и весел в общении и часам к шести мы прибыли в Мишкольц. Отсюда до Кошице всего 90км, однако, изучив расписания я понял, что иного шанса, кроме как ждать девятичасового поезда у меня нет.

Вторая проблема оказалась языковая. В этом крупном, совершенно не туристическом городе, вообще никто не говорил по-английски. Мне было крайне сложно разобраться в непонятных расписаниях поездов, а кассиры ни в какую не понимали моих вопросов в отношении стоимости билетов и времени прибытия в Кошице. Несколько позднее я решил попытать счастья на автовокзале, но и здесь пришлось туго – из пяти спрошенных людей, ни один не понял, что я имею в виду под загадочным словом “Bus station”. В конце-концов мне удалось самому отыскать на вокзале карту города и разобраться где тут у них автовокзал. Замечу, что в противовес благодатным Польше и Словакии, в Венгрии вокзал и автостанция чаще всего расположены вдали друг от друга. Это создает массу сложностей и неудобств.

С грехом пополам доехал на автобусе до автовокзала, где опять же, после долгих переговоров с применением пальцев и мимики, разузнал, что сегодня автобусов в Словакию уже не будет. Обратно шел пешком, решил срезать через дворы и боковые улочки. Несмотря на довольно ранний час – в городе было совершенно пустынно. Улицы почти не освещаются, напоминая “экономную” СНГовию. В какой-то момент замечаю, что за мной на расстоянии метров в двадцать быстрым шагом двигается тройка то ли цыган, то ли албанцев. Не желая нарваться на неприятности, я просто рванул бегом через дворы, перескакивая через скамейки и шлепая по лужам, хорошо, что додумался оставить рюкзак в камере хранения ! Мои наихудшие подозрения подтвердились – те бежали за мной ! Бог знает чего они хотели – ограбить, просто избить – в любом случае, желания поиметь с ними непосредственное знакомство, я отнюдь не испытывал.

Выбежав на пустынную улицу, я попытался упорядочить дыхание, ибо те отнюдь не собирались останавливаться. Вот гадость то какая ! К счастью, после примерно километра быстрого бега, те явно выдохлись и отстали, я же в свою очередь перешел на быстрый шаг, по ходу дела стараясь отдышаться. Минуту спустя я остановился. Во внутреннем кармане штормовки нащупал добротный нож-финку, который часто вожу с собой. Во время армейской службы бывали ситуации, когда приходилось становиться эдаким “охотником”, в эти моменты действуешь на автопилоте. Сейчас ощутил схожее чувство непреодолимого желания наказать ублюдков. Наверное в эту минуту у меня был совсем недобрый взгляд и еще более недобрые намерения. Плохо помню это состояние души. Сделал с десяток шагов назад, искренне желая встречи с преследователями. К счастью для них и для меня – те не появились.

…Поезд отошел по расписанию. В купе я был один. Удобно развалившись на трехместном диванчике, я мгновенно уснул после всего пережитого за прошедший день. Ближе к полуночи, был разбужен пограничниками. Те проштамповали выездные и вьездные печати (словаки и венгры проходят вагоны вместе) и вот я уже снова в Словакии ! В отель вернулся совсем поздно, но Оксана не спала – ждала, волновалась.

Я не стал вдаваться в детали и пугать девушку тем, что имело место быть со мной в Венгрии, да и зачем..?

На следующий день мы покидали гостеприимную Словакию. Было решено ехать на автобусе до села Вышне-Немецке, что напротив украинского Ужгорода. Такой вариант был вдвое дешевле стандартного прямого автобуса Кошице-Ужгород. Все ближе и ближе граница, а настроение – хуже некуда. Особенно грустила Оксанка, уж слишком силен был контраст между увиденным ею и нашей грубой и пьяной совковой реальностью.

Идя по направлению к украинскому пограничному терминалу, уже расставшись со Словакией, мы внушали друг-другу, что теперь следует собраться с силами, не расслабляться, быть готовыми дать отпор злодеям, мошенникам, алкоголикам, бомжам и другим сословиям пост-советских граждан, коих стало так много. Украинский погранец, заметив, что мы пытаемся открыть не ту дверь, гавкнул что-то типа “Эй, глаза разуйте там, куды прете ?”.

На границе нам шлепнули какие-то непонятные транзитные штампы на 3 дня – эдакое новое изобретение братьев-украинцев, видимо выдуманное специально, в ответ на проблему Керченского пролива. И вот мы, преодолев последний шлагбаум, оказываемся на свободе. Перед нами громадный щит “Украiна. Закарпатська область”. До центра Ужгорода всего 5 километров, но проще взять такси – оно тут не дорогое, всего 5 гривен за всю машину. Тем более, что топать через лесопарковую зону с наступлением темноты – дело на любителя.

Ужгород – довольно милый старинный город, с массивным замков на холме и несколькими красивыми соборами. Старая часть города включает в себя несколько гуляльных улиц, совсем недавно более-менее доведенных до ума. Тут много кафе, ресторанов, но, первое что бросается в глаза после Европы – великое множество откровенно пьяных людей, причем довольно хулиганского вида.

Какой-то бомж вынырнул из переулка и налетел бы прямо на нас, не уступи мы ему дорогу. Тот, шатаясь из стороны в сторону, уверенно держал курс к винно-водочному ларьку. Компания поддатой молодежи тусовалась чуть далее. Увы, нет уже того ощущения безопасности, расслабленности и удовлетворения, которое охватывало нас в Пшемышле, или Кошице.

Впрочем, не буду драматизировать и без того невеселую ситуацию. В Ужгороде мы поужинали в совершенно прелестном ресторане в историческом центре, по адресу Корзо 16. Прекрасный ужин, приятная атмосфера, культурнее и быстрое обслуживание.

В час ночи наш поезд Ужгород-Москва тронулся, а мы, кутаясь в одеяла (проводник забыл принести уголь и не натопил вагон), пытались уснуть. Приятное путешествия подходило к концу.

lapshin alexander

11.05.2004 15:00:39



Прочитайте еще про Отдых в Венгрии:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.