Черногория. Отпускные записки. Часть 3 на kuda.ua

Черногория. Отпускные записки. Часть 3

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Черногории > Черногория. Отпускные записки. Часть 3

ПРО ОЗЕРО.

В гостинице еженедельно вывешивался список возможных экскурсий. Поиздержавшись в средствах, мы решились-таки посетить Скадарское озеро. Это один из самых известных заповедников Черногории и Албании. Стоит это удовольствие 70 евро на двоих. В означенный час за нами прибыл автобус и мы отправились путешествовать вглубь страны.

Дорога показалась нам просто экстремальной. Виртуозность водителя польского происхождения вызывала восхищение. Я бы, даже имея некоторый водительский стаж, не рискнула ехать по подобному серпантину. Минут через сорок мы миновали перевал и стали спускаться к озеру. Возникли ностальгические ассоциации с нашим Байкалом или Иссык Кулем. Открылась нашему взору красота необыкновенная!

Вообще говоря, озеро это оказалось сложной системой островов, речушек и собственно Скадарского озера. Путь наш лежал на главный остров архипелага, где нас ждали стол и выпивка. Раньше, во времена всяких там завоеваний, попасть на остров можно было только вплавь, сейчас туда можно проехать по насыпанному виадуку. Что интересно, на этой узкой дороге посреди бескрайней водной глади проходит даже железнодорожное полотно. Я подумала, что поскольку страна слишком гористая, то профессия железнодорожного толка может считаться здесь очень даже элитной. Остановились в небольшом рыбацком поселке. Каменная лестница ступеней на восемьдесят * и гостеприимный хозяин Мирко и его домашние женщины встречают нашу компанию в двадцать человек свежими пончиками с медом, домашним сыром и неограниченным количеством выпивки. Здесь и вино, и местная анисовая водка и чего только нет. Серега, сопровождавший нас в поездке, порекомендовал много не пить с утра, поскольку предстоит ещё заплыв на лодке по глади вод с нырянием, купанием и загоранием. А в обед можно будет «накатить» как следует. За все уплочено. Мирко снарядил лодку с симпатичным желтым тентом, и мы отправились в плавание.

Сначала маршрут лежал по руслу одной из речушек. Не очень чистой и сильно поросшей ряской. Но спустя пару минут мы оказались на большой воде. Ещё через некоторое время Мирко причалил наш баркас на небольшом пляже. Загорайте, мол, купайтесь, а я поплыл рыбу готовить. Многие туристы, особенно женщина с внешностью товароведа, пробовали затеять скандал, поскольку место им не понравилось, однако Серега вскользь отметил, что у озерного брега потрясающе ложится загар. Женщина успокоилась, а мы отправились купаться. Соньке очень понравилось. Хотя контраст с морской водой огромный. Здесь её вода не держала, поэтому она несколько раз ныряла «с головой». Кроме Сони, ныряли многочисленные обитатели озера. Прямо перед моим плывущим носом решил глотнуть воздуха птиц по имени «нырок». Где-то вдалеке паслись цапли. А ближе к Албании мы пронаблюдали колонию пеликанов. На берегу дети собирали ракушки, а Вадик умудрился сфотографировать настоящую зеленую ящерицу. Мирко опоздал минут на сорок, чем вызвал гнев у женщины-товароведа. Зато по настоятельной просьбе отдыхающих привез бутылку самогона. Разлили в пластиковые стаканчики прямо на борту. Оказалось, что Мирко не привез никакой «запивки». Многие пить отказались. Серега предложил запивать озерной водой. Я, шутки ради, зачерпнула в стаканчик немного водицы. Она оказалась прозрачно голубой. Ни сориночки, ни пылиночки и очень вкусная. Самогон пили молча. Кто-то посетовал, что «та водка, что мы пили за завтраком, была вкуснее». Родился афоризм.

А мы тем временем наблюдали красоты вокруг. Вот нас обогнала рыбацкая моторка. Оказалось, что управляет ей мальчик лет восьми. Выходит, у местных это в крови: только родился, а уже * рыбак. Проплывая мимо очередного островка, Серега акцентировал наше внимание на старинный монастырь в скалах. Рассказал красивую историю. В подтверждение его слов мы увидели монаха в рясе, который нес что-то в коробке из под микроволновки LG.

Вообще, история возникновения озера попахивает чем-то мистическим. Ещё в средние века не было никаких упоминаний про Скадар. Просто какая-то река делала в этом месте крутой поворот, да ещё и талые воды с гор стекали сквозь природный дренаж. Пока однажды, в следствии науке неизвестных факторов, вода не смогла уйти под землю и стала накапливаться на поверхности, образуя тем самых водоем. И прибывала вода на протяжении пары столетий, и неизвестно, произошел бы второй Великий потоп, если бы опять же неизвестным науке образом не прекратилось бы увеличение уровня жидкости в Скадарском озере…

Захмелевшие, усталые мы вернулись в хижину к Мирко. А там уже пахло свежей ушицей. На каждый из четырех столов поставили по бадеечке с наваристым супом, в довершение сюжета Мирко принес вареные рыбьи головы и хвосты. Ну, разумеется и спиртного вдоволь. Соня с удовольствием угостилась супчиком. Кстати, показатель того, что очень вкусно. Оказалось, что это только начало банкета. Мы-то старались опустошить кастрюльку. Только покончили с едой, а Мирко несет миски с салатом из свежих овощей, картошку и собственно жаренную рыбу. Я сначала возмутилась: картошка остыла. Оказывается, это у сербов национальное блюдо. Варится картошечка. Разминается вилочкой не так, что б совсем в пюре, поливается давленным чесноком с солью, топленым маслом и лимонным соком. Это гарнир к рыбе: рыбу жарят в какой-то фантастической панировке и поливают чесночным соусом. Пальчики оближешь!

Совсем обалдевшие от еды, мы почувствовали сильную усталость. Засобирались в обратный путь. А я возьми, да пошути: а десерт? Все меня пристыдили: мол, не наелась что ли, а тут опять Мирко * несет каждому по чашечке ароматного «куваного» кофе. Специальный рецепт. Что-то вроде кофе по-турецки. Немного горчит, поэтому разбавляет выпитый прежде алкоголь. Кроме радушия хозяев сильно бросился в глаза контраст между собственно жилищем и техникой, наполнявшей это жилище. Все постройки производят впечатление настолько древних, что даже слышно лязганье рыцарских доспехов. А вот сантехника, телевизор и стиральная машина возвращают тебя в настоящее.

Пока мы на веранде вкушали яства, в комнате Мирко принимал своего частного гостя. После непродолжительной беседы выяснилось, что пятидесятилетний серб ещё не женат и ищет себе подругу жизни. При этом является женихом завидным: большая квартира в центре Белграда, капитал в акциях ведущих европейских фирм и прочее. Я предложила ему подождать, пока Соня вырастет, поскольку среди экскурсантов незамужних дам не оказалось. Серб прикола не понял и мы лишились возможности мечтать о недвижимости в Югославии. Обратный путь мы проспали. Ужин в гостинице показался нам лишним дополнением к уже съеденному. Поэтому мы пошли на пляж и провалялись там до темноты.

ПРО РАЗВЛЕЧЕНИЯ.

У нас закончился привезенный из Москвы детский кефир, без которого Соня отказывалась засыпать по ночам. Мы отправились на разведку в супермаркет. Детского ничего там не нашли. Купили Даноновский йогурт в пол-литровой бутылке за 3 евро и пива местного производства. Вообще-то мы с Вадей не такие уж любители пивка попить, но цена 0.45 евро за пол-литра нас вдохновила. Подходим к кассе. Продавщица жестами указывает нам на корзинку с пустыми пивными бутылками у входа. Вадик быстро ориентируется и начинает ей объяснять, мол, открывать пиво не надо, мы его в гостинице выпьем. Кассирша удовлетворенно кивает головой и пробивает нам цену вдвое больше, чем указано на изделии. Видя, что мы-таки не поняли её речь, призывает на помощь весь свой опыт международного общения, в связи с чем мы понимаем, что при покупке отечественного пива взимается стоимость бутылки, что если мы вернем пустую, то получим уплаченные 50 центов. На следующий день мы поняли, что в Черногории очень выгодно сдавать бутылки, тем более, что их на улицах предостаточно, и нет никакой конкуренции, в отличие от наших краев. Довольные проведенным маркетингом, мы повели дочь на дискотеку для малышей. На живописной площадке русская девушка на сербском языке развлекала детишек всех племен и народов под знакомые напевы бременских музыкантов с чунга-чангой вместе. Соне очень понравилось. Она скакала там и прыгала, как угорелая. Долго не могли потом её спать уложить. Обещали посещать мероприятия каждый вечер. В предночные часы приморский бульвар Петровца кишел народом. Художники рисовали портреты и татуировки, продавцы впаривали сувениры, аттракционы уносили в мир детства. Из ресторанных двориков вкусно пахло. Посетив все положенные точки, мы возвращались домой. Во дворе гостиницы стояла пластмассовая горка. Соня считала день прожитым зря, если она не сотрет штаны на этой горке.

Мы терпеливо ждали, когда ей надоест кататься, сидели рядом на пластмассовой скамеечке, которую в один прекрасный вечер и сломали. Выйдя утром на террасу, не обнаружили и горки. Видимо, дирекция решила снизить таким образом расходы на ремонт. Пиво, купленное в супермаркете, и заблаговременно охлажденное в холодильнике, мы решили распить на балконе при свете звезд.

Соня уснула, а вместе с ней, казалось, уснула все побережье. Потянуло на какие-то лирические беседы и воспоминания детства. Вдруг прямо из кустов напротив нашего номера показалась чья-то голова и так же внезапно исчезла. Этот факт нас сильно удивил. Мы дали друг другу клятвенное обещание разведать, что там таится за кустами…

ПРО ГАЗПРОМ.

На следующий день перед ужином у нас оказалось часа полтора свободного времени. Мы отправились обследовать тропинку в кустах. Каково же было наше удивление, когда мы обнаружили на задворках нашей гостиницы широченную асфальтированную дорогу, по которой плотным потоком шли люди в обоих направлениях. Пошли на встречу неизвестному. Дорога пролегала высоко над уровнем моря. Даже страшно посмотреть вниз. Пожалели, что не взяли Соне коляску. Она так и норовила посмотреть, что там внизу.

А внизу были красивейшие каменистые пляжи, к которым подхода по суше нет. Только морем. Сделав очередной крутой поворот, дорога нырнула в тоннель. Вообще, в Черногории очень любят строить тоннели, что заметно упрощает передвижение между населенными пунктами, сокращая время в пути. Этот тоннель оказался невероятно длинным, без освещения, поэтому чувства во мне вызвал жуткие.

Преодолев несколько сот метров в кромешной темноте, мы вышли к огромной гостинице. Это монументальное здание было просто вылеплено в скале и … абсолютно заброшено. Стало немного жутковато от увиденного. А таблички, гласившие, что возможно обрушение фасада, предупреждали, что и подходить близко к зданию не стоит. Мы быстренько осмотрели возможные пути отступления. Немного вдалеке увидели симпатичный пляж. Детишки лепили куличики, мамочки и папочки жарили тела под заходящим солнцем. Все в порядке, подумала я. Здесь есть жизнь.

Решили, что завтра с утречка отправимся сюда позагорать. Молодой человек с надувным матрасом любезно объяснил нам, что дальше пути нет, что место это называется Перазича До, по имени владельца многовековой давности. Что гостиницу эту построили наши советские строители в 80-м году в разгар дружбы между народами. Несколько лет назад здание стало представлять реальную угрозу для жизни отдыхающих, поскольку построено из неподходящего для местного ландшафта железобетона.

Теперь же местечко это выкупил Газпром. Как только будет подходящий момент, гостиницу будут перестраивать, восстанавливать, а дальше * непонятно. По крайней мере, у наших соотечественников есть недвижимость на далеком сербском берегу. Купание на утреннем пляже Перазича До нам не понравилось. Было невероятно жарко, а море штормило. Дно у берега сильно каменистое, поэтому возникли проблемы в смысле «войти в море», а ещё больше «выйти из него». Пока Вадик развлекался с Сонькой в тени неизвестного кустарника, я предприняла небольшое восхождение, очень уж хотелось узнать, что там дальше по карте. Дальше, а вернее * выше оказался небольшой дачный поселок. Что-то вроде летних аппартаментов. Югославы не отличаются большим богатством, а отдыхать на море любят, поэтому снимают жилье в скалах, не пугаясь ежедневных карабканий в гору. Опять же удивило огромное количество машин. В смысле автомобилей. Как они там ездят, а особенно паркуются? Для меня это так и осталось загадкой.

ПРО АВТОМОБИЛИ.

Повторюсь, машин в Черногории очень много. И очень разных. Одна из популярных марок * местная машинка по имени Юго. Что-то типа наших Жигулей. Моделей у этой марки мы насчитали только на улицах штук восемь. И названия очень романтические. Запоминала я их упорно, но вспомнить могу только: Скала и Корал. Все остальные в том же духе. Кроме Юго можно было наблюдать раритеты типа Рено и Фольксваген 60-х годов выпуска. Все на ходу. В силу возраста много крашеных авто. Возникло впечатление, что красят их просто кисточкой, прямо на улице. А что: погода хорошая, морозы не беспокоят, с дождями тоже не критично. Поэтому и ржавчина технику не мучает. Я подумала, что можно открыть в этих краях прибыльный бизнес по покраске автомобилей. Наряду с очень старыми экземплярами попадались новейшие родстеры. Самый заметный марки Порше стоял при входе нашей гостиницы. Оказалось, что владелец транспортного средства наш соотечественник, и является хозяином гостиницы. Очень милый парень. Другая «конфетка»: желтый кабриолет Альфа-Ромео просто очаровала моего мужа. А на пляже мы наблюдали, как в двухместном Крайслере поместилась семья из пяти человек. Была бы крыша * все бы не влезли.