Чем дальше мы ехали на юг, тем поборы на границах становились меньше. В Панаме из-за незнания испанского языка нас оштрафовали на $10. Сначала девушк на kuda.ua

KUDA.UA > Отдых > Отдых в России > Чем дальше мы ехали на юг, тем поборы на границах становились меньше. В Панаме из-за незнания испанского языка нас оштрафовали на $10. Сначала девушк

Чем дальше мы ехали на юг, тем поборы на границах становились меньше. В Панаме из-за незнания испанского языка нас оштрафовали на $10. Сначала девушка-таможенница, выписывавшая нам пермит на транзит, жестами спросила меня: ты, мол, ведёшь машину? “Си”, – ответил я, сидевший за рулём в этот момент. Девушка и вписала меня в бумагу. По дороге нас остановили для проверки документов (а машину вёл Борис), и стражи порядка взяли штраф за то, что фамилия водителя не соответствовала вписанной в пермит. Всё чаще стали сталкиваться с проявлениями явного беззакония. Сначала в городе Панама двое грабителей, пытавшихся среди бела дня отобрать у Бориса его видеокамеру, сломали её. Затем в Колумбии другие грабители пытались отобрать у Иванова все последние оставшиеся у нас деньги, но, к счастью, этому помешали полицейские. И, наконец, в Перу у меня украли видеокамеру, которая находилась в машине (мы же стояли в двух метрах спиной к ней и расплачивались за новую покрышку).

Эквадор получил своё название от слова “экватор”, но в его столице Кито было сравнительно прохладно: днём до +17 грд С, а ночью около +7. Объясняется это просто – город расположен на высоте 2700 м. Здесь я продал свой катамаран (во время этого путешествия сплавился на нём по реке Клуэйн в Канаде, через Большой Каньон реки Колорадо в США и по Мачангаре в Эквадоре), но средств на нормальное завершение маршрута всё равно не хватало. С этого момента и до Буэнос-Айреса у нас была жесточайшая экономия: мы спали только в машине, ели только хлеб, пили только воду – почти все деньги уходили на бензин. Мы спешили. Один раз (в Перу и Чили ) целые сутки ехали практически без остановок, преодолев около 2000 км.

Поразила перуанская высокогорная пустыня между берегом Тихого океана и Андами. Полное впечатление, что ты на протяжении почти 2,5 тысяч км едешь по Луне – такие здесь пейзажи! А ведь в том же Перу на берегах Мараньона (одного из горных истоков Амазонки, по которому я сплавлялся в марте 1993 года) было много зелёных деревьев.

Когда мы прибыли в Буэнос-Айрес, в кармане было $50. И только благодаря финансовой поддержке корреспондента РИА “Новости” Александра Игнатова я оказался и на берегу Магелланова пролива, и на самом юге острова Огненная Земля. В бухте Пуэрто Пирамидес мы видели китих с маленькими детёнышами, а на берегу бухты Пуэрто Томбо походили среди магеллановых пингвинов (они всё пытались схватить меня за штаны). Посетили Ушуаю – самый южный город на острове Огненная Земля. А закончился трансамериканский этап кругосветки в Лапатайе – самой южной точке Огненной Земли, доступной для автомашины.

Я вернулся в Россию для поиска денег на второй (трансафриканский) и третий (евразийский до Новосибирска) этапы кругосветки. И лишь 21 июля 1998 г. рейсом Аэрофлота (эта компания стала спонсором моей экспедиции) я вылетел в Йоханнесбург ( ЮАР ), через Кейптаун добрался до мыса Игольный (Агалас) – самой южной точки Африки, и оттуда на арендованной в Кейптауне машине поехал на север. При движении по Африке мне пришлось сменить несколько арендованных автомобилей; было заранее известно, что границу Судана с Угандой и Эфиопией преодолеть на своей не удастся – там идёт война (как и между Эфиопией и Эритреей).

Кейптаун похож на современный европейский или американский город, большинство населения составляют белые люди (существенное отличие, скажем, от Претории). Вообще, ЮАР – весьма цивилизованная страна, в ней отличные дороги. А природа южной части страны (зелёные луга, овцы, сосновые рощи, белки в городском парке Кейптауна…) ближе к европейской, чем к африканской. Саванна появилась лишь на севере ЮАР . А начиная с Зимбабве “пошла” настоящая “черная” и не очень цивилизованная Африка .

На границе Зимбабве и Замбии любовался водопадом Виктория (высотой 108 м и шириной 1,7 км), а затем сплавился на плоту по реке Замбези ниже этого водопада. Замбия оказалась очень бедной страной. В ее северной части крайне плохие дороги.

В Танзании я уже бывал раньше (сплавлялся по реке Каранга с Килиманджаро в 1993 г, кстати, тогда меня “капитально” обворовали, а моему напарнику Гене Копейке ножом порезали руку). Поэтому, казалось, попаду в эту страну без проблем. Но, оказывается, на замбийско-танзанийской границе раньше российских (советских) паспортов не видели. Пограничник спросил меня, где в моём паспорте записана Танзания как страна, для которой этот документ предназначен. Визу, поставленную в Москве, страж границы не признавал. Лишь через час диалога мне удалось убедить его доводом, что в российский паспорт незачем было бы вписывать столько много слов на французском языке… Дороги в Танзании явно лучше, чем в Замбии, да и страна побогаче. Здесь я опять побывал в Моши у подножия Килиманджаро, на Каранге. Перед границей с Кенией видел много молодых парней лет семнадцати из племени масаев, одетых в чёрные одежды и с покрашенными в белый цвет лицами. Они фехтовали друг с другом на палках. Оказалось, что эти ребята только что прошли обряд обрезания и были посвящены в мужчины.

Я чуть не остался навечно в столице Кении Найроби. 7 августа в 11 часов утра собирался позвонить в Россию из международного переговорного пункта, находящегося возле посольства США , но опоздал на 20 минут. И вот я иду в сторону этого пункта и уже за 2 км до него вижу вокруг выбитые стёкла в зданиях. Чем ближе подхожу к этому пункту, тем больше разрушений. Оказалось, что как раз в 11 часов возле американского посольства террористы взорвали мощнейшую бомбу, от которой погибло более 80 человек и много людей было ранено. Одновременно была взорвана бомба и возле американского посольства в Дар-Эс-Саламе ( Танзания ). Сначала все местные средства массовой информации “грешили” на Саддама Хусейна. Однако потом американские спецслужбы определили, что террористы были из Судана. На него полетели американские крылатые ракеты – по иронии судьбы, как раз тогда, когда и я был там… В Кении посетил национальный парк “Найроби”, полюбовался на львов, носорогов, жирафов…

Меня чуть было не арестовали в Уганде. Ненароком сфотографировал человека в тёмно-синем длинном плаще, а он поднял большой шум из-за того, что я фотографирую угандийских полицейских. В местном отделении “госбезопасности” мне предложили отдать им заснятую фотоплёнку, иначе арестуют. Пришлось подчиниться. Угандой закончилась бывшая английская Африка с англоговорящим населением и левосторонним движением на дорогах (я очень долго привыкал к нему). Кстати, от ЮАР до Уганды проходит сквозная автомагистраль.

Судан – это уже мусульманский мир. Страна очень бедная, но люди друг другу помогают, делятся с “ближним” продуктами. Зато в Судане самый дорогой в мире бензин (по $1,5-2 за литр; к слову, во всех остальных африканских и американских странах, где я побывал, его цена колебалась от $0,3 до 0,6). На самом севере страны от Абу-Хамеда до Вади-Хальфы дорога идёт по пескам Нубийской пустыни (часть Сахары к востоку от Нила). Естественно, никакого намёка на асфальт здесь нет – песчаная грунтовка. При этом жара – более +50 грд С. Туристов-американцев в Судан практически не пускают, страна явно антиамериканская. В Атбаре один местный “аксакал”, услышав, что я из России, сказал: “Мы любим Россию, потому что вы – противовес американцам”.

От Вади-Хальфы на пароме через Асуанское водохранилище попал в Египет . Здесь меня встретил москвич Виталий Мельничук, который до Москвы стал моим компаньоном по путешествию. С ним мы побывали на Красном море (в Хургаде), в Каире и Гизе (разумеется, осмотрели здесь все пирамиды и сфинкса), на Средиземном море (в Александрии) и на северо-западе Египта. Затем наше путешествие продолжилось в Тунисе. Его мы пересекли по северному побережью до границы с Алжиром и доехали до мыса Рас-Энгела (Голова Ангела) – самой северной точки Африки.

Из города Тунис перебрались паромом на Сицилию, в Италию, и, проехав по средиземноморскому побережью Европы, оказались в Португалии. В Европе неприятно удивили цены на бензин (около $1, рекордсменом является Франция – $1,2). Осмотрели знаменитые итальянские города: Палермо , Помпеи, Неаполь , Флоренцию, Рим . В Португалии, наконец, закончилась история со сменой в пути машин: в Лиссабон из Буэнос-Айреса “приплыл” мой автомобиль “Вольво-240”, на котором мы и продолжили путешествие дальше. Правда, паром сел на мель у берегов Бразилии, и машина прибыла с опозданием на месяц, пришлось её ждать. Всё это время жили на яхте “Урания-II", экипаж которой (под руководством москвича Георгия Карпенко) собирался сделать кругосветку с прохождением Северного морского пути. Из-за отсутствия денег яхта стояла в столице Португалии уже с декабря 1997 года, но 8 октября всё же планировалось отплытие в сторону Бразилии.

Лишь 23 сентября мы получили свою машину, доехали до мыса Рока (самой западной точки Евразии) и отсюда начали очередной “бросок” – теперь на восток. Проехали Португалию, Испанию, южную часть Франции и остановились в Париже у нашего знакомого. Затем проехали через Бельгию и Люксембург и со стороны Трира въехали в Германию. Уже в Португалии у нас осталось очень мало денег, и через Францию пришлось ехать по бесплатным национальным дорогам (скоростные магистрали во Франции и Италии очень дорогие – по $1 за 10 км пути). К счастью, в Германии “хай-вэи” бесплатные и на них нет ограничений скорости движения. Побывали в Мангейме и Хайдельберге, а до Дрездена подвезли двух автостопщиков – парня и девушку (они оказались рижанами, говорящими по-русски).

А потом был транзит через Чехию и Словакию. На Украину (в Ужгород) мы въехали, имея $50, так что пришлось сильно “крутиться”, чтобы добраться до Харькова, где живёт моя мама (кстати, в Киеве нам оказали финансовую поддержку ребята со спутникового телевидения, сделавшие о нас репортаж). Наконец мы попали в Россию и через Белгород, Курск, Орёл и Калугу добрались до Москвы. От Москвы моим напарником стал новосибирец Василий Забайкин. Наше движение на восток продолжилось, и, сделав остановки в Рязани, Тольятти, Челябинске и Кургане, мы прибыли в Новосибирск, где и закончился третий (евразийский) этап моей кругосветки.