В обитель Шивы за долголетием и вторым рождением. Часть 2 на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

В обитель Шивы за долголетием и вторым рождением. Часть 2

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Индии > В обитель Шивы за долголетием и вторым рождением. Часть 2

Ришикеш – излюбленное место паломников с запада. В этом городке на берегу Ганги с его многочисленными ашрамами, храмами и школами йоги и медитации можно повстречать искателей истины со всех уголков мира. Сюда приезжала даже группа "Битлз" и здесь они нашли своего гуру. Идеальное место для небольшой передышки и акклиматизации перед паломничеством в Гималаи.

Представьте себе тысячи людей расположившихся по берегу Ганга на специально построенных для этой цели мостиках для наблюдения каждый вечер древнего ведийского ритуала, когда брахманы зажигая ритуальный светильник символизирующий жертвенный огонь "Агни" и огонь "тапаса" (подвижничества и поста) вращают его по часовой стрелке символизируя процесс духовной трансформации и движения солнца. Присоединимся и мы к церемонии, тем более, что для нас как единственных западных паломников приготовили специальные места на возвышении, вместе с…брахманами. Церемония длиться около 40 минут, эпизодически из толпы появляется очередной собиратель пожертвований с толстой квитанционной книжкой, собирающий во имя Шивы сто-рупиевые банкноты.

Смеркается, расходятся медленно люди, и только холодные и чистые быстрые волны Ганга несут свои воды дальше, к не менее святому городу Варанаси (Бенарес). А мы невольно вспоминаем наш нелегкий маршрут на Север к вершинам Гималайских гор, в обитель Шивы.

ШИВА (санскр.- "Благой" ), один из членов триады (тримурти) верховных божеств пантеона классического индуизма (наряду с Брахмой и Вишну), по значению и популярности сопоставимый только с Вишну, выполняющий одновременно функции источника плодородия и разрушения мира и персонифицирующий единство противоположностей аскетического мироотречения и эротической энергетики. Происхождение образа Шивы не менее сложно, чем сочетание его характеристик, и становление этого образа охватывает несколько больших исторических периодов в развитии древнеиндийской мифологии.

К числу наиболее ранних легенд, связанных с Шивой, относится миф о разрушении им стрелой трехъярусного города демонов-асуров Трипуры (подаренного Брахмой), одна из крепостей которого, железная, располагалась на земле, другая – серебряная – в воздушном пространстве и третья – золотая – на небе.

Среди мифов о превосходстве Шивы над другими обитателями горы Меру обращает на себя внимание тот, по которому во время спора Вишну и Брахмы о том, кто из них более достоин звания создателя мироздания, перед ними возник пылающий фаллос-линга невероятных размеров, и хотя Вишну в виде кабана (ср. соответствующую аватару вепря) спустился на землю, а Брахма в виде гуся взлетел на небо, они не смогли измерить его начала и конца и вынуждены были признать Шиву своим "сюзереном".

К основным шиваитским мифам принадлежат также сказание о космическом танце Шивы, именумом "тандава" (само название, что показательно, тамильского происхождения и образовано от глагола "прыгать" ), который он исполняет вместе с Дэви на теле убитого асуры Апасмары (всего известно семь разновидностей танца, реже – девять, среди которых наиболее известна ананда-тандава – "танец блаженства" ). По одной версии, космический змей Шеша, на котором восседает Вишну, покинул своего господина, дабы предаться длительной аскезе и быть допущенным к лицезрению этого танца, во время которого разрушается мир (мотив превосходства Шивы над главным соперником очевиден).

По другому повествованию, Шива этим танцем смог покорить сразу 10 000 враждебных по отношению к нему аскетов, которые вначале выпустили на него тигра, а затем змея и антилопу: Шива-Натараджа, "царь танца", однако, воспользовался этими животными как трофеями, сделав себе тигровую шкуру, повесив на шею змеиное ожерелье и держа навечно в левой руке антилопу (как "господин зверей" ). Все три указанных компонента вошли в инфернальную "иконографию" Шивы. Его изображение с синей шеей (нилакантха) трактуется как следствие того, что он испил смертоносный яд, грозивший гибелью всему живому. Другой "альтруистический" мотив "биографии" Шивы связан с тем, что он подставил свою голову под токи небесной реки Ганги, которая, при своем ниспадении на землю, могла бы в противном случае все уничтожить.

То, что именно Шива принял на себя токи Ганги, не случайно, поскольку она считалась сестрой его жены Умы – Парвати. Изображение Шивы с Гангой – также постоянный мотив индуистского изобразительного искусства. Победитель Шива оказался лишь однажды побежденным, но победа над ним закончилась печально для победителя. Когда богам понадобилось, чтобы родился сокрушитель могучего демона Тараки, легко справившегося с деградировавшим похотливым Индрой и серьезно потеснившего небожителей, они спровоцировали Камадэву – индийского Купидона – привлечь внимание предававшегося медитации Шивы к старавшейся аскетическими подвигами заслужить его благосклонность дочери Химавате (его будущей супруге Дэви-Парвати). Разгневанный Шива испепелил своим третьим глазом Камадэву, но на искательницу его ложа все же обратил внимание, в результате чего и родился Сканда, выполнивший желание богов.

Шива образует центр значительного мифологического круга. В него входит прежде всего его семья, состоящая из него, Дэви и двух сыновей Сканды и Ганеши. Грозные деструктивные существа являются его эманациями, среди которых выделяются тысячеголовый и тысячерукий Вирабхадра, как раз и осуществивший, по некоторым версиям, разрушение жертвоприношения Дакши; Киртимукха с львиной головой, порожденный для уничтожения демона солнечных и лунных затмений Раху; Бхайрава ("устрашающий" ) с гигантскими клыками, опоясанный черепами и змеями, которого Шива сотворил из своего лба, чтобы отомстить в очередной раз Брахме (однажды он уже наказал его за инцест). Кроме того, он окружен многочисленной свитой низших духов (бхуты), а также ветал и пищачей – оборотней, живущих на кладбищах и питающихся человечиной.

Характеристики Шивы и легенды о нем отражены в его именах, к главным из которых, помимо названных Пашупати и Натараджи, следует отнести Махадэва ("Великий Бог", Махешвара ("Великий владыка" ), Шанкара ("Благовторный" ), Хара ("Похищающий" ), Вишванатха ("Защитник мира" ), Лингараджа ("Царь лингама" ), Тьягараджа ("Царь аскезы" ), Капалималин ("Носящий гирлянду из черепов" ), Триямбика ("Трехглазый" ), Нилакантха ("Синегорлый" ), Трипурантака ("Разрушитель трех городов" ) и ряд других.

Мифологический образ Шивы лишь частично пересекается с прочтением этого образа в религиозно-философских текстах. Так, его деструктивный танец тандава отвечает функции Шивы в модели тримурти как разрушителя мира, которая восполняет функции Брахмы и Вишну как, соответственно, созидателя и хранителя вселенной. Однако в шиваитских пуранах Шива объединяет все три функции и предстает в виде Абсолюта, энергетическую реализацию которого берет на себя его супруга, рассматриваемая как его "потенция" (шакти). Как Ишана или Ишвара ("Господин мира" ) Шива выступает в качестве причины мира, периодически реорганизующей и структурирующей мировую материю. Образ Шивы стал опорным для самых разнородных феноменов мысли – от бхактической поэзии наянаров до спекуляций представителей пашупатов (близких к философским направленяим ньяи и вайшешики) и кашмирского шиваизма. В качестве шиваитской идентифицирует себя и самая влиятельная философская школа Индии – адвайта-веданта, основатель которой Шанкара считается инкарнацией Шивы.

Народное почитание Шивы является важнейшей составляющей "популярного индуизма". Шиве посвящено множество храмов, святилищ мест паломничества и целый ряд общеиндийских праздников. Объектом почитания является и его "ездовое животное" (вахана), могучий бык Нандин – воплощение сексуальной мощи, плодородия и чадородия (в шиваитских храмах его скульптурное изображение ставится лицом к алтарю – таким образом, он воплощает почитателей Шивы). С Шивой ассоциируются и некоторые деревья, в первую очередь бильва и кадамба. Наиболее значительным из шиваитских праздников является, вероятно, шиваратри – "ночь Шивы", празднуемая шиваитами в каждое полнолуние, но особо торжественно – в промежутке между февралем и апрелем (в ряде регионов празднование, в котором центральное место занимает почитание лингама, сопровождалось экстатическими плясками и сексуальными оргиями).

Вот и закончился очередной маршрут, как всегда в нем приняли участие представители самых разных конфессий христиане, масульмане, индуисты, буддисты, практики Дзог-па-чен-по. Но не смотря на кажущуюся различность все поняли одну истину, узрели одного бога, нашли в себе и Атмана и Будду, Христа и Аллаха и в конечном счете не только омолодились, но и самоосвободились от сладких грез сансары.

http://www.nirvana-tour.ru/expeditions/expeditions_indium_more.html

Юрий П

22.11.2003 17:20:54



Прочитайте еще про Отдых в Индии:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.