Отчёт о пребывании в Турции (Манавгат, отель 5*). Часть 3. на kuda.ua

Отчёт о пребывании в Турции (Манавгат, отель 5*). Часть 3.

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Турции > Отчёт о пребывании в Турции (Манавгат, отель 5*). Часть 3.

Поездки по окрестностям.

Халявная экскурсия.

На второй день после прибытия Sunrise-Tour предложил нам бесплатную обзорную экскурсию по окрестностям. Мы платим только за обед и то по-божески. Что ж, мы удивились такому гостеприимству и согласились. Могли бы и догадаться, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Итак. Сначала нас повезли на «прекрасно сохранившиеся развалины» (единственные слова той самой Кати, которые мы запомнили) древнего города Перге. Впоследствии стало ясно, что турки могут похвастаться только плодами чужого труда: все эти древности строили римляне или какие-нибудь македоняне задолго до турок, и теперь состояние построек аховое. Тем не менее понятно, что в этих местах стояли настоящие крупные города с театрами на 5-15 тысяч мест, крупными рынками, римскими банями и другими постройками, которые в этих руинах угадываются.

Замечательный гид по имени Эрат всё очень интересно рассказал как про руины, так и про современную Турцию в целом, старательно обходя неприятные моменты, связанные с исламом и его тяжёлым наследием. Он был единственным светлым пятном в наших отношениях с Sunrise-Tour.

Вторым пунктом нашей экскурсии было организованное посещение крупного магазина одежды и аксессуаров из кожи. Магазин очень большой и красивый. Красивый настолько, что цены оказались совершенно неинтересными. Нас встретила русскоговорящая девушка, нам показали шоу-дифиле новой коллекции их кожаных шмоток, нас провели по залам, короче, «слово нашим спонсорам». Тут нам стало ясно, почему экскурсия бесплатная. Гид буквально прятался и объяснял, что он не вправе менять программу экскурсии. Потеряли там больше часа. Хоть соками напоили…

Третьим пунктом программы было посещение Антальи, а именно – десятиминутное пребывание на центральной площади с видом на старый город и памятником их национальному герою. Это их бывший президент Мустафа Кемаль Ататюрк. Его изображения везде: от купюр до плакатов в кафе. Придя к власти в 1923 году, он буквально перевернул Турцию, дав ей мощный пин… толчок в направлении Европы: ввёл латинский алфавит взамен арабской вязи, уравнял в правах женщин, отделил церковь от государства и даже упразднил должность верховного муфтия. Этакий турецкий Петр-первый. То, что мы пробыли на площади только 10 минут, нам объясняли тем, что запрещена стоянка автобуса. Ведь нас ждал следующий спонсор – ювелирный салон!

Убранство салона поражает воображение: рубиновый зал, сапфировый зал, изумрудный зал… Ассортимент тоже подавляет, но не уменьем, а числом: восточные украшения показались нам слишком громоздкими. Там мы потеряли ещё не меньше часа.

Последним пунктом нашей программы было посещение водопада, который низвергается со скалы в море на окраине Антальи. Красиво.

Да, ещё был обед. $5 за такое блюдо – не дорого, но ведь им таких лохов-туристов привозят каждый день по несколько автобусов! Мы узнали, что такое настоящая шаверма (шаурма): на дне блюда – лаваш, сверху выстелен тончайшими ломтиками баранины. Специально для туристов не остро. И очень вкусно.

Общее ощущение от экскурсии было испорчено спонсорами. Престижу Sunrise-Tour не способствует. Тем более, как потом выяснилось, нам показали едва ли единственные достопримечательности, вход на которые бесплатный.

По побережью.

В середине нашего отдыха мы решили прервать лежание на пляже и у бассейна и прокатиться по побережью самостоятельно. Соответствующий опыт в Испании был положительным, а манеры вождения нам показались нормальными. Гид объяснил, что власти решили проблемы с дорожным движением, увеличив штрафы (от $30 за превышение скорости) и подняв цены на бензин (больше доллара за литр). Почему турецкие ГАИшники не берут взяток, он нам объяснить не смог.

Как и в Испании, мы пошли по пути экономии, выбрав автомобиль местного производства за $25 в день. По аналогии с нашим ВАЗом фирма Fiat построила в Турции завод, который начал выпускать автомобили, как две капли воды похожие на Fiat, под торговой маркой Tofas («Тофаш»). Соответственно, эти машины как две капли воды похожи на наши «копейки». В отличие от ВАЗа последующие модели Tofas также копируют какой-то из Fiat’ов, но более поздний. Тот, на котором ездили мы, называется Tofas Sahin («Шахин», что означает «Орёл») и является, судя по всему, аналогом старого Fiat Regata. Внешне немного напоминает нашу девяносто девятую зубилу. Так, ничего особенного, но с задачей наш Sahin справился без проблем.

Колоссальная разница с экскурсией заключалась в том, что за один день мы успели побывать на двух разных развалинах двух разных городов, провести полноценный шоппинг в Анталье, посетить аквапарк и ещё съездить в горы.

Руины колоссальных античных театров расположены вдоль анталийского побережья буквально с интервалом в пару десятков километров. Боюсь, что современных кинотеатров здесь сейчас меньше.

Мы заехали посмотреть театр в Сиде , затем – в Аспендосе. Вход везде платный прибл. $5, но театры, как я уже сказал, колоссальные, спрятать их невозможно, мы фотографировали издалека.

Анталья по общему ощущению от города занимает среднее положение между Хургадой и Барселоной. Город чистый, светлый, без особенного восточного колорита, хотя в центре есть кое-какие турецкие каменные постройки, напомнившие нам по стилю армянские. Шоппинг хороший, во всяком случае, что касается шмоток. Стало ясно, что в деревнях вокруг отелей цены «заряжены» в расчёте на туристов, не говоря уже про магазины в самом отеле.

В аквапарк, расположенный на окраине Антальи, мы попали ближе к концу рабочего дня. Жаба немного душила платить за оставшиеся полтора часа как за полдня, но мы не пожалели. «Индивидуалов» вроде нас было мало, а организованные группы на автобусах к этому моменту уже увезли. В результате мы были в аквапарке почти одни. Никаких очередей и вообще почти никого – катайся, сколько влезет. По сравнению с испанским WaterWorld масштабы, конечно, не те, хотя один из аттракционов – т.н. «чёрная труба» произвёл сильное впечатление. Фокус в том, что едешь в полной темноте и не знаешь, в какую сторону тебя в следующий момент бросит. А в стенках трубы лампочки мигают. Примечательно, что аквапарк в большей степени приспособлен к русским туристам: все вывески, указатели и транспаранты дублируются на русском, причём без ошибок, что редко встретишь в Турции. К нам подошёл один пожилой охранник и совершенно без акцента спросил, как правильно по-русски сказать: скамейка покрашена или окрашена. Сокрушался, что накануне не смог убедить коллег в правильности своей точки зрения. Видимо, аквапарк пользуется наибольшей популярностью именно среди русских в силу нехватки своих аквапарков в России, во всяком случае – в Москве и Питере.

На обратном пути по совету человека, оформлявшего аренду машины, мы свернули с трассы в горы. Заправки сразу кончились, начался серпантин, а бензина осталось мало, поэтому мы заехали только на пару десятков километров. Но впечатлений оказалось достаточно, чтобы сагитировать наших друзей съездить туда ещё раз и уже подальше. Подробности – в следующей главе.

В горы

Поскольку с друзьями нас было четверо взрослых и двое детей, можно было либо взять одну машину побольше, либо две поменьше. Друзья настаивали на Ford Focus, на том и порешили. Focus стоил $70, сторговались на $60. Направились сразу в горы. Серпантин. Красоты. Горная река. Сосны. Встретили стадо коз. По мере нашего продвижения вверх дорога становилась всё уже, ни о каком ограждении речи нет, разметка тоже скоро кончилась. Стало страшновато. Тут мы доехали до замечательного места – каньона Koprulu Kanyon («Копрюлю Каньён»), откуда берёт начало речка. Через каньон вёл мостик чуть шире Форда, сохранившийся ещё с римских времён, и вот за ним начался настоящий серпантин. С каждым поворотом открывались всё новые невообразимые дали, речка осталась где-то очень далеко внизу, а мы как-то все замолкли и начали всё пристальнее вглядываться в каждый новый поворот… В конце концов мандраж возобладал, и мы решили выйти и немного погулять – почувствовать твёрдую землю под ногами. Помогло: земля действительно оказалась твёрдой, дали – живописнейшими, настроение поднялось, и мы продолжили путь.

В конце концов мы оказались в затерянной в горах деревушке, в которой на одном из домов обнаружили прибитую щепку с надписью краской “Cafe”. Вышедший к нам турок еле-еле знал два слова на немецком. Нам удалось объяснить только, что мы хотим покушать. И он побежал по деревне искать жену. Мы пока доехали до очередного античного каменного театра, невесть откуда взявшегося в этих горах, и обратно, попутно пообщавшись с местным населением на предмет торговли серебром и прочими побрякушками. Жена владельца кафе к этому моменту затопила печь и замесила тесто. По крайней мере, когда она вышла к нам уточнить заказ, руки были в тесте. С ней объясниться было проще – она знала больше иностранных слов. В итоге нам принесли большой поднос, устланный газетами, а на них – т.н. турецкая пицца – тонкий лаваш с запечённым в нём козьим сыром (козы пасутся по всем горам) и зеленью. Ещё был салат из помидоров с луком и перцем и какой-то травяной чай. Усталость, стресс и свежий воздух (было гораздо прохладнее, чем на побережье) сделали своё дело – мы порубали всё за пять минут.

Почувствовав, что мы побывали в настоящей Турции, мы спустились к морю и провели оставшиеся два дня на море и у бассейнов. Впрочем, нет! Было ещё место подвигу! 9 мая! Праздновать его в отеле было не очень политкорректно в силу присутствия большого количества побеждённых немцев. Мы договорились с компанией соотечественников из соседнего отеля и посетили кафе в близлежащей деревне.

В нашей компании были сотрудники банков, в т.ч. довольно квалифицированные, поэтому торг с хозяином кафе проходил без спешки и по всем законам жанра, включая демонстративное вставание и инсценировку разочарованного покидания кафе всей командой в 17 человек. Не был упущен ни один нюанс, в т.ч. обсуждение курса валют и скидок на детей. Последний натиск был предпринят уже перед уходом, когда пришла пора расплачиваться. Довольны остались все, не исключая и хозяина – турка, которому тоже налили, несмотря на его отмазки, дескать, мусульманин и спортсмен.

Среди местных напитков пользуются популярностью вотка и раки. Я не ошибся: вотка пишется через «т» (Votka), а раки – это сорт местного самогона, как виски в Шотландии или сакэ в Японии. Вино в Турции не очень хорошее – нет опыта, ислам запрещал.

Как нам было плохо после этой вотки!! Даже ужин практически пропустили! В общем, день победы удался.

На следующий день была возможность последний раз искупаться и сыграть в волейбол, и – в аэропорт.

Обратный путь.

Теперь у нас появилась возможность рассмотреть международный аэропорт Анталья более подробно. Как же блекнет наше столичное Шереметьево-2 на фоне провинциального анталийского аэропорта! Огромные чистейшие залы, около пятидесяти стоек регистрации (gates), duty-free shop размером с весь Пулково-2…

Выяснилось, кстати, что наши друзья, которые должны были тем же вечером выехать на поезде из Москвы в Питер (мы сами ночевали у родственников), катастрофически не успевают на поезд. Ведь заранее не знаешь, во сколько будет обратный вылет, известна только дата. Хотите – верьте, хотите – нет, но легендарное московское такси доезжает от Шереметьево до «трёх вокзалов» за 40 минут! Нам ещё повезло, что мы прибыли в Шереметьево-1 и были единственным самолётом на паспортном контроле. Так что можно считать, что обратный путь прошёл без больших задержек.

Выводы.

По соотношению цена/качество с Турцией тягаться тяжело.

– В конце апреля ещё прохладно, в середине мая уже жарковато, дальше – хуже.

– Неплохой шоппинг, если бессовестно торговаться и не ошибиться с курсом.

– Таких аниматоров нет больше нигде.

– Восточный колорит умерен и дискомфорта не создаёт даже вдали от отеля.

– Древности есть, но только из-за них ехать не стоит.

– Sunrise-Tour организует туры небезупречно.

– Обратный выезд из Москвы (если вы иногородние) планируйте с запасом.