Город и мы  на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Город и мы 

KUDA.UA > Отдых > Отдых в России > Город и мы 

Нарьян-Мар, как оказалось, довольно обширный город, стоящий близ устья Печоры, на правом берегу. Город состоит из нескольких частей. Все они застроены одно-двухэтажными деревянными домами; есть немного кирпичных, в два-три этажа. Город занимает большую площадь, но населения в нём, вероятно, лишь около 30.000 человек. 

    Стиль жизни здесь мягкий, неторопливый, какой-то "заснеженный", как и сам Нарьян-Мар. Всё близко, всё рядом. Местные жители, имеющие снегоходы, носятся на них по улицам, как на мотоциклах. В центре города возвышается деревянное здание почтамта с деревянной башенкой и кирпичный трёхэтажный 

    Дом связи с переговорным пунктом. Первые двадцать секунд разговора бесплатные, поэтому можно звонить урывками, но даром – куда угодно. Есть в городе и строящийся православный храм. 

    Транспортное сообщение с другими городами и посёлками довольно разнообразное. Гражданский аэропорт осуществляет дальние пассажирские рейсы на Архангельск и Москву. Отсюда же каждую неделю отправляются вертолёты по всем деревням Ненецкого АО (они по существу заменяют пригородные автобусы). Есть также ведомственные, коммерческие и военные рейсы, но реже. В тёплое время года действует морской порт. Пассажирские суда ходят по всей Печоре. Существует и баржа-паром для машин, которые переправляются летом на юг до села Щельяюр (300 км отсюда), где только и начинается постоянная асфальтовая дорога на Большую землю. В самом городе – несколько маршрутов автобуса; проезд за три рубля или по справке АВП. Пригородных и междугородних автобусов здесь нет, хотя по зимнику в Харьягу порой ездят ведомственные вахтовки. 

    Мы приехали на Север в дни аномально тёплой зимы. Ни разу за всю поездку температура не опускалась ниже -30. В районе Харьягинского и на буровых было -25, правда, с ветром. А в день нашего прибытия в Нарьян-Мар ещё немножко потеплело. Так что погода нас баловала. 

    В первый же вечер нас пригласили на местное телевидение. Как оказалось, в этом маленьком городе работают два телеканала. Выходит и местная газета – "Нарьян вындер" (на одном листочке; тираж 4000 экземпляров). 

    Нам хотелось получше узнать отдалённые посёлки этого края – 

    Великовисочное, Коткино, Верх. Пёша, Ниж. Пёша, Снопа, Ома, Вижас, Несь, Мезень. Но добраться туда можно было лишь на снегоходах. 

    Почти во все эти деревни залетал рейсовый вертолёт, идущий в Несь. А до Омы летал и спецвертолёт от Управления сельского хозяйства: он увозил оттуда оленину (а туда летел порожняком). Как оказалось, работники УСХ не имели ничего против авиастопщиков, и поэтому, можно было попробовать улететь из Нарьян-Мара в Ому, а там на снегоходах и пешком достигнуть Мезени. 

    Двое из нас – Сергей Болашенко и Станислав Котов – решили сделать попытку улететь. Рано утром отправились в аэропорт. Но выяснилось, что Ома и Несь находятся в погранзоне, и туда нужен пропуск. Кроме того, нелётная тёплая погода препятствовала вылёту. Они направились к "погранцам" за пропуском, а мы тем временем находились на лыжной базе и стали свидетелями чуда! 

Явление покорителя Египта 

    Нашего полку прибыло! Семнадцатым человеком, достигшим Нарьян-Мара, стал Александр Казанцев, известный своими долгими и экзотичными похождениями автостопом по Египту и другим странам. 

    Необычным был его путь. Он собирался ехать в Чехию, но почему-то направился на север. Из Кирова добрался до Сосногорска (где оказался на сутки позже нас), а затем наши пути разошлись. Не зная, что мы поехали через Усинск, Казанцев направился в Усть-Цильму и далее на север по льду Печоры! Это как раз тот маршрут, о котором мы так подробно узнавали в Ухте, но машины туда не ездят. И точно, в двухстах километрах не доезжая Нарьян-Мара, зимник и машины кончились. Александр пошёл пешком, изредка продвигаясь на попутных снегоходах и ночуя в деревнях. Итак, пройдя пешком километров сто и столько же проехав, он финишировал в Нарьян-Маре и ненароком встретил нас. 

    Сегодня Егор Пагирев, испытывая желание просвещать людей, отправился в редакцию "Нарьян вындер" с очередным экземпляром своей автостопной статьи. Мы же с другими товарищами пошли узнавать обстановку в аэропортах – гражданском и военном. В первом нас обрадовали тем, что завтра будет грузовой борт на Петрозаводск. Во втором огорчили, заявив, что автостопщики их уже задолбали. 

    Роман Равве и Миша Венедиктов посетили контору "Севгеолдобычи", разведывая, какой транспорт пойдёт в ближайшее время по зимнику на Харьягу. Однако, начальство указало им, что ехать по зимнику запрещено согласно технике безопасности. Зато обоих записали на послезавтра на вертолёт до Харьяги. 

Да здравствует авиастоп! 

    1 февраля я тоже решил посвятить попыткам авиастопа. В аэропорту нам вчера обещали, что некий рейс около полудня вылетит из Петрозаводска, направляясь в Нарьян-Мар, разгрузится и вскоре улетит обратно. На попытку "улетучиться" в Петрозаводск я взял с собой двоих малолетних участников экспедиции – Егора с Митей. Предполагалось "разделение труда": двое занимаются вылетом в Ому, двое – на Харьягинский, трое – на Петрозаводск, а на то направление, где первопроходцев встретит удача, устремятся и прочие. 

    Утром, пока собирались, неожиданно позвонили из газеты "Нарьян Вындер". Им зачем-то понадобилось видеть меня и расспросить о чём-то. Хорошо, что город маленький: пока сходил, всё рассказал и вернулся, не прошло и часа. 

    Возвращаюсь на лыжную базу, а там все сидят кружком и дают интервью местному радио. Ну и ну! Мы здесь – главная новость для всех СМИ!.. Попрощались и поехали втроём в аэропорт. 

    Он оказался полон людьми, улетающими на Архангельск и Москву. Самолёт из Петрозаводска, обещанный нам вчера, никому сегодня не был известен; обещали иной рейс – из Рыбинска, вылетающий якобы в 13.30 в Нарьян-Мар (сказали, что он разгрузится и улетит обратно в Рыбинск). Пока думали, что делать, пока питались в аэропортовской столовой (весьма недорогой, по местным меркам), нашего полку прибыло: явился Костенко. Очень кстати, потому что он, обладая высоким ростом (198 см) и представительной внешностью, сможет лучше договориться с "воздухоплавателями". 

    Когда в вечернем сумраке маленький самолёт с надписью "Рыбинские моторы" приземлился на Нарьян-Марском аэродроме, мудрецы уже караулили его. 

    Костенко находился внутри здания аэропорта, а я – снаружи. 

    Заказчик рейса никому не был известен. Решил найти лётчиков, но они уже прошли в само здание аэропорта и попались в длинные руки Олега Костенко. 

    Пока пилоты общались с Олегом, в аэропорту завёлся пятый автостопщик – "телезвезда" Алекс Промохов. Тем временем Костенко уговаривал лётчиков взять нас на борт. ков. Они вроде были согласны взять не более пяти человек. Как раз столько нас сейчас и было. Но тут к аэропорту подъехал автобус, откуда с громкими криками выскочили Виктор Ветров, Игорь Лихачёв и Стас Котов. 

    Прибывшие объяснили, что на этом самолёте ездила на соревнования некая спортивно-"буранная" команда из Нарьян-Мара. И эти спортсмены как-то связаны с лыжной базой и с товарищем Ветровым. Он побежал искать какого-то главного человека среди прилетевших, и тут произошло непоправимое: о наших попытках улететь узнал начальник службы перевозок, который нашу перевозку запретил. 

    До самой ночи перспективы отлёта десяти автостопщиков (ибо к нам присоединились Казанцев и Марутенков) оставались не ясны. Но настал час, 

когда начальник перевозок попросту ушёл домой. Самолёт ещё не улетел. И один из лётчиков, проходя торопливой походкой через зал ожидания, подошёл к нам и тихонько сказал: 

    – Ну, если девушки над вами сжалятся… 

    Девушки в комнате диспетчерской, дававшие нам справки о прилётах и вылетах, уже знали нас. Одна из них отперла заветную дверцу. Мы похватали рюкзаки и выскочили на лётное поле. 

    …Через четыре часа мы приземлились на маленьком, вероятно, ведомственном аэропорту километрах в десяти от Рыбинска. 

Судьба остальных 

    Прибыв на Большую Землю, я сразу же позвонил на лыжную базу в Нарьян-Мар и сообщил о результатах авиастопа. Семеро оставшихся в городе настроились оптимистично. Но позже мы узнали, что Женя Лохматый, Алекс Пашнин, Роман Равве и Миша Венедиктов уехали по зимнику спустя сутки после нашего улёта. До Усинска они ехали примерно сутки в интересной вахтовке, которая была подобна бане: то раскалялась изнутри, как печка, то так же резко охлаждалась. В Усинске мудрецы пересели на железную дорогу и вскоре вернулись домой. 

    Лера Шевченко и Тим Волкодав провели в Нарьян-Маре многие дни. Лера была простужена, а Тим вообще имеет свойство "зависать" подолгу в разных городах. Прожили неделю. Потом автостопом они достигли Усинска, далее – Ухты, затем пошли на Сыктывкар, Киров, Нижний Новгород, Москву, и достигли её 12 февраля. 

    Последним героем Нарьян-Мара вернулся Сергей Болашенко. Целую неделю он безуспешно пытался куда-либо улететь. Не взял его и очередной рейсовый вертолёт на Несь, забитый пассажирами. И лишь сельскохозяйственная вертушка, летящая в деревню Ома за оленьим мясом, прихватила путешественника. В Оме оказалось, что вертолёт на Несь ещё не прибыл – он летел с остановками по деревням. Когда же он появился, лётчики так удивились загадочной левитации Болашенко, что взяли его дальше – до Неси. 

    Несь – последний крупный посёлок на западе Ненецкого автономного округа. 

Газета “Вольный ветер”

№8 08 1999



Прочитайте еще про Отдых в России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.