Андорра, Новый Год 2000. Впечатления на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Андорра, Новый Год 2000. Впечатления

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Андорре > Андорра, Новый Год 2000. Впечатления

Посетившим Пиренеи и лишь собирающимся… 

Вступление

Со сроками отдыха вопросов не было – он был привязан к школьным каникулам. Долго выбирали место отдыха, собирали информацию об Андорре и других местах. Когда определились с курортом, взялись за тур-оператора. В результате остановились на “Натали тур”. Лично беседовали с народом, отдыхавшим на прошлый Новый год в Андорре через них. Отзывы получили положительные. Огромное спасибо всем бравшимся за клавиатуру (в конце документа приводится список ссылок, которыми я пользовался перед поездкой). Наш отдых еще раз доказал – “мысль высказанная есть ложь”. Это я к тому, что любое описание субъективно и то, что понравилось одному, другой может даже и не заметить. Все же рискну и постараюсь рассказать лишь о том, что еще не поведано другими, равно как и о том, что я увидел иначе. Заранее приношу извинения за литературные отступления. Это не совсем отчет о сезоне 1999-2000, скорее записки отдыхающего. “Не стреляйте в пианиста…)"

Как мы добирались

Итак, наш чартерный Ту-204 авиакомпании “Трансевропейские авиалинии” стартовал из Ш-2 в 8 часов утра 25 декабря. Лету 3.5 часа + 2 часа разница. С “перевесом” а также количеством и размерами ручной клади ни у кого проблем, кажется, не возникло. Памятуя записки Димы Лисичкина и основываясь на личном опыте крепеж снаряги укутывал тряпьем, а замки на чехлах и рюкзаках заматывал “скотчем” – ничего не побилось. А вот моему приятелю раскололи задник крепления, пришлось раскошелится на новые. (В Словении в прокате мне продали некомплект, но тут они этим не занимаются). В аэропорту Барселоны нашу группу встречал мучимый видимым похмельем, но достаточно милый сопровождающий – весьма прилично говоривший по-русски поляк по имени Томаш. Он тут же показал где менять деньги и объяснил, что в Андорре курс повыгоднее, но т.к. сегодня праздник, банки не работают. А в будни они открыты с 9.00 до 17.00. В порту курс был порядка 155 Песет за Доллар, а в Андорре около 166, но там берут сбор 600 песет за любую операцию, так что выгоднее менять крупную сумму сразу.

С карточками проблем не возникало, зато перед самым отъездом мне пришлось разменять сотню вместо планируемого полтинника – в банке не было сдачи. Так что запаситесь некоторым количеством “мелких” банкнот – пригодятся. Еще забавный момент – в одной из портовых кафешек мне выдали чай бесплатно. Минимальная транзакция по карточке – 400 песет, а чай стоил 150 :). Автобус хоть и комфортабельный, но гоняют они дюже лихо. На равнине народ еще пялился на святую гору Монсеррат и прочие примечательности о которых тараторил гид, но на серпантине-таки сломался и изрядно попачкал пол. Особенно страдали от болтанки дети, реву и писку было на весь автобус. “Сетка дорог” в Андорре (если так можно выразиться) напоминает букву “Y”, в центре которой находится столица – Андорра ла Велла (Andorra la Vella). Людей надо было развезти по всем городкам. Как вы догадываетесь, наш отель был одним из последних :(. Вся поездка (вместе с получасовым перекусом) заняла больше 5 часов, это выматывает. На мой взгляд, гораздо комфортнее было бы довезти всех до столицы, а дальше разделить по направлениям.

Сопровождающий в каждом отеле лично убеждался, что все в порядке с расселением. Но ведь и эту задачу можно было бы разделить на двоих. Не выгодно это, напряжно. На обратном пути принимающая сторона словно вняла нашим пожеланиям и разделила трансфер на два потока. Время посадки назначили на 6 утра. Автобус пришел в 7, времени оставалось в обрез. Нас сапровождал уже не Томаш а русскоговорящая женщина по имени Люба (судя по выговору представительница Украины). Вот уж разительный контраст с милым поляком! Когда я увидел её впервые, она предлагала свежеприбывшим туристам SKI-PASS-ы приговаривая: “по курсу 155 и мне все равно”. Мои друзья приехали отдыхать через другого тур-оператора и они единственные из их группы жили в нашем поселке. Улетали ребята тем же рейсом. Мы уже погрузились в автобус, а их трансфера нет и нет.

Спросили Любу, не видела ли она Игоря (сопровождающего их группы)? Люба ответила, что какой-то автобус стоял в предыдущем селении, но чей она не имеет понятия и где Игорь не знает. На предложение связаться с Игорем по мобильному, она ответила, что не знает его номера (весьма сомнительно, если учитывать, что для пересчета всех русских гидов в Андорре хватит пальцев одной руки). Ситуация становилась нервозной, надо было принимать решение. На предложение довезти ребят в нашем автобусе сия дама начала плести ахинею о списках на таможне (не остановили ни разу) и о 5000 песет с каждого за проезд (семья из 4 человек). К счастью, когда мы начали загружать багаж, подошел их автобус. По прибытию в порт выяснилось, что наш чартер задерживается на 3 часа (еще не вылетал из Москвы). Ну неужели нельзя было уточнить это в пути и не гнать (некоторых снова укачивало), ведь все равно ждать прибывающую группу?! От Любы осталось впечатление весьма негативное.

О людях

В дороге гид порассказал и про Каталонию, и про Андорру, попугал уличной преступностью и рекомендовал пользоваться сейфами. Еще характеризовал местных жителей, как людей, которые в основной своей массе, принимают туристов за дойных коров. Преступности я не видел, а со вторым он к сожалению не ошибался :). Из-за льготной налоговой политики гражданство Андорры стоит недешево и богатые Каталонцы не прочь его получить. Например, всемирно известная Монсеррат Кабалье – андоррка. Коренных андоррцев не так уж много – в основном они заправляют бизнесом. Владеют отелями, магазинами, заправками и проч. Формально, правление княжеством разделяют президент Франции и испанский Аббат, а вот какого аббатства я позабыл.

На деле страной заправляет несколько богатых андоррских семей. (Томаш поведал холодящую кровь историю, о том как местные “кланы” сколачивали начальные капиталы во времена Второй Мировой, грабя и убивая богатых беженцев из Германии, преимущественно евреев, которым они сулили безопасную переправу за океан.) Работают в стране всё больше приезжие. Испанцы, французы, англичане, славяне различных племен. Разговорившись в прокате снаряжения с парнишкой, выяснилось, что он из Сиднея и есть еще австралийцы. С этим людом пообщаться приятно, в большинстве очень милые и обходительные. Бармен из нашего отеля (полиглот не установленной национальности по имени Лии) в паре с портье обыгрывали нас в настольный футбол (за их счет), помогали машину напрокат взять и ресторан на Новый год подыскать. А когда мы уезжали на день в Барселону нам упаковали в дорогу дополнительную провизию со шведского стола (несмотря на письменное уведомление, что за всю еду, выносимую из столовой необходимо платить). Зато после общения с “хозяевами”, всегда оставался неприятный осадочек. В целом, характер Андоррцев (как, видимо, и всех Испанцев) ближе к российскому нежели “европейскому”. Сплошная “маньяна”, ни на что нельзя рассчитывать точно. Но обо всем своим чередом.

О языках общения

Можно обойтись и русским, но лучше знать хотя бы несколько фраз на английском или французском (про каталонский и не говорю). Наш язык начинают изучать. За урок русской речи бармен выставил бесплатную выпивку – заведение угощает).

Транспорт

Я был очень доволен, что мы живем не в столице. Еще лучше было бы поселиться непосредственно у горы. Saldeu – поселок не меньше Канильо а может и поболее будет. Спортивных магазинов там больше значительно. А среди ресторанов обнаружились вывески “Borda” (или “Bordera”), что означает высший местный шик (старинный стиль, живая музыка, открытый огонь в центре зала…). И с доставкой на гору проблем не было бы вообще. Из Канильо в регион SOLDEU – EL TARTER каждый час курсировал SKI-BUS, как и полагается совершенно бесплатный. Даже на SKI-PASS-ы наш веселый водитель никакого внимания не обращал. Снаряга ездила внизу или сзади в открытом ящике (поначалу было тревожно :)). Еще имелся рейсовый ежечасный автобус. Тут уже брали денежку. Цена билета зависела от расстояния. От Канильо до El Tarter – 150 песет, до Сольдеу – еще 25. От Канильо до столицы – 235 песет (~1,5$). В зависимости от настроения, водители либо брали за проезд с ребенка (детских билетов мы не видели), либо пускали так. Иногда пытались обсчитать (иногда видимо обсчитывали. Что касается расписания, такое понятие существует лишь рано утром и поздно вечером (последний автобус из Андорра ла Велла в Канильо уходил в 20.00). Пробки!

Пробки жуткие!!!

Правда не всегда, но часто. В 50 % случаев дорога после 10 утра по направлению к горе и после 16 в столицу была забита машинами. Подъемники переставали работать в 16.45. Если в это время проходил наш автобус в противоположном направлении, мы предпочитали садиться в него. Все-таки теплее и места свободные есть. А еще водитель мультики включал чтобы дети в пробках не скучали. Однажды таким образом мы добирались домой 2 часа. А наши знакомые остановившиеся в столице поведали историю как накануне они провели в пробке по дороге на гору 1,5 часа и, не преодолев и половины пути, повернули обратно. Задачка “За сколько времени транспортное средство преодолеет расстояние в 19 км по узкой горной дороге в условиях большого скопления других транспортных средств?” осталась нами нерешенной. Такси. Таковые имеются. Вызываются из столицы или ловятся по ходу (что реже). По причинам описанным выше, имеет смысл ими пользоваться лишь по утрам и вечерам. Мы заказывали такси вечером из Андорра ла Велла в Канильо. По-английски диспетчеры не понимают (таксисты – в зависимости от ситуации. Мы зашли в ближайший отель и попросили портье вызвать машину. С нас взяли 40 песет за услугу. Такси прибыло практически сразу. В машине обнаружилось два счетчика. Один, как мы поняли – обычный, а второй для чаевых? Поездка обошлась в 2300 песет (~15$), гид позднее сказал, что это нормальная цена. После наши знакомые ловили попутки. Вообще автостоп довольно распространен в Андорре, особенно среди лыжных инструкторов. Народ их все-таки подвозит.

О самом главном

Как можно догадаться, катались мы в регионе SOLDEU – EL TARTER. Это крупнейшая и наиболее популярная “каталка” в Андорре. (Максимальная высота – 2600м, перепад – 800м.) В регион PAL и ARINSAL не ездили. Там поположе и выбор трасс победнее (ребята отдыхавшие в Arinsal-е говорили). А в долину PAS DE LA CASA и GRAU ROIG я переходил. Кстати, есть туда дорога проще той, которую Жора Дубенецкий описывал. Самый левый подъемник в Сольдеу (если смотреть снизу) практически смыкается с крайним подъемником из системы PAS DE LA CASA. Можно подняться на “нашем” и на спуске уйти направо от канатки (если смотреть сверху). И уже на выкате (на развилке трасс, почти у самых креселок) свернуть еще раз направо. Можно и внизу просто пешком дойти (~100м). Эта 6-ти местная канатка доставляет весьма высоко, а дальше уж выбирай на вкус. Я “потестировал”, пока меня не остановили на бугеле и вежливо, но непреклонно попросили вернуться в Сольдеу (по системе из двух креселок).

На этом экспедиция завершилась – существенной разницы с нашей “горой” я не нашел. О характере склонов говорить не стану – все подробно расписал Дима Лисичкин. Скажу лишь, что длиннющие выкаты и “вкаты” на трассы раздражают. Частокол, которым склоны делят на сектора является весьма спорным средством безопасности. Мой приятель (правда начинающий) заработал огромнейший фингал (и еще не известно чем бы дело кончилось, если бы не очки). Я, фотографируя дочку, зацепился и порвал перчатку. Вывод – если и делать ограждение, то выше человеческого роста а не на уровне глаз :(. SKI-PASS. на первые 5 дней мы покупали через гида. (Вообще все, что мы брали через него – прокат снаряжения, билеты в термальный комплекс – обходилось чуть дешевле, несмотря на 2% его комиссионных.) Удивило, что в Андорре не существует гибкой системы тарифов. Можно приобрести пропуск на период с полу-дня до пяти, но не более. Соответственно чем дольше срок, тем дешевле. Выходного дня нет. Исключение составляет лишь супер ски-пасс на все регионы. Он дается на 6 дней из которых 5 катальных. Стоит он ~ на 20$ дороже 5-дневки в Сольдеу (приблизительная цена однодневного пропуска) и к нему необходима фотка. Если таковой нет, за изготовление берется плата. Я был свидетелем того, как соотечественники ловко применяли местный прием: “Фото? Фото – маньяна!”

Прокат. Прокат на горе и в магазине в Канильо стоил одинаково. (Доска без ботинок стоит 2000 песет в сутки, полный комплект – 3500. Дольше – дешевле.) А вот прокат в нашем поселке был без прогрессивной скидки, зато можно было торговаться о цене. Был свидетелем того как на большом долгосрочном заказе приемщик (местный) пытался людей обсчитать, а другой работник (не испанец) улаживал ситуацию. Примечательно, что снаряжение повсеместно считается незастрахованным и клиент вынужден будет оплатить ущерб не только при утере имущества, но даже в случае поломки, о как! (О пропаже снаряги не слышал, но у наших знакомых в туалете сперли очки и перчатки.) После того как я добил свою доску на малоснежном черном склоне пришлось стать клиентом. В прокате в Эль-тартер не было ничего кроме “Step-in”-ов на фристайльных досках неизвестной мне фирмы Q-SIN (простите за дремучесть). Ботинки были сырые… В клипсы удобнее встегиваться, чем в ремни, но ощущение, что нога болтается не покидало. На трассе не особо заметно, а вот в “пайпе” и на трамплине чувствуется. На следующий раз (уже в Сольдеу) я взял “нормальный” Hammer c классическим мягким крепежом (хоть ботинки свои). Вообще для Андоррских трасс при уровне снега меньше метра (как было в нашем случае) лучше всего подходит гоночная доска с жестким крепежом. Но увы, увы! Веяния моды заставляют обывателя забыть этот снаряд, о чем я искренне сожалею (жесткие ботинки встречал на горе пару раз, да и то на “райдеровских” досках). Должен признать, что средний уровень катающихся как на лыжах, так и на досках весьма посредственен. Я бы сказал ниже “среднестатистичекого российского”. Попытался я пройти на доске по могульной трассе.

Эх, “рожденный скованным скакать по буграм не может” – не “бордерская” это дисциплина. В рекламном буклете говорилось про Boarder cross, но специального “полигона” я не нашел. Порадовали half-pipe и big air. Жёлоб не просто вырыт в профиле склона, но еще и укреплен “оплеткой” из молодых веток. Устроители дождались снегопадов, накидали снега с помощью специального приспособления на ратраке. Нагребли на выкате из “пайпа” снега для двух последовательных трамплинов – “разминочного” (можно назвать его так с натяжкой) и огромного – прямо-таки для фристайла. На Домбае для соревнований “бордеров” в прыжках стол отрыва был меньше.

Форма необычна. Если разгоняться строго по прямой, вылетаешь практически вверх. А площадки приземления-то и нет! Вместо нее по траектории полета тянется “хребет” снежной горы и спускаться можно по одному из её склонов. Никогда такой конструкции не встречал (дремуч). Оказывается, при такой конфигурации можно вылетать с трамплина практически на любой высоте, но слегка наискосок. Забавно. Ну вот, построили сноуборд-парк, дали ему два дня на солнышке отстояться, осесть, затвердеть и народ запрыгал. В основном “тинэйджеры” конечно, но были и взрослые дядьки. Некоторые прыгали весьма прилично, но полет с самого верха видел лишь однажды. Забрался и я в “трубу” и тут же пробороздил полпути вниз головой – гордыню надо смирить!

Четырехлетний опыт “сноуброжения” по Кавказу – Хибинам – Альпам и Подмосковью тут малопригоден. Пришлось учиться. На следующий день дело пошло лучше (то ли поднатаскался, то ли клипсы на ремни сменил – скорее и то и другое). А некоторые заскакивающие в эту “бордерскую” вотчину лыжники прыгали ОЧЧЕНЬ ВПЕЧАТЛЯЮЩЕ! Кстати, травму парке видел только одну, а со всей горы ежедневно кого-то увозили и не по одному. За безопасностью здесь следили строго. Чуть туман или ветер – останавливают верхние очереди, катайся внизу. К счастью, бушевавший в Европе ураган Пиренеи обошел стороной, ни один день катания не пропал. Жаль НАСТОЯЩЕЙ целины так и не было. Из разговора с инструктором-досочником узнал, что здесь существует такая услуга как “off-piste guide”, но сейчас для этого мало снега.

Инструкторов много. В Сольдеу и Эл-тартер свои секции, расценки одинаковые. Есть четверо русскоговорящих. Мы познакомились с чехом Яном и русской девушкой Наташей. Приятные ребята. Они наших детей учили. Час работы инструктора для одного-двух человек стоит 2300 песет. Потом мы договорились на “детский сад”. Из троих детишек и одной мамы организовали группу, Наташа занималась с ними 5 дней по 3 часа (с перерывом). Стоило это 10700 для ребенка и 12500 песет для взрослого. Вообще услуг много, они разнообразные. (Вот только в буклете далеко не все переведено на английский, приходилось догадываться). Научила Наташа ребяток многому, спасибо. Также спасибо детскому тренеру с Нагорной, без него мы бы такого успеха в горах не достигли. Пушек вдоль трасс много, в “минус” (который был 3-4 дня) все работали. Конечно, их не хватит без естественного снега, к счастью в Андорре такого не бывает. В целом катание было не плохое.

Барселона

Поездка в Барселону на праздник заслуживает отдельного описания. Понравилось. Город красивый. Чтобы познакомиться с ним поближе необходимо минимум 2-3 дня. Лучше специально съездить в Испанию.

Выводы

Все-таки соотношение “цена-качество” недотягивает. В целом от поездки не осталось впечатления, что Вам рады, чаще возникало ощущения, будто из Вас просто выкачивают деньги. Друзья, с которыми мы отдыхали в Словении ( Бохинь ) со мной солидарны. Может нам не повезло. Возможно в низкий сезон дело обстоит по-иному. В следующий раз я поеду в Альпы. Удачи всем!

Саша Пестов

18.11.2002



Прочитайте еще про Отдых в Андорре:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.