Это сладкое слово пиар… на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Это сладкое слово пиар…

KUDA.UA > Отдых > Отдых в России > Это сладкое слово пиар…

Это сладкое слово пиар…     Мода на профессии случается внезапно, как летняя гроза. Еще недавно быть журналистом было не то, чтобы почетно, но страшно модно. Позднее появились брокеры – загадочные и притягательные существа. Их сменили менеджеры и прочие супервайзеры. Сегодня получить свою (и немалую) долю уважения и даже зависти можно, называясь “пиарщиком” или баером 

    Пиар – транскрипция английской аббревиатуры PR, или public relations, что в приблизительном переводе означает “общественные связи”. Иногда работников PR называют специалистами по связями с общественностью. Это, конечно, ближе к русскому языку, но звучит длинно и не полностью выражает суть профессии. Поэтому будем пользоваться устойчивым выражением “пиарщик”.

    Одним из определений задач хорошего пиарщика можно считать следующее: “построение устойчивой деловой репутации и имиджа в глазах общества”. Если как следует поразмыслить над этой дефиницией, то можно понять, что пиарщики были всегда. Может, это звучит кощунственно, но многие профессионалы объявляют первым известным пиарщиком Иисуса Христа. Он создавал свою репутацию с помощью самых разных приемов и всегда получал именно тот результат, который был необходим. 

    Однако словосочетание PR ввел в обиход американский президент Томас Джефферсон в 1807 году, а через сто лет компания Ford начала осознанно воздействия на общественное сознание. Именно этой корпорацией был проведен первый опрос общественного мнения и выпущен первый корпоративный журнал.

    Официально считается, что в России пиар возродился после катастрофы в Чернобыле, когда появилась острая необходимость спасать репутацию не отдельного человека, а целой страны. Но на самом деле это, конечно же, не так. До девяностых годов у нас не было учебных курсов, профсоюзов и ассоциаций PR, но на каждом серьезном предприятии были люди, которые отвечали за информацию, просачивающуюся наружу. И пусть эти сотрудники чаще запрещали, чем разрешали, но у них были определенные правила игры и принципы.

    В советское время пиар чаще всего подменялся лобовой пропагандой и прямым манипулированием. Поэтому многие наши политики продолжают считать, что общественным сознанием нетрудно управлять и без привлечения мудреных технологий.

    На западе пиар считается серьезной профессией, требующей длительного обучения, долгой практики, знания основ психологии, социологии, маркетинга и рекламы. Следуя этим представлениям, наши вузы открывают факультеты и курсы повышения квалификации. На них пересказывают содержание “библии” PR – книги Сэма Блэка Public relations, иллюстрируя тезисы примерами из российской практики.

    Между тем, в России пиар можно фактически определить одним словом – связи. Можно сколь угодно долго постигать теоретические основы этой профессии, но оказываться абсолютно беспомощным при столкновении с действительностью. Пристроить в СМИ нужную информацию можно за деньги, а можно, договорившись со знакомым журналистом. Дать ход “полезным” для компании слухам, организовать презентацию, упоминание фирмы в телевизионных новостях… То, что в других странах либо очень дорого, либо запрещено законом, у нас возможно благодаря знакомствам и взаимным услугам. 

    На западе специалист PR часто является вторым или третьим лицом в фирме. У нас до этого еще далеко, но уже сегодня за человеком со связями идет охота. При этом важно, чтобы у него были неформальные знакомства с кем-либо из государственных чиновников, муниципальных властей, телевизионщиков и редакторов газет. Образование, предыдущая профессия при этом имеют не самое большое значение. Успешный опыт, приспособляемость и быстрый ум – вот что ценится в России сегодня. 

    Одна весьма известная дама, пользующаяся репутацией одного из лучших пиарщиков, рассказывает, как ее отправили на специализированные курсы. “Я слушала все это и понимала, что с моей работой это никак не связано. Мой день начинается не с построения этих дурацких схем, которые мне рисуют, а с телефонной книжки. Я сажусь, открываю букву “А” и набираю номер: “Андрюша, зайка, как дела, как дочка….” Между делом с Андрюшей договариваюсь о чем-то, звоню следующему. И так все время. Мне неинтересно публиковать проплаченные рекламные материалы. А вот раскрутить проект, используя лишь связи и мозги, – высший класс”.

    Действительно, в отличие от рекламного менеджера пиарщик распространяет те сведения, которые напрямую не заставляют покупать товар или услугу. Он формирует имидж фирмы, товара, события. Этот имидж складывается из многих элементов, как мозаика. Здесь и реклама, и публичные персоны, и внутрикорпоративные отношения, и реакция руководства на общественное мнение.

    Например, фирма выпускает товар в условиях жесткой конкуренции. Решено продвигать его под флагом экологичности. На уровне рекламы внедрить это утверждение невозможно. Значит, нужно подготавливать почву – обращать внимание на экологическую катастрофу, угрожающую нашей жизни, внедрять в сознание потребность именно в таком товаре, веру в его незаменимости и т.д. Все этого добиваются скрытой рекламой – интервью с учеными, спровоцированными социологическими опросами и т.д.

    Пиарщик должен быть абсолютно предан идеям той компании или группы людей, интересы которых он защищает. В международном кодексе профессионального поведения говорится, что специалист PR не должен намеренно распространять ложную или вводящую в заблуждение информацию. Но практика говорит другое: хороший пиарщик готов к тому, что ему придется иногда утаивать правду, иногда слегка “корректировать” факты, а порой и откровенно дезинформировать окружающих.

    Пиар, несмотря на кажущуюся понятность, занятие чрезвычайно сложное и зависимое. Есть термин – работа в кризисном потоке. Она имеет место, когда происходят катастрофы, возникает угроза репутации или атаки конкурентов. Тогда нет никого важнее пиарщика. Он должен грамотно и аккуратно реагировать на ситуацию, контролировать буквально каждое публично сказанное слово, писать речи для своего руководства и даже выступать вместе с юристами в судах. 

    Но хуже всего, пожалуй, приходится тем, кто занимается политическим пиаром, то есть создает и продвигает имидж политиков. Здесь главная работа начинается в предвыборный период. Существует немало книг о предвыборных технологиях, в них описан опыт успешных кампаний, дают советы по анализу и планированию мероприятий, улучшению имиджа кандидатов. Но мало где можно ознакомиться с теми методами, которыми частенько пользуются в отечественном политпиаре. А приемов придумана масса. Например, внедрение кандидатов-однофамильцев на одном участке, инициирование поддержки оппонента секс-меньшинствами, расклейка листовок оппонента на лобовых стеклах автомобилей (что вызывает раздражение) и организация ночных звонков якобы тоже от оппонента.

    Более “тонкими” считаются методы увеличения туров голосования, когда в итоге избиратели перестают ходить на выборы. Или публикация фальшивых рейтингов для усиления психологического давления на конкурента, подтасовка листов голосования и т.д.

    Политический пиар – наиболее жесткая и бескомпромиссная работа, на которой остаются люди волевые и, по правде сказать, не слишком обремененные этическими нормами.

    Пиар – это не просто набор знаний и намерений. Это особый склад характера, который позволяет быть все время в гуще событий, забывать о своих интересах, поступаться принципами и соблюдать личную преданность. Хороший пиарщик чувствует потребителя (зрителя, избирателя), что называется, спинным мозгом – и тут же реагирует словом и делом. Он вызывает доверие и способен убеждать кого угодно в чем угодно. Лучшие из лучших в этой профессии говорят, что могут “раскрутить” любое дело – от радиостанции и вентиляторного завода до концерта струнного квартета в районном доме культуры. И, между прочим, получают очень большие деньги.

Журнал “Обучение за рубежом”

№3 2002



Прочитайте еще про Отдых в России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.