Миллиард индийцев и я. Второй раз в Индии. Часть 2. на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Миллиард индийцев и я. Второй раз в Индии. Часть 2.

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Индии > Миллиард индийцев и я. Второй раз в Индии. Часть 2.

Орчха – в прошлом столица Бундельскханда, живописно расположенная в излучине лазурной реки Бетвы. Это место как будто застыло в 16 веке. Орчха ныне – деревня на 2000 жителей, а достопримечательностей в ней больше, чем в каком-нибудь крупном и древнем среднеевропейском городе. Орчха – вершина раджпутского строительного искусства. Раджа-Махал – знаменит своими прекрасными росписями из жизни Кришны (наших кришнаитов бы сюда!). Потрясает Джахангир-Махал, дворец Великого Могола, построенный для своего друга-императора раджой Бир Сингхом Део в 17 веке. Дворец пятиэтажный с крытыми галереями по периметру с прекрасным видом на царские чхаттри – гробницы царской семьи в излучине реки, на храм Вишну-Четверорукого, на огромный храм Рамы, бывший раньше тоже дворцом, но после того как хранившаяся временно в нем статуя Рамы закапризничала и отказалась покидать его, преобразован в храм. И собственно сами гробницы с сидящими на них грифами, косящими на тебя одним глазом и словно говорящими: «Ну что, брат, sic transit gloria mundi…»

4. Кхаджурахо (Часто называемые Храмами любви, Кама-Сутрой в камне) – я бы посвятил ему целую поэму (и посвящу чуть ниже). 

5. Национальный парк Панна – 50 километров от Кхаджурахо. Совместите приятное с полезным, почувствуйте себя немного Маугли, залезьте на дерево, погладьте слоненка, послушайте лягушек в джунглях у реки.

6. Варанаси – very nasty (шутка). Город, который древнее Вавилона, «древней, чем сама История» (это не я, это Марк Твен). Удивительный священный город на Ганге с его гхатами, улицами в метр шириной, дымом погребальных костров, его безумцами и святыми, грязью и яркими красками.

7. Сарнатх – Олений парк. Место сильной светлой энергетики. 6 километров от Варанаси. Святое место для буддистов. Здесь Сиддхартха произнес свою первую проповедь. Здесь совершило свой первый поворот колесо Дхармы. Огромная ступа царя Ашоки (3 век до н.э.). В музее – изумительная по красоте статуя Будды (475 год) и герб Индии «живьем» – знаменитая Львиная капитель. Храмы всех буддистских стран. Возможность за пять минут перенестись из Таиланда в Тибет и Бирму. «Здесь я почти видел Будду» (Д. Неру)

В романе «Ким» Киплинг сравнил Индию с Большой Дорогой. Эта Дорога захватила и нас. На неделю мы затерялись на этом Большом Колесном пути под звездами и южным месяцем, горизонтально плывущим по небу как белая ладья. Поэтому для начала – несколько дорожных заметок.

Ну, в общем, поехали

Путешествовали мы на всем, что движется. Самолетом, поездом, автомобилем. Да, еще мото- и велорикшей, а также в лодке по Гангу и на своих двоих.

Что такое восточный экспресс.

Самолеты в Индии хорошие, авиакомпания Jet Airways, которой мы летали – элегантна, еда вкусна, стюардессы – красивы. В общем, советую. Но пресловутой экзотики тут нет.

Вот поезд – вещица поинтереснее. Ездили мы поездом Шатабди – экспресс из Дели в Гвалиор и из Гвалиора в Джханси. Вагон АС (с кондиционером). Представьте вагон нашей электрички, слегка побитый жизнью, но почище чем наш, с большими вентиляторами на потолке и плакатами «Посетите Индию!» на стенах, в котором вдруг по чьей то прихоти вместо привычных изрезанных скамеек оказались весьма подержанные, но целые кресла, словно снятые с какого то пассажирского авиалайнера эпохи становления реактивной авиации. В них вот, словно в самолете Ту-104 и ехали. А так – нормально. Даже стюард есть. Колоритная личность в галстуке-бабочке и бейсболке. Кормят-поят. Но за вещами стоит присматривать (экспресс Шатабди – Shut up и бди!). Разносят газеты. Что там пишут в «Хиндустан Таймс»? Вот объявления турагентств. Предлагают индийцам экскурсионные туры по волшебным Скандинавии и России. 2 в одном? Или для индусов Скандинавия – часть России? Большое видится на расстоянии… Но приятно. Так и представил организованные тургруппы сикхов в ярких тюрбанах, скупающих матрешек на Арбате и на душе потеплело.

Индийский автопром. Херо-Хонда и прочие.

Индия – великая автомобильная держава. Так подумал я – оптимист, верящий в прогресс, гордо обозревая мутный поток транспорта на улице Дели .

Вот только значение красного сигнала светофора им неведомо, едут и едут. Правда, Бабу? Бабу не слышал, своим допотопным Никоном он снимал очередную священную корову, вяло пережевывающую полиэтиленовый пакет. Коровы – такие же участники дорожного движения, только их роль одна – мешать. Когда вы видите этого потомка быка Нанди сидящего с закрытыми глазами на проезжей части – не думайте, что он зловредно мешает водителям, нет, как уважительно говорят индийцы – он медитирует!

Вы возможно удивитесь, но Индия практически полностью обеспечивает себя автомобильной продукцией. Помимо совместных предприятий с японцами по производству всевозможных Херо-Хонд, Сварадж-Мазд, Марути-Сузуки и лицензионных английских Амбассадоров 60 годов, похожих на 409 Москвич по дорогам гордо пылят Махиндры, Таты и Маршалы. Все лучшее в Индии называется Тата. Это большой семейный концерн, который по-моему делает всё. Основатель фирмы – личность легендарная. Первый индийский летчик, в 30 годы совершивший беспосадочный перелет из Индии в Англию, можно сказать индийский Чкалов, но с предпринимательской жилкой. Политик и меценат. Никогда не забуду индийские грузовики этой фирмы, большие, любовно расписанные цветами , с глазами на крыльях и свастиками на дверях, делающими их немного похожими на броневики неких свихнувшихся фашистов, они напоминают больших, добродушных слонов, да такими они и являются для своих хозяев, веками управлявших этими исполинскими животными и также до сих пор раскрашивающих своих железных друзей, как когда то украшали своих четвероногих помощников.

О регулировщиках

В Дели народ еще хоть как-то соблюдает видимость порядка на дороге.

А вот в провинции не обойтись без регулировщика в белоснежной форме и с бамбуковой волшебной палочкой. Располагаются они обычно у подножия небольших памятников, которые индийцы размещают на перекрестках. Обычно эти памятники представляют собой фигуру напрочь лишенного величия невысокого сутулого пожилого мужчины в пижамных штанах, длинном сюртуке и гандистской пилотке, по-моему, все время одного и того же. Кто это – для меня загадка. На пьедестале – только надпись алфавитом деванагари, тем самым, что похож на частично скрюченные макаронины, сушащиеся на веревочке. Может, любимый мной Джавахарлал Неру, но по виду не Неру, это точно. Так вот о регулировщиках.

Как они умудряются выжить в аду индийского перекрестка – для меня загадка. На индийской улице вообще воздух такой, как будто за тобой постоянно ходит кто-то зловредный и жжет у тебя под носом кусок резины.

А уж как они умудряются разруливать пробки в которых мешаются в кучу легковушки, грузовики, медитирующие коровы, пешеходы, велорикши, моторикши, мотоциклы и рабочие, которым внезапно тут же пришло в голову долбить асфальт – один Ганеша знает. Теперь я понимаю, почему почти у всех индийских автомашин вдоль всего корпуса идут параллельные ржавые борозды – гордый след пролезания верблюда сквозь игольное ушко. При мне как то один такой хавильдар-майор полиции, со звездами на погонах больше, чем у Героя Советского Союза, слез со своего памятника, протиснулся сквозь пробку к велорикше, который замечтался, глядя как долбят асфальт, отвесил ему хороший звонкий подзатыльник и движение возобновилось. А вы говорите – штрафы! В общем, уважайте труд гаишников.

Horn please, или ПДД по индийски

Пожалуйста, гудите! Эта надпись, как лозунг красуется на задах почти всех индийских авто. Иногда даже выложена мигающими лампочками. И индийцы гудят. О, боже, как они гудят! Долго, мелодично, с подвыванием. Если вы собираетесь на узкой дороге обогнать попутную машину – начинайте гудеть и мигать фарами за пятьсот метров до нее – вам обязательно уступят дорогу (индийские шоферы недисциплинированны, но вежливы). Если вы и так сможете разъехаться – гудите просто так, от радости встречи, от полноты чувств.

Если ночью на узкой трассе вы на пределе видимости увидите вдалеке свет фар встречного транспорта – гудите что есть мочи, бешено фарьте ему: ближний-дальний-ближний-дальний свет. А на подходе к нему поворотником покажите с какой стороны вы хотите его объехать (хотите по встречной, хотите –нет, интенсивность движения по встречной – не в счет).

Настройтесь на поездку, или что почитать в дороге

Скоротать время в дороге помогает книга. Об Индии написано много, изданы путеводители, лучший, конечно, Lonely Planet. 

Но я хочу сказать не об этом. Перед поездкой в страну, на мой взгляд, важнее настроиться на её волну, попробовать ощутить биение ее сердца. И с этой точки зрения конечно хорош Киплинг (несмотря на весь его колониальный Пафос и репортерство), перечитайте роман «Ким», многое из того что описано там не потеряло своей актуальности за сто лет. Далее, полистайте Джавахарлала Неру «Открытие Индии» если хотите взглянуть на историю Индии изнутри. Как справочник, хороша книжица «Индия. Карманная энциклопедия» из серии Муравей-Гайд нашего Института стран Азии и Африки. В ней нет того взгляда свысока на азиатов, которым грешат переводные путеводители. 

А я, давно мечтая увидеть храмы Кхаджурахо взял с собой «Лезвие бритвы» Ефремова. Там Кхаджурахо описано так, что закрыв глаза, видишь наяву эти храмы, их статуи в мареве горячего воздуха.

Санков Всеслав

01.04.2004



Прочитайте еще про Отдых в Индии:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.